Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Зарождение представительных органов в России





 

Парламентаризм в России имеет свою особенность развития, его история непроста, рождение парламентских форм в России растянулось на многие века.

Формирование Российского парламентаризма берет свое начало во времена политического развития Киевской Руси, земель Новгорода, Пскова, когда возникла и оттачивалась такая форма обсуждения общих дел и всенародного принятия решений, как вече.

Вече (происходит от древнеславянского веет - совет) как орган государственного управления и самоуправления упоминается уже в 997 году в Белгородской летописи. Русские летописи свидетельствуют о существовании вече во многих городах: Киеве, Владимире-Волынском, Новгороде, Ростове, Суздале, Владимире, Полоцке, Смоленске.

Вече - один из политических институтов Русского государства X - начала XVI века. Представляет собой общее собрание свободных жителей городов, созываемое для решения наиболее важных вопросов. В некоторых крупных городах помимо общегородских функционировали вече отдельных частей города (например «уличанские» В. Новгорода). Оттого, каковы были компетенция вече, роль представителей различных социальных слоев на нем, характер взаимоотношений вече с князем, в значительной мере завесили формы политического устройства отдельных русских земель. В большинстве из них вече не являлось постоянно действующим органом со строгой периодичностью собраний. Оно созывалось князем, тысяцкими или по инициативе самих граждан в особо важных случаях, к которым относились призвание или изгнание князей, объявление войны и заключение мира. В Новгородской и Псковской республиках вече принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В распоряжении новгородского вече находились финансы и земельный фонд.

Существовал определенный порядок ведения вече. Решения принимались большинством присутствовавших. Постановление вече оформлялось вечевыми грамотами. По сравнению с остальными землями и княжествами большей ролью вече в политической системе отличились Новгород и Псков, где компетенция его была значительно шире, а деятельность носила более регулярный и систематически организованный характер. Хотя решающую роль на вече, как правило, играли представители верхов общества, тем не менее и для рядовых граждан оно являлось рычагом воздействия на политическую жизнь. Особенно большое значение вече приобретают в период ослабления княжеской власти с начала политический раздробленности. В конце XIII - начала XIV веков в Северо-Восточной Руси вече нередко становилось центрами анти ордынских выступлений. Однако по мере укрепления княжеской власти вечевые порядки постепенно упраздняются уже к концу XIV века вечевые собрания в отдельных княжествах и землях активизируются накануне ликвидации их независимости, включения в состав единого Русского государства. Последним оплотом вечевого строя были Новгород и Псков, где с ними было покончено соответственно в 1478 и 1510 годах. Однако вечевые традиции давали о себе знать вплоть до середины XVII века, проявляясь в моменты острых социальных конфликтов и внешней опасности [23. С.200].

Следующий этап в развитии Российского Парламентаризма связан с процессом объединения русских земель вокруг Москвы. Образовалось единое общенациональное государство.

