Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры





Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

 

 


Введение

 

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагоги считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания и развития ребенка.

Большой вклад в изучение проблемы игры и развития навыков общения и коммуникативных умений у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и др.

Проблема развития коммуникативных умений в настоящее время разрабатывается М.И. Лисиной. В ее концепции общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы: Г.М. Андреева, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский и др.

Актуальность данной работы состоит в том, что сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

В сюжетно-ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.

Цель:теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста(5 лет), воспитанников ДОУ, средствами сюжетно-ролевой игры.

Объект: процесс сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

Предмет: развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста(5 лет), воспитанников ДОУ, средствами сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза:средства сюжетно-ролевой игры влияют на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста, воспитанников ДОУ.

Цель, предмет и гипотеза позволяют определить следующие задачи:

. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

. Рассмотретьособенности развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

. Определить этапы, подобрать методы и методики исследования уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

. Охарактеризовать выборку испытуемых и проанализировать результаты исследования уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

. Разработать и внедрить программу развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.

В данной работе использовались следующие методы исследования:

. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

. Изучение опыта педагогической практики по данным, представленным в психолого-педагогической литературе.

. Изучение документации на детей, участвовавших в исследовании.

. Проведение психодиагностического исследования.

. Анализ полученных результатов.

База исследования: МДОУ детский сад №12 п. Ново-Синеглазово.

 


Теоретическое обоснование исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе

Опытно-экспериментальное исследование развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Содержание опытно-экспериментального исследования

 

Эксперимент - центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогике и педагогической психологии. Для эксперимента характерно активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта [26, с. 267].

Одной из наиболее эффективных и распространенных форм эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменения психики испытуемого в процессе активного воздействия на него. Он позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития, определяя возможности оптимизации этого процесса [7, с. 124].

На констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента (в ноябре 2006 г.) был выявлен уровень развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (воспитанников МДОУ №12 п. Ново-Синеглазово). На формирующем этапе психолого-педагогического эксперимента (в ноябре 2006 г. - марте 2007 г.) были проведены занятия по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (воспитанников ДОУ).

С целью подтверждения или опровержения гипотезы данного исследования, была разработана, внедрена и апробирована программа развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Цель программы:развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Задачи программы:

1.формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста;

2.формирование общей активности, коммуникабельности, инициативности;

3.формирование положительной самооценки;

4. создание «ситуации успеха».

Предмет психолого-педагогического развития: коммуникативные умения у детей дошкольного возраста.

Участники программы: дети 5 лет с нарушениями в развитии коммуникативных умений.

Форма работы: индивидуальная и групповая.

Показания к применению: нарушения в развитии коммуникативных умений у детей.

Противопоказаний нет.

Условия реализации:

1. Организационные: для реализации программы необходимо наличие помещения (групповой комнаты); участка для прогулок; игры и игрушки (бумага, карандаши, краски и т.д.).

2. Кадровые: реализация данной программы может быть осуществлена не только педагогом-психологом, но и воспитателем группы. Участие в реализации программы родителей воспитанников.

Основное требование и условие эффективности программы: добровольное участие детей.

Объем программы: 10 занятий; продолжительность одного занятия - от 20 до 30 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Программа состоит из цикла специально организованных развивающих занятий в форме игровой деятельности, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно развивающей среде закрепляются навыки, полученные на развивающих занятиях.

Кроме предлагаемых игр, используемых для групповой работы, были использованы игры для индивидуальной работы с детьми. Помимо участия в групповых занятиях, с детьми проводились игры и упражнения в индивидуальном режиме.

Апробация программы (формирующий эксперимент) проводилась на базе МДОУ Д/С №12 в средней группе в период с ноября 2006 г. по март 2007 г. (в течение 4 месяцев). В реализации программы принимали участие дети в количестве 25 человек, 2 педагога и родители воспитанников группы. С родителями воспитанников данной группы была проведена работа: беседа на тему «Совместная работа педагогов и родителей по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста», в ходе, которой, родителям, были предложены практические рекомендации по развитию навыков общения у детей.

За этот период времени детям было предложено большое количество игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений.

