Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура «акта социального действия» – цепь из 4х элементов: цель, средство, условия и социальные нормы.





Психологический подход к структуре социального действия заложен в понимании внутренней структуры акта действия.

Из чего следует что, в представленной структуре акта социального действия отсутствуют такие элементы как предмет и результат деятельности. В силу этого, действия социального субъекта лишены объективности, детерминированности со стороны природы и общества.

Кроме этого, Парсон отмечает, что источником динамичности аспекта социального действия является напряжение между двумя порядками элементов: нормами и условиями. «Как процесс, действие есть деформация элементов условий в направлении конформности с нормами». Сами же нормативные элементы существуют, не иначе как «только в мысли субъекта». Отсюда следует, что идеальный тип действующего субъекта – человек приспособленец, ориентирующийся в своей деятельности не на изменения окружающей среды и своего социального поведения, а на то, чтобы строго блюсти предписанные законной властью социальные нормы.

Концепция «акта социального действия» Парсона игнорирует механизм деятельной детерминации, ориентируясь на адаптацию, приспособление индивида к существующим условиям, а не на выявление активно творческого начала в индивидуальной и групповой деятельности.

Деятельность – не только синтез элементов структуры и диалектическое единство материального и духовного, бытия и сознания. Это субстанция бытия человека, где, по сути, снимается противоположность бытия и сознания.

В отличие от акта деятельности по Парсону, синтезирующим в себе начало (цель), середина (средство), конец (результат) и обладающим в силу этого, импульсом к самодвижению, акт социального действия лишен своей субстанции, представляет собой что-то неустойчивое. Акт социального действия – не деятельность человека, а поведение личности.

Деятельность- звено, связующее родовую сущность человека с его индивидуальным эмпирическим бытием. Противоречия, которые встречаются в жизни индивида, возникают в результате дисгармонии цели и средства. Хуже всего, когда в качестве средства используется другой человек.

Деятельность индивида существенным образом осуществляется его взаимодействием с другими индивидами, конкретно-историческим характером общественных отношений, типом нравственности.

Признание деятельности в качестве субстанции сущности человека представляет возможным говорить об индивидуальной сущности человека. Каждому отдельному индивиду присущ неповторимый симбиоз элементов структуры деятельности: цель, средство, предмет, результат. Над этим симбиозом, надстраиваются нравственные взгляды, его социальные и духовные потребности, его образ жизни. Содержательный потенциал структуры деятельности выражает индивидуальную сущность человека, базис проявления индивидуальных свойств его личности.

Превращение труда из «деятельности в бытие», Маркс характеризует деятельность как становящееся бытие, как творческий акт преобразования действительности, стержнем которого выступает не сам по себе результат, а процесс и способ деланья, процесс превращения бытия – в себе в бытие для человека, процесс антропологизации окружающего мира. Человек должен заботиться, чтобы не навредить себе, т.к. Земля все больше превращается из сферы обитания и источников средств существования человека в продукт его преобразующей деятельности. (Надо обратить внимание на гармонизацию деятельности с природой). То есть деятельная сущность человека заключается в творчески преобразующей роли человека в мире. Если отнять у человека деятельность, он перестанет быть самим собой и превратиться в бессодержательный фрагмент бытия мира.

Творению добра могут способствовать только гармонично соединенные цели, средства и результат деятельности общественно-ориентированного субъекта деятельности.

Между актом деятельности и процессом деятельности не существует структурного различия. И там и там существуют одни и те же структурные элементы: субъект, цель, средство, предмет, сама деятельность и результат.

Процесс деятельности отличается от акта деятельности количественным разнообразием средств, предметов, способов деланья, условий деятельности. Так один и тот же вид деятельности – изготовление скульптуры, может быть исполнен из гранита, мрамора, бронзы, но все они, не выходят за пределы структуры деятельности, которая имеет начало, середину, конец, и может быть выполнена различными способами: вручную, станком, откалыванием камня. Результат может удовлетворять или не удовлетворять эстетическим потребностям людей, но он представляет собой конец акта деятельности.

Изготовление скульптуры может длиться 1,3, 5 лет, но независимо от длительности, не выходит за пределы акта деятельности: желаемая цель достигнута в результате деятельности. Но сам процесс изготовления не может быть актом деятельности. Для этого нужен результат.

