Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Историография декабризма (по М. Нечкиной)





 

После подавления восстания оформилось две концепции:

1) Правительственная – давала резко отрицательную оценку восстанию. Концепция сформулирована в манифесте о восшествии на престол императора Николая I и в ряде официальных документах, посвященных восстанию. Детализирована концепция в «Донесении Следственной комиссии». Концепция не представляет программу декабристов, концентрирует внимание на факте выступления против власти. В записках Николая I явно прослеживается страх перед восстанием. Эту концепцию с 1860-х гг. развивали барон Корф, Богданович, Дубровин и др. Богданович и Дубровин могли работать со следственными документами.

2) Революционная – разработана концепция декабристами и в ряде незаконченных произведениях Пушкина. В рамках данной концепции Герцен выделил предпосылки движения, показал его закономерность, обозначил причины поражения, определил значение восстания в общем процессе русского революционно – освободительного движения.

3) Либеральная – декабристы не поняты властью. Выдвинута концепция Ник. Тургеневым. В 1870-х гг. Пыпин в «Исторических очерках» назвал декабристов продолжателями дела Александра I и М.М. Сперанского. Правительство переусердствовало с репрессиями. В.О. Ключевский называет декабристов исторической случайностью. Семеновский (1909) широко привлек следственные дела, поставил в центр внимания идеологию. концепция декабризма как формы народничества сложная и противоречивая. В рамках данной концепции декабристы предстают как внеклассовая интеллигенция.


Билет 21. (2). СССР в системе международных отношений в середине 60-х годов

Никита Сергеевич Хрущев (1953–1964)

 

Придя к власти, Хрущев попытался остановить холодную войну. На ХХ съезде партии Хрущев выступил с инициативой создания системы коллективной безопасности и контроля над количеством ядерного оружия. Одновременно с этими инициативами в СССР продолжалась разработка новых видов вооружения. Большое значение во внешней политике придавалось поддержке коммунистических партий других стран. В 1961 году обострились отношения с США. В результате конфронтации в Берлине была возведена стена по границе оккупационных зон и запрещен свободный переход граждан из ГДР в ФРГ.

В 1962 году СССР решило разместить свои ядерные ракеты на Кубе. Это решение послужило началом к Карибскому кризису. В ответ на действия СССР США начало планировать вооруженное вторжение на Кубу. Тогда СССР пригрозило применить ядерное оружие. Длительные переговоры между Хрущевым и Кеннеди помогли найти компромиссное решение и избежать ядерной войны. В 1963 году был заключен договор о запрете ядерных испытаний в космосе, атмосфере и на земле. Тесные экономические связи были установлены с Индией и Индонезией.

В конце 50-х в начале 60-х годов в странах соцлагеря прошли массовые выступления против коммунистов. В Венгрию, Польшу и Чехословакию СССР ввело свои войска и волнения были подавлены. Для обеспечения взаимной безопасности и поддержания внутреннего порядка страны соцлагеря объединились в военный союз – Варшавский договор.


Леонид Ильич Брежнев (1964–1982)

 

Брежнев оценивал США как постоянно слабеющую страну. В начале 1970-х годов СССР заключило с США ряд договоров о предотвращении ядерной войны. Главным из них стал Хельсинский договор 1975 года о:

– неприменении первыми ядерного оружия;

– нерушимости послевоенных границ;

– мирном разрешении конфликтов;

– соблюдении прав человека.

Однако СССР не отказалось от идеи военной защиты стран соцлагеря. С этой целью оно разместило ядерное оружие в ГДР и Чехословакии и начало военную помощь Афганистану.

В начале 1970-х годов в странах соцлагеря проявились элементы кризиса. Массовые выступления рабочих прошли в Польше. В итоге этих выступлений была создана система независимых профсоюзов «Солидарность». В 1981 году польские коммунисты были отстранены от власти.

 

 


Билет 22. (1). Развитие культуры России в первой половине XIX века

На развитие русской культуры первой половины XIX века оказали большое влияние два события: Отечественная война 1812 года и развитие национального самосознания.

С 1804 года завершилось создание системы образования. Страна разделена на 6 учебных округов. Во главе округа стоял университет. Низшей образовательной ступенью стала церковноприходская школа для всех сословий, на средней ступени находились уездные училища и гимназии для всех сословий, кроме крепостных. На высшей ступени находились университеты. Помимо университетов открывались специальные учебные заведения: педагогический институт, коммерческое училище, земледельческое училище. Дети дворян обучались в специальных закрытых учебных заведениях: Царскосельский Лицей, кадетские корпуса. Развитие системы образования позволило прекратить массовую посылку студентов за границу. Теперь в заграничных университетах обучались только особо одаренные студенты. При Николае I сословное разделение в обучении было усилено, значительно повышена плата за обучение.

Значительных успехов достигла российская наука. Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию (применяется в современной космологии для расчета траекторий движения). Физики Петров, Якоби, Ленц делают успехи в изучении электричества. В период Крымской войны создает полевую оперативную хирургию для раненных хирург Н.И. Пирогов. Значительных успехов достигают химики Зинин, Бутлеров.

Во время путешествий в 1819–1821 годах Лазарев и Беллинсгаузен открывают Антарктиду. Историк Н.М. Карамзин публикует труд «История государства Российского». Золотой век наступает в развитии русской литературы, который связан с творчеством Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В это время начинают свою литературную деятельность писатели второй половины XIX века: Некрасов, Гончаров, Тургенев, Достоевский.

Происходит формирование русской музыкальной школы. Родоначальник музыкальной исторической оперы М. Глинка, написавший в 1836 году патриотическую оперу «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), выразил общий принцип русской музыкальной школы: «Музыку создает народ, а мы, музыканты, ее аранжируем».

Важнейшей особенностью русского искусства стало объединение в одно целое архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В архитектуре господствуют стили классицизма и ампира. Возводятся здания Казанского собора, Адмиралтейства в Петербурге, Триумфальные арки в Москве и Петербурге, формируется ансамбль Дворцовой площади.

В живописи соседствует достаточно большое количество стилей и направлений. В романтизме работает Кипренский, бытовой жанр представлен Венециановым. Многие художники обращают свое внимание на жизнь простого народа. Крупнейшим историческим живописцем стал К. Брюллов (Последний день Помпеи).

В скульптуре господствует стиль классицизма. Скульптуры возводят памятники героям Отечественной войны, на Красной площади устанавливают памятник Минину и Пожарскому. Значительным явлением стало творчество скульптора – анималиста Клодта. Ему принадлежит скульптурные группы с конями.








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.