Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные угрозы безопасности России





Сегодня, по оценке ученых из Отделения экономики РАН, можно смоделировать несколько сценариев существенного подрыва безопасности России в результате враждебных действий (без применения военных средств):

1. Дезорганизация национальной экономики — вплоть до ее банкротства (в результате проведения целенаправленных и масштабных спекуляций на рынке ценных бумаг либо массированного предъявления платежных требований, которые РФ как страна-должник окажется не в состоянии выполнить, с последующим арестом зарубежного имущества и замораживанием банковских счетов и прочими негативными последствиями).

2. Экономическая блокада, или «мягкое эмбарго» (в форме интенсивной, целенаправленной конкуренции).

3. Продовольственная уязвимость. Россия рискует перейти в импорте продуктов питания «красную» черту: критический для продовольственной независимости страны уровень порядка 30 %, в то время как в ряде промышленных областей доля зарубежного продовольствия составляет до 60 %. К этому сценарию примыкает проблема биологической деградации населения вследствие последовательного ухудшения структуры питания и качества продуктов массового потребления.

4. Технологическая блокада. Россия пока остается страной с образованным населением и высокотехнологичным потенциалом. Однако за последние годы уровень образованности и научно-технический потенциал существенно понизились. За десятилетие (1991—2001) финансирование науки сократилось в 15 раз, численность научных сотрудников — в 5 раз, а финансирование такой специфической научно-технологической среды как наукограды — приблизительно в 100 раз. Имело место также существенное сокращение доли расходов на НИОКР в резко уменьшившемся российском оборонном бюдже

те. При этом утрата научно-технического потенциала может носить необратимый характер.

Вместе с тем уже сейчас стала актуальной проблема информационно-коммуникационной безопасности, например, от целенаправленной компьютерной агрессии либо «ползучей» утраты действенного контроля над национальными информационными и коммуникационными ресурсами. Существует не только вероятность деградации российской экономики до уровня природно-сырьевого анклава мирового хозяйства, но и возможная перспектива поэтапного выведения страны из мировой торговли ресурсами.

5. Угроза дезинтеграции российского пространства как по этническому признаку, так и в результате «естественного сепаратизма». Например, существует возможность отпадения Дальнего Востока путем постепенного разрыва связей (при сохранении нынешнего состояния экономики) или стремительного отделения вследствие коллапса транспортной либо энергетической системы.

6. Угроза криминализации общества — утрата государством контроля над экономической и финансовой деятельностью. По некоторым оценкам, криминальными группировками в той или иной форме контролируется 60—80 % коммерческих и банковских структур. Проявлением этой угрозы является и крупномасштабная коррупция во всех эшелонах власти.

В целом, по оценке российских ученых, в настоящее время критические отметки по более чем десяти предельным показателям опасных социальных процессов, принятые в развитых странах, в России перекрываются в 1,5—3 раза. В то же время такие оценки «катастрофичности» российской практики в очередной раз ставят вопрос об ответственности не только руководителей страны, политиков, но и науки и ее представителей за результаты такой деятельности.

По мнению ряда отечественных ученых, в XXI веке человека (в отношениях с властью) и западную цивилизацию ожидают серьезные испытания. Иранская революция 1980 года и распад СССР в 1991 году — суть лишь первые признаки того, что мировая система вступает в период кризиса. Пока выбиваются слабые звенья, но придет черед и сильных, а затем и целого блока звеньев — западной цивилизации с характерным для нее типом отношений человека и власти. Уже сейчас следует готовиться к этому и прогнозировать возможные варианты. Исключительно полезен в этом отношении анализ отечественной истории XIX—XX веков.

В России и СССР за этот период времени уже проиграно (промоделировано) столько вариантов отношений «человек—власть»,

что можно в какой-то степени говорить о двух последних веках русской истории как о «воспоминании о будущем мира». Достаточно вспомнить, что Россия только в последнем столетии пережила три социальных взрыва, два из которых потрясли до основания государство и общество. Наверное, прав П. Я. Чаадаев, говоривший о том, что призвание России — преподнести миру какой-то важный урок. Урок преподнесен. Теперь в осмыслении новой ситуации перехода от стереотипов прежних интересов и угроз в практике важно максимально сократить дистанцию хаотичных, неорганизованных либо по инерции идущих социальных процессов как у нас в стране, так и за рубежом.