Акт деятельности – творческий процесс с использованием средств и предметов для достижения избранной цели. (Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас). Полученный результат приносит временное удовлетворение творцу, а вот не завершенный процесс оставляет открытым вопрос о конечной цели движения, побуждая к сотворчеству новых продолжателей процесса, вовлекая новые средства, изменяясь в новых условиях, обогащая тем самым и конечную цель деятельности. В этом и состоит различие между актом деятельности и актом социального действия.

1. Все то, что не имеет структуры, кратковременно.

2.Акт социального действия – не затрагивает глубинных основ общественного бытия, ориентируясь на соблюдение социальных норм и нравственных устоев.

3.Акт социального действия – ориентирован на достижение промежуточных второстепенных целей.

Акт деятельности и деятельность как процесс однотипны по своей структуре, но во втором случае структурные элементы (цель, средство, результат), существуют лишь абстрактно, грани между ними размыты, начало, середина и конец растянуты во времени, не зафиксированы в пространстве. Аналогия - полет стрелы и полет бабочки. Стрела летит по строго обозначенной линии, а мотылек как хочет. Именно на различии процесса деятельности и акта деятельности осуществляется классификация видов деятельности.

По М.С. Кагану существуют следующие виды деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. Но такое огромное число видов деятельности можно ли втиснуть в эти 4 вида? Нет – стоит только провести качественный анализ.

М.С. Каган выделяет подвиды преобразовательной деятельности: а) труд, б) преобразование общества, в) преобразование человека.

Начинаем качественный анализ. И тогда получается, что труд отличается от других видов деятельности жесткой зависимостью субъекта от средств и предмета деятельности, меньшей возможностью маневрировать средствами. Деятельность по преобразованию общества отличается большей гибкостью использования экономических, политических, технических, идеологических средств, более жесткой зависимостью от интересов классов, социальных групп, национально-этнических общностей.

Поведение – отношения между субъектами (коммуникативная деятельность по Кагану) отличается размытостью структуры. Это не действие, а взаимодействие «по поводу», не затрагивает основ деятельности. Вообще-то это не деятельность, а отношение между людьми в процессе деятельности, рассматриваемое через призму правовых и нравственных норм.

В исторически изменяющихся типах материальной и духовной культуры изменяются виды деятельности, совершенствуются средства деятельности, но остается неизменным функциональное предназначение элементов структуры деятельности. Так, передвигается человек на самолете, на осле – это средство передвижения. Добывает шахтер уголь молотком, комбайном, струей воды – уголь – результат труда, а лава – предмет труда.

Вид деятельности – вполне определенный факт бытия человека, обозначающий переход бытия человека в бытие личности (в этом глубокий философский смысл, выявленный Каганом), а структура акта деятельности – всеобщий методологический принцип, для исключительно философского анализа сущности человека.

Итак, исходная «клеточка» общественного бытия – акт деятельности, содержит бесконечное многообразие проявлений эмпирического бытия человека, являющегося предметом изучения конкретных общественных наук – психологии, социологии, педагогики и др.

Деятельность – универсальный, принадлежащий исключительно человеку принцип его бытия. По словам И. Фихте: Действовать! – вот для чего мы существуем. Действовать – чтобы существовать, а существовать, чтобы действовать. Из вышесказанного вытекает вывод:

Общественное бытие человека – это жизнь в обществе. Субстанцией общественного бытия является человеческая деятельность. Единство деятельности и общественных отношений образуют способ общественного бытия человека. Как не бывает деятельности вне общественных отношениях, также не бывает общественных отношений вне деятельности.

Социальные отношения развиваются на основе понимания человека как субъекта трудовой деятельности. Общество нуждается и требует от человека общественно-полезной деятельности, в результате чего и сам человек может выжить, извлекая пользу из этой деятельности для себя. Это и материальные средства, и моральное удовлетворение от любимого занятия, от необходимости осуществляемой деятельности людям и обществу в целом, что является неотъемлемыми потребностями человека, без удовлетворения которых он не сможет выжить и обрести смысл жизни.

