Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Концептуальная основа программы





Для успешного обучения в средней массовой школе ребенок к моменту поступления в школу должен иметь определенный уровень личного, социального, умственного и физического развития – все, что составляет психологическую готовность. Эти положения нашли свое отражение в принятых в НИИ дошкольного воспитания АПН России «Основных показателях готовности к школьному обучению», а также в научных трудах ведущих отечественных психологов, нейрофизиологов, дефектологов Л.А. Венгера, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.М. Безруких, М.Я. Забрамной и др.

В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов как можно лучше подготовить ребенка к школе. На сегодняшний день существует множество различной литературы, касающейся развития ребенка, но единых психологических программ по подготовке к школе детей дошкольного возраста практически нет. Н.Ю. Куражева и И.А. Козлова обобщили, структурировали различные подходы, касающиеся психического развития ребенка и подготовки его к успешному обучению в школе.

Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Повышение эффективности работы основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). На основании теоретического изучения психологических исследований, посвященных психологической готовности детей к обучению в школе и психопрофилактике возникновения школьной дезадаптации, была разработана программа Н.Ю. Куражевой, И.А. Козловой «Приключения будущих первоклассников», содержащая элементы сказкотерипии. Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации. Программа носит развивающий и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем при адаптации к условиям обучения в школе).

Принципы построения программы

1. Системность подачи материала.

2. Наглядность обучения.

3. Доступность.

4. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

5. Комплексность построения занятий.

6. Активность участников.

7. Наличие обратной связи на занятиях.

8. Обогащение жизненного опыта детей

9. Изменение степени сложности материала от занятия к занятию.

10. Доверие.

Целевая группа

Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в групповых и индивидуальных занятиях с детьми подготовительных групп. Общая продолжительность программы 24 занятия. Эффективный режим проведения занятий 1 раз в неделю по 30 минут.

Алгоритм построения занятий

1. Ритуал начала занятия. Приветствие.

2. Активизация межполушарных связей головного мозга. Упражнения из образовательной кинесиологии.

3. Чтение и обсуждение сказки.

4. Развивающие игры и упражнения.

5. Ритуал прощания. Обратная связь.

Цель программы: подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе.

Задачи программы

1. Развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

2. Развитие эмоционального интеллекта:

- умение адекватно воспринимать и идентифицировать свои чувства и эмоции и других людей;

- умение справляться со своими эмоциональными проблемами;

- способность к компромиссам.

3. Развитие личностной сферы:

- формирование адекватной самооценки;

- повышение уверенности в себе;

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных поступков и других людей.

4. Развитие волевой сферы:

- произвольности психических процессов;

- саморегуляции и самоконтроля;

- умение планировать свою деятельность;

- умение действовать в соответствии с социальной ролью.

5.Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного протекания процесса общения.

6.Формирование позитивной мотивации к учению.

7. Развитие моторной готовности:

- мелкой моторики;

- зрительно-моторной координации.

 

Объём программы и виды образовательной работы составляет

12 часов (720 мин) без учета диагностического обследования детей.

Таблица 1

 

№ п/п Наименование и № разделов Объём (час, мин.)
Всего Теоретические Практические
  Раздел 1 «Сказки для школьной адаптации» 150 мин 50 мин 100 мин
  Раздел 2 «Сказки об отношении учеников к школьным атрибутам» 120 мин   40 мин 80 мин
  Раздел 3 «Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям» 150 мин 50 мин 100 мин
  Раздел 4 «Сказки о школьных конфликтах» 300 мин 100 мин 200 мин
  Итог: 720 мин 240 мин  

 

Примечание: комплексное диагностическое обследование одного ребенка до 90 мин., поэтому необходимое время, затраченное на диагностику зависит от количества обследуемых детей.