В Московском государстве заметную роль в законотворческой деятельности играли земские соборы. Академик Л.В. Черепнин указывает на функционирование 57 соборов. Земские соборы («советы всея земли») - особая форма власти, организации и представительства в российских условиях основных групп господствующих сословий, общегосударственные учреждения в России в середине XVI - конца XVII веков. Как органы самодержавной, централизованной монархии земские соборы пришли на смену древнерусским вечам, окончательно отошедшим в прошлое с завершением «собирания земель» вокруг Великого княжества Московского. Наименование нового учреждения отразило влияние на него и практики русского духовенства, собиравшегося вокруг митрополита на «освещенные земли» для решения вопросов, касавшихся всей русской церкви. Так, результатом церковно-земского собора 1551 года явился Стоглав - кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношение с обществом и внешним миром. Земские соборы имели отличия от сословно-представительных институтов стран Европы. На Западе народное представительство возникло как результат политической борьбы сословий, в России оно было вызвано к жизни административными потребностями государства, необходимостью выражения интересов властных сословий, сплочения и объединения всех социальных сил страны в тяжелые для не времена. Первые земские соборы состоялись в 1566 году, во время неудачной для России Ливонской войны, по вопросу о заключении мира с поляками. Далее последовал «избирательный» собор 1584 года, утвердивший на престоле Федора Иоанновича, и собор 1598 года, подтвердивший царский чин Бориса Годунова после прекращения династии Рюриковичей. Основой представительства на земских соборах был обычно не общественный выбор по доверию, а правительственный призыв по должности или званию. Собор был двусоставным и включал высшую администрацию - членов Боярской думы (бояре, окольничие, думные дворяне, и думные дьяки), начальство московских приказов, Освященный собор духовенства, а также призванных должностных лиц из дворянства (воеводы, представители уездных дворянских собраний) и высшего разряда купечества. Такой состав придавал земским соборам характер совещания. Значение ранних земских соборов состояло в том, что собранные в столицу дворяне, купцы и представители других сословий приучились чувствовать себя единым народом. В 1612 году представители патриотического ополчения К. Минин и Д. Пожарский в разосланных по городам грамотах призывали прислать выборных для составления правительства. При ополчении состоялся земский собор. Он был распущен после взятия Москвы, но одновременно были разосланы грамоты, приглашавшие выбрать людей на новый земский собор для избрания царя и устроения государства. Этот собор в 1613 году поставил на царство первого из Романовых - Михаила Федоровича (1613-1649 гг.). Его правление было отмечено частым созывов соборов. На них решались две группы вопросов: изыскание средств для пополнения казны и проблемы внешней политики. Состав соборов расширился за счет избираемых по округам представителей сословий - дворян и детей боярских детей, гостей и торговых людей, людей посадских. Земские соборы открывались заседаниями в присутствии царя, самим царем или думным дьяком зачитывалась тронная речь с изложением цели созыва собора и вопросов для обсуждения. После этого собранные чины делились по «статьям», получали экземпляр тронной речи и должны были обсудить представленные вопросы и подать о них мнение. Царь не был обязан следовать этому приговору, а только принимал его к сведению, хотя, как правило, мнения сторон совпадали. Особое значение имел собор, начавшийся в сентябре 1648 года и принявший в январе 1649 года Соборное уложение - свод законов Российского государства, основной закон в России до первой половины 19 века. Текст Соборного уложения после его утверждения земским собором был напечатан, и с этого времени в России публикация законов стала необходимым условием их введение в действие. Соборное уложение ярко характеризует политическую систему Московского княжества, его государственное устройство, право и обычаи. 1-я глава «О богохульниках и о церковных мятежниках» предусматривала различные меры ответственности за преступления против религии и церкви как важнейших институтов государства. Например, казнь и сожжение тех, кто «возложит хулу на Господа Бога». В главе 2 «О государской чести и как его государское здоровье оберегать» определялся статус главы государства - царя, самодержавного и наследного монарха. Избрание его на земском соборе не колебало установленных принципов самодержавия и способствовало их легитимации.

Следующие земские соборы (1651 и 1653 гг.) были посвящены вопросу о поддержке антипольской борьбы украинского народа. Собор 1653 года вынес решение о принятии Малороссии в подданство московского царя. В 1681 - 1684гг. состоялся собор в связи с делами об «устроении и улучшении государевых ратей». Петр I уже не нуждался в соборах. Прекращение деятельности земских соборов во второй половине XVII века вытекало из общего укрепления централизованного аппарата самодержавной власти, которая, опираясь на приказное управление, перестала нуждаться в постоянной деятельности обширного сословного правления.

Земские соборы, не став полноправными законодательными органами, все же прочно вошли в законодательную историю России.

В развитии этого института (особенно в 1613-1649 гг.) при желании можно увидеть даже эволюцию в направлении парламентаризма. Разумеется, соборы не были и не могли быть парламентами в современном смысле слова. Тем не менее при укреплявшемся самодержавии земские соборы все-таки обеспечивали представительство некоторых общественных сил и специфических местных интересов.

Вплоть до революции 1905 г. идея Земского собора продолжала быть в России важным символом для самых разных политических сил.

В политической системе XV века заметную роль играла Боярская дума, явившаяся преемницей княжеского совета, но со слиянием удельных русских княжеств в единое государство изменились ее состав и статус.

Боярская дума - один из высших институтов государственного управления в Русском государстве X - нач. XIII в., не обладавший самостоятельной, раздельной от великого князя и царя компетенцией и носивший совещательный характер.

