|
И оценка эффективности коррекционного воздействия программы
В обследовании принимали участие 16 родителей детей с ОВЗ (диагнозы детей различны: ДЦП, умственная отсталость, аутизм и т.д.), 8 из них были участиками программы, а 8 выступали в качестве контрольной группы. Предварительным этапом обследования стала первичная структурированная беседа с родителями детей с ОВЗ. Полученные данные были использованы нами с одной стороны для планирования коррекционной работы с родителями и родительской группой и, с другой стороны, в качестве первичной диагностики, результаты которой сравнивались позднее с результатами заключительной диагностики и использовались для оценки эффективности нашей программы. Вопросы касались представлений родителей о происхождении заболевания, испытываемых трудностях и ожидаемой помощи. В беседе также выяснялось, когда родители впервые узнали о заболевании ребенка. Беседа показала, что большая часть родителей узнали о заболевании своего ребенка по признакам запаздывающего развития. Об умственной недостаточности ребенка 46% родителей стало известно в детском саду. 30% родителей в качестве причины заболевания указали влияние наследственности, 14% видят причины в особенностях протекания беременности. 9% родителей испытывали чувство вины, которое перерастает в страдание по поводу тех поступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка (с этими родителями была проведена индивидуальная работа на проработку данного чувства). 8% родителей обвиняли в болезни ребенка супруга (его алкоголизм, рукоприкладство) – с данной категорией родителей так же проводилась индивидуальная работа. Беседа с женщинами показала, что 40% мужей с пониманием отнеслись к происходящему, 60% - отрицательно, что в 20% случаев привело к распаду семей. Большинство опрошенных родителей к будущему относились пессимистически («О будущем стараюсь не думать», «Не вижу выхода», «Не могу даже говорить»). Обработка данных беседы показала, что основными потребностями родителей детей с ОВЗ являются следующие: - потребности в психологической поддержке специалистами – все желающие стали участниками нашей программы - в семейной и социальной помощи – они получили помощь семейного психолога и социального педагога нашего Центра - в информации о том, как обучать ребенка игре, развивать его, справляться с повседневными трудностями и т.д. – на основании этого нами были разработаны и проведены индивидуальные консультации - в финансовой и социальной поддержке – они получили консультационную помощь юриста нашего Центра. Первый этап обследования состоял в определении личностных характеристик родителя. Анализируя результаты входящей и заключительной диагностики по проективному восьмицветному тесту Люшера, можно сделать следующие выводы: - при первичной диагностике при выборе цветового ряда большинство родителей обнаружили тревожность того или иного уровня. Более половины случаев – тревожность ситуационного характера. В единичных случаях – высокий уровень тревожности; - сравнивая результаты первичной и заключительной диагностики, можно сделать вывод о том, что реализация программы «Шаг вместе» способствовала снижению уровня тревожности у родителей, которые принимали участие в программе (подробные результаты представлены в таблице 1 и 2, 3 и 4).
Таблица 1 Уровень тревожности родителей по проективному тесту Люшера (экспериментальная группа родителей) в % Результаты первичной диагностики.
Таблица 2 Уровень тревожности родителей по проективному тесту Люшера (экспериментальная группа родителей) в % Результаты заключительной диагностики.
Таблица 3 Уровень тревожности родителей по проективному тесту Люшера (контрольная группа родителей) в % Результаты первичной диагностики.
Таблица 4 Уровень тревожности родителей по проективному тесту Люшера (контрольная группа родителей) в % Результаты заключительной диагностики.
