Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Русский космизм. Естественнонаучный материализм.





Через всю мировую культуру проходит понимание мира как космоса. В древнегреческой ф. почти не была выражена идея о необходимости превращения человека в активную космическую силу. Космизм антропологического характера оформляется со 2-й половины 19в. В русском космизме - 3 течения: естественнонаучное (Вернадский, Циолковский), религиозно-философское (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэтико-художественное (Одоевский, Сухово-Кобылин). Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и проблемы понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Основной труд - “Философия общего дела”. В основе философии общего дела лежит специфическое понимание человека. Истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной. Человек - существо вертикальное, обращен к небу, следовательно должен стать свободным. Человек - существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Причина зла - неравномерность нравственности и НТП. Частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующего поколения. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Философия РК обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием сознательного соверш-я природы становится разум человека. Внутренняя регуляция процессов внутри человека и внешнее регулирование природных процессов. Воскрешение - победа над пространством и временем. Вернадский также обосновывал идею активной эволюции. Считал, что использование энергии, связанной с разумом, является отличительным признаком человека, она позволит людям преобразовывать природу. Принцип цефализации - основное направление эволюции животного мира - наращивание нервной системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера переходит в ноосферу, т. к. человек преобразует природу соответственно своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. биосфера и ноосфера повреждены человеческим потреблением, антигуманистическими идеологиями. Породив разум, эволюция пошла на риск. Есть реальная опасность родового самоубийства и гибели космоса. Необходимо регулировать взаимодействие общества и природы.

Федоров Николай Федорович (1828-1903), русский мыслитель-утопист, представитель русского космизма. В 1874-98 библиотекарь Румянцевского музея. Внес большой вклад в развитие русского книговедения. Вел аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность; даже на идеи и книги, и поэтому ничего не опубликовал. Избранные отрывки и статьи Ф. под названием «Философия общего дела» были изданы его учениками. Усматривая основное зло для человека в смерти, порабощенности его слепой силой природы, Ф. выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции – воскрешение предков («отцов»); путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижение бессмертия к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой «вражды» - разрыва между мыслью и делом, «учеными» и «неучеными», богатством и бедностью, городом и деревней. Утверждая культ предков как основу истинной религии, Ф. разошелся с традиционным христианством. Христианскую идею личного спасения Ф. считал безнравственной. Социальная утопия Ф. консервативна: она покоится на идеализации патриархально-родственных отношений, противопоставляемых «неродственному» («небратскому») состоянию цивилизации. Некоторые философские идеи Ф. вызывали интерес у Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Вл. Соловьева.

В.Ф. Одоевский (1803-1869), писатель, крупнейший представитель русского романтизма. Был знатоком европейской философии, испытал глубокое влияние философских идей Шеллинга, изучал патристику. Итогом многолетних размышлений о судьбах культуры и истории, о прошлом и будущем России и Запада стало его главное сочинение «Русские ночи» (1844). Содержавшаяся в «Русских ночах» критика западной цивилизации во многих отношениях близка позиции ведущих представителей европейского романтизма.

То, что русский мыслитель-романтик прежде всего не приемлет в характере развития современной ему цивилизации – односторонность. «Односторонность есть яд нынешних обществ и тайная причина всех жалоб, смут и недоумений», - утверждает он. При этом О. никогда не был противником НТП. Уже на склоне лет он писал: «То, что называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который изобретается каким-то голодным оборвышем на каком-то чердаке в Европе или в Америке и которым решается вопрос об управлении аэростатами». Бесспорным фактом для него было и то, что «с каждым открытием науки одним из страданий человеческих делается меньше». И тем не менее то направление развития цивилизации, которое он наблюдал в Европе и США, казалось ему едва ли не тупиковыми, потому что было связано с утратой целостности и в душе отдельного человека, и духовной жизни общества. Происходит, по его убеждению, и «раздробление наук». «Чем более я уважаю труды ученых, тем более…скорблю об этой…напрасной трате раздробленных сил». В целом же, несмотря на постоянный рост цивилизационных благ и мощь технического прогресса, западная цивилизация из-за «одностороннего погружения в материальную природу» может представить человеку лишь иллюзию полноты жизни. Но человек не может жить постоянно в «мире грез», а пробуждение вызывает у него «невыносимую тоску», «тоску и раздражительность». Оценивая таким образом итоги и дальнейшие перспективы развития цивилизации, О. с надеждой думал о будущем России. Надеялся он прежде всего на то, что она сможет избежать «односторонности» развития и будет способствовать сохранению в истории столь необходимого человечеству начала «всеобъемлющей многосторонности духа».

Вернадский Владимир Иванович (1863, Петербург, -1945, Москва), советский естествоиспытатель и мыслитель, академик АН. Основоположник генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, радиогеологии. Его идеи оказали существенное влияние на возникновение биогеологии, геохимической экологии, геохимии ландшафта, науковедения и др. научных дисциплин. Организатор многих научных учреждений. Государственная премия СССР (1943). В дореволюционный период принимал активное участие в освободительном движении. Боролся за академические свободы, отстаивал демократические принципы решения аграрного и национального вопроса. В центре его исследований – разнообразные философские и методологические проблемы: многообразие пространственно-временных состояний материи, структура и свойства времени, логика опытных и наблюдательных наук, соотношение эмпирического и теоретического в научном познании, строение науки и общие закономерности ее развития, природа научного мировоззрения, взаимодействие естествознания и философии, социальные функции науки, этика научного творчества, закономерности перехода биосферы в ноосферу и др. Был одним из создателей антропокосмизма – системы, в которой естественноисторическая, природная (в широком смысле – космическая) и социально-гуманитарная, человеческая тенденции развития науки гармонически сливаются в единое целое.

