Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Анализ воспитательных возможностей среды





Коллектив воспитателей выявляет наиболее распро­страненные народные праздники и традиции, имеющие место в регионе. Например, в районе традиционными яв­ляются Масленица, праздник Фрола и Лавра, совпадаю­щий с началом учебного года, или такие праздники, как Троица, Спасовки, Наум-Грамотник и т.д.

Из множества праздников, характерных для данного региона, отбираются три-четыре и включаются в план.

Затем анализируется производственная сфера, в кото­рой находится детский сад. Вполне возможно, что у тру­дового коллектива, являющегося попечителем детского сада, есть и свои традиционные праздники, которые могут быть вписаны в праздничный календарь детского сада (день рождения предприятия или города, праздники, по­священные их выдающимся деятелям, и т.д.).

Изучаются семьи детей. Они классифицируются по не­скольким признакам: семьи, которые нуждаются в педаго­гической помощи; семьи, способные поделиться воспита­тельным опытом; родители, которые могут оказать по­мощь детскому саду в организации различных видов дея­тельности (музыкальной, оформительской, творческой, трудовой и др.).

Должны быть учтены и природные особенности окру­жения детского сада (наличие леса, реки, степи или тунд­ры, заповедника и др.) и, наконец, следует помнить о па­мятниках культуры и культурных учреждениях (театрах, музеях, выставках).

Так определяются пути и методы использования окру­жающей среды для решения учебно-воспитательных задач.

II. Цели и воспитательные задачи

Они могут быть сформулированы следующим образом:

-знание норм общения (со старшими, сверстниками, родителями и др.);

- знание норм поведения («что такое хорошо и что та­кое плохо»: помощь младшим и пожилым людям, родите­лям; правила хорошего тона - как себя вести в обществен­ных местах, на улице, в транспорте, за столом и т.д.);

- знание нравственных норм (говорить правду, быть вежливыми и др.);

- оценочные нормы и правила, правила-запреты и др.;

- знание народных песен, плясок, сказок, игр, пословиц и др.;

- знание о профессиях, видах и средствах труда, его ре­зультатах;

- знание о народных ремеслах края и народных традици­ях, обрядах, о национально-региональных особенностях;

- знания, определенные учебными программами для дет­ского сада.

В плане в качестве общих целей выделяются также раз­личные умения:

- умение соблюдать в повседневной жизни все перечис­ленные выше нормы и правила общения, поведения, дея­тельности;

- умение применять различные виды знаний в незнако­мых ситуациях;

-самостоятельно оценивать собственные поступки и дела, оценивать их и у других детей;

- проявлять уважение к людям, любить природу и жи­вотных;

- помогать слабому, заботиться о родителях и помо­гать им;

-уметь рассказать сказку и спеть колыбельную песню младшему, нарисовать простой рисунок, сделать игрушку;

- приносить радость другим;

- уметь приготовить подарок.

На основе сформулированных общих целей каждый пе­дагог должен определить воспитательные задачи для сво­ей возрастной группы. Для младших - это ознакомление с простейшими нравственными нормами в конкретных по­веденческих ситуациях, на примерах из сказок, песен, сти­хов (говори правду, не обижай других, не капризничай, живи дружно, люби родителей, братишек и сестренок, бабушек и дедушек, будь аккуратным: не пачкай одежду, правильно мой лицо и руки и т.п.).

Каждый праздник должен быть расписан по содержа­нию и форме проведения. Необходимо по возможности подчинить этой подготовке учебные и воспитательные задачи. Тогда праздник станет своеобразным смотром дос­тижений в труде, учебе, других видах деятельности (песенно-музыкальных, изобразительных, физкультурно-оздоровительных и др.).

План не должен быть громоздким. Он может выглядеть примерно следующим образом.

