|
Особенности курса «История стран АзииИ Африки в новейшее время (1918-2000)» I. Задачи курса Изучение новейшей истории стран Азии и Африки неотделимо от уяснения сути драматических процессов, сотрясавших в XX в. весь мир. Учитывая масштабы катаклизмов, остроту конфликтов, можно заключить, что XX в. — время перманентных кризисов. Разобраться, в чем же их причины, каковы взаимосвязи, правильно оценить последствия — в этом и состоит первейшая задача курса. В советской историографии весь XX в. представлялся как время перехода от капитализма к социализму в мировом масштабе. Именно такой подход присущ большинству изданий учебной литературы, доступных студентам, ведь создавались они в свое время на основе марксистско-ленинской концепции истории. Поэтому важной задачей настоящего курса является преодоление идеологических стереотипов, присущих столь одностороннему подходу. Уже сама по себе хронологическая привязка новейшей истории к 1917 г. явно преувеличивает роль революции в России, ее глобальное влияние на все страны мира. В отношении истории Востока следует признать, что воздействие марксистского социализма на этот регион в самом деле чрезвычайно велико, но прослеживается оно в совершенно ином ключе. Подъем национального движения, активизация антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки после Первой мировой войны были порождены сложными внутренними факторами, а вовсе не являлись прямым следствием событий, происходивших в далекой России. Требуют серьезного переосмысления и многие другие устоявшиеся в сознании догмы. Следует иметь в виду, что все проблемы рассматривались исключительно сквозь призму противостояния двух мировых систем. Отсюда и соответствующие трактовки. Это относится даже к событиям, сравнительно далеко отстоящим от нас по времени. А если речь идет о процессах, происходивших в мире после окончания Второй мировой войны, а тем более в последние десятилетия, то ясно, что следует крайне осторожно подходить к оценкам и выводам, содержащимся в большинстве изданий. II. Специфика дисциплины Недооценка специфики стран Востока долгое время была уязвимым местом исторической науки, а в советской историографии прослеживалось стремление «подогнать» процессы в этом регионе к общим выводам марксистско-ленинской концепции истории. Ныне ситуация изменилась. Для объективной оценки событий XX в. необходимо хорошо себе представлять цивилизационный фундамент традиционных обществ, их ориентацию, систему ценностей, приоритеты, структуры, разбираться в вопросах религии, культуры, национального менталитета. И, разумеется, необходимо составить представление о предшествовавшей истории развития этих сообществ. Ключевыми для понимания являются процессы, протекавшие в странах Востока в XVIII—XIX вв. Именно в это время возросли контакты с Западом, что нередко становилось причиной конфликтов, в которых Восток оказался слабее. Это вело к экономической экспансии Запада, к подчинению стран Азии и Африки, к навязыванию европейских стандартов, к возникновению колониальной системы. Не все страны Востока стали колониями, но все испытали на себе силу экспансии Запада. Внешне казалось, что Запад доминирует во всем, навязывает чуждые странам Азии и Африки нормы жизни, определяет основные направления изменений в структурах традиционного Востока. Но так только казалось. Взаимные контакты породили в регионе кризисные процессы. Они вызывали двойственную реакцию: с одной стороны, происходили попытки заимствования новшеств (модернизация), с другой — обнаружилось стремление вернуться к истокам собственной цивилизации, к отторжению всего чуждого (фундаментштизм). Именно эта борьба между модернизацией и фундаментализмом проявилась затем в XX в. Разумеется, Восток далеко не однороден. Можно выделить регионы, где сложились древнейшие цивилизации, — Китай, Индия, Япония, Иран. В большинстве же районов Африки, к примеру, какой-либо прочный религиозно-цивилизационный фундамент полностью отсутствовал. Среди регионов, имевших давние цивилизационные традиции, следует различать три: • индо-буддистский (Индия, Цейлон, Бирма и пр.); • конфуцианский (Китай, Япония); • исламский (Иран, Турция, Афганистан и прочие исламские страны). У каждого из них были свои возможности приобщения к западным ценностям и свои препятствия на этом пути. Следует учитывать и роль внешних факторов, стечение исторических обстоятельств. Все это вело к тому, что процессы исторического развития протекали в этих регионах совершенно по-разному. К концу XX в. страны Востока оказались на разных полюсах развития: среди них были страны, вставшие на путь формирования постиндустриальной цивилизации, и страны, безнадежно отставшие в своем развитии и даже демонстрирующие тенденцию к деградации. Одна из особенностей изучения курса новейшей истории состоит в том, что необходимо регулярно следить за текущими событиями, которые могут полностью изменить всю картину, — ведь мы имеем дело с историей современности, когда могут появиться совершенно непредсказуемые факторы. Поэтому недостаточно усвоить лекционный курс и ознакомиться со специальной литературой. Необходимо постоянно следить за публикациями в прессе, в периодической печати, за сообщениями прочих средств массовой информации. Разумеется, изучение новейшей истории, так же как и усвоение любой исторической дисциплины, требует хороших знаний географии. Очень важно ориентироваться в местоположении основных регионов — без этого просто невозможно уяснение исторических событий, логики их развития. При подготовке к семинарским занятиям, в ходе самостоятельной работы студентам придется иметь дело с разнообразной литературой. Ни в коей мере не ставя под сомнение ценность фактического материала, следует все же избегать «обаяния» авторитета авторов в том, что касается выводов и обобщений. Следует научиться сопоставлять различные взгляды, трактовки, вырабатывать собственную точку зрения на те или иные события. III. Основное содержание курса Курс изучения новейшей истории стран Азии и Африки охватывает два учебных семестра. В первом рассматриваются события до окончания Второй мировой войны (в некоторых регионах вплоть до 1947— 1949 гг.); во втором — события и процессы послевоенного времени, вплоть до конца XX в. В первом семестре рассматривается история Индии, Китая, Японии, стран исламского региона: Турции, Ирана, Афганистана, подмандатных территорий на Ближнем Востоке и отдельных арабских стран, а также некоторые общие проблемы в развитии колониальной Африки. Изучая конкретные события, мы должны составить общее представление о глобальных процессах, протекавших в это время, чтобы правильно ориентироваться в следующих проблемах. В первом семестре рассматриваются следующие вопросы: 1. Антиколониальная борьба: • чем объяснить подъем антиколониального движения после окончания Первой мировой войны; • в каких формах эта борьба развивалась, ее эффективность; • в какой мере формы борьбы отвечали национальной специфике; • какова была стратегия и тактика метрополий, как она менялась; • как постепенно происходило продвижение к самостоятельности. 2. Национальное движение в Китае: • чем объясняется оживление национального движения после 1918 г.; • проблемы, объективно стоявшие перед Китаем к тому времени; • как произошло формальное объединение Китая под властью Чан Кайши; • чем объяснить длительное противостояние Гоминьдана и КПК в 1920-1930-х гг.; • роль внешних факторов в развитии внутренних процессов в Китае в 1930-е гг. 3. Альтернативные пути развития Японии между двумя мировыми • что представляла собой Япония к окончанию Первой мировой войны; • как шел процесс политической модернизации в начале 1920-х гг.; • причины неудач в развитии парламентской демократии к концу 1920-х гг.; • чем объясняется нарастание ксенофобии и изоляционистских тенденций в 1930-е гг.; • как шло формирование тоталитарного режима в Японии. 4. Модернизация в исламском мире: • результаты и последствия реформ Мустафы Кемаля в Турции; • достижения и особенности реформ Реза-шаха Пехлеви в Иране; • причины неудач реформ Амануллы-хана в Афганистане; • общие итоги политики Англии и Франции на Ближнем Востоке; • проявление первых симптомов фундаментализма в исламском мире. 5. Проблемы колониальной Африки: • что представляла собой колониальная система в Африке; • реальные достижения колониализма в Африке; • изменения в политике метрополий в 1920—1930-е гг. в Африке; • роль Панафриканского движения в пробуждении Африки в 1920-е гг.; • активизация национальной элиты в африканских колониях в 1930-е гг. 6. Вторая мировая война и страны Востока: • антияпонская война (1937—1945) в Китае и ее последствия; • Япония в войне на Тихом океане (1941—1945); • Индия в годы Второй мировой войны; • воздействие Второй мировой войны на страны исламского региона; • роль Африки во Второй мировой войне (1939—1945). 7. Провозглашение независимости Индии: • в чем выразилось ослабление позиций британского колониализма; • попытки лейбористского правительства организовать переговоры между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой; • обострение политической ситуации в Индии, потребовавшей скорейшего предоставления независимости; • причины индо-мусульманской резни 1946—1947 гг.; • как и почему произошел раздел Индии. 