Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Казачество: роль и место в политической и культурной жизни региона





Я считаю, важным для себя рассказать о сегодняшнем дне в политической жизни омского казачества. Политические партии и движения создаются сегодня чуть ли не ежедневно. А уже созданные и оформившиеся стараются как можно громче заявить о себе, особенно накануне выборов. Не остались в стороне от этого и казаки.

Однако если одни стремятся возродить, опираясь прежде всего на исторические корни, на обычаи и традиции, то другие создают чисто политические партии, цель которых – борьба за места в законодательных органов власти.

Сегодня казачьи движения (а их много!) все крепнут. Их лидеры пытаются влиять и на политику, и на экономику страны, но между собой договориться пока не могут.

Сегодня имеется различный спектр общественно-политических организаций. Вот наиболее яркие из них. Союз казаков России, который возглавляет господин Мартынов. Обладает достаточным количеством структурных подразделений. Союз казачьих войск России и Зарубежья, возглавляемый господином Ратиевым, его основной базой является всевеликое Войско Донское, а также ряд структурных подразделений России и Зарубежья. Кроме того, есть еще ряд казачьих структур, претендующих на руководящую роль в казачьем движении. Такие, как Союз казачьих формирований, Всемирное казачье братство, Союз белого казачества, Союз казачьих офицеров.

Все они преследуют разные цели. Например, два первых ставят цель реабилитации казачества и придания ему государственного статуса.

Но есть такие, которые к казачеству никакого отношения не имеют, но рядятся в казачью одежду или форму по тем или иным причинам. Именно по этому у народов России двоякое отношение к казачеству. С одной стороны, оно приветствуется, с другой – вызывает явно негативную реакцию.

Необходимо отметить, что на территории Омска существует четыре наиболее авторитетных казачьих формирований, поэтому ниже мною будут отмечены цели и задачи этих организаций, их отношение к службе, законодательным актам и объединению казачества.

Первое из них это – Второй отдел объединенных казачьих войск Сибири, который официально зарегистрирован в 1990 г. Цели и задачи в принципе едины с остальным российским казачеством.

За ним идет омский отдел Сибирского казачьего войска. Возрождение казачества члены этого отдела видят прежде всего с возрождения его культуры и быта, его доблестной славы. На сегодня омский отдел имеет несколько станичных общин: Марьяновская, Русско-Полянская, Исилькульская и Омская. Также вошли всем составом станица Коченевская Новосибирской области и Тазовский район Тюменской области. Создан штаб из 11 человек, в станицах избраны атаманы. В Омске организован их культурный центр Сибирского казачьего войска. Задач и вопросов перед ним очень много и, в частности, воссоздание истории казачества, борьба за чистоту и дисциплину среди казаков.

Следующая организация – Союз казачьих формирований России (СКФР), который зарегистрирован как общественное объединение в ноябре 1994 г. Его возглавил атаман Демин. Для омского региона СКФ – это третья общественная структура казаков. Их цель – создание и возрождение казачьей хозяйственной структуры. Программа, главным образом, придерживается следующего принципа – казак-землепашец, поэтому Союз решил возродить низовые казачьи звенья, возродить станицы.

