Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сопоставьте группы населения в Российской империи и регионы их проживания. 1 балл за каждое верное соотнесение. Максимально – 6 баллов.





А) Лашманы Б) Тептяри В) Однодворцы Г) Царане Д) Панцирные бояре Е) Торпари

Черноземье Финляндия Молдавия Белоруссия Поволжье Башкирия
В Е Г Д А Б

3. Ответьте на вопросы. Максимально – 6 баллов.

А) Первым владимирским епископом был именно он, чью деятельность связывают с основанием Нижнего Новгорода и составлением Киево-Печерского патерика (сборника житий киевских святых). О ком идет речь? Симон (2 балла)

Б) «Три ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник – символ вечности, и всё объединено в круге. Законы земного тяготения не властвуют в этой композиции». О какой иконе писал академик Д.С. Лихачёв? «Троица» А. Рублева (2 балла)

В) Зимой 1444 г. Василий II разбил отряды татар у Листани под Рязанью. Эта незначительная битва примечательна, однако, тем, что именно в ее описании впервые в русских источниках упоминается новый род войск (категория служилых людей). Какой? Казаки (2 балла)

4. «…Одна опасность прошла; но в 1708 г., когда Карл XII был в русских пределах, когда Петр должен был сосредоточить все свои силы для борьбы с Западом, с Европой, поднялась против него Азия: на восточной окраине вспыхнул башкирский (2 балла) бунт». О каком восстании идет речь? Укажите его причины (предпосылки). Усиление налогового бремени (2 балла); нововведения, затрагивающие религиозные чувства (2 балла). Возможны иные формулировки/объяснения. Максимально – 6 баллов.

5. Перед вами изображение знака одного из орденов Российской империи. Ответьте на вопросы. Максимально – 7 баллов.

А) Как называется орден? Св. Андрея Первозванного (1 балл)

Б) Когда и кем он был учрежден? Петр I (1 балл), 1698 г.(1 балл)

В) С чем связано учреждение данного ордена? Побывав с Великим посольством в Европе, Петр познакомился с западноевропейскими (в частности английскими) орденами и захотел учредить в нечто подобное. (1 балл)

Г) Кто стал первым кавалером этого ордена? [Федор] Головин (2 балла)

Д) Каково место данного ордена в иерархии орденов Российской империи? Высший орден (1 балл)

6. Заполните пробелы (чины думные, перечислены по старшинству) и ответьте на вопросы. 2 балла за каждый верно заполненный пропуск. Максимально – 10 баллов.

«Бояре, 1)__(окольничие) и 2)__(думные дворяне) садятся по чинам, от царя поодаль, на лавках, бояре под боярами, кто кого породою ниже, 1)__ под боярами, 2)__ под 1)__ также по породе, а не по службе; 3)__(думные дьяки) стоят, но иногда государь прикажет и им сесть. Когда все усядутся государь объявляет свою мысль и приказывает, чтоб бояре и думные люди, помысля, к тому делу дали способ. Тут всякий, кто имеет способ в голове, объявляет свою мысль, а иные, брады свои уставя, ничего не отвечают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и многие грамоте не учены».

А) Как назывался описанный в тексте принцип определения статуса «по породе»? Местничество(2 балла)

Б) Когда он был отменен? ПриФедоре Алексеевиче / 1682 г. (2 балла)

7. Прочитайте текст документа и выполните задания. Максимально – 11 баллов.

«При покойном Государе Императоре издан важный в государственных постановлениях акт наследия престола, фамильное учреждение и, сверх того, постановление о разделе поселянских работ с ограничением их тремя днями, постановление весьма примечательное, потому что оно со времени укрепления крестьян помещикам есть в сем роде первое.

В настоящем царствовании из разных установлений следующие должно отнести к государственным: 1) Открытие всем свободным состояниям права собственности на землю; 2) Учреждение состояния свободных земледельцев; 3) Устройство министерств с ответственностию; 4) Лифляндское положение, яко пример и опыт ограничения повинностей крестьянских. К сим главным учреждениям должно присоединить некоторые правила не менее действительные, хотя и не составляют они особенных актов. Таковы суть: Правила, принятые к умерению налогов по частным жалобам; Правила, принятые о неотдаче казенных людей в крепость.

В сем состоят все покушения, какие правительство само собою доселе делало к политическому государства освобождению. <…>

Таковы суть главные признаки, по коим можно определить место, которое Россия ныне занимает на лествице гражданского образования. По сим признакам можно, кажется, с достоверностию заключить, что настоящая система правления несвойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время переменить ее и основать новый вещей порядок».

