Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 3. Развитие феодальных отношений.





«Дальнейшее развитие сёэна связано с приобретением прав на использование барщины, причем знать и церковь со временем уже не довольствовались одним барщинным трудом крестьян, а стали предъявлять права и на землю. Сёэны этого типа имели распространение в XI-XII вв. в относительно экономически развитом центральном районе Кинай.

В X в. возник сёэн коммендационного тип, широко представленный в XII в. По мере ослабления центральной власти и усиления произвола провинциальной администрации местные землевладельцы для гарантии безопасности своего владения коммендировали свои земли губернатору, оговаривая себе либо должность приказчика, либо управляющего на ранее принадлежавших им землях.»[69]

«Губернатор в свою очередь часто коммендировал эту землю либо представителю придворной аристократии, прежде всего Фудзивара, либо самому императору.»[70]

«Губернатор становился владельцем, а вышестоящее лицо – патроном. Администрация сёэна должны была следить за исправным внесением рисового налога и выполнением барщины.

Права патрона не распространялись на компактное владение, поскольку сёэн коммендационного типа был рассеян территориально.

Заброшенные участки надельной земли, покинутые крестьянами и включенные в сёэн, именовались сёэном типа «разбросанных полей». На этих землях возникли особые поселения бродяг, беглых крестьян и ремесленников. Производили работы, не выполнявшиеся крестьянами. Экономическую основу сёэна этого тип составляли ремесленники, освобожденные от налогов, податей и повинностей, связанных с владением землей, но обязанные выполнять повинности для удовлетворения хозяйственных нужд феодала.»[71]

«В период начавшегося распада сёэнов, особенно в XIV-XV вв., когда феодалы стали широко наделять своих вассалов землей, отвоеванной у противников, возник сёэн жалованного типа.

Для создания сёэна и утверждения местного землевладельца в обязанностях и правах приказчика или управляющего требовалось либо письменное удостоверение центрального правительства, либо разрешение губернатора. Удостоверения, полученные при создании сёэна, имели общее наименование «удостоверений учреждения» и являлись документом. Сёэн, прежде всего коммендационного типа, был экономической основой правления регентов и канцлеров на завершающем этапе их политического господства (X в. – 1068 г.). В этот период позднего сэккан Фудзивара занимали доминирующее положение не только в центре, но и в провинции, замещая своими родственниками должности губернаторов. С 902 г., неоднократно издавали указы об «упорядочении» сёэнов. Признавались лишь те сёэны, на которые имелись выданные губернаторами документы. Направлены против императорского дома, поскольку отменяли феодальную земельную собственность, обладающую по указу императора налоговым иммунитетом. В переписях начала X в. губернаторы с целью присвоения налогов занижали количество податного населения, налогоплательщиков, резко увеличивали число женщин. В ряде населенных пунктов, согласно этим лжепереписям, проживали одни лишь женщины.»[72]

«Крестьяне, уклоняясь от налогов, самовольно постригались в монахи и без разрешения носили монашеское одеяние. 2/3 населения были монахами, которые получили свои должности за взятки, все приношения в храм использовали в целях личного обогащения, имели жен и детей, вели свое хозяйство, занимались торговлей, тайно изготовляли монеты, собирались в шайки разбойников.»[73]

«Основная масса самурайства вышла из крестьянской верхушки, зажиточного крестьянства. Второй путь – наделение землей домашних слуг. Первоначально трудились за рисовую похлебку и в случае военной необходимости с оружием в руках защищали земельные владения этой семьи. Их боеспособность была низкой, что особенно сказывалось на северо-востоке, где предки современных айнов совершали непрерывные набеги. Тогда главы семейных групп стали наделять слуг землей. Верхи самурайского сословия пополнялись за счет губернаторов, которые, обогащаясь на основе коммендируемых им сёэнов, превращались в крупных феодальных собственников. Самураи объединялись в отряды (то) и в более крупные группы (дан).

Среди самураев выделились две основные соперничавшие группировки: Тайра и Минамото. Показательны мятеж 936 г. Фудзивара Сумитомо на о-ве Кюсю и мятеж 938-946 гг. на востоке, поднятый Тайра Масакадо с целью захваты престола.»[74]

«Масакадо провозгласил себя императором и назначил своих губернаторов в восточные провинции.»[75]

«На подавление этого мятежа был направлен другой представитель той же семейной группы – Тайра Садамори.