 

Объём программы по темам

Таблица 2

 

№ п/п Наименование и № разделов № темы Объём (час, мин.)
Всего Теоретические Практические
  Раздел 1 «Сказки для школьной адаптации» Тема 1 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 2 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 3 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 4 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 5 30 мин 10 мин 20 мин
  Раздел 2 «Сказки об отношении учеников к школьным атрибутам» Тема 6   30 мин 10 мин 20 мин
Тема 7   30 мин 10 мин 20 мин
Тема 8 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 9 30 мин 10 мин 20 мин
  Раздел 3 «Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям» Тема 10   30 мин 10 мин 20 мин
Тема 11   30 мин 10 мин 20 мин
Тема 12   30 мин 10 мин 20 мин
Тема 13   30 мин 10 мин 20 мин
Тема 14 30 мин 10 мин 20 мин
  Раздел 4 «Сказки о школьных конфликтах» Тема 15 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 16 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 17 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 18 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 19 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 20 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 21 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 22 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 23 30 мин 10 мин 20 мин
Тема 24 30 мин 10 мин 20 мин
  Итог: 4 раздела, 24 темы 720 мин 240 мин 480 мин    

Тематический план занятий

Месяц Раздел Тема из программы «Приключения будущих первоклассников» Кол-во занятий
Ноябрь 1.Сказки для школьной адаптации. Цель: Профилактика школьной дезадаптации, снижение уровня тревожности, снятие психоэмоционального напряжения. 1. Создание «Лесной школы».  
2. «Букет для учителя».  
3. «Смешные страхи».  
4. «Игры в школе».  
Декабрь 5.«Школьные правила»  
2.Сказки об отношении учеников к школьным атрибутам. Цель: Формирование и развитие мотивации к обучению в школе, развитие самостоятельности, развитие коммуникативных навыков, коррекция нежелательных черт характера. 6. «Собирание портфеля».  
7.«Госпожа аккуратность».  
8. «Жадность».  
Январь 9. «Волшебное яблоко».  
3. Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям. Цель:развитие адекватного отношения к результатам своей деятельности, восприятие процесса обучения, понимания зависимости оценки от затраченного труда и усвоения материала. 10. «Домашнее задание».  
11. «Школьные оценки».    
12.«Ленивец»    
Февраль 13. «Списывание»  
14. «Подсказка»    
4. Сказки о школьных конфликтах. Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатии, выработка эффективных стратегий поведения в различных ситуациях общения. 15. «Ябеда».  
16. «Шапка – невидимка».  
Март 17. «Задача для лисенка».  
18. «Спорщики».  
19. «Обида».  
20. «Хвосты».  
Апрель 21. «Драки».  
22. «Грубые слова».  
23. «Дружная страна».  
24. «Гордость школы».  

 

Программное содержание

Тема Задачи
1. Создание «Лесной школы» Знакомство детей с героями сказки, сплочение группы, снятие психоэмоционального напряжения, развитие познавательных процессов.
2. Букет для учителя. Познакомить детей с праздником 1 сентября, развитие умения адекватно воспринимать и идентифицировать эмоции и чувства свои и других, развитие познавательных процессов.
3. Смешные страхи.   Снятие психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе, развитие умения адекватно воспринимать и идентифицировать эмоции и чувства свои и других, развитие познавательных процессов.
4. Игры в школе Знакомство детей с правилами поведения в школе, развитие коммуникативных навыков, саморегуляции, познавательных процессов.
5. Школьные правила. Знакомство детей с правилами поведения в школе, развитие коммуникативных навыков, саморегуляции, познавательных процессов.
6. Собирание портфеля. Познакомить детей с необходимыми школьными принадлежностями, развитие умения планировать свою деятельность, развитие познавательных процессов.
7. Госпожа аккуратность. Развитие умения действовать в соответствии с социальной ролью, саморегуляции, познавательных процессов.
8. Жадность. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных поступков и других людей, развитие познавательных процессов.
9. Волшебное яблоко. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных поступков и других людей, развитие познавательных процессов.
10. Домашнее задание. Развитие произвольности психических процессов, адекватной оценочной деятельности, развитие познавательных процессов.
11. Школьные оценки. Развитие произвольности психических процессов, адекватной оценочной деятельности, развитие познавательных процессов.
12. Ленивец   Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных поступков и других людей, саморегуляции, развитие познавательных процессов.
13. Списывание. Повышение уверенности в себе, развитие адекватной самооценки, познавательных процессов.  
14. Подсказка. Повышение уверенности в себе, развитие адекватной самооценки, познавательных процессов.
15. Ябеда. Развитие желания заботится о своем здоровье, умения справляться со своими эмоциональными проблемами, развитие познавательных процессов.
16. Шапка-невидимка. Развитие коммуникативных навыков, эмпатии, развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных поступков и других людей, развитие познавательных процессов.
17. Задача для лисенка. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных поступков и других людей, развитие познавательных процессов.
18. Спорщики. Развитие способности к компромиссам, развитие познавательных процессов.
19. Обида. Развитие умения справляться со своими эмоциональными проблемами, саморегуляции, развитие познавательных процессов.
20. Хвосты Развитие способности к компромиссам, саморегуляции, коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов.
21. Драки. Развитие способности к компромиссам, саморегуляции, коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов.
22. Грубые слова. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных поступков и других людей, саморегуляции, развитие познавательных процессов.
23. Дружная страна. Развитие коммуникативных навыков, эмпатии, развитие познавательных процессов.
24. Гордость школы. Развитие коммуникативных навыков, эмпатии, выработка эффективных стратегий поведения в различных ситуациях общения.