Название праздника, краткое его описание, срок проведения Содержание деятельности по группам Ответ­ ствен­ ный Вы­ полне­ ние
1. Прием новичков (сентябрь). Краткое содержание праздника. Этапы подготовки и общие задачи.на каждом из них.      
2. Новый год и колядки (декабрь). Расписывается содержание      
3. Масленица (февраль-март). Праздник проводится на улице под русскую музыку: - встреча гостей (родителей, почетных гостей, бывших воспитанников, попечителей и др.) Встречают гостей дети старшей группы в костюмах матушки-Зимы и ее свиты: снежинок, ветра, метели и др. - дети и гости зовут Масленицу зазывалками. Она приезжает на санках, запряжен­ных лошадьми,. - игры на воздухе, соревнования (санки, лыжи, снежки, лепка снеговиков). Награждение победителей. - приглашение в помещение «на блины». Осмотр выставок детских рисунков, лепки.и т. д., конкурсы песни, танца, знатоков пословиц, загадок и т. д. Награждение победителей, - обед с блинами, - сжигание Масленицы, игры.на воздухе, хороводы, проводы гостей, вручение им.сувениров, сделанных руками детей Старшая группа готовит.чучело Масленицы и.«тройку лошадей», оформляет выставку рисунков к Масленице, отбирает сувениры для гостей, принима­ет участие в конкурсах,.играх, соревнованиях - дети узнают, что такое Масленица, как встречают этот праздник, разучивают песни, зазывалки и стихи о зиме, весне, рисуют и лепят снеговиков, делают аппликации чучела Масленицы, - разучивают игры и хороводы на воздухе, игры в снежки, - читают с родителями сказки, разучивают стихи, песенки, рисуют, готовят поделки      

 

(Наиболее подробно здесь представлено планирование праздника Масленица.)

Дорогие будущие воспитатели и учителя! Не пренебре­гайте планированием своей деятельности, ибо это помо­жет вам глубже войти в свою профессию, быстрее овла­деть педагогическим мастерством.

Выводы

1.Обучение и воспитание, будучи социально обуслов­ленными целенаправленными процессами, представляют процесс, в котором есть два активных взаимодействующих субъекта: учитель - воспитатель и ученик - воспитанник.

2. Обучение и воспитание - два взаимосвязанных про­цесса, которые практически невозможно разделить. Они образуют целостный учебно-воспитательный процесс, ос­новой, стержнем которого являются цели.

3. Обучение является ведущим средством воспитания, воспитание не выполняет функцию условия успешного обу­чения. В этом и заключена сущность воспитывающего об­разования.

4. Обучение и воспитание в детском саду и школе стро­ятся на совокупности принципов - основополагающих идей, определяющих эффективное функционирование учебно-воспитательной системы.

5. Содержание обучения и воспитания, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса (средства обучения и воспитания детей) определяются целями, они должны быть адекватны целям. Только в этом случае воз­можны высокое качество и эффективность педагогической деятельности.

6. Имея много общего - общий механизм формирования знаний, норм и правил поведения и общения, - эти процес­сы имеют существенное различие: обучение может быть индивидуальным, воспитание же всегда предполагает на­личие группы, коллектива, общности людей, ибо нравст­венные, эстетические и другие нормы, общечеловеческие и национальные ценности есть средства, выработанные раз­личными общностями для регулирования поведения, дея­тельности и взаимоотношений своих членов.

7. Планирование учебно-воспитательного процесса пе­дагогов - одно из основных условий эффективности обуче­ния и воспитания детей.

Вопросы и задания

1. Что такое процесс обучения?

2. Как вы понимаете активность ребенка в процессе обучения?

3. Объясните, как связаны между собой цели обучения, средства их достижения с результатами, успехами детей.

4. Что вы понимаете под средствами обучения?

5. Что такое воспитание?

6. Как связаны между собой обучение и воспитание?

7. Что вы вкладываете в понятие «воспитывающее образование»?

8. Что такое принципы, методы и приемы обучения и воспитания?

9. Как вы понимаете целостность учебно-воспитательного про­цесса?

10. Докажите необходимость планирования педагогического процесса.

Глава III ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

§ 1. ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Давайте для начала вспомним тех людей, с которыми у вас сложились добрые отношения. Много ли их? Увы... Разве это не удивительно, что среди такого множества людей, окружающих вас, вы нередко чувствуете себя оди­ноко, не зная, кому можно довериться, кто поймет и не осудит, а придет на помощь.

А теперь поставим вопрос иначе: ко многим ли родным и близким вы относитесь так, как хотите, чтобы относи­лись к вам? Видимо, тоже нет. Почему? Причин тому мно­го, но наиболее типичной является обособленность людей, нежелание брать на себя чужие проблемы.

