Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 13.Проблема человека и личности в философии. Общественная природа человека





1. Справедлива ли альтернатива, согласно которой либо человек есть животное, поскольку происходит от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а поэтому у него нет ничего общего с животным?

2. Как Вы относитесь к суждению: «Человек обнаруживает, что, когда он изменяет свое отношение к вещам и к другим лицам, они тоже изменяются по отношению к нему?»

3. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?

4. Прав ли Сократ, сказавший, что до тех пор, пока человек не познает себя, он не может познать сущности остального мира?

5. На лекции по философии преподавателю был задан вопрос: «Так кто же человек: субъект или продукт человеческой деятельности?» Как бы Вы ответили на этот вопрос студента?

6. Если человек — продукт общественных отношений, а его сознание есть не что иное, как отраженное бытие, тогда как объяснить поразительные различия в мировоззрении и поведении близнецов?

7. «Человек есть разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения». Можно ли отнести это определение к ребенку?

8. Проанализируйте приведенные ниже определения сущности человека. В какой мере они раскрывают содержание этого понятия?

а) «Человек — это существо политическое» (Аристотель).

б) «Человек — это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин).

в) «Человек — не статистический центр мира, как он дол го полагал, а ось и вершина эволюции» (П. Тейяр де Шарден).

9. Какой ответ на вопрос о том, каково отношение понятий «человек» и «личность», будет правилен?

а) Человек и личность — это тождественные понятия.

б) Человек — это антропологическое понятие, а личность — социальное.

в) Человек становится личностью, когда овладевает куль турой и моралью.

г) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание.

д) Личность — это общественно развитый человек.

10. «Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле слова человек не смертный, а сын умерших отцов, т. е. смерть мы знаем не в себе, а лишь по предшествующим случаям, смертный есть индукция, а не дедукция» (Федоров Н.Н. Соч. М., 1982. С. 612).

Как Вы понимаете это высказывание русского философа?

11. Каково соотношение между понятиями «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»?

12.«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3).

а) Какие принципы исследования заключены в этом понимании человека?

б) Кого имел в виду К. Маркс: «индивида», «личность» или «человека» — как родовое понятие?

13. Проанализируйте данные высказывания:

а) «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В.И. Ленин).

б) «Нет такого поступка, который не затрагивал бы другого человека... Абсолютных личностей не существует. Тот, кто отчуждается от общности, наносит ей ущерб. Тот, кто печален, печалит других» (Сент-Экзюпери).

14. Дайте сравнительную характеристику приведенных ниже определений личности:

а) Личность — это социальное существо.

б) Личность — это всегда конкретный человек в единстве всех его психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность.

в) Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «я» из «не-я», осознавший свои взаимоотношения с «не-я» и активно воздействующий на «не-я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

г) Личность — это органическое единство биологической и социальной эволюции.

д) Понятие «личность» тождественно понятию «я».

15.«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т. 1. М., 1957. С. 291). Основываясь на данном положении, покажите возросшую значимость ответственности, исполнительности, дисциплинированности и инициативности каждого человека общества.

16.Как Вы понимаете свободу личности? Каковы обязанности личности перед обществом и общества перед личностью? Каковы социально-экономические и политические основы свободы личности в обществе?

17.Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:

а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под со противлением я разумею внешние препятствия для движения)... Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности» (Т. Гоббс).

б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полностью и всегда свободен» (Ж.-П. Сартр).

в) «Свобода — это самовыражение личности, выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм).

г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б. Спиноза).

18. Как Вы относитесь к авторитету и культу личности?

19. «Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я предпочитаю Прометея» — эта сентенция принадлежит Бальзаку. Прометей, открывший, если верить легенде, секрет огня человеку, стал великим символом технических и научных достижений цивилизации. Фауста же волновала проблема смысла земного существования и поиска счастья человека. Как бы Вы решили эту дилемму? Аргументируйте свое решение.

20. Выберите верное определение.

а) Личность — это конкретный реальный человек во всей совокупности своих физических и духовных качеств.

б) Личность — это индивид с неповторимо своеобразными чертами, отличающими его от других людей.

в) Личность — это продукт общественных отношений.