Военные эпопеи сложились на основе народных устных сказаний, излагавшихся странствующими слепыми сказителями, аккомпанировавшими себя на разновидности японской домбры (бива). В этих произведениях отразилось мировоззрение самурайского сословия – «Путь воина» (бусидо). В «Пути воина» имел место синтез трех идеологических течений: японского синто с его идеей патриотизма, доходящего до верноподданничества; китайского Чан (Дзэн) буддизма с концепцией самоконтроля и самообладания, выработки психологического настроя путем самососредоточения (медитации) и вхождения в небытие перед лицом смертельной опасности; конфуцианства с проповедью верности долгу, послушания господину, морального совершенствования, презрения к производительному труду, убежденности в извечности эксплуатации крестьян как Всеобщего Закона, «Пути Вселенной» (дао).» [76]

«Термин «харакири» имеет для японцев ироническую окраску в отношении самурая, неудачно «распоровшего живот».»[77]

«Истинный социальный смысл этого действия определяется как демонстрация беспредельной верности вассала господину и связывается с термином «сэппуку» - иероглифы те же, что и в «харакири», но «облагороженные» прочтением по-китайски.

Оспаривали друг к друга первенство в бою. С этой целью они стремились перед боем первыми во всеуслышание назвать себя, чтобы прославиться, затем, вызвав на поединок «достойного» противника, отсечь ему голову и предъявить ее в качестве почетного трофея (головы «недостойных» врагов с презрением выбрасывались).

Сокращение земельных владений императорского дома в результате «антисёэнской» политики регентов и канцлеров Фудзивара имело своим следствием утрату императорами их политического влияния, что проявилось в исчезновении в источниках упоминания об их «божественном происхождении», а с 969 г. – и самого термина «император» (тэнно), замененного на «отрекшийся император» (ин). Отрекался от престола в пользу своего малолетнего сына и постригался в монахи. Социальной опорой экс-императоров являлось самурайство и прежде всего провинциальное самурайство, возникшее на основе превращения губернаторов в крупных феодальных землевладельцев. Если ранее реальная власть в императорском доме была в руках матери и жены императора, происходивших из дома Фудзивара, то теперь отрекшийся император приобретал всю полноту власти. Надо было прежде всего вернуть себе экономическое влияние путем увеличения своих земельных владений. Для реализации этой цели первоначально использовались губернаторы, который предписывалось в интересах императорского дома «упорядочить» сёэны, упразднить «незаконные» земельные владения. Обнаружилась полная несостоятельность губернаторов в этом деле, поскольку они были лично заинтересованы в сёэнах коммендационного типа. В 1069 г. учреждается ведомство по регистрации сёэнов. Не признавало законными сёэны, документально не оформленные и созданные после 1045 г., принадлежавшие главным образом Фудзивара. К XII в. поразительно быстро выросли бывшие «карликовые» владения императорского дома.»[78]

«Императорский дом снова превратился в крупнейшего земельного собственника, которому стали коммендировать земли, в особенности самурайская группа Тайра. В сёэне XII в. основной податной единицей стало «именной хозяин» - зажиточный крестьянин, укрепивший свои права на землю. В большом объеме стали использоваться разные виды удобрения, вводится севооборот, что давало возможность получать при благоприятных погодных условиях по 2-3 урожая в год, особенно на юго-западе. Возросла численность населения, составившая в XII в. более 11,32 млн. человек.

За невыполнение повинностей не только сгоняли с земли, разрушали жилища, но и отрезали уши, как это практиковалось в Англии времен Стюартов. В центре страны эти восстания приобрели такую силу и размах, что угрожали самой столице. Правительство не могло справиться с движением и призывало на помощь крупных феодалов с их дружинами и отряды

Это период в истории страны именуется правлением экс-императоров (Инсэй) и обычно датируется 1068-1167 годами.