Все чаще мы говорим о душевной черствости уже даже к родителям. Можно ли изменить это положение? Да, если будем уделять этой проблеме больше внимания с самого раннего детства.

Отношения людей складываются, как правило, в кон­кретной деятельности. Вид деятельности, ее содержание и объем предполагают наличие определенных отношений между ее участниками: отношение к результатам труда и принципам оплаты, к коллегам и руководству, к другим людям и т.д. От характера сложившихся отношений зави­сит общее эмоциональное самочувствие каждого участни­ка деятельности.

Доминирующими среди многообразия отношений яв­ляются нравственные. Именно они составляют специфи­ческий аспект всех отношений - деловых, личных, семей­ных и т.д.

Ни в одной профессии личность человека не имеет та­кого решающего значения, как в профессии педагога.Ра­бота воспитателя, учителя требует не только специальных знаний и умений, но и особых отношений со своими вос­питанниками.

Жизнь постоянно ставит множество сложных проблем и задач перед современным педагогом, предъявляя все более высокие требования к его общей культуре, личностным качествам. Особую значимость в работе педагога имеет умение правильно строить свои отношения с детским кол­лективом, родителями, каждым ребенком в отдельности. Здесь нельзя уповать на авось, на такую грозную силу в руках учителя, как «двойка», вызов родителей и т.п. Опасно исходить из предположения, что вас будут слушаться без­оговорочно в детском саду и начальной школе, верить в то, что будут любить лишь потому, что вы учитель. Нет, по­добные надежды всего лишь иллюзии. Начнем с того, что не дети вас, а вы их прежде всего должны любить и уметь находить с воспитанниками общий язык, иметь добрые отношения. У опытных педагогов они устанавливаются не на день или месяцы, и даже не на годы, а на всю жизнь.

И где бы ни бывали мы,

Тебя не забывали мы,

Как мать не забывают сыновья.

Ты юность наша вечная,

Простая и сердечная,

Учительница первая моя.

Так поется в песне, поется учителю, но, увы, не каждому. В чем же специфика педагогических отношений? Включение детей в новый вид деятельности - учение -предполагает качественное изменение всей жизни малы­ша. Успехи ребенка в школе в огромной мере зависят от личности учителя, его взглядов и убеждений, уровня мас­терства, характера тех отношений, которые складываются между педагогом и воспитанниками.

Нередко, говоря о результатах учебно-воспитательной работы школы, администрация, учителя акцентируют внимание на результатах практической деятельности де­тей, процентах успеваемости. Вместе с тем родители, да и сами учителя все чаще отмечают, что школьники бывают нередко грубы, эгоистичны, неуживчивы в детском кол­лективе, недостаточно воспитанны именно в нравствен­ном отношении.

В школьной практике проблема отношений нередко понимается, особенно начинающими учителями, как соотношение власти и подчинения: «Я сказала, а ты делай», «Я послала, а ты бегом», «Сказала молчать, значит, все закрыли рты» и т.п. Верно ли это? Конечно, нет. Для ма­лышей авторитет педагога и так велик. Его слова, поступ­ки, даже форма замечаний воспроизводятся детьми с ве­личайшей точностью, когда они играют между собой «в школу». Учителю верят на слово. «Так велела учительни­ца» - писать, читать, помогать бабушке, хорошо отно­ситься к животным и т.д.

В детском саду, в начальной школе очень быстро формируется авторитет педагога, основанный на власти. И только мало просвещенному человеку может показать­ся, что работать учителем начальных классов или воспи­тателем детского сада легко и просто: учитель посмотрел строго - тишина; потребовал - и все работают. Но это лишь кажущееся внешнее благополучие. Дети еще не са­мостоятельны, они только исполнители разумной воли учителя. Нередко приход в класс нового педагога вдруг «раскрывает», что дети неорганизованны, недружны, что у них не воспитаны нравственные отношения к учению, друг к другу, что они понимают только силу. Часто подобные «открытия» происходят при переходе учащихся в следую­щую возрастную группу.

Вот почему начинающим учителям следует особо об­ращать внимание на воспитание отношения детей к знани­ям, к родителям, к Родине. Чтобы дети учились не ради отметки, а радовались полученным знаниям, необходима целенаправленная и систематическая работа как с детским коллективом, так и с каждым отдельным ребенком. Пыт­ливость и любознательность, свойственные малышам с их вечными и бесконечными «почему?», с годами должны не исчезнуть, а, напротив, развиваться благодаря поощрению учителя в творческом поиске.