Анализируя результаты первичной и заключительной диагностики по методике «Типовое семейное состояние» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого можно сделать следующие выводы: - все родители, по результатам первичной диагностики, или не удовлетворены семейным состоянием, или испытывают нервно-психическое напряжение, семейную тревогу - после прохождения родителями программы ощущение своего семейного состояния у родителей улучшилось по все шкалам (подробные результаты см. в таблицах 5-6) Таблица 5 Тип семейного состояния экспериментальной группы по методике «Типовое семейное состояние» Э.Г Эйдемиллера, В.В.Юстицкого (в %)
Таблица 6 Тип семейного состояния контрольной группы, выявленный по методике «Типовое семейное состояние» Э.Г Эйдемиллера, В.В.Юстицкого (в %)
Анализируя первичные родительские сочинения на тему «Я как родитель», можно сделать следующие выводы: - ведущим жизненным мотивом большинства родителей детей с ОВЗ стал поиск путей сближения и правильное воспитание детей, тревога за их будущее. - в каждом рассказе родители проецировали свои эмоции. Значительная часть родителей испытывает чувства вины и тревоги, которые нередко перерастают в самообвинение по поводу тех поступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка. Многие родители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка, их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному, как следствие у них возникают реакции разочарования, отрицания и обвинения, которые появляются из-за ощущения беспомощности и безысходности. Чувство любви к ребенку сопряжено с самопожертвованием. Анализируя заключительные родительские сочинения, заметно, что родители экспериментальной группы, описывая своего ребенка, стали чаще использовать слова - добрый, мой, любимый, радостный, активный. Итак, после пройденной программы, образ ребенка в восприятии родителя стал более позитивным. Произошли и статистически значимые изменения в описании действий ребенка. Родители стали чаще использовать слова: любит, целует, помогает, жалеет, обнимает, ласкается. Улучшились также реакции родителей на детское поведение. Родители стали больше показывать положительных чувств по отношению к ребенку. Появились личные жизненные мотивы.
Следующий этап обследования состоял в диагностике семейной адаптации и сплоченности. Анализируя результаты входящей диагностики по тесту Олсона, можно сделать следующие выводы: - По шкале «Семейная сплоченность» родители детей с ОВЗ показали высокие результаты по двум крайним типам: разобщенному типу семьи и чрезмерно сплоченному. Как правило, в семье с высоким уровнем сплоченности много центробежных сил, крайности в требованиях эмоциональной близости и лояльности, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга. Различия в точках зрения не поощряются. У членов семьи мало личного жизненного пространства и невысокая степень дифференцированности друг от друга. Семья как система имеет жесткие внешние границы с окружающими и слабые внутренние. При разобщенном типе семьи члены семьи крайне дистанцированы, почти не испытывают привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они редко проводят время вместе, не имеют общих друзей и интересов. Им трудно решать жизненные проблемы, оказывать друг другу поддержку. - По шкале «Семейная адаптация» родители детей с ОВЗ показали высокие результаты по типу «ригидная семья», это говорит о том, что семья перестает отвечать на жизненные задачи, отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации.
Анализируя результаты заключительной диагностики по тесту Олсона, можно сделать следующие выводы: - По шкале «Семейная сплоченность» родители экспериментальной группы стали отходить от крайних типов семейной сплоченности, что говорит о том, что семья стала выходить на новый уровень отношений, сочетая собственную независимость и тесную связь со своей семьей. - По шкале «Семейная адаптация» родители экспериментальной группы показали снижение показателей по типу «ригидная семья» в сторону «структурированного типа семьи», что может говорить о том, что члены семьи стали учитывать мнение детей и способны обсуждать общие проблемы.(подробные результаты см. таблицы 7 и 8) Таблица 7 Тип семейной адаптации и сплоченности по тесту Олсона экспериментальной группы (в %)
Таблица 8 Тип семейной адаптации и сплоченности по тесту Олсона контрольной группы (в %)
Заключительный этап нашего обследования состоял в диагностике отношения родителя к ребенку.
Анализируя результаты входящей диагностики по тесту – опроснику родительского отношения А. Я. Варги и В.В.Столина, можно сделать следующие выводы: - ребенок с ОВЗ эмоционально отвергается родителями, воспринимается как инфантильный, личностно и социально несостоятельный, неприспособленный и неумелый (что часто выливается в родительское раздражение, нетерпимость, унижение достоинства ребенка). - однако часть родителей стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком: излишне опекают его, ограждают от всего, испытывают за него огромную тревогу. - качественный анализ содержания ответов показал, что родителям детей с ОВЗ очень часто бывает трудно определить меру строгости и требовательности к ребенку. - родительские установки противоречивы – с одной стороны, они могут опекать ребенка, проявлять о нем чрезмерную заботу, с другой – испытывать раздражение по поводу ребенка, считать свою жизнь принесенной ему в жертву.