Японские города по своему происхождению подразделялись на четыре типа: прихрамовые, сложившиеся вокруг буддийских храмов и монастырей, почтовые, возникшие на основных дорогах, портовые и призамковые. Последние стали особенно многочисленными в XVI в.»[79]

«Социально-экономические изменения в раннефеодальном обществе проявились в новой стратификации Киото: в XIII-XIV вв. город уже четко делился не вдоль оси «север-юг», как это было ранее в Хэйане, а распался на северную часть – квартал аристократов, и южную – район горожан. На столичном рынке в XI в. возникли специальные объединения ремесленников (дза). Торговля в то время еще не отделилась от ремесленного производства. Термин «дза» (сидеть) сначала обозначал место на рынке, где ремесленники одной специальности продавали свои изделия, затем объединения лиц одной профессии, обладавшие монопольным правом на производство и сбыт своей продукции. Необходимость в монополии диктовалась большой конкуренцией при относительно низком спросе на изделия ремесла. Монополию гарантировал феодал-патрон. Ремесленники расплачивались за покровительство изделиями своего ремесла или единовременным сбором. Первый дза возник в 1092 г. Стали образовываться дза артистов и художников, дза кузнецов. Это были дза обслуживания нужд феодала. У почтовых станций, вдоль больших дорог, в портах, вдоль рек, в провинциальных городах примерно с XI в. возникли рынки, которые открывались три раза в месяц. Качество и ассортимент провинциальных изделий значительно уступали столичным. Средствами обмена выступали ткани, рис, монеты, главным образом китайского производства, поскольку с 958 по 1587 г. в Японии монеты не изготовлялись.»[80]

Камакурский сёгунат (1192-1333).

«Минамото удалось в 1185 г. в битве при Данноура наголову разгромить Тайра. Присвоив себе в 1192 г. звание главнокомандующего (сёгун), они учредили свою штаб-квартиру на востоке в городе Камакура. Расположен в отсталом восточном районе, что в конечном счете предопределило его экономическую слабость.

Во второй половине 80-х годов самураи побудили императора снова взять на себя функции управления невассалами сёгуна, что юридически было оформлено в специальном указе 1205 г., согласно которому все апелляции невассалов сёгуна надлежало направлять в Киото на рассмотрение экс-императора. Внешнеполитические связи контролировались киотоским двором.

В XIII в. началось размывание основной податной единицы в сёэне – «именных хозяев» - этого промежуточного социального слоя, на одном полюсе которого образовались «новые имена» - мелкие феодалы и самураи, осевшие на землю, а на другом – мелкое крестьянство. Это знаменовало развитие процесса социального размежевания сословий крестьян и дворян (самураев).»[81]

«Мелкие крестьяне в большей степени, чем зажиточные, нуждались в коллективной защите своих интересов, что вело к некоторому укреплению сельской общины, которая в законодательстве начала XIV в. определялась в составе четырех деревень.»[82]

«В предшествующий период в деревне, именуемой сёэнской, должностные лица назначались главным образом из центра для взимания с крестьян налогов и повинностей. Такие деревни, по существу, распадались на отдельные изолированные друг от друга хутора, которые в период преобладающего господства «именных хозяев объединялись лишь формально. В сельской общине XIII-XIV вв. общинные земли (санъя) еще являлись собственностью феодала. Крестьянам разрешалось косить траву, собирать хворост. В общине этого периода отсутствовало самоуправление. Сёгунский администратор – «земельный глава» (дзито) вершил суд и осуществлял надзор за выполнением повинностей и сбором налогов.»[83]

«В 1250 г. устанавливается процедура «тяжбы общинников», согласно которой жалобы формально поощрялись сёгуном. Не могли жаловаться на беззакония дзито, поскольку для подачи жалобы им надо было иметь разрешение от дзито, на которого подавалась жалоба. О развитии товарно-денежных отношений в XIII в. свидетельствует запрет 1226 г. употреблять ткань в качестве денег. В 1290 г. в Китай направляется специальное посольство для закупки медных денег в обмен на золото, поскольку в обращении находились лишь медные монеты. Вдоль рек центрального района о-ва Хонсю появилась оптовая торговля. Ее вели должностные лица сёэнов. Затем они стали специализироваться и на перевозках ремесленных изделий. Имея дело с большим количеством риса, начали изготовлять рисовую водку и заниматься ростовщичеством.