г) Личность — это выдающийся представитель своего народа, класса, общества.

21. Какое из определений, по Вашему мнению, является правильным?

а) Общество — это совокупность индивидов.

б) Общество — это способ взаимного приспособления людей.

в) Общество — это самостоятельное образование, не связанное с деятельностью людей.

г) Общество — это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей.

22.П. Бриджмен в книге «Размышления физика» писал, что общество является суммой его личностей в том смысле, что если поведение всех составляющих личностей определено, тогда не требуется ничего большего, чтобы определить общество, которое эти личности составляют. Дайте анализ этого высказывания.

23.Французский философ и писатель А. Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит. Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в XX веке вызывать уважение. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если нет, то почему?

24.Известный английский писатель и философ А. Кестлер объясняет острые и неразрешимые социальные конфликты изъянами в генетических механизмах человека. Не исключено, писал он, что человек есть жертва погрешностей в конструировании и просчетов в организации нервной системы, которые толкают его к агрессивности, маниакальным идеям и в конечном счете — к самоуничтожению (см.: Кeстлер А. Человек — ошибка эволюции? // Диалоги. М., 1979. С. 140—142). Можно ли согласиться с А. Кeстлером?

25.Разъясните смысл влияния общественной среды на личность из следующей мысли Г.В. Плеханова: «Каждая личность своей особой походкой идет по дороге протеста. Но куда ведет эта дорога — это зависит от общественной среды, окружающей протестующую личность».

26.Русский социолог П.Л. Лавров писал, что человек без убеждения — это нравственный урод, это вещь, за которой мы признаем только зоологическое достоинство... Человек без решимости — это урод другого вида... Прокомментируйте это высказывание.

27.Едва ли найдется человек, который не согласился бы со всеобъемлющей формулой «брать от жизни все». Возможны, по крайней мере, три интегрированных ответа на этот вопрос:

1) брать больше, чем вкладывать; 2) не брать и не вкладывать; 3) брать меньше, чем вкладывать. Прокомментируйте эти ответы.

28. В известной поговорке «Лучше поздно, чем никогда» не очень много смысла, если она не сопровождается тремя оговорками: во-первых, не так уж редко бывает, что лучше как раз никогда, чем поздно; во-вторых, если действительно поздно, так уж лучше никогда; в-третьих, как это узнать: уже поздно или еще не поздно?

29. Нравственные оценки отношения к вещам, особенно к модным, могут даваться либо в связи с наличными возможностями их приобретения, либо вне такой связи. В сравнительно простом случае возможны три оценки: положительная, отрицательная или нейтральная.

а) Надо модно одеваться, но заработаю сам.

б) Надо, но купить должны родители.

в) Нет и не надо, потому что или все равно купить не на что, или купить есть на что, но именно не надо, достаточно того, что есть.

Какая из этих оценок для Вас предпочтительнее? Какие ценностные ориентации прямо противоположны ценностным ориентациям потребительства?

30. Образовательный ценз, объем знаний, специальность — эти признаки и необходимы, и недостаточны для интеллигентного человека, если понятие «интеллигент» употребляется в нравственно-философском смысле. В чем проявляется различие в социологической и нравственно-философской оценках интеллигентного человека?

31. Если инстинкты агрессивности и разрушения генетически закодированы в нашем мозгу, тогда человечество ни при каких условиях не искоренит преступность войны и другие формы асоциального поведения. Согласны ли Вы с этим выводом?

32. «Фрейд показал, что разум — ценнейшее... из качеств человека — сам подвержен искажающему воздействию страстей, и только понимание этих страстей может освободить разум и обеспечить его нормальную работу. Он показал как силу, так и слабость человеческого разума...» (Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990. С. 147).

Можно ли считать такие явления, как немотивированная жестокость в поведении подростков, массовые проявления религиозного фанатизма, агрессивные националистические выступления и т. п., подтверждением идей З. Фрейда о том, что человеческое сознание управляется страстями?

33. В книге «Бытие и ничто» французский философ Ж.-П. Сартр утверждает: «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем». Сравните это суждение с высказыванием выдающегося физика Э. Шредингера: «Откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, одинаковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот вопрос» (Цит. по: Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. М., 1981. С. 8—9).