Чем бы ни занимался педагог с детьми, он в той или иной мере формирует их нравственный опыт, нравствен­ные отношения к учению, к людям. В отношениях учителя со школьниками должна доминировать не угроза, а дове­рие к детям, доброжелательность, радость общения. Од­нако, как показывает, педагогическая практика, у каждого учителя с воспитанниками устанавливается свой стиль отношений.

Добро и зло не существуют вне и независимо от нас. Они выражают отношение к кому-то или чему-то, наи­более ярко выявляя сущность личности. Быть добрым и любить детей - это не просто красивая и привычная фра­за, а тот социальный заказ общества, который предъявля­ется педагогу. Для воспитателя - это великий каждо­дневный труд души, направленный на то, чтобы каждому малышу было хорошо, чтобы ребенок видел в педагоге защитника его интересов, друга, к которому можно все­гда обратиться, поделиться секретом, на которого бы он хотел походить.

Важно отметить, что педагогу необходимо стимулиро­вать активность самого воспитанника в накоплении им опыта общения, нормировать понимание и оценки идеа­лов. Дети должны переходить от уровня «хорошо» и «плохо» к уровню усвоения нравственной информации, общественных требований жизни детского коллектива, т.е. к отказу от эгоистического отношения к окружающим взрослым и другим воспитанникам. Это, в свою очередь, способствует трансформации знаний в личные убеждения и нормы поведения, которыми дети руководствуются в отношениях друг с другом, с другими людьми.

Определенным идеалом, примером для детей детского сада и учащихся начальной школы является педагог. Именно поэтому так важно наличие у педагога четко вы­раженной позиции в отношении к детям, всем без исклю­чения, к нормам жизнедеятельности детского коллектива. Воспитатель, особенно на первом этапе работы с новым детским коллективом, должен не словом, а делом показы­вать пример, т.е. убирать столы вместе с детьми, убирать игрушки вместе с дежурными, но не за них, а вместе с ни­ми. Воспитатель выступает выразителем моральных норм, принятых в обществе, несет ответственность за результаты их усвоения детьми. Эти требования порой расходятся с требованиями и нормами отношений, которые ребенок усвоил в семье. И в этом случае педагог должен быть на высоте, т.е. терпеливо и уважительно, но целенаправленно доказывая родителям ошибочность их позиции, те слож­ности, с которыми их ребенку предстоит встретиться поз­же, если не пересмотреть нормы отношений ребенка в дет­ском коллективе сегодня.

Молодому педагогу нелегко бывает завоевать автори­тет у воспитанников. Всегда приятно и даже лестно, когда его уважают и любят. Но важно уметь определить ту грань, за которой начинаются разного рода отклонения в воспитательном отношении. Дети очень чувствительны к вниманию педагога и остро переживают малейшие отклонения в отношениях, т.е. повышенное внимание к одному и невнимание к другому; тон обращения, тон замечания - все имеет значение для малышей. Отношения воспитателя к ребенку опосредуются детским коллективом, т.е. теми отношениями, которые у ребенка сложились с детьми в группе, в классе. Далеко не всегда отношения между деть­ми складываются хорошие, и учитель вынужден выступать в роли «судьи» между теми малышами, которые не могут найти должного взаимопонимания.

Задача воспитателя не может ограничиваться только фиксацией характера отношений детей в группе или в клас­се, наличием «возбудителей спокойствия» или «изгоев». Она состоит в формировании нравственных отношений между детьми, усвоении норм отношения друг к другу, дру­гим людям, к требованиям детского коллектива. А.С.Ма­каренко считал формирование нормальных отношений у ребенка с обществом важнейшей задачей педагога: воспи­тать человека - значит воспитать правильное отношение к людям.

Отношения педагога с воспитанниками не сводятся лишь к наблюдению за складывающимися отношениями детей в группе. Он должен иметь связь с каждым отдельным малы­шом и в то же время мобилизовывать усилия всей группы (класса) на различные виды совместной деятельности. Это открывает новые возможности в формировании ответст­венной зависимости всех и каждого в отдельности.