Развитие товарно-денежных отношений повлекло за собой частичную замену барщины и натурального налога деньгами (коммутация). Процесс сукорился во второй половине XIII в. и означал возникновение денежной реформы феодальной земельной ренты, сохранившейся до конца XVI в. Коммутация резко ухудшила материальное положение основной массы крестьян, лишенных возможности продавать свои продукты на рынке, не имевших денег для уплаты налогов. Единственным для них выходом было обращаться за денежной помощью к торговцам-ростовщикам. Торговля на сёэнском рынке давала феодалу дополнительный источник дохода и знаменовала собой появление нового типа землевладельца, стремившегося к сокращению отработочной и увеличению продуктовой ренты, к росту доходов от торговли и ростовщичества. В конце XII и особенно в XIII в. появились сельские дза.»[84]

«Военное управление сёгуната, именовавшееся Полевой ставкой (Бакуфу), подразделялось на две основные группы: административную и судебную в составе Административной палаты и Высшей судебной палаты. Существовало специальное Самурайское управление. Для осуществления административно-полицейских функций сёгунат учредил институты Земельного главы (дзито) и Охранников, защитников (сюго). Источники датируют возникновение дзито 1185 годом. Назначались из числа вассалов Минамото. Направлялись в 36 западных провинций для обеспечения сёгунских войск продовольствием. В следующем году эта функция стала сходить на нет. По подрядному соглашению с Камакура дзито предоставлялось полное право управления на местах в обмен на регулярно поставляемые налоги. После 1221 г. дзито стали уполномоченными сёгуна в частнофеодальных сёэнах, где их административная и полицейская деятельность дублировала функции управляющих, назначенных владельцами сёэнов. Дзито творили беззакония. Получали кормовые земли. Практиковали присвоение части годового налога сёэна. Со второй половины XIII в. началась практика раздела доходов между владельцами сёэнов и дзито.

Сюго с 1190 г. стали назначаться сёгунов в провинции в качестве руководителей полицейских сил. Стали вытеснять губернаторов.»[85]

«Характерной особенностью камакурского сёгуната являлось всевластие (сорё) глав больших семейных групп.»[86]

«Глава семьи был обязан заботиться о сохранении семейнойсобственности, фамилии как символа семьи. Нарушителей установленного порядка он мог лишить земли. Глава семьи отправлял культ предков. В условиях военного времени он командовал своим семейным подразделением. В его решение не вмешивался даже сёгун. Помимо руководства внутрисемейными делами патриарх нес социальные функции и в этом плане подчинялся сёгуну, будучи его непосредственным вассалом. Юридически это определялось жалованной грамотой, согласно которой за предоставленную землю вассал был обязан обеспечить уплату налога, выполнение трудовой и воинской повинностей. Ослабление влияния глав крупных семейных групп и одновременное усиление мелких семей привели к выделению из состава самурайских объединений (то) мятежных лиг (икки). Состояли из младших сыновей, которые нанимались то к одному, то к другому феодалу.»[87]

«Смерть в 1199 г. Минамото Ёритомо – основателя камакурского сёгуната – была использована его тестем Ходзё Токимаса для насильственного пострижения в монахи сына Минамото – Ёрииэ и фактического захвата власти под видом правителя (сиккэн).

Смертью Минамото Ёритомо воспользовался и экс-император Готоба. Опираясь на формирование западных самураев, в частности на группу Миура, попытался вернуть себе власть во время смуты 1219-1221 гг. Заговорщики потерпели поражение. Ходзё начали регулярно направлять двух инспекторов с отрядами в Киото, в район Рокухара, где были расположены официальные учреждения регентов, для надзора за действиями императора.»[88]

«Для ослабления своих противников в 1252 г. распоряжением Ходзё дом Фудзивара был разделен на 5 ветвей, которым поочередно присваивались регентско-канцлеровские придворные звания.

С разделом дома Фудзивара хронологически совпадает деление императорского дома на две ветви: Северную и Южную.»[89]

«В 1259 г. император Гофукакуса удалился в монастырь Дзимёин, а в 1276 г. император Камэяма, покинув мир, поселился в буддийском храме секты Сингон – Дайкакудзи.»[90]

«Так в императорском доме возникли Северная ветвь (Дзиёинто) и Южная ветвь (Дайкакудзито). Достигнута договоренность о поочередной наследовании престола между этими двумя линиями. В 1266 г. Хубилай хан прислал послов с требованием признания его власти над Японией. Требование было оставлено без ответа. 1274 г. к западным берегам Японии подошел монгольский флот, захвативший о-ва Цусима и Ики. Началась высадка войск на северо-западе о-ва Кюсю в провинции Тикудзэн. Нагрянувший тайфун уничтожил более 200 вражеских кораблей и сорвал монгольское вторжение.»[91]