Предполагаемый результат

Программа предполагает реализацию поставленных задач. Развитие школьно-значимых функций дошкольников.

1. Развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

2. Развитие эмоционального интеллекта:

- умение адекватно воспринимать и идентифицировать свои чувства и эмоции и других людей;

- умение справляться со своими эмоциональными проблемами;

- способность к компромиссам.

3. Развитие личностной сферы:

- формирование адекватной самооценки;

- повышение уверенности в себе;

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных поступков и других людей.

4. Развитие волевой сферы:

- произвольности психических процессов;

- саморегуляции и самоконтроля;

- умение планировать свою деятельность;

- умение действовать в соответствии с социальной ролью.

5.Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного протекания процесса общения.

6.Формирование позитивной мотивации к учению.

7. Развитие моторной готовности:

- мелкой моторики;

- зрительно-моторной координации.

 

Комплексная диагностика психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе проводится в начале года и в конце года.

 

Список литературы

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет.

2. Забрамная С.Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. М.: В.Секачев, 2004.

3. Башаева Т.В. Развитие восприятия, Дети 3-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.

4. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2. М., 1981.

5. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. СПб.: Дельта, 2001.

6. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. М.: Книголюб, 2004.

7. Ильина М.В. Развитие вербального воображения. М.: Книголюб, 2005.

8. Куражева Н.Ю.,Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб.: Речь,2007.

9. Немов Р.С. Психология в 3-х т. Т.2., Т.3. М., 1993.

10. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2. М., 1981.

11. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.

12. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.

13. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

14. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.

15. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

 

Методическое обеспечение

Игры и упражнения:

1. Упр. «Раскрась ежика».

2. Игра «Путешествие в мир эмоций».

3. Игра «Театр настроения».

4. Игра «Наши эмоции и чувства».

5. Игра «Палочки Кюизенера».

6. Игра «Блоки Дьенеша».

7. Игра «Сложи узор».

8. Игра «Танграмм».

9. Игра «Подбери узор».

10. Игра «Подбери схему».

11. Игра «Что сначало, что потом».

12. Упр «Четвертый лишний».

13. Игра Найди различия.

14. Упр «Лабиринты».

15. Упр «Продолжи ряд».

16. Упр «Найди такой же».

17. Упр «Что не так».

18. Упр «Графический диктант».

19. Упр «Запоминай-ка».

20. Игра «Бывает, не бывает».

21. Упр «Нелепицы».

22. Упр «Найди и раскрась».

23. Упр «Найди и вычеркни».

24. Упр «Незаконченные рисунки».

25. Упр «Найди спрятавшихся зверей».

26. Упр «Что изменилось?»

27. Игра «Будь внимателен».

28. Упр «Раздели на группы».

29. Упр «Скажи наоборот».

30. Упр «Укрась слово».

31. Игра «Цепочка действий».

32. Игра «Кого не хватает?»

33. Игра «Превращение».

34. Игра «Кто кем будет? Что чем будет?»

35. Упр «Запомни слова».


Рекомендации для педагогов подготовительной группы

по подготовке детей к обучению в школе.