И, наконец, самой видной и главной из казачьих организаций я считаю, политическую организацию – «Движение за возрождение казачества» (ДВК), которая была зарегистрирована 31 марта 1995 г. Министерством юстиции как избирательное движение. Главной целью этого движения того времени – участие в предстоящей выборной кампании 1996 года. Для этого подготовлены политическая и экономическая программы. «Движение…» является первым политическим движением казачества. Поставленные политические и экономические цели не будут достигнуты, если оставаться на обочине политической жизни. О законодательной базе по казачеству высказывает свое мнение сопредседатель координационного Совета Российского общенародного движения С.В.Земсков: «Есть указы президента о казачестве, другие документы, но их недостаточно, и они не выполняются. Только придя в Думу законным политическим путем, мы сможем принять законы, реабилитирующие казачество как народ, утвердить казачество в общественно-политической жизни государства, через определение его государственного статуса». Единственным основанием, базой, на которой может состояться объединение казачества - это Закон о казачестве. ДВК вошло в российское общенародное движение (РОД) наряду с такими организациями, как «Офицеры за возрождение Отчизны», структурные подразделения РСВА, Союз инвалидов Афганистана, «Женщины России», ассоциация «Родителей детей-инвалидов». Также в РОД вошли национальные движения народов Дагестана, Ингушетии, Осетии, Башкортостана, Калмыкии, национальные диаспоры немцев, грузин и казахов. Российское общенародное движение является Всероссийской организацией и Всероссийским избирательным объединением, в состав которого входит 12,5 миллионов нефиксированных членов движения. Структурные подразделения РОД имеются на территории 65 субъектов (из 89) РФ. ДВК решили очень плотно заняться организаторской работой на местах. Это первое. И второе. Та модель, которая предложена устраивает буквально всех. А именно: Российское общенародное движение выступает за объединение народов России на основе всемерного развития, взаимного уважения традиций обычае, веры и культуры каждого из народов, за становление сильного единого и неделимого государства Российского. РОД имеет для этого четкую политическую и экономическую программы. Представители РОД работают на территории Ближнего и Дальнего зарубежья. Принимают активное участие в разрешение чеченского кризиса в России, абхазского – в Грузии, приднестровского – в Молдове, крымского – на Украине, считая, что российская нация должна жить на территории бывшего СССР в мире и согласии. Воинскую службу ДВК представляет в составе отдельных подразделений Вооруженных Сил РФ, пограничных войск РФ на контрактной основе с сохранением своего уклада воинской службы.

Как мы видим, несмотря на обилие названий различных казачьих организаций, общего у них больше, чем разногласий. Начиная от благородных идей возрождения России через возрождение казачества и придания ему государственного статуса, до возрождения станиц и служения Отечеству.

Если говорить в общероссийском масштабе деятельности ДВК, то можно выделить следующие моменты.

В декабре 1994 г. В Омске состоялась учредительная конференция, в которой принял участие ряд структурных подразделений казачества. Прежде всего, Союза казачьих войск России и Зарубежья, и представители Союза воинов Афганистана. Конференция учредила общественно-политическое «Движение за возрождения казачества», разработала его программу.

На этапе становления этой организации при встречах в различных регионах России необходимо было отказаться от приоритета казачьей идеи, потому что в 1994 г. это движение было задумано как организация белых казачьих сил и на политическом поле потерпело фиаско. Дело в том, что у всех народов России, включая казаков, общая база, общая служба. Если каждый из народов России поставит во главу угла вопрос о собственной реабилитации, мы не сможем вывести государство из того состояния падения в котором оно находится.

Основа политики – объединение церкви и государства. Речь идет о традиционных религиях народов России – православии, мусульманстве, буддизме.

Организация выступает против существования любых партий на территории государства, потому что изначально любая партия делит людей на своих сторонников и противников. Но чисто идеологически, не преследуя какие-либо карательные цели.

Именно ему в предвыборной кампании 1996 года руководство РОДа доверило вести агитационно-пропагандистскую работу среди казачества, так как в газете Коммерческие вести -1996-№15 опубликовано его «обращение к казачеству России…», в котором говорится: «РОД выступает за единую и неделимую Россию, видит ее возрождение на основе укрепления духа российской нации, который зиждется на традиционных религиях наших народов и прежде всего – на Православии.

…казачество России возрождается на этих же принципах. РОД уже действует – дело за вами, казаки –Воины Христовы!»

Движение отрицательно оценивает деятельность парламента во всех его спектрах, также относится к действующему правительству. Так как парламент за два года не принял ни одного конкретного законодательного акта: по закреплению частной собственности – нет, по защите личности – нет, а также не смог остановить чеченскую войну (нужно отметить, что это данные за 1995 год). Валерий Владимирович замечает, что «Нынешнее правительство неспособно нормально руководить государством».