Биосфера – область жизни, комплексная земная оболочка, охваченная и организованная жизнью. Включает живое вещество (совокупность организмов) и неживое, охваченное и организованное деятельностью живого, благодаря чему земная оболочка в целом характеризуется специфической геологической и физико-химической организованностью. Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: техносфера, антропосфера, социосфера. Представление о Н. было выдвинуто в 1-й трети 20 в. (Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден). Так, Леруа отмечал, что Н. в эволюционном ряду следует за биосферой; Тейяр де Шарден понимал Н. как своеобразную идеальную оболочку Земли, «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается над миром растений и животных – вне биосферы и над ней.

В. переосмыслил содержание этого понятия в контексте развиваемого им учения о биосфере, гуманистической идеологии и роли научной мысли как планетного (и космического) явления. Н., по В., - новое эволюционное состояние биосферы, связанное с возникновением и развитием в ней человеческого общества. Биосфера закономерно происходит в Н., поскольку, познавая законы природы и развивая технику, человечество придает ей черты новой, более высокой организованности. При этом человечество становится мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. В понятии Н. подчеркивается необходимость разумной организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к окружающей среде. Сознательное формирование Н. В. связывал со становлением новой общественно-экономической формации. Зарождаясь на планете, Н. обладает тенденцией к постоянному расширению, превращаясь, т. о., в особый структурный элемент космоса.

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1939), русский мыслитель и ученый, обосновавший применение реактивного принципа для полетов в мировом пространстве и создавший новое научное направление – ракетодинамику и астронавтику. Наряду с научно-техническими аспектами освоения космоса Ц. в философско-художественном эссе (отчасти изданных в Калуге самим автором, а главным образом хранящихся в архиве ученого) разрабатывал «космическую философию» - монизм, противополагаемый им как религиозному идеализму духа и тела, так и «пессимистическому» материализму, не отвечающему, по мнению Ц., на вопрос о вселенских целях жизни. Исходя из предпосылки относительной жизненной чувствительности и одушевленности всех форм и ступеней материи, Ц. строил свою монистическую доктрину вокруг идеи «атома» – бессмертного элементарного существа, которое претерпевает различные судьбы, путешествуя из одного конгломерата или организма к другому (ср. с индивидуальными и теософскими учениями о переселении душ и о карме). Отсюда же вытекает «космическая этика» Ц.: обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке и к заботе о мировом целом, где атомы рассеиваются и курсируют после исчезновения их обладателя. Объективным добром «космическая этика» признает процессы усложнения и стратификации во Вселенной, поскольку блаженство атомов обеспечивается их пребыванием в сложных, благоустроенных организмах. Наличное состояние космоса свидетельствует, по Ц., о торжестве творческих, антиэнтропийных, сил жизни и разума над уравнительными, энтропийными, тенденциями и над тягой материи к абсолютной организации, а Земля с ее муками биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного обновления жизненных форм, и участь Земли исключительна.

Ц. был энтузиастом и идеологом космического расселения человечества в Солнечной системе и других звездных мирах; в отдаленном будущем предполагалась полная биохимическая перестройка обитателей Земли и превращение их в разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию; т. о. носители разума в будущем максимально эмансипируются от среды обитания.

Космическая утопия Ц. (которую можно рассматривать в русле т. н. русского космизма в связи с идеями В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и др.) – первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начала «космической эры»: о месте разума в мировом целом, об его ответственности за Землю и Вселенную; в ней предвосхищены некоторые современные космологические теории и кибернетические идеи.

Естественнонаучный материализм, естественноисторический, стихийный, «…стихийное, неосознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира, отражаемой нашим сознанием» (Ленин). Термин введен в конце 19 в. Дж. Тиндалем как обозначение преобладающей мировоззренческой установки, которой руководствуются в своих специальных исследованиях естествоиспытатели (в т. ч. и придерживающиеся идеалистических философских взглядов). Для ЕМ характерны, с одной стороны, уверенность в объективном характере природы и ее закономерностей, а с другой – признание их познаваемости средствами естествознания. Именно поэтому стихийный материализм неразрывно связан с философским материализмом. На позициях ЕМ стояли и стоят многие крупнейшие естествоиспытатели, открытия которых (например, учение Дарвина о естественном отборе, теория относительности Эйнштейна, учение А. М. Бутлерова о химическом строении) явились научным подтверждением диалектической методологии. В то же время у самих сторонников ЕМ он остается «…«стыдливым» и необдуманным до конца материализмом…» и не дает последовательного ответа на основной вопрос философии. Методологическая слабость ЕМ выясняется при подходе с его позиций к проблемам истории и социологии, выходящим за рамки естествознания. Материалистическое понимание мира и истории в рамках ЕМ остается незавершенным. Однако и в пределах исследования природы ЕМ остается лишь незаконченным материализмом без сознательного применения диалектического метода. Чтобы всесторонне развернуть материалистическое понимание природных и общественных явлений, ученый «…должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом».

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.