Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Из статьи Г.В. Плеханова «Открытое письмо к петроградским рабочим». 28 октября 1917 г.





…Готов ли наш рабочий класс к тому, чтобы теперь же провозгласить свою диктатуру?

Всякий, кто хоть отчасти понимает, какие экономические условия предполагаются диктатурой пролетариата, не колеблясь, ответит на этот вопрос решительным отрицанием… В населении нашего государства пролетариат составляет не большинство, а меньшинство…

Правда, рабочий класс может рассчитывать на поддержку со стороны крестьян, из которых до сих пор состоит наибольшая часть населения России. Но крестьянству нужна земля, в замене капиталистического строя социалистическим оно не нуждается.

Говорят, то, что начнет русский рабочий, будет докончено немецким. Но это огромная ошибка. Спора нет, в экономическом смысле Германия гораздо более развита, чем Россия. «Социальная революция» ближе у немцев. Но и у немцев она еще не является вопросом нынешнего дня.

Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну, которая, в конце концов, заставит его отступить далеко назад от позиций, завоеванных в феврале и марте нынешнего года…

Вот почему, дорогие товарищи, меня не радуют, а огорчают недавние события в Петрограде.

 

1. Какие доводы В.И. Ленина о предпосылках социалистической революции и социализма Вы считаете верными?

2. Какие из доводов Г.В. Плеханова Вам кажутся справедливыми?

3. Что вызывает возражения в позициях В. Ленина и Г. Плеханова?

4. Чья из высказанных позиций оказалась исторически справедливой?

5. Что подтверждает, а что опровергает опыт нашей страны в доводах спорящих?

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на аспекты:

1. Какое значение в эти годы имел внешний фактор для Советской России?

2. В чем причины столь острой борьбы в партии большевиков и в российском обществе по вопросу о Брестском мире? Какое влияние оказало заключение этого мира на последующее развитие событий в России?

3. Что побудило большевиков и поддержавших их «левых» эсеров пойти на разгон Учредительного собрания? Оцените возможности Учредительного собрания в области контроля за ситуацией, сложившейся в России к 1918 г.

4. Каким образом начатый Брестом поворот от «революционного романтизма» к суровой, прозаической борьбе за существование нашел отражение во внутренней политике?

5. Корректно ли ставить вопрос о виновниках развязывания гражданской войны? Охарактеризуйте цели и задачи борьбы противоборствующих сил.

6. Какие социальные и политические силы скрываются под названиями «белые», «красные», «зеленые»? Охарактеризуйте цели и задачи этих сил.

7. Какие исторические факты свидетельствуют о становлении однопартийной большевистской диктатуры?

8. Объясните суть дискуссии в исторической литературе по вопросу – «красный и белый террор». В чем суть террора? Почему так резко девальвируется стоимость человеческой жизни? Определите и аргументируйте свою позицию в споре.

9. Каковы основная сущность «военного коммунизма» и являлось ли его введение следствием лишь утопических воззрений большевиков? Чрезвычайна ли была эта политика с точки зрения марксистской теории и большевистской программы действий? Обоснуйте свое мнение.

10. Кратко охарактеризуйте основные элементы политики «военного коммунизма» в сферах: экономики, социальной, политики, идейно-теоретической, социальной психологии, культурной и духовно-нравственной. Определите степень эффективности этой политики и ее проведения.

11. Самым сложным вопросом в истории гражданской войны является вопрос о месте и роли крестьянского движения. Охарактеризуйте поведение «третьей силы» в ходе гражданской войны.

12. Проследите эволюцию аграрной политики большевиков от октября 1917 г. до июня 1918 г. Какие обстоятельства обусловили столь кардинальные изменения

13. Раскройте суть понятия «демократическая контрреволюция». Как Вы думаете, насколько был реален «третий путь», предложенный эсерами и меньшевиками?

14. Почему гражданскую войну выиграли красные?

15. Какое влияние оказали гражданская война и «военный коммунизм» на российское общество? Последствия и уроки гражданской войны.

 

При подготовке четвертого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

1. Какие изменения произошли в советской внешней политике? Как повлияла международная обстановка на внутреннее развитие СССР?

2. В чем суть и причины «малой гражданской войны»? Как бы Вы определили характер выступления моряков Кронштадта и крестьян Тамбовской губернии? Могли ли восставшие победить? Почему?