Чем больше прав педагог предоставляет детям в реше­нии вопросов жизнедеятельности (выбор места за столом, соседа по парте, дежурства, видов деятельности по само­обслуживанию, оформлению помещения и т.п.), тем больше у него возможностей снять негативные явления в отношениях воспитанников. Именно включение детей в группы, различные по составу, позволяет «снять» первич­ность существующих между ними обид, перенеся центр их внимания с отношений на деятельность, ее результат.

Особенно важно не упускать из виду детей-изгоев, ко­торые отторгаются детьми. Следует не только выявлять причины такого отношения детского коллектива к ре­бенку, но и менять данный характер сложившихся отно­шений. Нередко причинами негативного отношения к ребенку являются драчливость малыша, жадность, гру­бость, наличие физических изъянов. Поэтому следует отказаться от шаблона в педагогических действиях, т.е. силового решения в установлении товарищеских отно­шений, а искать нестандартные пути выхода из сложной ситуации. Знание индивидуальных особенностей ребят позволяет педагогу демонстрировать детям лучшие сто­роны ребенка, «открывать» его для детского коллектива, а порой и для него самого. Индивидуальные беседы с лидерами коллектива также дают возможность заручить­ся их поддержкой в формировании новой позиции от­вергнутого ребенка.

Нервозная обстановка возникает чаще в том детском коллективе, где учитель не умеет занять детей в различных видах совместной деятельности. При всем их разнообра­зии и богатстве можно назвать наиболее значимые: учеб­ная деятельность, труд, физкультурно-оздоровительная, общественная работа, краеведение, игра. Но там, где нет контакта и взаимопонимания, не может быть должных успехов и в деятельности.

Исправлять допущенные ошибки трудно, а предвидеть все возможные последствия педагогических недочетов - тем более. Не всегда можно заранее предугадать, какую форму примут отношения педагога с детьми.

Многие, особенно молодые, педагоги не очень задумы­ваются над тем, какие отношения у них складываются с ребятами. Они, как правило, ставят перед собой задачу добиться дисциплины и порядка, используя любые мето­ды. Хотя известно, что методы и приемы, с помощью кото­рых они устанавливают дисциплину, имеют не меньшее воспитательное значение, чем сама дисциплина и порядок. Порой чрезмерной строгостью в отношениях с воспитан­никами педагогу удается добиться внешнего порядка, ко­гда ребенок только при педагоге будет вести себя долж­ным образом. Но без него, в другой обстановке все оста­нется без изменений. Более того, ребенок приучается лов­чить, подстраиваться в своих отношениях, что нормирует у него нравственные изъяны, создает новые, порой еще большие трудности. Причина этих трудностей прежде всего в отсутствии продуманной перспективы в работе педагога как с детским коллективом, так и с отдельным ребенком; в отсутствии целенаправленности в формиро­вании своих отношений с детьми; в непонимании сущно­сти самого требования, предъявляемого детям.

Характер личных отношений между педагогом и воспи­танниками находится в прямой зависимости от того, что и как требует педагог. Что же такое требование? «Требование есть метод педагогического воздействия, с помощью которого нормы, правила и принципы поведения и морали, вы­ражаясь в личных отношениях людей, вызывают, стимули­руют или тормозят определенную их деятельность и прояв­ление у них конкретных нравственных качеств»*

 

* Коротов В.М. Педагогическое требование. М., 1966. С. 174.

 

Требования воспитателя к ребенку могут быть выраже­ны в виде просьбы, одобрения или доверия, что отражает положительное отношение педагога к воспитаннику. Тре­бование может быть предъявлено и в виде недоверия, осу­ждения, угрозы, когда рельефно проглядывает отрица­тельное отношение к ребенку. Наконец, следующая группа требований, таких, как совет, требование в игровой фор­ме, намек, условное требование, является нейтральной и выражает еще один вариант отношения педагога к воспи­таннику. Естественно, что требования в виде просьбы, одобрения в большей мере стимулируют деятельность де­тей, способствуют формированию товарищеских личност­ных отношений между педагогом и воспитанниками. В свою очередь, осуждение, угроза чаще используются как меры исправления негативного поведения, деятельности, как «защитная» реакция на те или иные действия детей.