Поскольку, игровая деятельность является ведущей для дошкольников, игры вызвали у детей группы стойкий интерес, они с удовольствием принимали в них участие. Основой развивающей работы стали различные виды сюжетно-ролевых игр. Они использовались не только в предназначенное для игровой деятельности время. Игры использовались на музыкальных, физкультурных занятиях. Игры применялись на различных этапах усвоения материала: в процессе изучения, закрепления, в процессе формирования навыков. Также необходимыми игры оказались в различных режимных моментах, в процессе трудовой деятельности. Игры проводились как со всей группой, так и с подгруппой детей и индивидуально, что, конечно, давало максимальный эффект. Тщательно соблюдался принцип «от простого к сложному», что впоследствии позволило детям самим усложнять правила игр, вносить в них дополнительные элементы, какие-то новые задания, даже придумывать новые игры и сюжеты.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал коммуникативными умениями, необходимо, чтобы он как можно чаще вступал в контакт со сверстниками и взрослыми. Педагогически правильная организация жизни и общения детей в ДОУ позволяет ускорить формирование коммуникативных умений.

Развитию общения в детских садах уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению отдельным элементам игровой деятельности [16, с. 76]. Все это дает положительные результаты, они касаются преимущественно развития речевого общения. Подлинного же развития коммуникативных умений не происходит. На занятиях ребенок, подчиняясь взрослому, запоминает отдельные слова и фразы, игровые действия, но, как правило, почти не использует их вне занятий, общение детей между собой и с окружающими взрослыми крайне скудно. Для развития коммуникативных умений необходимы:

1) общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление

к лидерству;

2) умение преодолевать скованность, застенчивость;

3) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Мы разработали и внедрили систему психологических и педагогических занятий, направленных на развитиеактивности ребенка, формирование навыков общения и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности. Указанные занятия могут быть реализованы в качестве и отдельного направления работы, и составной части различных занятий.

В коррекционно-развивающей программе нами предлагаются три блока работы.

Первый блок. Активизация невербального общения детей.

Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.

Упражнения, а так - же этюды этого блока проводятся в качестве разминки, средства как включения в работу, так и развития. Организуя работу, педагог, и это очень важно, должен создать у детей потребность подражать действиям взрослого.

Второй блок. Активизация общения в речевой деятельности.

Активизация речевой деятельности в общении невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых - обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр - в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

Третий блок. Активизация коммуникативных умений в разных

видах деятельности.

В качестве одного из направлений этого блока мы предлагаем изменение социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды деятельности и сферы общения. Для этого целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путем использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Известно: исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на действия, ожидаемые от него в определенной ситуации.

Взрослому необходимо обращаться к ребенку, стимулируя его игровую деятельность, как бы программируя развитие игры. Необходимо побуждать детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть, она хочет пойти погулять? Узнай у Димы, куда он уезжает? Леночка, попроси бабушку испечь пирог, к нам собираются гости. Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому рекомендуется включать задания, предусматривающие употребление вопросительных предложений. Например, педагог объясняет: сейчас дети по очереди будут задавать друг другу вопросы, и отвечать на них. Задает тему и начинает диалог: «B воскресенье я ходила с дочкой в зоопарк. А ты, Андрей, что делал? Расскажи об этом Диме и задай ему тот же вопрос». Ребенок сначала отвечает на вопрос, а потом сам спрашивает другого ребенка.

Затем можно вводить задания, в которых детям приходится выполнять действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задаются путем словесного описания условий и участников общения. Такие ситуации различаются по степени сложности, поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в их предъявлении. Описание ситуации намечает схему действий ребенка. Например: «Представь, что дети из вашей группы играют в интерес игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы друзья приняли тебя в игру». После нескольких занятий языковые опоры исключаются, и задания предъявляются в другой форме. Роли распределяются так, чтобы несколько детей в диалоге были более активными, остальные - менее. Например, в игре «Гости» дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, ребенок) и гости. Педагог предлагает детям пригласить в гости своих друзей, встретить их, познакомить с «мамой, папой». «Ребенок» показывает гостям свою комнату, рассказывает об игрушках. «Родители» приглашают к столу, угощают чаем, сладостями, рассказывают о своей работе. Гости благодарят. 3 атем играющие меняются ролями.