3. НЭП - альтернатива или неизбежная реальность? Обозначьте причины перехода к НЭПу, проанализируйте его сущность и основные направления.

4. В чем состояло различие в понимании сущности НЭПа большевиками и их политическими оппонентами? В чем состоят расхождения концепции НЭПа с теорией непосредственного перехода к социализму?

5. Выберите и аргументируйте ваш вариант ответа: НЭП явилась:

а) сугубо экономической политикой;

б) включающей изменения в хозяйственной и социальной сферах.

6. В чем состояли экономические успехи НЭПа? Охарактеризуйте основные противоречия НЭПа во всех сферах жизни общества. Какая проблема НЭПа вызвала наиболее острые дискуссии советских экономистов – суть разногласий между Е.А. Преображенским и Н.И. Бухариным?

7. Как эволюционировали взгляды В. Ленина на сущность НЭПа? В чем состоят расхождения последних ленинских статей и писем с его выступлениями в 1918-1920 гг.? Какую модель дальнейшего развития страны предлагает Ленин? Что такое в его представлении «НЭП всерьез и надолго»?

8. Предпосылки, принципы, условия и этапы образования СССР. Какие межнациональные проблемы новые власти получили в наследство от самодержавия? Сопоставьте ленинский проект советского федерализма и сталинский проект автономизации (культурной автономии). Какой из них представляется Вам наиболее оправданным для нашей страны?

При разрешении пятой проблемы подумайте над следующими вопросами:

1. В чем, на Ваш взгляд, заключался политический парадокс НЭПа? Какую роль в политической истории нашей страны сыграла резолюция X съезда РКП (б) «О единстве партии»?

2. Раскройте объективные и субъективные причины, обозначьте участников и их цели политических процессов в СССР 20-30-х годов.

3. Установите связь между политической системой, сложившейся к 1924 г., и той борьбой за власть, которая развернулась в руководстве партии после смерти Ленина. Почему Сталин смог победить своих политических оппонентов?

4. Определите основные этапы, соответствующие особенности и результаты внутрипартийной и политической борьбы 20-30-х годов.

5. Почему в начале 20-х гг. усилились репрессии большевиков против их политических оппонентов и церкви? В чем суть движения «сменовеховства»: можно ли согласиться с аргументами его представителей?

6. Существовала ли (если да, то какая?) взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в 30-е годы, и политическим развитием СССР в этот период?

7. На почве каких событий сформировались в конце 20-х гг. альтернативные проекты по выводу страны из кризиса («американский» Бухаринский и «русский» Сталинский варианты) и дальнейшего развития советского общества? Являлись ли эти проекты чисто экономическими, программами за выбор модели социализма? Чей и почему вариант победил?

8. Основные последствия политических процессов 20-30-х годов, их итогов для жизни советского государства и общества.

 

Тематика докладов:

1. Сущность двоевластия как исторического явления.

2. Интеллигенция и революция в России.

3. Власть и общество в условиях гражданской войны.

4. Феномен большевизма в России.

5. Первая мировая война и падение самодержавия в России.

6. Лидеры крестьянского движения 1920-1921 гг.: Антонов, Махно.

7. Внутрипартийная борьба в 20-х гг. XX в. по вопросам НЭПа.

8. Внутрипартийная борьба в 20-30-х гг. XX в. по вопросам социалистического строительства.

Семинар № 8. СССР на пути форсированного строительства социализма. Советский Союз во II мировой войне.

План занятия.

1. Индустриализация страны. Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

2. Коллективизация сельского хозяйства: достижения и просчеты.

3. Сталинизм: феномен иллюзорного сознания. Экономический облик и социальная структура российского общества в конце 30-х годов.

4. СССР и мир накануне 2-ой мировой войны. Истоки мирового конфликта. Зарождение и развитие фашизма. Образование очага военной опасности в Европе. Мюнхенский сговор.

5.Советско-германский договор о ненападении и договор о разделе сфер влияния. Современная оценка этих документов. Начало второй мировой войны.

6. Нападение фашисткой Германии на СССР: трудности и неудачи первого периода Великой Отечественной войны. Создание антифашистской коалиции.

7. От поражений к Победе. Разгром фашизма Европе. Победа над Японией. Итоги и уроки войны. Цена победы.

Логические задания:

1. Составить логическую схему истоков формирования тоталитарного режима в СССР от падения самодержавия.