8. Провозглашение КНР: • ситуация к моменту окончания Второй мировой войны в Китае; • факторы, способствовавшие развязыванию новой гражданской войны; • динамика военных действий в 1946—1949 гг.; • роль аграрных преобразований в победе КПК; • стратегические причины победы коммунистов в длительном противостоянии с Гоминьданом. Во втором семестре внимание будет акцентироваться на следующих вопросах. 1. Проблемы независимой Индии: • меры преодоления структурной деформации в экономике; • основные внутриполитические процессы в 1950-е гг.; • сущность «курса Неру» в политике ИНК в 1960—1970-е гг.; • смена ориентации в Индии в 1980—1990-е гг.; • современные религиозно-этнические и конфессионально-кастовые проблемы. 2. «Строительство социализма» и реформы в Китае в конце XX в.: • как были заложены основы «советской модели» в КНР; • достижения и проблемы на пути «социализма»; • основные причины неудач в «строительстве социализма»; • стратегия и тактика реформ в КНР в 1980-е гг.; • новые успехи Китая на пути реформ в 1990-е гг. 3. Япония после Второй мировой войны: • как осуществилась модернизация в ходе реформ, проводившихся американскими оккупационными властями; • причины «экономического чуда» 1950— 1960-х гг.; • в чем выразилось воздействие кризисов 1970-х гг.; • процессы становления постиндустриального общества; • опыт Японии — пример успешного синтеза цивилизаций. 4. Исламский мир и фундаментализм: • в чем выразилось противостояние между религией и лаицизмом в Турции в 1950-е гг.; • основные направления и успехи модернизации в Иране в 1960-1970-е гг.; • попытки насильственной модернизации в Афганистане в 1970-1980-е гг.; • проявления фундаментализма в 1980—1990-е гг. в разных странах мира; • есть ли перспективы у исламского фундаментализма. 5. Палестинская проблема в международных отношениях: • суть проблемы, как и почему она зародилась; • какую роль она играла в годы «холодной войны»; • почему потерпели неудачу попытки урегулирования в 1970— 1980-е гг.; • с чем связаны первые успехи в ее разрешении в 1990-е гг.; • есть ли перспектива полного и окончательного урегулирования всех проблем Ближнего Востока. 6. Арабские государства Ближнего Востока и Аравийского полуострова: • специфика истории этих стран; • как и когда завершился период присутствия на их территориях иностранных войск; • как отразились на внутренней жизни арабских стран процессы, протекающие в современном мире в конце XX в.; • роль арабских стран в современном мире. 7. Страны Индокитая и Восточной Азии: • в чем заключаются специфические проблемы этих стран; • как отразился на их истории период «холодной войны»; • какие изменения произошли там в 1980-е гг.; • причины успешного формирования в этих странах «постиндустриальной цивилизации». 8. Деколонизация Африки: • главные причины крушения колониальной системы; • образование независимых государств в Северной Африке; • процесс деколонизации в Тропической Африке; • основные трудности на пути деколонизации; • ликвидация режима апартеида в Южной Африке. 9. Развитие независимых стран Африки: • поиск путей преодоления отсталости молодых государств; • что означал так называемый некапиталистический путь развития; • причины усиления внутриполитической напряженности с 1960-х гг.; • чем вызваны растущие экономические трудности современной Африки; • чем объяснить трайбализм и прочие внутренние конфликты 1990-х гг. 10. Международные отношения в Азии и Африке после 1945 г.: • в чем проявились новые факторы международных отношений в 1940-1950-е гг.; • дух «Бандунга» и попытки сформировать «движение неприсоединения»; • как отразилась «холодная война» на международных отношениях в регионах Азии и Африки; • причины обострения международных отношений в Африке в 1980-е гг.; • новые тенденции в международных отношениях 1990-х гг. Новейшая история стран Азии и Африки относится к числу дисциплин, завершающих подготовку историка. Поэтому предполагается, что слушателями будет использована вся совокупность знаний, полученных в ходе изучения разнообразных дисциплин исторического и общегуманитарного циклов. Современный историк должен быть всесторонне образованным человеком, постоянно анализировать информацию о быстро меняющемся мире и регулярно отслеживать происходящие события. Предлагаемый же курс лекций может стать лишь основой знаний новейшей истории. ЛЕКЦИЯ 2 ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|