«1281 г. предпринимается новый поход к берегам Японии. Налетевший тайфун разметал неприятельский флот. Тайфун стал именоваться «Божественным ветром» (камикадзэ). Самурайские дружины встретились с новой тактикой – взаимодействием разных подразделений, с маневрами обхода и окружения, действиями с флангов, с огнестрельным оружием, уничтожившим большею часть береговых укреплений. Это способствовало выработке новой военной организации, тактики маневренного боя. Выиграли юго-западные феодалы, которые за счет казны укрепили собственные владения, а также торгово-ростовщический капитал, финансировавший военные приготовления. Последствием монгольского нашествия явилось общее ухудшение положения самурайства в результате мобилизации, что вызвало массовую продажу, заклад земли. Деспотизм Ходзё, усилившийся в 80-е годы XIII в., проявился в захвате домом Ходзё основных должностей в правительстве. Первым, но отнюдь не последним законом, имевшим целью сохранение земельного фонда самурайства, явился указ 1297 г., аннулировавший сделки вассалов сёгуна по продаже, закладу земли, самурайскую задолженность ростовщикам.»[92]

«Император Годайго (представитель Южного двора), наследовавший в 1318 г. трон, готовил заговор с целью возвращения императорскому дому политической власти. В 1324 г. стал стягивать к Киото своих сторонников, но заговор был раскрыт. 1332 г. за новую попытку захвата власти Годайго был низложен и сослан на о-в Оки, откуда в феврале следующего года бежал и открыто примкнул к антикамакурским силам. Влиятельный юго-западный феодал Асикага Такаудзи в начале мая 1333 г. захватил Киото. Восточный феодал Нитта Ёсисада вторгся в Камакура и поголовно истребил всех Ходзё.

Армия феодалов о-ва Кюсю свергла сёгунского инспектора местного военного управления. Отстранена от власти сёгунская администрация в остальных провинциях. Камакурский сёгунат был низложен. Началась борьба среди победителей: Асикага и Нитта. Представляли два типа хозяйственных районов: передовой западный и отсталый восточный. Победа Асикага была предрешена.»[93]

«Годайго возвратился в Киото, низложил императора Когэн, возведенного на престол в 1332 г., и восстановил свою власть. Наследовал огромный сёэн коммендационного типа, часть земель которого он пожаловал буддийскому храму; раздал придворным большие земельные владения. Создано правительство Кэмму. Нехватка средств побудила Годайго обложить 5%-ным налогом имущество провинциальных губернаторов. Издал указ об аннулировании задолженности. Асикага, воспользовавшись провалом политики Годайго, изменил последнему, занял Киото в январе 1336 г. и посадил на престол другого представителя Северной ветви императорского дома. Годайго, захватив регалии императорской власти, бежал на юг в дачную резиденцию Ёсино. Начался более чем полувековой период вооруженной борьбы внутри императорского дома. 1336 г. Асикага объявил о возобновлении военного управления страной, о переходе власти в руки Полевой ставки (Бакуфу). Время политического господства Асикага именуется сёгунатом Муромати.

Японские буржуазные историки акцентируют внимание на законность, легитимность враждовавших группировок внутри императорского дома, именуя это время периодом борьбы «Южной и Северной династий» (Намбокутё, 1336-1392).»[94]

«Борьба завершилась прибытием в Киото представителя Южного двора и примирением враждующих сторон в буддийском храме Дайкокудзи.»[95]

«Падение авторитета императора ярко проявилось в эпической «Повести о великом мире» (первая половина XIV в.), где «потомок богов» впервые в истории Японии именуется мятежником.

Губернаторы, захватывая земли аристократов, концентрируя в своих руках административную и политическую власть, постепенно превращались в полноправных правителей – князей, интересы которых выражал Асикага. Феодалы стали заниматься торгово-ростовщическими операциям, осуществлять коммутацию повинностей. Сэй-сёнагон создает «Записки у изголовья», а Мурасаки Сикибу – «Повесть о Гэндзи», первый в мировой литературе средневековый роман. Умение рисовать, играть на музыкальных инструментах и слагать стихи являлись неотъемлемыми элементами придворной образованности того времени. В X в. создается вторая поэтическая антология «Кокинсю».»[96]

«Особой популярностью пользовались «Веселые игры» (Саругаку), включавшие клоунаду, акробатику, пантомиму. Новым в них было появление определенного сюжета, пародий на придворных и монахов. На их основе в XIV в. возникают театрализованные представления, знаменовавшие появление драматического театра Ноо. Комические элементы саругаку трансформировались в интермедии пародийного содержания – фарсы «Сумасшедших слов», исполнявшихся в театре Ноо в перерыве между драматическими представлениями. На смену придворной поэзии пришли популярные песни, которые распевались на улицах бродячими кукольниками, веселыми девицами – предшественницами гейш, исполнявшими песни и танцы в мужской одежде. Культура народных масс с элементами карнавала, смеха, переодевания противостояла религиозному мировоззрению, исключавшему проявление эмоций.

