|
Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы
Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы). В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся: компонент 1 - внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность; компонент 2 - познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности; компонент 3 - мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия; компонент 4 - состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов; компонент 5 -мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент; компонент 6 - мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности. Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущему положению дел: компонент 7- придание личностной значимости результатам деятельности; компонент 8 - уровень сложности задания; компонент 9 - проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием; компонент 10 - оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности; компонент II - оценка своего потенциала. В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта: компонент 12 - намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности; компонент 13 - ожидаемый уровень результатов деятельности. Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента: компонент 14 - закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей; компонент 15 - инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач. Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Ранее было сказано, что центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности. Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами. Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех высказываний: 12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти. 21. Я хочу ставить все более и более трудные цели. 30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть. Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21. Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний: - низкий уровень: 3-9 баллов; - -средний уровень: 10-16 баллов; - высокий уровень: 17-21 балл.
ТЕСТ № 2 "УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ" Внимательно читайте вопросы и отвечайте "Да" или "Нет". 1. Вы настойчивы и не останавливаетесь перед трудностями, без колебаний осуществляете принятые решения. Так ли это? 2. Командовать, руководить лучше, чем подчиняться? 3. По сравнению с большинством вы достаточно способны и сообразительны? 4. Когда вам поручают какое-то дело, вы всегда настаиваете на том, чтобы делать все по-своему? 5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым? 6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно добились бы признания? 7. Вам очень трудно сказать себе "нет", даже если желание неосуществимо? 8. Вы считаете, что достигнете в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники? 9. В своей жизни вы еще успеете сделать очень многое, больше, чем другие? 10.Если бы вам пришлось начать жизнь сначала, вы бы достигли большего? 11.Обычно вы планируете свою работу так, что все успеваете сделать? 12.В любом случае лучше быть где-то в серединке, меньше спросу? 13. При одинаковой зарплате вы перейдете с руководящей на рядовую должность? 14.Нравятся ли вам оживление и суета вокруг вас? 15.Вы по натуре живой человек?
Подсчет баллов 1. Подсчитать положительные ответы на вопросы 1-13. Ответы на вопросы 14 и 15 в расчет не принимаются. 2. Количество положительных ответов на вопросы 11, 12 и 13 отнимите от суммы положительных ответов на вопросы 1-10. Общий итог 6-9 баллов - уровень притязаний очень высокий; 5-7 баллов - высокий; 3-4 балла - средний; 1-2 балла - низкий. При обработке данных по двум тестам (см. тест "Успех") мы получим схематическую репрезентацию модели самооценки, которая позволяет нам выделить реальный психологический тип того, кто оценивает себя:
Схема "Модель самооценки"
Модель самооценки позволяет нам выделить здесь четыре специфических типа: болезненный (1), никчемный (II), устойчивый (III), неустойчивый (IV). Болезненный тип характеризуется низкой самооценкой (П>У). Его притязания не имеют границ. Это делает, его весьма чувствительным к невниманию. Он капризен, драматичен, суетлив. Все свое время он проводит в поиске, надеясь на немыслимые достижения. Тем не менее, этот тип редко добивается реализации задуманного. Никчемный тип (У>П) также находится в зоне низкой самооценки. От болезненного типа он отличается тем, что установка на успех у него преобладает над притязаниями. Однако эта установка в спектре поведения данного типа остается окрашенной минусовым знаком: этот тип не знает себя, а поэтому боится "обнародовать" свои притязания. Следующие два типа - устойчивый (III) и неустойчивый (IV) -занимают зону высокой самооценки (У=П). Однако только третий тип в полной мере отвечает стандартам антрепренера. "Четвертый тип, имея слишком высокие притязания и установку на успех, плохо контролирует свои действия, что вовлекает его в рискованные операции. Итак, психология идеального антрепренера характеризуется умеренно высокой самооценкой, что определяет его разумную мотивацию на достижения и оберегает от авантюр риска. Данная тенденция в такой же степени регулирует мотивации антрепренера на власть и признание. МЕТОДИКА № 3 ДИАГНОСТИКИ "РЕЙТИНГ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСГНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРСОНАЛА" Укажите, пожалуйста. Вашу должность ____________________________ Каков Ваш трудовой стаж ________________________________________ Предлагаем ответить на интересующие Вас вопросы, которые объединены в три группы (табл. 1). При ответе на вопросы первой группы необходимо выполнить два задания. Задание 1. Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с перечнем, включающим 25 вопросов. Выберите наиболее значимую для Вас проблему и оцените высшим баллом - 25 баллов. Занесите оценку в графу Н. Из оставшихся 24 вопросов вновь выберите наиболее значимый для Вас и дайте ему оценку, но уже в 24 балла. Оценку также занесите в графу Н. Проведите это последовательно по всем вопросам. Последний вопрос будет оценен Вами в 1 балл. Задание 1 выполнено. Задание 2. Загните, пожалуйста, опросный лист с левой стороны сверху вниз на расстоянии 3,5 см так, чтобы не было видно показателей в графе Н. Теперь оцените, пожалуйста, какая из 25 Ваших потребностей удовлетворяется в настоящее время лучше и больше, чем все остальные. Оцените ее 25 баллами, а результат занесите в графу Н1. Из оставшихся 24 потребностей оцените высшим баллом (24 балла) ту, которая удовлетворена сейчас в большей степени. И так до конца. Последняя -1 балл. Опросный лист
Вопросы второй группы ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|