Более сложными являются зада торые предполагают равное участ неров в диалоге, например ~Катя (Педагог говорит, что их подруга заl не приходит в детский сад, предл< вестить Катю, принести ей что рассказать о чем-либо, рассмеШl шить. Каждый должен задать Kaтt а она - ответить на него. Отрабат различные варианты: например, Д скажет Кате о новом мультфильм о новой девочке в группе, СереЖе вых игрушках и Т.д. На прощаl должны пожелать Кате вЫЗДОрОВJ

Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилам и, направленных на дальнейшее осознание своего социального Я, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу. Цель игры - устранение препятствий в межличностных отношениях, повышение социального статуса испытуемых. Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов и грима, использование декораций, сюрпризных моментов и др.

Организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, проявление собственной активности каждым ребенком [45, с. 84].

В Приложении 4 предлагается примерный перечень игр и упражнений, которые, были рекомендованы педагогам и родителям, для проведения их в группе или в домашних условиях.

Такое комплексное воздействие привело к тому, что дети стали активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже стали возникать конфликтные ситуации среди детей. Дети стали проявлять больший интерес к сюжетным играм, повысилась дисциплина, организованность детей, расширялись сведения об окружающем, обогащался и активизировался словарь детей, повысился интерес к трудовой и познавательной деятельности, улучшились взаимоотношения между детьми в группе.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры явились одним из психолого-педагогических средств развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Заключение

 

Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства, приведенным в психолого-педагогической литературе, является процесс сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

Цельданного исследования: рассмотреть в теории и проверить на практике развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

Опытно-экспериментальное исследование включает в себя следующие этапы:

1.Подготовительный: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, определение основополагающих понятий темы исследования, проведение психолого-педагогической диагностики- ноябрь 2006 г.

. Основной: анализ результатов психолого-педагогической диагностики, внедрение психолого-педагогической программы - ноябрь 2006 - март 2007 г.

3.Заключительный: анализ результатов внедрения психолого-педагогической программы с применением метода математической статистики - март 2007 г.

Методика, примененная для психодиагностики уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, была взята из книги «Психолог в дошкольном учреждении» (с. 95-98).

В психолого-педагогическом исследовании принимала участие группа из 25 детей.

Анализируя полученные при проведении психодиагностики результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства детей данной группы (64%) преобладает низкий и средний уровень развития коммуникативных умений. В процессе обследования данные дети предлагали один-два варианта игры и не всегда могли рассказать ее ход, затруднялись или отказывались распределить роли, долго обдумывали свой выбор, брали с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от них по возрасту. Иногда предлагали манипулятивные или деструктивные игры.

У остальных детей (36%) - высокий уровень. В процессе обследования данные дети предлагали разнообразные, четкие по замыслу предложения по совместной игре. Они легко выбирали партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивалось двумя). Данные дети предлагали несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказывали о ходе игры, ее правилах, распределении ролей.

По итогам психодиагностического исследования можно сделать вывод о том, что дети данной группы нуждаются в занятиях по развитию коммуникативных умений навыков общения.

С целью подтверждения или опровержения гипотезы данного исследования, была разработана, внедрена и апробирована программа развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Цель программы:развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Анализируя полученные при проведении психодиагностики результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства детей данной группы (80%) преобладает высокий и средний уровень развития коммуникативных умений. В процессе обследования данные дети предлагали разнообразные, четкие по замыслу предложения по совместной игре. Они легко выбирали партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивалось двумя). Данные дети предлагали несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказывали о ходе игры, ее правилах, распределении ролей.

У остальных детей (20%) - низкий уровень. В процессе обследования данные дети предлагали один-два варианта игры и не всегда могли рассказать ее ход, затруднялись или отказывались распределить роли, долго обдумывали свой выбор, брали с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от них по возрасту. Иногда предлагали манипулятивные или деструктивные игры.

По итогам психодиагностического исследования можно сделать вывод о том, что программа развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста успешно реализована.