В плане экономики членами организации обработана модель народнохозяйственного механизма путем введения двухуровневой экономики на период выхода из кризиса. Она предполагает на первом этапе 70% производства под контролем государства, 30% составит частный капитал. В дальнейшем, при укреплении экономики, будет уменьшаться доля государства при росте частного капитала.

Они ориентируются на создание единого экономического пространства на территории бывшего Советского Союза, но для этого необходимо:

- исключить слово «иностранец» для граждан, проживающих на территории СНГ;

- активно работать с различными диаспорами, а также с руководством Грузии, Белоруссии и некоторыми другими странами СНГ;

- проводить народные референдумы.

Таковы в общих чертах устремления казаков Союза казачьих войск России и Зарубежья и Российского общенародного движения.

14 декабря 1996 г. казаки собрались на сход Городского Казачьего Общества «Сибирские казаки», где прозвучала информация о состоянии казачьего движения по итогам Всероссийского Казачьего круга, состоявшегося 15-16 октября 1996 г. Там присутствовали казаки как РФ, так и всей «исторической России», всего 1136 делегатов. На круге обсуждались следующие вопросы: положение русскоязычного населения в Республике Казахстан, обстановка в Чечне.

Я считаю, что все таки большого результата с момента возрождения казачество добилось в культуре, так как проходят конференции, казачество принимает активное участие в художественной самодеятельности, организует празднования и народные гуляния.

Для большинства туристов, как российских, так и иностран­ных, все, что связано с казачеством, представляет немалый интерес. И отнюдь не только в экзотическом плане. Тех, кого интересует вся многовековая история России, духовная жизнь ее населения, ны­нешняя политическая ситуация в стране, культура народа и, осо­бенно, его фольклор, не может оставлять равнодушным история российского казачества, его современная жизнь, мировоззрение, уклад жизни и традиции, роль казаков в современном обществе. Разобраться во всех сложных и порой противоречивых сторонах жизни казачества непросто даже для живущих с казаками рядом, общаясь с ними, а тем более это проблематично сделать на рас­стоянии, особенно находясь за рубежом. В силу этого «казачий фактор» в призме становится заметным в стране, он усиливает тягу к посещению России, особенно к Ставропольскому и Краснодар­скому краям и другим местам компактного проживания казаков, стремление туристов к встречам с казаками и ознакомлению с раз­личными сторонами их жизни. А это влияет на содержание про­грамм туров по стране.

Кое-что в этом направлении наблюдается и в Омске. Это прежде всего дни казачьей культуры, которые проводятся в рамках фестиваля «Душа России», когда гости Омска могут ознакомиться с великолепным казачьим фольклором, услышать раздольные песни и увидеть искрометные пляски в исполнении ансамблей «Горница» и «Станичники», хора Ачаирской станины и других творческих коллективов, послушать мощный бас казака и певца из Австралии Александра Шахматова и т.д. Интерес омичей и туристов неизмен­но вызывают традиционные казачьи праздники: покровителя во­инства России Николая Чудотворца - Николы Зимнего (19 декабря) с народным гулянием на Казачьем рынке, ярмаркой, выступлением казачьего духового оркестра, катанием на тройках и т.п., в мае Николы Вешнего, на Покров день, на праздник у Свято-Никольского собора «Казачья вольница». Отмечают 24 мая омские казаки и праздник Кирилла и Мефодия, которые являются не только авторами славянской письменности, но и крестителями казаков. Интерес для гостей представляет вся история казачества Омского Прииртышья, начиная с первопроходцев под началом легендарного Ермака, чья могила находится па омской земле вблизи устья реки Шиш. Многие туристы стремятся увидеть крестные ходы церковные парады казаков с хоругвями и под звуки казачьего духового оркестра, которым руководит полковник и казак В.Ф.Перевертайло, услышать цокот копыт лошадей, полюбоваться формой реестровых казаков, воочию убедиться в любовном их от­ношении к лошадям и оружию. У туристов всегда вызывали жгучий интерес выступления казаков в цирке и на ипподроме с джиги­товкой и рубкой лозы, выставки образцов казачьего обмундирования воинской символики и других аксессуаров, фотовыставки в музее им. Ф.М.Достоевского по истории казачества. Особый инте­рес у всех вызывают восстановленное знамя Ермака, которое хра­нится в Казачьем Свято-Никольском соборе и олицетворяет всю историю Сибирского казачьего войска за 416 лет его существования и символ власти войскового атамана СКВ жезл в виде позоло­ченной булавы. Наконец, сам факт, что Омск сейчас является сто­лицей всего сибирского казачества, придает Омску особый историко-политический и культурный имидж. Интерес к жизни омских казаков со стороны иностранцев постоянен и проявился даже на таком высоком уровне, как визит в 1994 I. в штаб 2-го отдела СКВ помощника военного атташе посольства США в Москве Илоны Квечейн и первого секретаря политического отдела Марии Йованович.