Выбор целей и средств деятельности зависит от потребностей человека, которые могут быть разумными или нет. Степень разумности устанавливает общество, подразумевая под разумными потребностями жизненно необходимые, а под неразумными - являющиеся прихотью человека, излишества, которые человек хотел бы иметь, но вполне мог бы обойтись без желаемого в повседневной жизни. Если процесс деятельности не завершен, не достигнута цель или не получен результат, то человеку приходится прибегать к сотворчеству, таким образом, он снова взаимодействует с обществом. Социум формирует у человека осознанность своих инстинктов и естественных потребностей, приводя, таким образом, к осознанию необходимости воспитания, образования, самосовершенствования, формирования личности и мировоззрения у человека так, чтобы это было полезно обществу. Прогресс общества – результат социальной деятельности человека.

Духовное бытие человека

Духовность, что это? Конечно, духовность от души. В пьесе Горького «На дне» Сатин говорит: «Человек – это звучит гордо, не жалеть, уважать надо человека». Все творчество Горького может служить образцом формирования духовного бытия человека. Вот еще слова Горького: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном движении к лучшему – истинное счастье… Стремление вперед – вот цель жизни. Пусть вся жизнь будет стремлением, и тогда в ней будут высокопрекрасные часы». Наличие идеала – дает движение, является смыслом жизни, к которому человек стремится сознательно, преднамеренно и бессознательно, инстинктивно.

Духовное бытие – это и сознательное, и бессознательное стремление к преодолению материального, интеллектуального уровня индивидуального и общественного бытия во всех формах бытия: в искусстве, литературе, религии, философии, производственной деятельности. Конечно, между сознательным и бессознательным стремлением существует различие по принадлежности: если сознательное стремление – феномен духовного, то бессознательное стремление – феномен душевного опыта.

Как же существует духовное бытие: объективно или субъективно, постоянно или прерывисто, рядом с материальным бытием или в нем? Выделить духовность из потока жизнедеятельности практически очень трудно. Во «Введении в философию» выделяют 2 вида духовного бытия: а) индивидуализированное и б) объективированное.

Специфика индивидуализированных форм духовного бытия заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Но это не означает обязательной «смерти» всех результатов деятельности сознания. Сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую надындивидуальную духовную форму, т. е. передаются другим людям в процессе общения.

Бессознательное в жизни индивидов есть выражение не духовного бытия, т.к. в нем в равной степени проявляется как стремление к возвышению подлинно человеческого бытия, так и стремление к выражению животных форм бытия.

В науке на сегодняшний день существуют трудности в определении духовности. Но если бессознательное признать духовным, следовательно, все живые формы можно наделить духовностью. Т.е. должны согласиться с Ф.Ницше – признать волю к власти универсальным двигателем прогресса. Так ли это?

Но можно ли согласиться и с тем, что духовность – это все формы сознания? Сознательная деятельность наркомана, алкоголика - это духовность?

Объективированное духовное существует вне отдельных индивидов, в различных формах духовной культуры, материализуется в языке, в звуках, в словах, в телодвижениях…

Наиболее ярким примером объективированного духовного является воплощение в жизнь идей справедливости, добра, красоты, истины. Материальные носители объективированного нравственного духовного – это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, мрамор и бронза статуй, фильмы, картины, ноты).

Специфика объективированного бытия духовного состоит в том, что его фрагменты и целые сочинения могут сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.

Духовная жизнь общества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь в целом – это и есть объективированное духовное бытие.

Количественно и качественно духовное бытие, феномен духовности рассредоточен крайне неравномерно среди различных социальных и профессиональных групп общества.

Количественно наибольшей мерой духовности обладают священнослужители, религиозные фанатики. Но качественно эта духовность не выдерживает критики: она не всегда есть стремление к возвышенному, к красоте многостороннего развития личности. Духовность религиозного деятеля скована религиозными догмами, иерархией церковных чинов. Качеству духовности можно позавидовать духовенству и интеллигентам. Большинство из них не поддаются искушениям деньгами, доходным должностям, не впадут в духовную нищету алкоголизма, наркомании.

Духовные люди – честные, образованные, последовательные в реализации своих жизненных идеалов, способные жертвовать материальным состоянием во имя достижения гуманных целей.