 


Список используемой литературы

1. Белкин А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). - Екатеринбург, 1995. - 411 с.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 144 с.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические сочинения. М.: Просвещение, 1986. - 217 с.

4. Давайте поиграем /Под ред. А.А. Столяра, - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

5. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2003. - 255 с.

6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько. - Минск, 1997. - 237 с.

7. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М.: Педагогика, 1998. - 248 с.

8. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. Серия «Школа для всех». - М.: Новая школа, 1998. - 144 с.: ил.

9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. - т. 1, 433 с.

10.Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Педагогика, 1989. - 133 с.

11.Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Педагогика, 1997. - 198 с.

12.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996. - 234 с.

13.Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. - Киев, 1998. - 213 с.

14.Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Просвещение, 1983. - т. 2, 293 с.

15.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997. - 180 с.

16.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре (пособие для воспитателей д./сада). - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

17.Мир детства: Дошкольники / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. Ред. А.В. Запорожец. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1987. - (библиотека для родителей). - 255 с.: ил.

18.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. - М.: Владос, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

19.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. - М.: Владос, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.

20.Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А. Недоспасова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 94 с.

21.Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Педагогика, 1995. - 412 с.

22.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. - 160 с. (В помощь психологу).

23.Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М.: издательство «Владос-Пресс», 2003. - 400 с.

24.Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А Реана. - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 224 с. - (Серия «Метры психологии»).

25.Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. - 144 с.

26.Психология. Словарь /Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Т. - М.: «Политизадат», 1990. - 594 с.

27.Радуга: Программа и руководство для воспитателей старшей группы детского сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Грищик и др. - М.: Просвещение, 1995. - 216 с.: ил.

28.Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. -192 с.

29.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Под ред. Н.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.

30.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2002. - 350., ил.

31.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М.: Бук-Мастер, 2000. - 265 с.

32.Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических вузов и училищ. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 383 с.: ил.

33.Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 158 с.:ил.

34.Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995. - 211 с.

35.Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. - М.: Просвещение, 1990. - 248 с.

36.Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учебное пособие для педагогических вузов. - М.: Академия, 2002. - (Высшее образование). - 191 с.:ил.

37.Тестирование детей / составитель В. Богомолов - Изд. 3-е. - Ростов н / Д.: Феникс, 2005. - 347 с. - (Психологический практикум).

38.Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Учебное пособие для вузов и сред. пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2000. - (Пед. образование). - 296 с.: ил.

39.Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М.: Педагогика, 1996. - 208 с.

40.Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика. - М.: Педагогика, 1999. - 308 с.

41.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для сред. пед. учебных заведений. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2001. - (Педагогическое образование). - 335 с.

42.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В. Запорожца. М.: «Просвещение», 1976. - 76 с.

43.Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

44.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 416 с.

45.Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД, 2002. - 109 с.: ил.

Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

 

 


Введение

 

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагоги считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания и развития ребенка.

Большой вклад в изучение проблемы игры и развития навыков общения и коммуникативных умений у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и др.

Проблема развития коммуникативных умений в настоящее время разрабатывается М.И. Лисиной. В ее концепции общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы: Г.М. Андреева, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский и др.

Актуальность данной работы состоит в том, что сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

В сюжетно-ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.

Цель:теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста(5 лет), воспитанников ДОУ, средствами сюжетно-ролевой игры.

Объект: процесс сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

Предмет: развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста(5 лет), воспитанников ДОУ, средствами сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза:средства сюжетно-ролевой игры влияют на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста, воспитанников ДОУ.

Цель, предмет и гипотеза позволяют определить следующие задачи:

. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

. Рассмотретьособенности развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

. Определить этапы, подобрать методы и методики исследования уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

. Охарактеризовать выборку испытуемых и проанализировать результаты исследования уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

. Разработать и внедрить программу развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.

В данной работе использовались следующие методы исследования:

. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

. Изучение опыта педагогической практики по данным, представленным в психолого-педагогической литературе.

. Изучение документации на детей, участвовавших в исследовании.

. Проведение психодиагностического исследования.

. Анализ полученных результатов.

База исследования: МДОУ детский сад №12 п. Ново-Синеглазово.

 








Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.