Анализируя результаты заключительной диагностики по тесту-опроснику родительского отношения, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе уменьшилось количество родителей с высокими показателями по шкалам «принятие-отвержение» и «симбиоз» (подробные результаты см. в таблице 9,10) Таблица 9 Стиль родительского отношения в экспериментальной группе, выявленный по тесту-опроснику (в %)
Таблица 10 Стиль родительского отношения в контрольной группе, выявленный по тесту-опроснику (в %)
Анализируя результаты входящей диагностики по опроснику «Типы воспитания», можно сделать выводы о том, что: - большинство родителей детей с ОВЗ воспитывают детей по неэффективному типу воспитания (в культе болезни, гиперопекой и т.д) Анализируя результаты заключительной диагностики, можно сделать вывод о том, что: - у родителей экспериментальной группы произошло уменьшение показателей неэффективного типа воспитания детей (подробные результаты см.в таблице 11 и 12)
Таблица 11 Типы воспитания в экспериментальной группе, выявленный по опроснику «Типы воспитания» (в %)
Таблица 12 Типы воспитания в контрольной группе, выявленный по опроснику «Типы воспитания» (в %)
Анализируя результаты входящей диагностики метода «Незаконченный рассказ», можно сделать следующие выводы: - большинство семей, в которых живет ребенок с ОВЗ являются дисгармоничными (такие родители, как правило, приписывают ребенку несуществующие у него качества, не учитывают личностные особенности ребенка, при этом они уверены, что очень хорошо знают своего ребенка. Недостатки ребенка воспринимаются), неадекватными (она проявляется в приписывании ребенку несуществующих качеств), ригидными (проявляется в негибкости в общении с ребенком). Анализируя результаты заключительной диагностики, можно сделать следующие выводы: - % дисгармоничных семей экспериментальной группы уменьшился; неадекватность семей родители изменилась в сторону адекватности (восприятие индивидуальных особенностей ребенка); ригидность ушла в сторону динамичности (родительская позиция стала способной меняться); увеличился % прогностичности семей (родители стали способными предвидеть перспективы дальнейшего развития ребенка, они научились планировать способы взаимодействия с ребенком с учетом его развития) (подробные результаты см. таблицы 13 и 14) Таблица 13 Типы семьи и родительских позиций в контрольной группе, выявленные по методу «Незаконченный рассказ» (в %)
Таблица 14 Типы семьи и родительских позиций в контрольной группе, выявленные по методу «Незаконченный рассказ» (в %)
Заключительная беседа с родителеями детей с ОВЗ была направлена на изменение внутреннего состояния родителей после прохождения ими программы, на выяснение родительского отношения к тому, что она им дала. Родители отмечали, что стали более спокойными, понимающими своих детей и то, что с ними происходит, уверенными в том, что у них, у их семьи и ребенка есть позитивное будущее. В процессе работы со специалистами они почувствали, что их слушают и слышат, их понимают, их проблемам готовы помочь, многие из поставленных проблем и вопросов разрешились, а у нерешенных наметились пути решения. Многие изх родителей отмечают то, что нашли хороших друзей в родительской тренинговой группе, а остальные говорят о том, что почувствовали поддержку группы. Родители говорили, что «стали смотреть на мир другими глазами», «почувствовали себя нормальными людьми». Таким образом, анализируя результаты входящей и заключительной диагностик, можно сделать вывод о том, что у родителей произошло значительное снижение чувства тревоги, вины, стыда, комплекса негативных переживаний, связанного с рождением ребенка с ОВЗ; повысился уровень удовлетворенности семейным состоянием, снизился уровень нервно-психического напряжения, тип семьи перешел в более оптимальный по взаимодействию; родительское отношение и тип воспитания изменились в сторону эмоционального принятия ребенка. Исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности коррекционного воздействия данной программы.
Приложение 1 ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|