2. Составить сравнительную аналитическую таблицу «Правототалитарный режим А. Гитлера и левототалитарный режим И.В. Сталина: истоки формирования, сущность, этапы генезиса и эволюции, экономическая основа системы (форма собственности), социальная база и принцип осуществления власти (класс, нация), цели государства и его функции, идейно-теоретические основы, характерные черты».

3. Составить аналитическую таблицу «Советско-финляндская война: причины войны, ход военных действий, итоги войны».

4. Составить хронологическую таблицу «Периодизация второй мировой войны».

5. Составить хронологическую таблицу «Основные военные операции Великой Отечественной войны: дата, сражение, результаты и значение сражения».

6. Составить аналитико-логическую схему, раскрывающую причинно – следственные связи истоков мирового конфликта.

7. Обозначить критерии и провести соответствующее сравнение международной картины мира до и после второй мировой войны.

По первому и второму вопросам:

1. Сравните альтернативные проекты развития советского общества с основными моделями перехода к регулируемой рыночной экономике, которые были использованы в 30-е годы на Западе.

2. Существовала ли взаимосвязь (если да, то какая?) между:

а) форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией;

б) стратегией форсированного экономического роста и формированием в СССР 30-х годов левототалитарного режима.

3. Особенности и источники, плюсы и минусы, результаты и последствия форсированной индустриализации в СССР.

4. В чем состоят различия между кооперированием и коллективизацией? Какие законодательные акты, принятые сталинским руководством, можно расценить как акты геноцида против крестьянства?

5. Коллективизация сельского хозяйства: основные причины и этапы, пути и методы, объективные и субъективные стороны ошибок и просчетов, «великие достижения» и трагедия русского крестьянства, советской деревни. Проанализируйте причины и масштабы голода 1933г.

6. Охарактеризуйте политические последствия «великого перелома».

7. Командно-административная система управления экономикой: истоки (экономические, политические, социальные, культурно – образовательные); этапы эволюции, характерные черты и проявления, последствия во всех сферах жизни советского общества.

Для самостоятельного изучения вопроса о цене социально-экономической «революции сверху» Вам предлагаются некоторые документы тех лет, которые позволяют ответить на ряд вопросов.

 

В 1928 г. на пленуме ЦК ВКП (б) И.В. Сталин признавал: «С крестьянством у нас обстоит дело таким образом: оно платит государству не только обычные налоги…но оно еще переплачивает на сравнительно высоких ценах на товары промышленности – это, во-первых, и более или менее недополучает на ценах на сельскохозяйственные продукты – это, во-вторых.

Это есть добавочный налог на крестьянство в интересах подъема индустрии, обслуживающей всю страну, в том числе крестьянство. Это есть нечто вроде «дани», нечто вроде сверхналога, который мы вынуждены брать именно для того, чтобы сохранить и развить дальше нынешний темп развития индустрии…»

 

Из воспоминаний строителя Уральского завода тяжелого машиностроения Антонова: «Мы работали в цехах, не имевших крыш, а порой и стен. Мы натягивали брезент и трудились под его прикрытием, мерзли в буран и стужу и отогревались у костров. По собственному желанию после трудового дня 4 часа вместе с семьями работали на субботниках. И все это только потому, что одна мысль владела нами, одно желание было у нас: быстрей ввести гигантский машиностроительный завод в строй действующих предприятий страны…»

 

1. Возможны ли были другие методы проведения индустриализации и коллективизации в нашей стране?

2. Можно ли было избежать тяжелых социальных последствий в условиях проведения «революции сверху»?

3. Какая форма ведения сельского хозяйства наиболее эффективная: коллективная, частная, смешанная?

4. Как Вы оцениваете значение стахановского движения и других починов 30-х годов? Чем был вызван подобный трудовой энтузиазм?

5. Каков был морально-психологический настрой в обществе в 30-е гг.? каковы были идейные установки этого времени?

6. Можно ли построить социалистическое общество без массовых репрессий?

7. Что представлял собой «архипелаг ГУЛАГ»? Какую роль он сыграл в экономике страны, «в буднях великих строек»?

По третьму вопросу обратите внимание на указанные аспекты и выполните задания:

1. В чем Вы видите социально-политический смысл установления культа личности Сталина и массовых репрессий?

2. При помощи каких механизмов сталинский режим держал советский народ в 30-е гг. в состоянии повышенной мобилизационной готовности?