В силу многократности феномена духовности и ее интерпретации в различных культурах, тема духовного бытия не поддается систематизации. Рост или уменьшение объема духовного бытия в жизни каждого народа или больших групп людей не находятся в прямо пропорциональной зависимости от условий общественного прогресса. Дикие племена молились Богу, боролись со злыми духами, но это не сказывалось на улучшении их жизни, или перед войной – а где духовность? В США самый высокий уровень прогресса – при этом низкий уровень образования, недооценка морали.…

В диалектико-материалистической концепции, соотношения материи и сознания общественное бытие представляется первичным, а общественное сознание, следовательно, и духовное бытие вторичным.

Марксизм обогатил общественное сознание путеводным идеалом, и этот идеал ценится намного выше материальных благ, или биологических ценностей, т.е. ценность духовного бытия выше ценности общественного бытия.

Сущность человека

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о нем. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в самоопределение любого предмета и без этого невозможно вести разговор о его функциях и значении.

В истории развития науки философии ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличить от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии, и по потребностям и т.д. При этом нельзя не заметить, что в этом случае сущность человека пытаются определить, исходя не из самого человека, а, апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида. Однако с методологической точки зрения такой прием оказывается не совсем правомерным. Ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренним законом его собственного существования. Хотя сущность человека и отличает его от животных, но не все отличительные признаки человека являются существенными, раскрывающими его сущность.

Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек – существо физическое, телесное, подчиненное всем законом биологии и физиологии. Он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев. Человек детерминирован своим прошлым. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Сознание, разум и свобода присущи человеку.

Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы. Определение сущности человека имеет большое методологическое значение, от понимания сущности человека во многом зависит направленность исследования, субординация различных сторон бытия человека. Далее следует разобраться в трех основных версиях сущности человека:

Версия 1. Сущность человека духовна.

Эта версия характерна для всех религиозных и эзотерических учений. В соответствии и в ней истинная самость человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так в соответствии и христианством Бог наделял человека единством духа и души, способным подниматься над инстинктами и телесными требованиями, а так же над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью и способен заглушать свои потребности. В соответствии с эзотерическими учениями истинное «Я» человека – духовная монада – просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для совершенствования.

Версия 2. Сущность человека – разум.

Эта версия полагает, что разум – особая самостоятельная инстанция, и человек отличается от животных именно разумом – умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе, удовлетворения своих социальных потребностей.

Версия 3. Сущность человека – предметно-деятельная социокультурная.

Выдающуюся роль в утверждении этой версии сыграли работы К. Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспосабливается к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает вторую «очеловеченную» природу – мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как человек разумный и свободный, ибо творит «по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты».

Важно не забывать того что, являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным.

Он не сможет трудиться вне общества. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, со складыванием социальных групп и удовлетворением своих потребностей. Поэтому сущность человека – это совокупность всех общественных отношений и удовлетворение потребностей представителя общества.

Человек представляет собой целостное единство биологического, психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – личности.

Личность – мера цельности человека. Без внутренней цельности нет личности. Понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.

Человеческое общество – высшая ступень организации живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

Человек – субъект общественно-исторической деятельности и культуры, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи, высшей ступенью развития живых организмов на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостность многосложной биосоциальной системы.

Степень свободы человека зависит от характера и уровня развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека тесно связана со свободой общества. С другой стороны свободное развитие общества зависит от свободного развития каждого из его членов, (свободное развитие каждого является условием свободного развития всех).

Смысл жизни человека раскрывается в многообразных видах деятельности - в труде, воспитании семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и т.д. При этом труд и производство - не самоцель, а необходимая предпосылка и реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, то есть имел реальную возможность свободно развиваться как творчески деятельная личность.

Назначение каждого человека не в том, чтобы готовить себя к «потусторонней жизни», и не в том, чтобы стремиться к неограниченному удовлетворению своих биологических потребностей и инстинктов, а в том, чтобы всесторонне развивать свои физические и духовные силы, все свои способности. В борьбе за земные цели, за создание достойной человека жизни, в борьбе со многими формами зла формируется человек большой души, светлой мечты, преисполненный веры в значительность выбранных им ценностей, ради которых стоит жить.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.