|
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС)Стр 1 из 9Следующая ⇒ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС) УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Титульный лист (заполняется согласно требованиям образовательного учреждениям) Утверждена (где, когда и кем)____________________________________________________ Название_____________________________________________________________________ Возраст детей 6-7 лет___________________________________________________________ Срок реализации 201…-201… учебный год_________________________________________ Автор программы______________________________________________________________ Программа составлена на основе программы…__________________________________________________________________ Город________________________________________________________________________ Год разработки________________________________________________________________
Экологический клуб «Почемучки» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Содержание
1. Пояснительная записка.............................................................................................. 3 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности 7 3. Тематический план 1-4 класс................................................................................. 17 4.Содержание программы 1-4 класс............................................................................ 19 5.Список литературы.................................................................................................... 24 6.Приложение:............................................................................................................... 25 6.1 Протокол результатов опросного листа №1 «Что я знаю о природе?» 1 класс 26 6.2 Опросный лист №2 «Что я знаю о природе?» Протокол результатов опросного листа №2 1 класс.................................................................................................................. 26 6.3 Тест «В гостях у осени» 2 класс........................................................................... 27 6.4 Тест «Какие бывают растения?» 2 класс............................................................. 28 6.5 Тест «Как живут растения? 2 класс...................................................................... 30 6.6 Тест «В гости к зиме» 2 класс............................................................................... 31 6.7 Тест «В гости к весне» 2 класс.............................................................................. 32 6.8 Тест «Природа в опасности» 2 класс.................................................................... 34 6.9 Тест «Вода» 3 класс................................................................................................. 35 6.10 Тест «Воздух и его охрана» 3 класс.................................................................... 36 6.11 Тест «Природа моего края» 3 класс..................................................................... 38 6.12 Тест «Природа в опасности» 3 класс.................................................................. 38 6.13 Тест «Наши подземные богатства» 4 класс........................................................ 39 6.14 Тест «Поверхность и водоёмы нашего края» 4 класс........................................ 40 6.15 Тест «Какие бывают животные?» 4 класс.......................................................... 40 6.16 Тест «Какая бывает промышленность?» 4 класс.............................................. 43 6.17 Проба на определение количества слов в предложении 1 класс..................... 44 6.18 Левая и правая сторона 1 класс........................................................................... 44 6.19 Выкладывание узора из кубиков 1 класс........................................................... 45 6.20 Методика «Кодирование» 2 класс....................................................................... 47 6.21 Задание «Рукавички» 2 класс.............................................................................. 47 6.22 Построение числового эквивалента или взаимно- однозначного соответствия 2 класс...................................................................................................................................... 48 6.23 Методика «Кто прав?» 3 класс............................................................................ 49 6.24 Проба на внимание 3 класс................................................................................. 50 6.25 Методика «Репка» 3 класс.................................................................................... 51 6.26 Диагностика универсального действия общего приёма решения задач 1-4 класс...................................................................................................................................... 52 Пояснительная записка Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. [1, с.23]. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. [1, с.18]. Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание. В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. На наш взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа «Почемучки» основывается на принципах. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион. Новизна программы «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. Содержание программы «Почемучки», реализуется через заседания экологического клуба и интегрирует в себе следующие курсы: «Окружающий мир», научный руководитель Р.Г Чуракова, УМК «Перспективная начальная школа». Возможности данного УМК позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Цели программы «Почемучки»: - формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры); - формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира. Задачи программы: Обучающие: - расширять представления об окружающем мире; - формировать опыт участия в природоохранной деятельности; - формировать ответственность за свои поступки; Развивающие: - развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы; Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в гимназии для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс). Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как: 1) русский язык; 2) литературное чтение; 3) окружающий мир; 4) технология; 5) изобразительное искусство. Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок гимназии и учреждений дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия города, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии. Содержание программы «Экологический клуб «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие. Программа «Экологический клуб «Почемучки» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 138 часов, 1 час в неделю.
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4]. Основанием для «планируемых результатов » к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования НМОУ «Гимназия № 44». Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов: Личностные - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - эстетические потребности, ценности и чувства; Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия -предвосхищать результат. - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. - установление причинно-следственных связей; В программе «Экологический клуб «Почемучки» описаны требования к обучающимся по годам обучения. К концу первого года обучения школьники должны знать: 1.Секреты живой и неживой природы 2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города 3. Нравственные правила обращения с объектами природы К концу первого года обучения школьники должны уметь: 1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов. 2.Оказывать помощь птицам в зимнее время 3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе К концу второго года обучения школьники должны знать: 1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики 2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края 3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой Формы учёта знаний, умений В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы Класс Класс Тест «В ГОСТИ К ОСЕНИ» ВАРИАНТ 1 ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Запиши по порядку следующие за осенью времена года:
Осень, _________, _________, __________.
2. Обведи кружком букву правильного ответа. Осенью: а) день становится короче; б) солнце встает раньше; в) ночь становится короче.
3. Какое основное осеннее изменение происходит в неживой природе? Обведи нужную букву. а) потепление; б) грозы; в) похолодание; г) начало учебного года; д) листопад.
4. Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.
5. Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами.
Голубь, аист, стриж, ворона, клёст, сорока, грач, жаворонок.
*6. Обведи кружком букву правильного ответа. Первыми на юг улетают: а) водоплавающие; б) насекомоядные. Класс Что такое экология? а) наука о животных б) наука о растениях в) наука о бережном отношении к окружающему миру г) наука о космосе
Когда отмечают День Земли? а) 22 апреля б) 2 декабря в) 1 января г) 7 марта
Класс Класс Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия. Возраст: 10-11 лет. Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата. Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6, я), другому — карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому. - продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами; - способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги; - умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; - способа взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи; - эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное. Уровни оценивания: 1. Низкий уровен ь: узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера. 2.Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание. 3.Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (Нарисованную дорогу)с образцом.
Формы подведения итогов
В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания. Тематический план программы Класс
Класс
Класс
Класс
Содержание программы Класс
Класс
Класс
Класс
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|