3. Почему одним из существенных признаков сталинского режима стали открытые массовые репрессии и политические процессы над «врагами народа»? Мог ли этот режим существовать без системы террора и страха? Какую цель преследовал Сталин, формулируя тезис об «обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму и коммунизму»?

4. Определите сущность сталинизма. Почему подобный режим смог установиться в нашей стране? Каковы его исторические корни, объективные и субъективные предпосылки? Какова здесь роль СМИ, кинематографа, литературы?

5. В 30-е гг. был сформулирован тезис: «Сталин – это Ленин сегодня». Как Вы полагаете, сталинизм генетически вытекает из ленинизма или же представляет собой качественно иную систему?

6. Как можно определить сущность общественной системы, сложившейся в СССР к концу 30-х гг., по сравнению с западно-европейскими моделями)? Под воздействием каких факторов и традиций она сформировалась? Можете ли Вы согласиться с теми историками, которые считают, что на новом витке развития были воспроизведены характерные черты «самодержавно – государственно – крепостнического феодализма»? Аргументируйте свой ответ.

7. Какая существовала взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в 30-е гг., и социально-экономическим, политическим развитием СССР в этот период?

8. Дайте характеристику основных составляющих экономического облика СССР, его особенностей и специфики.

9. Каковы были основные социально-экономические проблемы в 20-е гг., а так же характерные особенности большевистского режима в экономической сфере? Какие изменения здесь произошли в 30-е гг.?

10. Раскройте суть понятий «культурная революция», «идеологизация советской культуры», «политизация науки», «утверждение принципа социалистического реализма», «свет» и «тени» духовной жизни советского общества.

11. Как изменяется социальная структура Страны Советов в годы НЭПа? Кто такие «совбуры», «нэпманы», «совслужащие»? Какую опасность представляла бюрократизация для судеб страны? Что собой представляла советская номенклатура?

12. Прокомментируйте тезисы: социальная система – новая иерархия; рабочий класс – политика «кнута и пряника»; крестьянство – колхозная модификация крепостного права; социальная «прослойка» – к эре массового производства советской интеллигенции. Какие новые социальные группы появились в СССР в 30-е гг.? Какие функции выполнял «спецконтингент»?

13. В чем заключалась противоречивость Конституции СССР 1936 г.? Какая роль отводилась этой конституции?

14. «Умеренность» и террор: результаты сосуществования во всех сферах жизнедеятельности советского общества.

 

По четвертому вопросу обратите внимание на следующие аспекты:

1. Каковы были основные причины второй мировой войны? В чем их сходство и отличие по сравнению с первой мировой войной?

2. Почему глобальный кризис международных отношений 20-30-х годов стал важной предпосылкой победы большевистского и фашистского режимов?

3. Какие факты свидетельствуют об обострении международной обстановки в конце 30-х гг.? Какую стратегическую роль сыграла политика «умиротворения», проводимая Англией и Францией по отношению к Германии? Можно ли назвать ее преступной? Докажите это.

4. Какое влияние оказал СССР на формирование международной политики накануне второй мировой войны?

5. Как зарождался фашизм. Причины прихода Гитлера к власти. Каким образом начинает свое движение «маятник фашистской агрессии»?

6. Почему фашистский режим можно назвать тоталитарным режимом. Докажите это конкретными примерами.

7. Приход Гитлера к власти историческая случайность или закономерность для Германии 20-30-х годов?

8. Существует ли разница между тоталитарными режимами Гитлера и Сталина?

9. Почему Мюнхенский сговор явился крупнейшим стратегическим просчетом западной дипломатии? Докажите это.

Разрешая пятую проблему, найдите ответы на следующие вопросы:

1. Что подтолкнуло Сталина к сближению с Гитлером? Можно ли было этого избежать?

2. Основное содержание советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939 г. и секретного дополнения к нему о разделе сфер интересов Германии и СССР в Европе.

3. Можно ли сказать, что эти документы кардинально изменили советскую внешнюю политику и ситуацию в Европе в целом?

4. Дайте оценку договоров «О дружбе и границах» с Германией и секретные дополнения к нему от 28 сентября 1939 г.

5. Как началась вторая мировая война?

6. События в Прибалтике в конце 30-х начале 40-х годов. Современная оценка этих процессов.

7. Советско-финскую войну называют «забытой войной» из-за долгого замалчивания ее истории в обществе. В чем причины этой войны? Кто виноват в ее развязывании? Каковы ее результаты, значение, последствия?