Что объединяет Сартра и Шредингера? Как ответить на поставленные Шредингером вопросы с философских позиций?

Природа и общество

1. Укажите, какое из определений понятия «природа» наиболее точное.

Природа — это:

а) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;

б) биосфера Земли;

в) вся материальная действительность;

г) та часть мира, которая стала объектом теоретической и практической деятельности людей;

д) биосфера и ноосфера;

е) наша бесконечная Вселенная.

2. «Создание из биосферы ноосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого. Это его неизбежная предпосылка» (Вернадский В.И. Раз мышления натуралиста: научная мысль как планетное явление. М., 1977. Кн. 2. С. 32).

Что понимал В.И. Вернадский под ноосферой? Что он имел в виду, когда писал о требовании проявления человечества как единого целого? В этой связи ответьте на вопрос: «Входит ли в содержание понятий «природа», «природная среда» то, что В.И. Вернадский назвал «ноосферой»?

3. Что общего между законами природы и законами общества?

4. Дайте анализ следующему положению: «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1947. С. 171). И в этой связи ответьте:

а) Почему это отличие Ф. Энгельс считает основным?

б) В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?

5. Дайте философскую оценку следующей точки зрения: «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».

6. Древнегреческий историк Диодор считал, что многочисленность населения в Египте дала возможность воздвигнуть множество грандиозных пирамид и других сооружений. Прав ли Диодор, не принимает ли он видимость за сущность? Является ли многочисленное население Древнего Египта решающим условием, основным звеном цепи событий, приведших к строительству гигантских пирамид? (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 521—522).

7. Некоторые современные буржуазные философы вслед за Г. Спенсером и 3. Фрейдом считают, что человеческое общество

развивается по биологическим законам, поскольку сам человек — высшее звено биологической эволюции. В чем ошибочность подобных рассуждений? Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?

8. Чем отличаются друг от друга биосфера и человечество как развивающаяся система?

9. Обоснуйте актуальность следующих мыслей Ф. Энгельса: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит». Почему противоречие между природой и обществом приобрело в XX в. глобальный характер?

10. Как Вы понимаете положение К. Маркса о том, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню?

11. Как совместить научно-технический прогресс и сохранение окружающей среды?

12. Что Вы знаете о современной демографической ситуации в основных регионах мира?

13. Эволюционируют ли сами закономерности антропогенеза, т. е. могут ли быть переходные законы между законами общества и природы?

14. «Условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организаций, и потому закон народонаселения надо изучать для каждого такого организма отдельно, а не “абстрактно”, без отношения к различным историческим формам общественного устройства». Согласны ли Вы с автором?

15. «Охрана окружающей среди — дело каждого». Как современному человеку понимать эти слова? Какое участие принимаете Вы лично в реализации этой задачи?

16. Каковы основные пути формирования экологического сознания у сельского труженика, горожанина, студента?

17. Дайте анализ следующего высказывания К. Маркса о том, что при быстром развитии производительной силы все старые машины должны быть заменены более выгодными, т. е. должны быть совсем выброшены. Земля, напротив, постоянно улучшается, если правильно обращаться с нею.

18. Какое специфическое содержание понятий «окружающая среда», «природная среда», «географическая среда» обусловливает их различия?

19. Материальное производство становится все более «грязным», все более опасным в смысле нарушения экологического равновесия. Сторонники движения «зеленых», в частности, отсюда делают вывод, что в мировом масштабе производство надо не наращивать, а сворачивать либо искусственно сдерживать. Что Вы знаете о движении «зеленых»? Можно ли (или нельзя) согласиться с этой точкой зрения?

20. К. Маркс писал, что экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Сравните исторически различные типы производства (ремесленное, промышленное, автоматизированное) и функции, которые выполняют в нем человек и техника на отдельных фазах производственного процесса подготовки, управления, выполнения и контроля. Покажите, что в ходе комплексной автоматизации центр тяжести труда перемещается на подготовительные фазы производства, а в ходе роботизации — на управление, выполнение и контроль.