Вопросы и задания к тексту:

А) Напишите название данного документа. Введение к уложению государственных законов (2 балла)

Б) Укажите имя (фамилию) автора. [ Михаил Михайлович ] Сперанский (1 балл)

B) Датируйте данный текст с точностью до двух лет. 1808 – 1809 (1 балл)

Г) Назовите упомянутого в тексте «покойного Государя Императора». Павел I (1 балл)

Д) В чем заключалось историческое значение его «акта наследия престола»? Установлено наследование по праву первородства по мужской линии / исключено отстранение от престола законных наследников / устранено одно из обстоятельств, приводивших к борьбе за престол в эпоху дворцовых переворотов. (возможны иные формулировки; 1 балл за любой из предложенных вариантов и/или их совокупность).

Е) Датируйте с точностью до года каждое из четырех пронумерованных автором «установлений».

1) 1801, 2) 1803, 3) 1802, 4) 1804 (по 1 баллу)

Ж) Как сложилась судьба автора после представления его проекта императору? Деятельность М.М. Сперанского вызвала резкую критику со стороны высших кругов, автор попал в опалу / был отправлен в ссылку (1 балл).

8. Перед вами карта, иллюстрирующая события одной из русско-турецких войн. Ответьте на вопросы. Максимально – 18 баллов.

1)Осада какого населенного пунктаобозначена на карте цифрой «1»? Плевна (2 балла)

2) а) Оборона какого перевала отмечена на карте цифрой «2»? Шипка/Шипкинский (2 балла)

б) Кто руководил(-ли) обороной? Гурко / Столетов/Радецкий (по 1 баллу; максимально – 2 балла за 2-3 фамилии). Наличие иных фамилий не влияет на оценку.

в) Сколько месяцев она продолжалась (укажите период)? С июля/августа по декабрь 1877 г. (2 балла); если ответ сформулирован как 4–5 месяцев – 1 балл

3) Напишите название населенного пункта, обозначенного на карте цифрой «3». Сан-Стефано (2 балла)

4) Война завершилась подписанием двух мирных договоров.

а) Каких? Сан-Стефанский (1 балл), Берлинский (1 балл)

б) Напишите три главных различия в содержании этих документов. В отличие от Сан-Стефанского договора, по Берлинскому договору Болгария разделена на три части; границы автономного болгарского княжества сильно урезаны; образована автономная провинция Османской империи – Восточная Румелия; срок пребывания русских войск в Болгарии сокращен с 2-х лет до трех месяцев. Допустимы иные формулировки. По 2 балла за каждое верно указанное различие.

9. Историческое эссе ( максимальная оценка – 25 баллов)

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  • ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
  • можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
  • располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
  • владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

I. Обоснованность (актуальность) выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Максимально – 5 баллов.

II. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Максимально – 5 баллов.

III. Грамотность использования исторических фактов и терминов. Максимально – 5 баллов.

IV. Четкость и доказательность основных положений работы. Максимально – 5 баллов.

V. Знание различных точек зрения по избранному вопросу. Максимально – 5 баллов.

1. «В 1380 году на Куликовом поле Москва в первый раз открыто выступила против Сарая, и устояла. Устояла ли бы она в эти же годы против Литвы без монгольской помощи, далеко не известно» (Г.В. Вернадский).

2. «Ставят в заслугу царю Ивану Васильевичу, что он утвердил монархическое начало, но будет гораздо точнее, прямее и справедливее сказать, что он утвердил начало деспотического произвола и рабского бессмысленного страха и терпения». (Н.И.Костомаров)

3. «Никон и Алексей обрушились на народный протест истязаниями и смертельными казнями. Застонала русская земля от двух тиранов: “святейшаго” и “тишайшаго… Никон внес смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь.… Удивляюсь царю Алексею, его недальновидности: идет за Никоном, как провинившийся мальчишка за готовящимся его высечь учителем!» (Из речи Императрицы Екатерины Великой «О старообрядчестве»).

4. «Последние годы царствования Екатерины II омрачились, с 1790 г., реакционным направлением. Тогда разыгралась французская революция, и с нашей домашней реакцией вступила в союз реакция общеевропейская, иезуитско-олигархическая. Агентом и орудием ее был последний любимец Е., князь Платон Зубов, вместе с братом, графом Валерианом. Европейской реакции хотелось втянуть Россию в борьбу с революционной Францией – борьбу, чуждую прямым интересам России» (Е.А. Белов).