Однако, несмотря на все вышеназванное, пока еще можно считать, что в Омской области «казачий ресурс» используется и властями, и туристическими фирмами, и самими казаками для развития туризма довольно вяло, причин чему, конечно, немало, по среди них, види­мо, и чрезмерная скромность казаков в этом вопросе.

Для того, чтобы казачий фактор играл в омском туризме зна­чительную роль, а сами казаки могли более эффективно использовать известную формулу «казачество самоокупаемо», следовало бы на наш взгляд, решить целый комплекс различных проблем и провести ряд мероприятии:

1.В соответствии с постановлением «О реконструкции исто­рической застройки жилого массива «Казачья слобода» ускорить воссоздание этой слободы в Омске.

2.Соорудить на месте бывшего Казачьего кладбища сквер.

3.Воздвигнуть памятник казакам, погибшим за Отечество.

4.Создать в доме бывшего сотника Грабовского на улице Комиссаровской (быв. Станичной), где сейчас размещены «Торгаз» и общество автолюбителей, музей СКВ.

5.Расширить производство казачьих народных промыслов и сувениров, шире рекламировать их для населения и гостей.

6.Чаще организовывать выступления в Омске и области ка­зачьего духового оркестра.

7.Включать в программу туров по области и ее центру встре­чи с известными казаками - внучатым племянником казачьего ге­нерала Г.Е.Катанаева архитектором В.Барановым, старейшим ка­заком и активным членом Омского отдела Географического обще­ства И.Ф.Кирякиным, встречи и ознакомление с особенностями морально-нравственного воспитания казачьей молодежи в воскресных школах и казачьем училище, созданном на базе ПТУ-2, а также в Омском высшем общевойсковом училище и отдельной мотострелковой казачьей бригаде, в других военных подразделениях,
где молодые казаки проходят службу. Целесообразны такие встре­чи были бы и с теми казаками, которые служат в пограничных вой­сках и на таможнях, в качестве егерей и в батальоне экологической службы СКВ, патрулируют с милицией удины, охраняя сады и т.д.

8.В наметившемся содружестве казаков с ассоциацией инва­лидов «Лювена» просматривается интересное и перспективное на­правление: превращение Омска в центр инвалидного туризма, ко­гда казаки могли бы не только охранять путешественников с физи­ческими недостатками и курировать их программы, но и иметь от этой деятельности определенный экономический эффект.

9.Как известно, в Омском Прииртышье в прошлом находи­лись 53 казачьих станины. 118 поселков и 14 выселков. И хотя да­леко не все из них сохранились, оставшиеся могли бы войти в трассы различных пеших, лыжных, конных, санных, водных и велосипедных маршрутов под общим названием «По казачьим станицам», эти маршруты вошли бы, кроме Омска, Тара и Тюкалинск,:Исилькуль и Кормиловка, Ачаир с его монастырем, храмом и свя­той водой, Чердак, другие поселения на бывшей Иртышской по­граничной линии.