Секта «Чистой Земли», возникшая в Китае в VII в., подчеркивавшая примат веры, объединилась с сектой «Истинны, Истинной веры», в результате чего возникла секта «Чистой Земли – Истины». Принцип веры сводился к прославлению Амила-будды. Утверждалось, что для спасения души отнюдь не обязательно удаление от мира. Служителям культа разрешалось иметь семью.»[97]

«Половина всех буддистов того времени стали приверженцами этой секты.»[98]

«Секта «Солнечного лотоса», возникшая в 1253 г., получила название по имени монаха-основателя, который японизировал буддизм, преобразив эту мировую религию в чисто японское явление. Стал даже обличителем существовавших социальных порядков, за что в 1271 г. чуть не был казнен. Врагом номер один секту Дзэн считали не случайно: дзэнское учение переносило эпицентр религиозного спасения в земную жизнь, озаряя ее доступными каждому вспышками мгновенного просветления (сатори). Возникла в Китае, а в Японии появилась в XIII в. Идея бога определялась через отрицание (апофатизм): бог невыразим, непознаваем.»[99]

«Дзэн – единственная буддийская секта, допускавшая смех. Своим разрушительным, отрицающим действием смех противопоказан любой религии, но он присущ человеку как его отличительный признак. Смех, по мнению дзэнцев, результат просветления, сатори. Просветление достигается смехом, как, прочем, и ударом, шлепком или другой аналогичной «шоковой терапией». Дзэнский проповедник допускал откровенно богохульное отождествление Будды с туалетной бумагой на основании одинакового фонетического звучания слов «бог» и «бумага» (ками). Просветленное состояние, по мнению дзэнцев, достигалось не столько через молитву, сколько путем труда. Дзэн-буддизм не отрицал бытия. Рассматривал бытие как материальное и духовное существование, отвергая лишь житейскую суету сует. Проповедовалось не отшельничество, а жизнь среди людей по принципу «расстворения в мирской жизни». Приоритет отдавался не познанию социальной среды, а внутреннему самосозерцанию, иррациональному принципу «озарения». Достижение последнего могло прийти во время неподжвиного сидения по-дзэнски с полным отрешением от всего окружающего (медитация). С дзэнской практикой медитации связано распространение в Японии чая, завезенного из Китая в 1191 г. Чай употреблялся в качестве лекарства. Затем нашел широкое употребление на основе созданной дзэнцами целой ритуальной системы чаепития. Последователи секты Дзэн стали употреблять чай против сна во время ночных бдений. Были противниками обыденного здравого смысла, общих истин, общепринятых норм и авторитетов.»[100]

«Основной труд дзэнского проповедника первой половины XIII в. монаха Догэн был написан по-японски. Считали, что «озарение» наступает не в результате изучения священных книг и сутр, и даже высказывали сомнение в их необходимости. Знание для дзэнца не могло быть выражено ни словом, ни письменно, а лишь созерцанием самого себя и окружающей природы, что полнее достигается с помощью искусства. Главным объектом искусства было для них не божество, а человек, его портрет. В изображении природы стремились техникой монохромной живописи выделить самое главное, придерживаясь принципа простоты. Широко практиковали диалоги «вопросов-ответов» для «непосредственного показа человеческого сердца». Целью диалогов была не полемика, а религиозное общение, но не с богом, а между людьми. Центром жизнедеятельности человека дзэнцы считали не сердце, и живот (хара), и поэтому обряд вспарывания живота у самурайского сословия был связан с влиянием дзэн-буддизма, получившего широкое распространение в XIII-XIV вв. в Камакура. В Киото сильнее было влияние сект Тэндай и Сингон, которые пользовались покровительством придворной аристократии и императорского дома.»[101]







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.