Говоря о формах требования, необходимо отметить, что у одних учителей в работе с детьми явно преобладает просьба, часто демонстрируется доверие к ним, высказы­вается одобрение их действий. У других педагогов, наобо­рот, осуждение и угрозы не сходят с языка. В результате у каждого учителя преобладают определенные формы воз­действия на воспитанников, формируется определенный стиль отношений.

Вместе с тем А.С.Макаренко считал, что нужно воспи­тывать не только активность ребенка, но и умение быть содержательным. «Найти это чувство меры между актив­ностью и тормозами - значит решить вопрос о воспита­нии»,* - подчеркивал он.

 

* Макаренко А.С. Пед. соч. В 8 т. Т. IV. С. 445.

 

Учителя, особенно молодые, предъявляя требования воспитанникам, не задумываются над тем, какие сложатся отношения с группой, классом. Они больше озабочены тем, чтобы стимулировать или, напротив, тормозить дей­ствия и поступки детей Вместе с тем именно в правильном соотношении позитивных и негативных требований учи­теля к детям - ключ к развитию товарищеских отношений между ними

Характер складывающихся взаимоотношений учи­теля с классом (группой) в начальный период работы и уровень их последующего развития находятся в прямой зависимости от содержания педагогических требований и форм их предъявления воспитанникам.

Здесь следует уточнить: содержание требований опре­деляется задачами учебно-воспитательного процесса и особенностями совместной деятельности педагога с деть­ми Вот примерный набор требований, предъявляемых в начале урока одним из педагогов:

1. Вышли из-за парт.

2. Опустили руки.

3. Встали прямо.

4. Я жду.

5. Садитесь.

6. Сели - это не значит начали разговаривать!

7. Учебники, тетради закрыть и положить на край пар­ты вместе с дневником.

А это перечень требований для окончания урока:

1. Звонок дается для учителя. Продолжаем работать.

2. Пока я не сказала, что урок окончен, никто не встает и не выходит из-за парт.

3. Собирать все в портфель можно после того, как я объявлю об окончании урока.

4. Тихо встали и вышли из кабинета.

5. Дежурные, останьтесь и сдайте кабинет следующему классу.*

 

* См.: Гордин Л.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М., 1977. С. 136.

 

Уже по данному набору требований, предъявленных педагогом, можно точно определить не только стиль его отношений с воспитанниками, но и уровень мастерства.

Для выбора верной формы требования особенно важен учет так называемой педагогической ситуации, т.е. тех основных условий, в которых осуществляется педагогиче­ское взаимодействие. «Совершенно очевидно, что методи­ка требования будет существенно меняться от того, какие отношения сложились у педагога и воспитанника: това­рищеские или нейтральные, а может быть, и неприязнен­ные. И второй фактор - отношение воспитанника к вызываемой требованием деятельности, которая может быть и любимым делом, источником радости ребенка, и незнако­мой, не имевшей места в его прежнем опыте, и, наконец, может вызвать неприятные ощущения, усталость. Очевид­но, что во всех этих различных ситуациях требования бу­дут значительно изменяться по форме, так как в одном случае достаточно еле ощутимого побуждения, а в другом требуются более сложные стимулы».*

 

* Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллективами. М., 1974. –С. 204.

 

Необходимо помнить еще об одном: наличие предъяв­ляемых требований, обращенных к детям, обязательны прежде всего для самого учителя. Требуя, например, от детей не опаздывать на занятия или на урок, прилежно учиться или трудиться, не теряя ни минуты учебного вре­мени, педагог не имеет права сам нарушать, хотя бы изред­ка, эти свои требования. Здесь следует, видимо, обратить внимание еще на то, что требования должны нести в себе не только обязанности, но и определенные права. Так, требование к детям внимательно слушать на уроке объяс­нение учителя или ответ ученика должно предполагать возможность задавать вопросы, если ему что-то непонят­но. Требуя обязательного выполнения домашних заданий, учитель может давать школьникам право до начала урока, при наличии уважительных причин, выполнить это зада­ние к предстоящему уроку. Требуя выучить стихотворе­ние, например А.С.Пушкина, или прочесть его сказку, следует разрешать детям выбирать, т.е. учить и читать то, что им в данный момент кажется интереснее. Чтобы не создавать здесь особых проблем, педагогу необходимо, если есть такая возможность, предлагать детям несколько произведений на выбор, тем самым приучая их к само­стоятельности, к оценке, к мотивации и аргументации сделанного ими выбора.