10.Во время проведения в Омске крупных спортивных меро­приятий (Международный Сибирский марафон, чемпионаты мира и т.п.) шире включать в культурную программу выступления твор­ческих казачьих коллективов, организацию выставок, показатель­ные конные выступления.

Усиление «казачьего фактора» в туризме, организация туров с казачьей «изюминкой» был бы на пользу Омску и области, благо­получие которых никогда, как известно, не оставляло казачество равнодушным, на пользу, видимо, самим казакам, так как позволило бы им успешнее заявлять миру о себе, знакомить со своей историей и культурой, разъяснять цели и принципы деятельности казачества, а также зарабатывать в союзе с туристическими организациями какие-то средст­ва, которые, понятно, лишними для войсковой казны не были бы.

В случае проявления у руководства омского казачества к вышеназванным идеям и предложениям интереса было бы, видимо, полезно их совместное обсуждение казаками с комитетами по де­дам молодежи и туризма областной администрации и городской администрации и специалистами в сфере туризма и культуры.

Научно-практическую конференцию под названием «Казаки: история и современность» провели Департамент культуры и искусства администрации г.Омска, Омский государственный технический университет, Казачий центр культуры и ряд других организаций и состоялась она в 1996 году. Следует отметить научный характер мероприятия, впервые собравшего на тематическую конференцию специалистов по истории сибирского казачества.

Конференция, проведенная учеными, привлекла доброжелательное внимание казаков всех имеющихся в области течений, независимо от ориентации.

В ходе конференции были выработаны рекомендации по:

· увеличению казачьей тематики в музейных экспозициях городов и поселков области;

· созданию ежемесячной казачьей страницы в одной из местных газет;

· разработки плана работ по созданию научно-популярной брошюры, посвященной прошлому и настоящему казачества Омского и Прииртышья;

· проведение круглого стола казачьих организаций с целью координации просветительской и культурной работы;

· созданию проблемной группы по изучению процессов в современной казачьей среде.

Как мы видим, роль и место казачества в современном мире не достаточно однозначны. Так как оно вроде бы и пытается удержаться и «плавно плыть по течению» сложной политической жизни, но этого мало. Нужны: закон и время, которые поднимут казачество на былую высоту. И скорей всего это будет не скоро, потому что прошло уже около 10 лет, но проблема возрождении казачества пока стоит на месте.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема казачества, на какое-то время, становится «модной». Интерес общества ко всему, что связано с историческим прошлым казаков, а также к проблеме возрождения казачества настолько оказался велик, что забытое еще недавно слово «казак» звучит сегодня чуть не повсеместно. Появляются и распадаются союзы и объединения казаков, собираются круги и сборы, даже формируются казачьи части. Отдельные силы пытаются втянуть людей, называющих себя сегодня казаками, в большие политические игры.

На мой взгляд, я выполнил цель моей работы, так как мною полностью охвачен материал по казачеству, исследованы и проанализированы история, становление, развитие, структура, проблемы раскола и возрождения казачества.

Что же касается задач, то необходимо отметить, что в своей работе постарался как можно четче и объемнее раскрыть их. Для этого мной:

· дан анализ структурных организаций войска;

· изучены проблемы взаимоотношений казачества и правительства на разных этапах развития;

· определены место и роль казаков в политической и культурной жизни региона;

· сравнены уставы казачества и РОДа.

В заключении мне хотелось бы прийти к выводу: что же стало «толчком» для возрождения казачества.