5. «Этот тяжелый на подъём царь (Александр III) не желал зла своей империи и не хотел играть с ней просто потому, что не понимал ее положения, да и вообще не любил сложных умственных комбинаций, каких требует игра политическая не менее, чем карточная. Сметливые лакеи самодержавного двора без труда заметили это и еще с меньшим трудом успели убедить благодушного барина, что все зло происходит от преждевременного либерализма реформ благородного, но слишком доверчивого родителя, что Россия еще не дозрела до свободы и ее рано пускать в воду, потому что она еще не выучилась плавать» (В.О. Ключевский).


Межрегиональная олимпиада школьников "Будущие исследователи – будущее науки" 2020 г. История. 10-11 классы

1. Ответьте на вопросы к изображению. Максимально – 11 баллов.

А) Укажите период, в который чеканились данные монеты? (1682-1689 гг.) (2 балла)

Б) Кто изображен на монете? (Иван Алексеевич (1 балл), Петр Алексеевич (1 балл), Софья Алексеевна (1 балл). Можно без отчества)

В) Какой титул они носили в данный период? (Иван и Петр – цари (1 балл). Софья – [Государыня] Царевна (1 балл) и Великая княжна (1 балл))

Г) Кто из правителей в дальнейшем принял новый титут? (Петр – 1 балл) Д) Какой? (Император Всероссийский и Отец Отечества. Принимается – Император – 1 балл)

Е) Когда? (1721 г. – 1 балл)

 

2. I) Выберите верный вариант ответа: Какое государство в 1919 г. первым в мире признало Советскую Россию и открыло посольство в Москве? А) Йемен Б) Афганистан В) Персия Г) Сиам.

II) Самой первой автономной республикой в составе РСФСР в 1919 г. стала: А) Башкирия Б) Татарстан В) Мордовия Г) Чувашия.

III) По количеству израсходованных артиллерийских снарядов среди военных операций Красной армии в годы Великой Отечественной войны лидирует: А) Корсунь-Шевченковская Б) Ясско-Кишиневская В) Восточно-Прусская Г) Берлинская. По 2 балла, максимально – 6 баллов.

3. Прочитайте текст документа и выполните задания. Максимально – 11 баллов.

«При покойном Государе Императоре издан важный в государственных постановлениях акт наследия престола, фамильное учреждение и, сверх того, постановление о разделе поселянских работ с ограничением их тремя днями, постановление весьма примечательное, потому что оно со времени укрепления крестьян помещикам есть в сем роде первое.

В настоящем царствовании из разных установлений следующие должно отнести к государственным: 1) Открытие всем свободным состояниям права собственности на землю; 2) Учреждение состояния свободных земледельцев; 3) Устройство министерств с ответственностию; 4) Лифляндское положение, яко пример и опыт ограничения повинностей крестьянских. К сим главным учреждениям должно присоединить некоторые правила не менее действительные, хотя и не составляют они особенных актов. Таковы суть: Правила, принятые к умерению налогов по частным жалобам; Правила, принятые о неотдаче казенных людей в крепость.

В сем состоят все покушения, какие правительство само собою доселе делало к политическому государства освобождению. <…>

Таковы суть главные признаки, по коим можно определить место, которое Россия ныне занимает на лествице гражданского образования. По сим признакам можно, кажется, с достоверностию заключить, что настоящая система правления несвойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время переменить ее и основать новый вещей порядок».

Вопросы и задания к тексту:

А) Напишите название данного документа. Введение к уложению государственных законов (2 балла)

Б) Укажите имя (фамилию) автора. [ Михаил Михайлович ] Сперанский (1 балл)

B) Датируйте данный текст с точностью до двух лет. 1808 – 1809 (1 балл)

Г) Назовите упомянутого в тексте «покойного Государя Императора». Павел I (1 балл)

Д) В чем заключалось историческое значение его «акта наследия престола»? Установлено наследование по праву первородства по мужской линии / исключено отстранение от престола законных наследников / устранено одно из обстоятельств, приводивших к борьбе за престол в эпоху дворцовых переворотов. (возможны иные формулировки; 1 балл за любой из предложенных вариантов и/или их совокупность).

Е) Датируйте с точностью до года каждое из четырех пронумерованных автором «установлений». 1) 1801, 2) 1803, 3) 1802, 4) 1804 (по 1 баллу)

Ж) Как сложилась судьба автора после представления его проекта императору? Деятельность М.М. Сперанского вызвала резкую критику со стороны высших кругов, автор попал в опалу / был отправлен в ссылку (1 балл).







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.