Педагогам, особенно молодым, следует помнить о том, что характер отношений педагога и воспитанников явля­ется одним из важных критериев педагогического творче­ства и педагогического мастерства.

Мастерство педагога, его умение найти верное направ­ление при выборе и использовании всего арсенала форм и видов педагогического требования позволяют созда­вать вариативность, т.е. многообразие вариантов реше­ния одной и той же ситуации. Это важно потому, что поведение детей в любой ситуации не однотипно, требует поправки на личность ребенка, его индивидуальные осо­бенности.

Вместе с тем следует особо отметить, что отдельно взя­тое средство, даже требование, не может быть рассмотре­но вне общей системы средств обучения и воспитания в формировании товарищеских, гуманных взаимоотноше­ний с детьми.

Отношения педагога с воспитанниками развиваются в сложной системе коллективных отношений между адми­нистрацией, родителями, детским коллективом, обслужи­вающим персоналом, педагогическим коллективом. Об­щий стиль, тон и направленность отношений строятся на основе органического соединения уважения, доверия и требовательности. «Защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем са­мым защищает и каждую личность, и обеспечивает для нее наиболее благоприятные условия развития... Здесь лич­ность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива»,* который, по мнению Антона Семено­вича Макаренко, в свою очередь, должен согласовывать свои интересы с интересами общества.

 

* Макаренко А.С. Пед. соч. В 8 т. —Т. 1. —С. 142.

 

Большой воспитательный потенциал для формирова­ния нравственных отношений имеет народная педагогика. Красота языка сказок, напевность речи, убедительная ин­тонация, отражающая характеры героев сказок, образ­ность выражений - все важно, все играет свою роль в вос­приятии сказки и формировании отношения к ее героям у малыша. Сказка учит добру и доброте, должному отноше­нию к труду и людям труда, друзьям.

Нельзя недооценивать в воспитательной работе и роль пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки - это сконцентрированная в одной фразе народная мудрость. Для детей они являются своего рода заповедями, отра­жающими сущность общечеловеческих отношений: «Что посеешь, то и пожнешь», «Без старанья нет и знанья», «Трудолюбивому почет, ленивому - насмешки», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Доброму гостю хозяин рад», «Не будь сыт кусом, а будь сыт другом», «Живи - не скупись, с друзьями веселись».

Народная педагогика раскрывает и сам процесс фор­мирования нравственных качеств: совместный труд, по­сильное участие в общем деле каждого члена коллектива, в подготовке праздников и оказании помощи друг другу; последовательное включение малыша в различные виды труда с целью приобретения необходимых знаний и тру­довых умений; внимание к ребенку и помощь ему в овла­дении трудовыми навыками; поощрение трудовых умений; создание специальных ситуаций, в которых малыш мог бы выступать в роли помогающего другим, делающего что-то хорошее для других. Опытные педагоги приходят в школу всегда пораньше, стараясь встретить каждого ученика еще при входе в школу, чтобы заглянуть в его глаза, увидеть настроение малыша, помочь преодолеть горечь расстава­ния ребенка с мамой или бабушкой, приободрить и поже­лать доброго утра и т.д. А дети... Они бегут наперегонки, издали завидев свою любимую учительницу, стараясь до­тронуться до нее, а то и обнять, как маму. При таких от­ношениях детей и педагога можно сказать уверенно, что на уроках ей не нужно повышать голос или ставить «столбом» кого-то у парты, ставить «двойки» за поведе­ние, наказывать. Для своих малышей она останется в па­мяти на всю оставшуюся жизнь.

Но послушание - не показатель хороших отношений между учителем и его воспитанниками. Воспитывая и обучая ребенка, постоянно общаясь с ним, важно пом­нить, что плохое поведение малыша всегда чем-то обу­словлено, а потому исходить надо не из того или иного поступка, а из общего представления о жизнедеятельно­сти ребенка, личности в целом. Плохое поведение воспи­танника, его невнимание - это своего рода «болезнь», следствие чего-то, а не причина. Не выяснив и не удалив причину, можно лишь загнать «болезнь» внутрь, усугуб­ляя и провоцируя новые и новые «вспышки» ее. Наказа­ние же ребенка за проступки может привести, как вари­ант, к приспособлению его, а не к осознанному поведе­нию. Но и подобное послушание опасно, так как форми­рует слепого исполнителя, занимающего позицию посто­роннего наблюдателя в будущем.