По данному вопросу, я считаю, сильная генетическая память, сложная социально-политичес­кая, экономическая обстановка конца существования Советского Сою­за дали начало процессам возрождения казачества в рамках общест­венной организации. Живя на разломах цивилизаций, казаки чувство­вали «подземные» толчки, которые вели к распаду великого государст­ва. Они кожей ощущали, что вновь станут заложниками проводимой в то время политики, пытались достучаться до Кремля, но в Кремле ни­кто их слушать не хотел. Само казачество того периода было слишком слабо, чтобы влиять на общественное мнение. Оно нуждалось не толь­ко в реабилитации, но и в реанимации. Казачьи семьи ложились спать в одном государстве, а просыпались в нескольких. Понимая, что «спа­сение утопающих - дело рук самих утопающих», казаки с чистого лис­та начали процесс самоорганизации. Сзади, за плечами была героиче­ская и трагическая история, впереди - надежда. При отсутствии подготовленных кадров, экономической, финансовой, материальной базы казаки не отчаивались, помня старинную казачью поговорку «Бог не без милости, а казак не без счастья».

Необходимо отметить, что роль Сибирского казачьего войска (СКВ) в развитии Сибири и Казахстана велика, хотя и неоднозначна. Невозможно отрицать ее положительные стороны. Казаки присоединили к России огромные территории, основали многие современные города и села. Их станицы становились центрами земледелия, торговли, ремесел, образования. Под их влиянием происходил переход казахов к полукочевому и оседлому хозяйству. Сибирские казаки сопровождали русские посольства и научные экспедиции, следовавшие в Среднюю Азию, Монголию и Китай, В течение столетий охраняли границу.

Сибирское войско дало России и Сибири немало известных деятелей. Вот несколько имен: генерал – Корнилов Л.Г.; ученый, областник – Потанин Г.П.; советский партийный и государственный деятель – Куйбышев В.В.; писатель – Новоселов Л.Е.; тюрколог – Лаптев И.П.; известные сибирские ученые – Катанаев Г.Е. и Седельников А.Н.

В конце своей работы мне необходимо: сделать некоторые выводы, дать оценку, составить прогноз и разработать рекомендации по состоянию современного казачества.

На сегодняшний день мы имеем развивающееся и объединяющееся казачество, которое пытается играть еще большую роль в политической, социально- экономической и культурной сферах жизни региона. Но, увы, это сейчас сделать трудно, так как оно еще до конца не объединилось. Внутри между казаками существует разлад, устранить который можно только приходом к власти сильного и честного руководства. Среди лидеров казачества происходит одна игра слов и мало дел, потому что (как говорилось выше) у них нет нужных «политических инструментов», которые так необходимы современным движениям.

Что же нужно, чтобы сделать из казачества надежную и сильную опору для правительства? На мой взгляд, прежде всего необходимо принять Закон о казачестве, который бы не мешал развитию казаков, а помогал им возрождаться на добрых началах. Затем нужно, чтобы маленькая и самая просвещенная группа казаков прошла в Думу для ведения среди казачества агитационно-пропагандистской и разъяснительной работы. На местах же атаманы должны провести сходы на которых ими будут высказаны следующие пункты: определиться с программой и начать объединение среди казаков. На общероссийском кругу – составить общую программу и начать консолидацию. Но следует учитывать и тот факт, что не нужно давать казачеству сильно много воли иначе оно может превратиться в неуправляемую машину.

Скорее всего если правительство сможет умело совмещать политику «кнута и пряника», то казачество станет опорой для государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ауский С. Казаки: Особое сословие: Документы, карты, фотографии. - М, СПб, 2002.

2. Катаевские чтения – 98. – Омск, 1998.

3. Сибирская советская энциклопедия. – М, 1931. Т-3.

4. Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. – Омск, 2003.

5. Толмачев С.М. Казачество – в прошлом и настоящем // Время [Омск]. – 1997. - №1.

6. Березовский Е.П. Сибирское казачье войско // Сибирский казак. – Харбин, 1934. – Вып. 1.

7. Суров А. Казаки // Энциклопедический словарь. – СПб., 1894. – Т.- XIII a.