 

Новообразования:

- внутренний план действий;

- произвольность все психических процессов;

- возникновение соподчинения мотивов;

- самосознание;

- появление учебно-познавательного мотива.

1. Развитие организации деятельности:

- умение воспринимать задание и по инструкции выполнять действие в соответствии с заданием;

- умение планировать свою деятельность, а не действовать хаотично;

- умение выполнять задание до конца и оценивать качество его выполнения;

- умение самостоятельно найти ошибку и исправить ее, не ожидая конкретных указаний;

- способность сосредоточенно работать без отвлечений в течение 10-15 минут.

2. Интеллектуальное развитие:

- элементарный запас знаний об окружающем, о себе, своей семье, быте и умение пользоваться этими знаниями;

- умение к активному наблюдению, восприятию;

- понимать значение правил и умение соблюдать их;

- способность к анализу и установлению простых причинно-следственных связей;

- умение выполнить задание по заданному образцу;

- умение сравнивать предметы, выделять существенные признаки;

- умение группировать предметы, объекты по смыслу, существенным признакам;

- умение выстраивать серию из 4-10 последовательных картинок;

- умение находить решение проблемных ситуаций.

3. Развитие речи:

- умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, высказывать собственные элементарные суждения;

- обогащение словарного запаса, активного словаря, позволяющее выразить свою мысль;

- умение грамматически правильно строить предложение, использовать предлоги, союзы и т.д.;

- развитие фонематического слуха, правильного произношения всех звуков, способность к простейшему звуковому анализу;

- овладение темпом и интонацией речи.

4. Развитие внимания:

- умение сохранять внимание в течение 10-15 минут, не требуя дополнительных инструкций, внешней организации;

- умение переключаться с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;

- умение сравнивать предметы, находить сходства и различия;

- устойчивость – 25-30 минут;

- умение слушать и воспринимать информацию на слух.

5. Развитие памяти:

- умение запомнить из 10 картинок, предметов – 7-8 при первом просмотре;

- умение запомнить из 10слов – 7-8 при первом прочтении;

- умение удерживать инструкцию в памяти и действовать согласно ей.

6. Развитие воображения:

- умение придумывать различные игровые сюжеты;

- умение преобразовывать один предмет в другой в процессе манипуляции с различными материалами;

- умение изменять сюжет сказки, сочинять свои;

- умение представить план действий и реализовать его.

7. Развитие координации движений:

- уверенное владение всеми бытовыми действиями;

- умение ориентироваться в пространстве;

- умение координировано ходить, бегать, прыгать, метать;

- умение играть конструктором, манипулировать мелкими деталями;

- выполнение графических движений (штриховка, рисование по клеточкам);

- рисование, раскрашивание.

8. Развитие зрительно- пространственного восприятия, зрительно- моторных координаций:

- способность находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;

- умение копировать простые геометрические фигуры;

- умение дорисовывать элементы, части фигуры по образцу, по представлению;

- способность копировать буквы, цифры;

- умение дорисовывать заданный узор по клеткам.

9. Формирование положительной мотивации к обучению в школе:

- принятие позиции школьника;

- желание идти в школу;

- развитие любознательности и интереса к учению.

10. Развитие эмоционального интеллекта:

- понимание себя, умение быть в мире собой (адекватная самооценка, самосознание);

- умение воспринимать и распознавать свои эмоции и чувства и реагировать на них в соответствии с принятыми нормами и правилами в обществе, способность управлять собой (развитие саморегуляции);

- способность выдерживать разочарования и нагрузки;

- умение не бояться новых ситуаций, быть уверенным в своих силах;

- умение понимать других людей (эмпатия);

- способность к компромиссам;

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных поступков и поступков окружающих людей.

 

 

Занятие №1

 

Детям нужно раскрасить ежика в соответствии с ус­ловными обозначениями, приведенными на рисунке

 

Детям нужно внимательно посмотреть на рисунок и найти всех зверей, которых изобразил худож­ник.

 

 


[1] Панфилова М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М.: ТЦ «Сфера», 2002. 96 с.; КуражеваН. Ю., Бараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семи­цветик». СПб.: Речь, 2004.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.