Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.5. Философская антропология – учение о человеке





План:

1. Сущность философской антропологии

2. Представления о человеке в философской мысли.

3. Происхождение человека.

4. Природа и сущность человека.

 

Сущность философской антропологии

1. Философской антропологией называется раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека. В отличие от других наук, рассматривающих отдельные стороны человека (анатомия, психология, этнография и т.д.), философская антропология стремится создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных и духовных качеств.

2. Вопросы о природе человека, его происхождении и предназначении занимали умы выдающихся мыслителей с момента зарождения религиозных и философских идей. На значимость этого вопроса обращали внимание Платон и Аристотель, Августин и Декарт. Кант указывал, что «во вселенском плане» все философские вопросы сводятся к самому важному из «последних вопросов разума»: «Что такое человек?». Начиная с ХХ века интерес к проблеме человека постоянно растет, выдвигая философскую антропологию на одно из ведущих мест в системе философского знания.

3. В кругу проблем, рассматриваемых современной философской антропологией, основными являются такие вопросы: Как изменялся образ человека в истории? Каково происхождение человека? Как можно определить человека? Что такое личность? В чем состоит смысл человеческой жизни?

 

Представления о человеке в философской мысли

1.Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Изменение принципов, на которых основывалось понимание человека, кратко представлено в таблице 3.

 

Таблица 3

Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение
Древний мир Космоцентризм Человек растворяется в природе и является ее частью
Средние века Теоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него
Возрождение Антропоцентризм Человек – свободный творец собственной жизни
Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом

2.В мифологических системах древнего мира человек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же строгим законам, что и окружающий мир. Большая часть ранних философских учений как Востока, так и Запада усматривала цель жизни человека в достижении гармонии с природой. Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира, практически не касаясь мира внутреннего, считая, что душа полностью зависит от природы.

В классической античной философии начали возникать идеи об особом положении человека в мире: например, вывод Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей», или определение человека как «общественного животного» у Аристотеля. Переломным моментом стала философия Сократа, призывающего обратиться от изучения природы к познанию разума человека. Однако эти идеи окончательно оформились гораздо позже – в Новое время.

3. Средневековье обращало внимание на неустранимую проти­воречивость человеческого бытия. Человек есть одновременно и венец творения, властвующий над другими живыми сущест­вами, и слабое создание, всецело зависимое от милости бога. Он и тело, желающее и страстное, и душа, стремящаяся к веч­ности. Из-за этой противоречивости и многогранности приро­да человека не может быть понята им самим: только в божест­венном откровении раскрывается истинная сущность челове­ка.

Августин Аврелий прямо обращался к богу с вопросом о природе человека: «Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?» Религиозная философия Средневековья в отличие от древней мысли сосредоточилась прежде всего на совершенст­вовании внутренних, душевных способностей. Целью челове­ка и смыслом его жизни признавалось приобщение к богу как залог спасения души и вечной жизни.

4. Эпоха Возрождения ознаменовала переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе — он становится свободным творцом самого себя. В целом именно эта антропоцентрическая точка зрения в большей или меньшей степени характерна и для более поздних эпох.

5. Философия Нового времени преимущественно определяет человека как носителя разума. У истоков этого понимания ле­жит знаменитая идея Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Именно своей способностью к мышлению чело­век отличается от животных. Благодаря разуму он способен по­нять законы природы, творить, изобретать, заниматься нау­кой, преобразовывать мир и себя в нем. Когда создатель сис­темной классификации растений и животных Карл Линней (1707-1778) столкнулся с необходимостью дать название виду, которому принадлежит человек, он определил его именно как sapiens — разумный.

6. Рационализм до сих пор является ведущим принципом в понимании человека, однако с XIX в. все большую популяр­ность приобретает иррационализм, усматривающий сущность человека вне его разума - в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д. В конце XX в. иррационализм привел к от­рицанию антропологии. Французский философ Мишель Фуко (1926-1984) провозгласил «смерть человека». По его мнению, человек уже не обладает собственным разумом или моралью: он - марионетка власти, которая пронизывает всю культуру и заставляет индивида неосознанно делать только то, что нужно ей.

К похожему выводу склоняется и американский философ Фрэнсис Фукуяма (р. 1952), наблюдая за развитием биотехнологий — генной инженерии, клонирования и т.д. Все это способно настолько глубоко изменить природу человека, что возникает вопрос: останется ли он при этом человеком и не ждет ли нас «постчеловеческое будущее»?

7. Развитие рационализма до крайних логических пределов привело к тому же результату: исчезновению целостного об­раза человека. В конце XIX в. начинают образовываться новые эмпирические науки о человеке («описательные антрополо­гии»), которые рассматривают отдельные его аспекты — анато­мические, этнографические, демографические и т.д.

В XX в. все эти тенденции привели к кризису понятия чело­века — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязан­ные составляющие. Важнейшей задачей философии стало вос­становление целостного образа человека. У истоков философ­ской антропологии XX в., возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предло­жившие свои пути решения этой проблемы:

  • Макс Шелер — «надмирность» и самосознание;
  • Гельмут Плеснер — эксцентричность и неопределенность;
  • Арнольд Гелен — недостаточность и деятельность.

Происхождение человека

1. Один из наиболее спорных вопросов в современной науке — вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

2. В теории креационизма, самой древней из существующих, утверждается, что человек является творением сверхъестественного существа. Так, христиане верят, что человек был сотворен Богом в единовременном акте «по образу и подобию Божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.

3. Согласно эволюционной теории, человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Развернутые основания для этой теории были впервые предложены английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809—1882).