8. Дедов В.Т. Взаимоотношения казачества и Российской государственной власти (середина XVI – начало XVII вв.) – Катаевские чтения -98. – Омск, 1998.

9. Бобков И.Ф. Воспоминания о моей службе в Западной Сибири 1859-1875 гг. – СПб., 1912.

10. Шулдяков В. Сибирское казачье войско // Вечерний Омск. – 1990. – 26 ноября.

11. Разгон И.М., Мосина И.Г. Буржуазия Сибири и Государственная Дума // Классы и партии В Сибири накануне и в период Великой Октябрьской социалистической революции. – Томск, 1977.; Сибирская речь. – 1917. – 1 ноября.

12. Сибирские войсковые ведомости. – 1917. - № 27.; Революционное движение в Омске в годы первой русской революции (1905-1907 гг.): Сб. док. – Омск, 1957.

13. Кириенко Ю.К. Революция и донское казачество (февраль-октябрь 1917 г.). - Ростов-на-Дону, 1988. –

14. Казачий отдел ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (Краткий исторический очерк и отчет Казачьего отдела ВЦИК по октябрь 1919 г.). – М., 1919. – С.11; Ермолин А.П. Революция и казачество. – М., 1982.

15. Слово трудового крестьянства. – Омск,1917. – 14 сентября; Сибирская речь. – 1917. – 12 сентября, 8 октября.

16. Общую оценку дальнейших политических событий в Сибирском войске см.: Шулдяков В.А. Некоторые итоги и проблемы изучения политических процессов в Сибирском казачьем войске (1917- первая половина 1918 гг.) // Социально-политическое развитие Сибири (XIX - XX вв.). – Томск. 1993.

17. Шулдяков В.А. «Староказаки» и «трудовые казаки» (Гибель Сибирского казачьего войска). – Иртышский ветроград. – М., 1998.

18. Плетнев В.Я. Сибирское казачье общество (государственный реестр): состояние, цели и задачи на современном этапе. – Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. – Омск, 2003.

19. Пономарев И.И. Социально- экономические факторы восстановления казачества. – Катаевские чтения -98. – Омск, 1998.

20. Толмачев С.М. Проблемы становления современного казачества Сибири. - Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. – Омск, 2003.

21. Поливаев С. Сибирские казаки обрели свою «историю» // Криминал-экспресс [Омск]. – 2001. - №51 (19 декабря).

22. Так кто же они, казаки? // Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск. Казаки). – 1995. - №9.

23. Выборы: политические партии, пресса, избиратель (1988-1995). – Омск, 1996.

24. Призвание – служить Родине // Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск. Казаки). – 1995. - №9.

25. Новиков С.В. РОД: под знаменем традиционализма / С.В. Новиков // Диспут. – 2001. - №7(14).

26. У нас совместная история // Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск. Казаки). – 1995. - №9.

27. Фалькович И.С. Омское казачество и туризм. - Катаевские чтения -98. – Омск, 1998.

28. Новиков С.В. Декабрь 1996: политический романтизм и объективная реальность; амбиции и возможности // Коммерческие вести. – 1997. - №1 (9 января).

 

Источники

29. Выборы: политические партии, пресса, избиратель (1988-1995). – Омск, 1996.

30. Иртышский ветроград. – М, 1998.

31. Казаки Западной Сибири. – Тюмень, 1998.

32. Казачество: история и современность. – Омск, 1996.

Журналы

33. Диспут. – 2001. - №7 (июль).

34. Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск. Казаки). – 1995. - №9.

Газеты

35. Время [Омск]. – 1997. - №1 (январь).

36. Вся губерния. – 2003. - №1 (1января).

37. Казачья воля. – 1990. - №2.

38. Коммерческие вести [Омск]. – 1997. - №1 (9января).

39. Коммерческие вести. – 1996. - №15 (10 апреля).

40. Российское общенародное движение. – 1995. - №2 (октябрь).

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.