21. Известно, что численность населения, его прирост, плотность оказывают влияние на развитие производительных сил и всего общества. А как влияет развитие производительных сил на изменения численности населения, его плотности, возрастную структуру общества и т. п.?

22. Проанализируйте отношение между понятиями «революция» и «социальная революция» и в этой связи ответьте на вопросы:

а) Что такое научная (промышленная, техническая) революция?

б) Какие Вы знаете типы революций в науке и технике?

в) В чем сущность НТР, чем она отличается от прежних революций в истории науки и техники?

23. Французский социолог П. Блетон пишет, что «...членами среднего класса будут те, кто признает принцип частной собственности, ценности и права индивида в коллективе, охрану морального и культурного достоинства человечества». Согласны ли Вы с таким подходом к определению социального статуса индивида?

24.Форма государства — это способ организации политической власти и методы управления. Она включает формы устройства, правления и политический режим. Назовите и дайте характеристику наиболее распространенных в истории человечества форм государств.

25.Какое общественное образование не относится к политической системе общества: церковь, армия, партия, суд, деканат, союз кооператоров, семья?

26.Выберите верное суждение:

а) Революция — это насильственное свержение существующего строя.

б) Революция— это высший этап вооруженной классовой борьбы.

в) Революция — это способ перехода от одной общественно- экономической формации к другим формациям более высшего типа.

г) Революция — это государственный переворот.

27. Какие явления не могут быть отнесены к субъективным факторам революции?

а) Благоприятные международные условия.

б) Сознательность и организованность сил революции.

в) Наличие партии, руководящего авангарда.

г) Наличие революционной теории.

28. Выберите правильное определение.

а) Народ — это все население общества.

б) Народ — это общность трудящихся, образующих главную производительную силу общества.

в) Народ — это классы и социальные группы, которые способствуют общественному прогрессу.

г) Народ — это трудящиеся массы, не участвующие в распространении материальных благ.

29. Нацию обычно связывают с общностью экономической, территориальной, языковой и культурной, а также с многочисленностью населения. Какой из этих признаков является самым устойчивым?

30. На семинаре по философии возник спор. Студент Васильев сказал, что базис общества материален, а надстройка идеальна. В качестве доказательства он привел такой аргумент: политика, идеология, государство и т. п. выполняют какие-то субъективные задачи, поставленные господствующими классами, значит, они субъективны. А все субъективно-реальное — это сфера духовного, а не материального. Ему возразили другие студенты, отметив, что такие элементы надстройки, как армия, церковь, политические партии, — это материальные организации. Кто из студентов прав?

Общественное сознание

1. Общество в целом, отдельные классы, социальные слои и организации смотрят на мир сквозь призму своих социальных интересов. Под воздействием общественных интересов образуется определенное видение мира. Вот этот механизм видения, а также его результаты, созданные под воздействием общественных интересов, называют общественным сознанием. Попытайтесь из сказанного сформулировать общее определение общественного сознания.

2. Допустим, что общественное сознание сводится к сумме индивидуальных сознаний. Какие выводы из этого допущения следуют? Каково соотношение между общественным и индивидуальным сознанием?

3. Формирование образца врага — это сознательное манипулирование общественным мнением. Как Вы относитесь к этому явлению? Возможно, у Вас есть примеры.

4. Общим для традиций, обычаев, социальных привычек и других компонентов общественного сознания является их устойчивость. Перечислите такие явления духовной жизни, которые характеризовались бы неустойчивостью.

5. Появление эмпирических знаний по времени предшествовало возникновению науки. Повседневный эмпирический опыт и знания послужили исходной основой для научных обобщений. Приведите примеры, показывающие, что и в наше время повседневная практика питает науку.

6. Не только мораль и правовое сознание, но и политика, религия, искусство и философия выполняют функции регулятора общественной жизни. Каково отличие между этими формами общественного сознания с точки зрения выполняемой ими регулятивной функции?

7. Раскройте связь между следующими положениями В.И. Ленина:

а) «Политика есть концентрированное выражение экономики» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 152);

б) «Политика не может не иметь первенства над экономикой» (Там же. С. 279).