4. В соответствии с космической теорией человек имеет инопланетное происхождение. Он или прямой потомок внеземных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Приверженцы этой теории считают, что человеческий мозг использует только около 5 % своих возможностей, и предполагают, что он был создан для условий совсем другой планеты, отличной от Земли.

5. Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет сведения, полученные различными науками. При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных.

Согласно последним биохимическим и генетическим исследованиям, предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил во временной промежуток между 5 млн и 10 млн лет назад. В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн лет. Существо было названо «сахелантроп из Чада» (Sahelanthropus tchadensis). Предполагается, что сахелантроп, как и человек, был прямоходящим. Но некоторые антропологи считают, что это обезьяноподобное существо, а не человекоподобное. Впрочем, пока данные раскопок слишком отрывочны, для того чтобы с уверенностью судить о развитии предков человека в так далеко отстоящий от нас период.

6. Этапы развития человека как вида:

· Австралопитек (от лат. australis - южный и греч. pithekos -обезьяна), живший на территории Африки 4,2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных челове­кообразных обезьян.

· Человек умелый, названный так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

· Человек прямоходящий делал более сложные орудия и умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.

· Человек разумный. В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался пере­ход от человека прямоходящего к человеку разумному. Доста­точно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет дру­гой, поэтому представителей этого переходного периода ино­гда именуют древнейшим человеком разумным.

· Неандерталец. Объем мозга неандертальца соответст­вовал современному (и даже немного превосходил его), рас­копки также свидетельствовали о достаточно развитой культу­ре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, слепая ветвь эволюции.

· Новый человек разумный, т.е. человек современно­го типа, появился в Африке около 130 тыс. (возможно, и боль­ше) лет назад. Как показывают результаты раскопок, за корот­кое время этот вид расселился по Азии и Европе: ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры, - пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д.

 

Природа и сущность человека

1. Под природой человека понимают совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. Выделим основные из них:

· разум,

· способность к труду,

· коллективная деятельность,

· язык,

· мораль.

К этому часто добавляют творчество, свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие специфически человеческие свойства и качества.

2. Под сущностью человека понимается основное качество, которое определяет внутреннее содержание, «глубинное ядро» человека.

В разных традициях сущность человека сводили к биологическому или социальному началу, к разуму и мышлению или «божьему подобию» и т.д. Рассмотрим некоторые сущностные определения человека.

3. Zoon politikon (политическое или общественное животное). Аристотель, говоря в различных работах о природе человека, указывал на разумность человека, осознание им своей смерт­ности, способность к восприятию понятий добро и зло, спо­собность смеяться. Но все же глубинную его сущность он ус­матривал в потребности в «совместном сожительстве». Свою сущность человек реализует только в социальной жизни, всту­пая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества (государства).

Общественную сущность человека постоянно подчеркива­ет в своих работах К. Маркс: «Сущность человека не есть абст­ракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительно­сти она есть совокупность всех общественных отношений».

Человек с данной точки зрения — общественное существо. Это не значит, что человек растворен в обществе, лишен своей инди­видуальности. Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека.

4. Homo sapiens (человек разумный). Это определение, усматривающее сущность человека в разуме, также восходит к Аристотелю. В Новое время оно стало общепринятым и необсуждаемым. Так, Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью», а после появления биологической классификации сочетание Homo sapiens стало стандартным обозначением вида для современного человека.

5. Homo faber (человек созидающий). В конце XIX в. вера фи­лософов Нового времени в разум как основу мира и сущность человека была значительно поколеблена. Нидерландский фи­лософ и культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945) писал об этом: «Когда мы, люди, оказались далеко не столь разумными, как наивно внушал нам светлый XVIII в. в своем почитании Ра­зума, для наименования нашего вида рядом с Homo sapiens по­ставили еще Homo faber, человек-созидатель».

Человек в отличие от животного активно производит, тво­рит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творче­ство как сущностное качество человека действительно опи­сывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть осно­ва всей многообразной деятельности, совершаемой челове­ком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование ору­дий - от каменных скребков до компьютеров - создало осо­бое искусственное окружение человека, во многом опреде­ляющее его жизнь.

6. Homo ludens (человек играющий). Это определение принад­лежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонен­тов не обходится ни один вид культурной деятельности челове­ка — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека че­ловеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реали­зовать свои фантазии, развить воображение, создать художест­венные ценности, общаться с другими, добровольно прини­мать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.

7. Homo religiosus (человек религиозный). Здесь человек пони­мается, прежде всего, как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек — свободное существо, наделенное способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека — движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере; неверие и зло — путь, уводящий человека от своей родовой сущности.

Религиозность человека можно понимать и шире — как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов

 

Вопросы и задания

1. В чем предмет философской антропологии?

2. Как менялись представления о человеке в различные исторические периоды?

3. Какие существуют теории происхождения человека?

4. Каковы этапы развития человека?

5. Какие существуют определения человека в философской антропологии?

Тема 2.6. Этика как нормативная философская дисциплина

План:

1. Понятие этики и ее функции.

2. Концепции происхождения морали.

3. Категории этики.

4. Основные этические системы.

5. Философия и смысл жизни

6. Жизненная позиция личности.

Понятие этики и ее функции

1. Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Этика – философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.

Термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях.

2. Функции этики:

– изучает генезис, сущность, специфику морали;

– раскрывает место и роль моральных норм в жизни общества;

– выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности;

– рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности;

– задает ценностную основу человеческой деятельности;

– дает необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.