С образованием в XV веке Русского централизованного государства Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В нее входили думные чины - бояре, окольничие, с начала XVI в. - «дети боярские, которые в Думе живут» (думные дворяне), несколько позже - думные дьяки. Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати - представителям княжеских фамилий. В эпоху сословно-представительной монархии Боярская дума осуществляла власть совместно с царем. Ее влияние было значительным и в работе Земских соборов. Во время опричнины Боярская дума возглавляла правительство земщины, а на опричной территории действовала опричная Боярская дума. В начале XVII в. Боярская дума пыталась ограничить самодержавную власть царя с помощью крестоцеловальной записи, взятой с царя Василия Шуйского в 1606 г. В XVI в. и особенно в XVII в. состав Боярской думы пополнялся центральной властью за счет менее знатных лиц - родственников и приближенных царя: в ее ряды влилось большое количество думных дворян, выдвинувшихся благодаря личным заслугам, увеличилось число думных дьяков. Они представляли влиятельную прослойку приказной бюрократии. Боярская дума обсуждала все вопросы обычно вместе с великим князем, а затем с царем, решение Боярской думы в таких случаях начиналось формулой: «царь указал, и бояре приговорили», некоторые вопросы царь решал без Боярской думы, другие - дума решала без царя, но по его поручению («бояре приговорили»), эти решения утверждались царем. В ряде случаев царь совещался с узким кругом наиболее приближенных деятелей, составлявших так называемую Ближнюю думу. Боярская дума контролировала деятельность приказов, назначала воевод, утверждала новые налоги и т.д. С развитием абсолютистских тенденций во 2-й половине XVII в. значение Боярской думы уменьшалось, еще большее значение приобретала Ближняя дума. В начале царствования Петра I количественный состав Боярской думы уменьшился, из ее ведения были изъяты наиболее важные дела, которые решались новыми сановниками, выдвинутыми Петром I, количество заседаний Боярской думы резко сократилось с образованием Сената. В 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

В состав Боярской думы вошли, потеснив московскую знать, представители бывших самостоятельных княжеств, а статус определялся особой системой наследственных гарантированных привилегий, закреплявшихся за определенным боярским родом и не подлежавших изъятию самодержцем, местничеством, которого боярство добилось в результате упорной борьбы сначала с властью Великого князя, а затем и царя. Боярская дума, таким образом, обладала существенной долей самостоятельности и политическим весом, нередко оказываясь в оппозиции к царю и его чиновной бюрократии. Эта оппозиционность особенно явственно проявлялась в периоды политических кризисов (начало царствования Ивана Грозного, Смута 1598-1613 гг., первый период правления Петра Великого).

При всей своей значимости и политическом влиянии Боярская дума все-таки имела статус законосовещательного, а не законодательного органа власти, работая по формуле «государь указал, и бояре приговорили».

С воцарением Петра I Боярская дума прекратила свое существование, а законодательство вновь оказалось в руках одного лица - на сей раз императора.

Следующий из этапов в развитии отечественного парламентаризма охватывает период с начала XVIII до начала ХХ века.

В 1711 г. Петр I образовал Сенат - высшее административное учреждение, заменившее Боярскую думу, которому, в числе прочего, вменялась в обязанности подготовка различных законопроектов, что, однако, не превращало его в законодательный орган. Законопроекты разрабатывались департаментами, рассматривались группами сенаторов и чиновников, после чего они бывали представлены императору, вносившему в них свои соображения и подписывавшему документы, обретавшие тем самым силу законов.

Екатерина II начала свою деятельность с издания Манифеста о созыве депутатов в «Комиссию для сочинения проекта нового уложения» (1767 г.). Императрица подготовила «Наказ», с которым и выступила перед этими депутатами. Но работа Комиссии завершилась тем же нулевым итогом.

И после 203 заседаний в течение полутора лет Комиссия не выработала никакого нового уложения, продемонстрировав самые худшие стороны отечественных попыток наладить деятельность хоть какого-то «делегативного» органа власти, что в дальнейшем, вероятно, и вызывало у российских монархов с их окружением устойчивую неприязнь к представительной форме правления.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.