8. Немецкий философ И. Кант выдвинул два нравственных категорических императива, соблюдая которые, человек обеспечивает своему поведению постоянную нравственность: 1) поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе в такой же ситуации; 2) если поступок отдельного человека можно сделать правилом для всех, то он нравственен. Так ли это?

9. «Когда исчезнет потребность в религии? Когда человек почувствует себя господином природы и своих собственных общественных отношений» (Г.В. Плеханов). Достаточно ли наличия названных условий для отмирания религии? Каковы основные функции религии? Ваше отношение к ней.

10. Есть точка зрения, что процессы ускоренного развития техники и науки ведут к взрыву моральных и нравственных ос нов социального организма, что эти факторы создают общество, в котором нормы вкуса и приличия находятся в состоянии непрерывного морального старения, оставляя только моду в качестве арбитра морального поведения. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

11. Что такое добродетель и порок? Этот вопрос пытались решить многие философы. Гельвеций, например, давал на него следующий ответ: «Если бы, родившись на каком-нибудь пустынном острове, я был предоставлен самому себе, я жил бы, не имея ни пороков, ни добродетелей. Я не мог бы обнаружить ни тех, ни других. Что же следует понимать под словами “добродетельные и порядочные поступки”? Поступки, полезные или вредные обществу». В чем достоинства и недостатки рассуждения Гельвеция, если учесть, что оно было высказано в XVIII в.?

12.«Красота спасет мир», — говорил Ф.М. Достоевский. Как Вы относитесь к этому высказыванию?

13.Прокомментируйте старинный афоризм: «Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, чем успевает».

14.Какое явление не относится к общественной психологии?

а) Нравственные привычки и традиции.

б) Художественный вкус.

в) Чувство милосердия.

г) Мировоззрение личности.

15.Всем формам общественного сознания присущи познавательная и регулятивная функции. Какова их роль в различных формах общественного сознания?

16.Мораль, с одной стороны, регулирует поведение личности, ее отношение к другим личностям, к коллективу, обществу, а с другой — выступает как совокупность требований, которые предъявляет общество к личности. Раскройте диалектическую связь этих положений.

17.Почему абсолютная свобода личности означала бы уничтожение морали?

18. Почему философия, будучи одной из наук, вместе с тем выделяется как особая форма общественного сознания?

19. Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно окончившая политехнический институт, — писал он, — знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единственного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль и Ньютон». Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним?

20. В чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?

21. Что общего между моральным сознанием и правосознанием? В чем их различие друг от друга?

22. В чем специфика религии как формы общественного сознания?

23. Для науки как социального института, призванного обеспечивать общество знаниями, характерна ориентация на истину как на ценность. Означает ли это, что в своей научно-исследовательской организации каждый ученый руководствуется в своей деятельности только стремлением к истине?

24. Существуют противоположные точки зрения на соотношение науки и морали. Одни мыслители полагают, что морально то, что может быть научно обосновано, другие, напротив, считают, что морально то, что является предметом выбора, а не научного обоснования.

Кто прав? И правомерна ли вообще такая постановка вопроса?

25. Английский писатель Ч.П. Сноу приводит высказывание ученых, придерживающихся доктрины этической нейтральности науки: «Мы создаем инструменты. А вы — весь остальной мир, и прежде всего политические деятели, — вы должны заботиться о том, как их использовать. Инструменты могут быть использованы для достижения таких целей, которые большинство из нас считает недостойным. Это, конечно, прискорбно. Но, как ученых, нас это не касается» (Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973. С.129).

Можно ли согласиться с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

26. В истории науки неоднократно были случаи, когда ученый пытался прекратить свои исследования, скрыть полученные им результаты, так как предвидел возможности их использования во вред человечеству. Можно ли считать такое поведение ученого нравственным? Не является ли безнравственной попытка оправдать иные действия ученых в этой ситуации утверждением, что научный процесс нельзя остановить и то, что возможно, в науке рано или поздно будет осуществлено?

27. «Важная моральная проблема, лежащая вне самой науки, но необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину?» (Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1897. С. 35).

Имеет ли право наука вторгаться во все области действительности, исследовать интимный мир человека, подсознание и т. п.? Есть ли какие-то нравственные границы, определяющие пределы вторжения человеческого познания? Или науке все дозволено?







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.