|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Конспекты занятий Ответственный за выпуск - М. Вишневская Редакторы - Е. Алифанова, Т. Сазонова Корректор - А. Сурженко Оригинал-макет - Н. Руденко Обложка - Д. Морозова Подписано в печать 06.12.2007. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Печ. л. 4,5. Тираж 1000 экз. Заказ № 2626. ООО Издательство «Книголюб». 109544, Москва, ул. Рабочая, д. 93, стр. 2. Тел.: (495) 950-57-08. Е-та11: тЪ@Ьш&о1иЪ.ги. Ут^.]<т§о1иЪ.ги Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Домодедовская типография» г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1 Введение В связи с введением четырехлетнего начального образования многие дети переступают школьный порог уже в возрасте 6,5 лет Часто эти дети не попадают в подготовительную группу детского сада, их дошкольное образование ограничено программой старшей группы. Данное пособие рассчитано на педагогов-психологов и призвано помочь воспитателям в подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе, учитывая их возрастные особенности и познавательные способности. Программа успешно апробировалась в течение нескольких лет и доказала не только свою эффективность, но и необходимость. Последние исследования психологов показали, что о готовности ребенка к школе надо судить не только по его интеллектуальным умениям (умению читать и считать), но также другим показателям. Поведенческий показатель, то есть умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования. Далеко не все дети 6,5 достигают соответствующего уровня произвольной регуляции поведения, так как это зависит не только от воспитания, но и от темпов созревания коры головного мозга. Мотивационный показатель, то есть желание ребенка учиться, принятие на себя «роли ученика», переход его внутренней позиции от дошкольника к школьнику. Чаще всего бенок личностно дозревает к семи годам: к этому времени игровая мотивация уступает место учебной, происходит созревание лобных долей мозга, что сказывается и на поведении дошкольника - оно становится более уравновешенным и целенаправленным. Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель. Если ребенок к 6,5 годам способен сохранять внимание и работоспособность в течение 30 минут в коллективе сверстников, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его познавательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению. А недостаток знаний и умений, как правило, быстро ликвидируется уже к концу первого класса, программа которого рассчитана на детей, не умеющих читать, считать и писать. Авторская программа состоит из 27 занятий, приступать к которым следует в октябре, а заканчивать в апреле следующего года. Как показывает практика, проведение в сентябре и мае занятий, требующих от детей сосредоточенности и усидчивости, затруднительно. Эти месяцы рекомендуется использовать для диагностической и индивидуальной работы. Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Тем не менее, «занятия-уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать. Большинство занятий не требует специального оборудования. Однако перед началом работы следует изготовить необходимые плакаты и пособия, представленные на рисунках в тексте, а также подготовить следующее оборудование и материалы: • колокольчик; • доска, одна сторона которой расчерчена в клетку, мел • магнитная доска с магнитами; • указка; • сшитая концами узкая лента длиной 6-9 метров; • мяч средних размеров; • листы бумаги формата А4; • пуговицы или фишки (по количеству детей); • набор предметных картинок из разных понятийных • разрезные картинки; • тетради в крупную клетку с полями (по количеству детей); • наборы из шести цветных карандашей, простые мягкие • наборы счетных палочек (по количеству детей); • наборы геометрических фигур «Учись считать» (по количеству детей). Занятия продолжительностью 25-30 минут рекомендуется проводить во второй половине дня один раз в неделю с подгруппой из 8-10 человек. В помещении должны быть столы для сидячей работы, а также достаточно места для проведения подвижных игр. Примерная продолжительность каждого упражнения указана в пособии, но следует помнить, что многие задания можно изменять, дополнять - словом, проявлять творческую инициативу. Успешной работы! ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА К ШКОЛЕ Занятие №1 Задачи: v развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу; v знакомство со школьными правилами; v развитие произвольного поведения; v диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации. Материалы: мяч, колокольчик, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик», подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши. Ход занятия
(5 – 7 мин.) Упражнение «Вежливые слова» Все встают в круг. Психолог, передавая мяч стоящему справа от него ребенку, вежливо говорит что-нибудь, например: «С добрым утром Витя!». Ребенок берет мяч и передает его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова». В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых или просто добрых слов. После того, как каждый ребенок выполнит задание, психолог звонит в колокольчик и произносит: - У меня в руках звонок, Начинается урок. Мы за парты тихо сядем, Баловство свое оставим, Нет, игрушки не бери, Нам нужнее «Буквари»! Дети садятся за столы. (2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила» Психолог читает рифмовку: - Учитель входит - надо встать, Когда он сесть позволит - сядь. Ответить хочешь - не спеши, А только руку подними. Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описываемые в ней действия. (4-5 мин.) Игра «Трутень и пчелы» Психолог говорит: - Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех. Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем! Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке. (2-мин.) Физкультминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел: Ключик, видно, не нашел Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать. (7 мин.) Задание для диагностики тонкой моторики,произвольности и зрительно-моторной координации Дети садятся за столы. Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок:
Заключительный этап По окончании занятия психолог звонит в колокольчик и говорит: - Вот опять звенит звонок И кончается урок. Все мы славно потрудились, И чему-то научились. А теперь пора домой, Все устали: ой-ой-ой! Всем спасибо, все были сегодня молодцы! Не спеша встаем из-за столов, оставляем на них листики, задвигаем стульчики и дружно друг за другом идем в группу. До свидания! Занятие 2
Задачи: v повторение школьных правил; v развитие произвольного поведения; v развитие внимания и мышления; v развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики. Материалы: мяч, колокольчик, фишки, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, плакат «Фигурки из счетных палочек - 1» (из демонстрационного материала), наборы счетных палочек. Ход занятия (3 мин.) Упражнение «Вежливые слова - вежливые ответы» Все встают в круг. Психолог поочередно бросает детям мяч и произносит слова, требующие какого-либо вежливого ответа, например: «Спасибо! - Пожалуйста!», «Извините! - Ничего страшного!», «Здравствуйте! — Здравствуйте!», «Апчхи! - Будьте здоровы!» и т.д. Ребенок ловит мяч, произносит нужные слова и возвращает мяч психологу. По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садятся за столы. (2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)
(2 мин.) Упражнение «Отгадывание загадок» Психолог предлагает детям отгадать загадки:
С хозяином дружит, Дом сторожит. Живет под крылечком, Хвост колечком. (Собака) Не лает, не кусает, А в дом не пускает. (Замок) Красная девица Сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) Вот так дом: Одно окно, Каждый день В окне кино. (Телевизор) За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. (4 - 5 мин.) Игра «Пол - нос - потолок» Психолог говорит: - Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали! (1-2-мин.) «Физкультминутка» (см. Занятие 1) (4 – 5 мин.) Упражнение «Фигурки из счетных палочек — 1» На столе каждого ребенка - набор счетных палочек. На доске - плакат «Фигурки из счетных палочек - 1». Психолог объясняет, что с помощью счетных палочек можно не только считать, но и выложить фигурки. Дети выкладывают фигурки, а затем считают, сколько палочек использовано в каждой из них. (7-10 мин.) Диагностическое задание «Рисунок человека» Психолог раздает детям подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши и просит их нарисовать любого человека. Если кто-то из детей справился с заданием быстрее остальных, можно предложить ему нарисовать что-нибудь на оборотной стороне листа. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|