По оценке известного «американиста» А. И. Уткина, российская политика США формируется сегодня в столкновении трех концепций: примата идеологии (борьба с коммунизмом), примата геополитики (борьба с Россией как сверхдержавой и нежелание восстановления ее мощи), примата постепенного вовлечения (примирение) [21].

Мы же, считает он: «живем сейчас в мире обратного движения маятника — от "планетарного гуманизма" к осознанию мирового эгоизма, тщетности примиренческих потуг, наивности самовнушенных верований, железобетона национальных интересов, своекорыстия внешнего мира. Россия достаточно быстро обнаружила, что коммунизм не был единственной преградой на пути сближения ее с Западом. Православие, коллективизм, иная трудовая этика, отсутствие организации, иной исторический опыт, отличный от западного менталитет, различие взглядов элиты и народных масс — все это и многое другое смутило даже стопроцентных западников, увидевших трудности построения рационального капитализма в "нерациональном" обществе, свободного рынка в атмосфере вакуума власти и очага трудолюбия в условиях отторжения конкурентной этики».

Информационная безопасность

Следующие факторы, наряду с задачами построения гражданского общества в Российской Федерации как информационного общества с возрастанием роли информационных ресурсов и технологий в развитии граждан, общества и государства в XXI веке, выводят вопросы информационной безопасности на первый план в системе обеспечения национальной безопасности:

• национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз выражаются, реализуются и осуществляются через информацию и информационную сферу;

• человек и его права, информация и информационные системы и права на них — это основные объекты не только информационной

безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях;

• решение задач национальной безопасности связано с использованием информационного подхода как основного научно-практического метода;

• проблема национальной безопасности имеет ярко выраженный информационный характер.

Укрепление информационной безопасности названо в концепции национальной безопасности Российской Федерации в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое.

Государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих, она является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

В рамках такой политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации.

В целом, сегодня сложились две тенденции в органах государственной власти в определении понятия и структуры информационной безопасности. Представители гуманитарного направления связывают информационную безопасность только с институтом тайны. Представители силовых структур предлагают распространить сферу информационной безопасности практически на все вопросы и отношения в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной сферой. Эти два взаимоисключающих подхода порождают путаницу, причем не только в

журнальных статьях, но даже в законодательных актах. Истина, как всегда, лежит посередине.

Под информационной безопасностью (ИБ) понимается состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Это соответствует логике Закона РФ «О безопасности» и содержанию Концепции национальной безопасности [21].

Перечислим основные составляющие и аспекты информационной безопасности (которые не следует отождествлять с ИБ в целом):

• защита информации (в смысле охраны персональных данных, государственной и служебной тайны и других видов информации ограниченного распространения); иногда ошибочно, скорее по инерции, отождествляют два разных понятия — защита информации и информационная безопасность, хотя это сегодня совсем не одно и то же;

• компьютерная безопасность или безопасность данных — набор аппаратных и программных средств для обеспечения сохранности, доступности и конфиденциальности данных в компьютерных сетях, меры по защите информации от неавторизованного доступа, разрушения модификации, раскрытия и задержек в доступе, при этом используется термин «критические данные», под которыми понимают данные, требующие защиты из-за вероятности нанесения (риска) ущерба и его величины в том случае, если произойдет случайное или умышленное раскрытие, изменение или разрушение данных. Целью является обезопасить систему, защитить и гарантировать-точность и целостность информации, минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена. При этом достигаются следующие цели: конфиденциальность критической информации, целостность информации и связанных с ней процессов (создания, ввода, обработки и вывода); доступность информации, когда она нужна; учет всех процессов, связанных с информацией.

• защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры;

• защищенность потребностей граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом в качественной (ценной) информации, необходимой для их жизнедеятельности (функционирования), образования и развития, то есть

информационно-психологическая удовлетворенность потребностей граждан и защищенность от негативных (преднамеренных и случайных) информационно-психологических и информационно-технических воздействий.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.