Смысл отношений учитель-ученик не в том, чтобы до­биться от детей повиновения, а в том, чтобы находить должные формы взаимодействия с каждым ребенком, с детским коллективом, увлекая их за собой, разъясняя и предупреждая отклонения в поведении и деятельности своих воспитанников, создавая условия, способствующие развитию детей.

Сегодня необходимо пересмотреть отношение к рели­гии. От категорического ее отрицания и запрета мы пере­ходим к критическому восприятию и взаимодействию в вопросах воспитания детей. В связи с этим изменяются ценностные смысловые отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Во многих домах появились иконы, некоторые родители ста­ли посещать церковь. Педагогам, родителям, воспитате­лям детского сада нельзя не учитывать эту реальность.

Сегодня учителя начальных классов, воспитатели дет­ского сада должны быть готовы к многочисленным во­просам, с которыми могут обратиться к ним не только родители, но и дети. Родителей интересует, можно ли во­дить детей в церковь, подводить их к причастию, к кресту, какое значение имеет таинство крещения, оберегающая сила крестика и имени ребенка, как использовать религию в домашнем воспитании и др. Детей же интересуют не­сколько иные вопросы: зачем люди ходят в церковь, поче­му бабушка крестится перед едой, где живет Бог, что Бог делал, когда был маленьким, и др.

Непросто ответить на любой из этих вопросов. Но воспитателю приходится делать это, опираясь на знания, полученные из специальной литературы. Мы не можем перечислить все возможные вопросы и ситуации подоб­ного рода, но полагаем, что во всех случаях воспитателю необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и народе.

Религия - это внутреннее дело каждой семьи, и любое вмешательство педагога, даже очень корректное, может принести только вред. Ознакомление детей с религией -дело родителей. Однако следует помнить о том, что ни в коем случае нельзя насиловать волю малыша.

§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Общение - сложный и многогранный процесс взаимо­действия людей в их совместной деятельности, обеспечи­вающий все многообразие жизнедеятельности и отноше­ний личности. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.

Общение может осуществляться в различных видах: как межличностное, групповое, коллективное.

Одна из важнейших функций общения - обмен инфор­мацией, духовными ценностями, играющими определяю­щую роль в развитии человека. Сочувствие, сопережива­ние, самоутверждение личности также являются функция­ми общения.

2.1. Сущность педагогического общения

Сегодня, когда число детей в семьях резко сократилось, ребенок, чаще единственный, становится центром всеоб­щего внимания родных и знакомых, их баловнем, что по­рождает вседозволенность в поведении малыша.

Попадая в детский сад или в школу, каждый ребенок мечтает о добром, внимательном и справедливом педаго­ге-воспитателе, который будет проявлять о нем заботу, оказывать помощь. Малыш хочет быть не просто заме­ченным, но и выделенным из детского коллектива, хотя бы взглядом, словом, улыбкой, жестом, поощрением.

У воспитателя не один ребенок, а, как правило, десять, двадцать и более. Чем больше детей в группе, в классе, тем труднее уделять внимание каждому ребенку. Чтобы ус­пешно решать учебно-воспитательные задачи, учитель ча­ще прибегает к фронтальным формам деятельности, к об­щению со всем классом, группой. Это порой воспринима­ется в штыки ребенком, который никак не может «впи­саться в детский коллектив», отказаться от уже привычно­го положения «исключительности», что нередко приводит к конфликту.

Поэтому следует учитывать, что изменились не только общественные отношения, семья, школа, но и сам ребенок: изменились уровень его информированности, степень при­тязаний и требований, форма общения. Все это предпола­гает внесение изменений в организацию учебно-воспита­тельного процесса, выбор иной формы педагогического общения. Сегодня на первый план выходит не воспита­тельное воздействие, когда ребенок выступает как пассив­ный объект воздействия педагога, а взаимодействие.

Начинающие педагоги порой рассматривают общение как просто разговор учи







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.