8. Почему война на западном фронте получила название «странной войны»?

9. Охарактеризуйте дальневосточное направление внешней политики СССР в 30-е гг.

10. Какие территориальные изменения претерпевает СССР в 1939-1940 гг.? Каким способом обеспечиваются эти приращения?

11. Оцените роль СССР на первом этапе второй мировой войны.

По шестому вопросу:

1. Имело ли советское руководство информацию о планах гитлеровцев и как оно оценивало эту информацию? Каковы причины такого отношения к поступающим сведениям?

2. Согласны ли Вы с версией В. Суворова о начале Великой Отечественной войны? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Каким образом была обеспечена внезапность нападения Германии на СССР? Какую роль в этом сыграло сообщение ТАСС от 14 июня 1941 г., объявляющее предположение близости войны с фашизмом «бессмысленной и неуклюже состряпанной пропагандой»?

4. В чем вы видите трудности и неудачи первого периода Великой Отечественной войны?

5. Почему огромные усилия, предпринятые для наращивания военно-промышленного комплекса накануне войны, не были доведены до конца?

6. Как сказались на боеспособности армии потери высшего командного состава в результате репрессий? Чем объяснялись массовые репрессии в армии?

7. В чем вы видите истоки трагических просчетов советского руководства в 1939-1941 гг.?

8. Как складывалась антифашистская коалиция накануне и в первые годы войны?

9. В чем заключалось сходство и различие причин поражений Красной Армии в 1941 г. и весной-осенью 1942 г.? Расскажите о значении Смоленского сражения.

10. Что изменилось в управлении страной в военное время? Обозначьте особенности контрнаступлений советских войск под Москвой?

11. Как развивалась советская экономика в годы Великой Отечественной войны? Как ковалось «оружие победы»? Какой вклад внесли ученые и конструкторы в дело победы над врагом?

12. Почему и каким образом эволюционировал сталинский режим в годы войны? В то же время, объясните, почему именно в войну смогли реализоваться все возможности тоталитарной системы?

По седьмому вопросу следует учесть следующие моменты и аспекты:

1. Дайте определение «коренного перелома» в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны. Определите место и значение в нем битв за Москву, за Сталинград, на Курской дуге, за Днепр. Каковы особенности контрнаступлений советских войск под Сталинградом и Курском?

2. Как Вы оцениваете положения о штрафных батальонах, и какие можно сделать выводы из его содержания?

3. Решающие победы советской армии в 1944-1945 гг. (назовите крупнейшие наступательные операции в 1944-1945 гг.).

4. Как формировалась антигитлеровская коалиция в годы войны? Расскажите о ее деятельности. Какую роль сыграла помощь союзников по ленд-лизу в упрочении военной мощи СССР?

5. Почему высадка союзников во Франции произошла только в 1944 г.

6. Определите значение «освободительной миссии» Советской армии в Европе. Правомерны ли обвинения Советской Армии в «экспорте революции», в том, что на своих штыках наши солдаты несли в Европу коммунизм? Свою точку зрения аргументируйте.

7. Как была разгромлена квантунская армия Японии?

8. В чем причина колоссальных потерь народов СССР в Отечественной войне 1941-1945 гг.?

9. Какие изменения в сознании советских людей, их морально-психологическом облике происходят в годы войны? Укладываются ли эти изменения в сталинскую концепцию «человека-винтика»?

10. Укажите причины победы советского народа в Великой Отечественной войне. Какое значение для судеб страны и мира имела эта победа? Можно ли назвать ее «триумфом и трагедией советского народа»?

11. Итоги, последствия и уроки войны. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «цена победы»? Какова была цена победы для советского народа?

12. Какие договоренности были достигнуты на переговорах «большой тройки» в Ялте и Потсдаме? Насколько эти решения соответствовали интересам СССР? Как они воплощались в жизнь?

 

Тематика докладов:

1. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны: стратегия и тактика.

2. Эпоха массовых репрессий и феномен иллюзорного сознания.

3. Планы «Барбаросса» и «Ост».

4. Партизанская война в тылу врага: традиции и эволюция.

5. История создания антигитлеровской коалиции и открытия второго фронта.

6. Приказ № 227 «Ни шагу назад»...

7. Великая Отечественная война – триумф и трагедия советского народа.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.