Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАОЧНИКАМ 2018 (Антикризисное управление человеческими ресурсами)





ЗАОЧНИКАМ 2018 (Антикризисное управление человеческими ресурсами)

Содержание дисциплины, структурированное по темам

 

Тема 1. Общие положения о возникновении кризисов в экономике

(ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Причины кризисных явлений в экономике. Внешние и внутренние факторы возникновения кризисов. Теория длинных волн Кондратьева. Кризисы в теории Шумпетера. Кризис в РФ 1998 года: причины возникновения и последствия для экономики. Мировой финансовый кризис 2008 года: причины возникновения и последствия для экономики.

Вопрос на самостоятельное изучение: Причины кризисных явлений в экономике.

Тема 2. Основы законодательства о банкротстве (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Основные положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Арбитражный управляющий. Процедура наблюдения: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего. Внешнее управление: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего, план внешнего управления. Финансовое оздоровление: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего. Конкурсное производство: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего. Мировое соглашение.

Вопрос на самостоятельное изучение: Основные положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Тема 3. Диагностика кризиса и финансового состояния организации

(ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Содержание Постановлений Правительства РФ №367 и №855. Финансовые показатели и коэффициенты: методы расчета и интерпретация значений. Зарубежные методы диагностики банкротства (Z счет Альтмана, коэффициент Бивера).

Вопрос на самостоятельное изучение: Финансовые показатели и коэффициенты: методы расчета и интерпретация значений.

Тема 4. Реструктуризация предприятия (организации) (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Цели и задачи реструктуризации как меры антикризисного управления. Реструктуризация капитала. Реструктуризация имущественного комплекса. Реструктуризация долга.

Вопрос на самостоятельное изучение: Реструктуризация долга.

Тема 5. Инвестиционная политика организации в условиях кризиса

(ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Инвестиции: основные категории и определения. Особенности инвестиционной политики в период кризиса. Виды инвестиционных проектов. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Оценка эффективности портфеля инвестиций. Организация финансирования инвестиционной деятельности в период кризиса.

Вопрос на самостоятельное изучение: Виды инвестиционных проектов.

Тема 6. Интеграционные процессы в период кризиса (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Цели и задачи интеграционных процессов в период кризиса. Слияния и поглощения. Основные мотивы корпоративных интеграций. Использование инструментов рынка ценных бумаг при интеграционных процессах.

Вопрос на самостоятельное изучение: Основные мотивы корпоративных интеграций.

Тема 7. Методы противодействия корпоративным захватам

(ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Рейдерство: сущность и содержание. Периодизация корпоративных захватов в истории экономики РФ. Методы защиты от рейдеров: реструктуризация, использование инструментов ценных бумаг, «белый рыцарь».

Вопрос на самостоятельное изучение: Периодизация корпоративных захватов в истории экономики РФ.

 

Тема 8. Основы оценочной деятельности (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Законодательные и нормативные акты регламентирующие оценочную деятельность в РФ. Цели, задачи, объекты оценки в период кризиса. Сложный процент и его функции в оценке. Методы оценки: доходный подход. Методы оценки: затратный подход. Методы оценки: сравнительный подход.

Вопрос на самостоятельное изучение: Методы оценки: сравнительный подход.

 

Тема 9. Выбор стратегии управления в условиях кризиса

(ОПК-2, ОПК-6, ПК-5)

Стратегический антикризисный менеджмент на микро и макро уровнях экономики. Методика формирования антикризисной стратегии с учетом кривой жизненного цикла предприятия. Особенности антикризисного управления до арбитражного процесса, в процессе дела о банкротстве и на этапе конкурсного производства. Стратегическое управление кризисными ситуациями предприятия.

Вопрос на самостоятельное изучение: Методика формирования антикризисной стратегии с учетом кривой жизненного цикла предприятия.

Рекомендуемая литература

а) Основная литература

1. Ивасенко А.Г. Антикризисное управление: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 504 с. —(Бакалавриат). /ЭБС Book.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://www.book.ru/book/920562/view2/1

б) Дополнительная литература

2. Круглова Н. Ю.Антикризисное управление: учебное пособие / Н. Ю. Круг­лова. —3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 400 с. — (Бакалавриат). /ЭБС Book.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://www.book.ru/book/918754/view2/1

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

а) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

2. http://www.//window.edu.ru – Федеральный портал «Единое окно доступа к информационным ресурсам»;

3. http://pravo.gov.ru – Официальный интернет- портал правовой информации;

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Предмет, функции и методы антикризисного управления.

2. Понятие кризиса социально-экономической системы. Типология и причины кризисов.

3. Содержание и цели стратегии антикризисного управления.

4. Антикризисное регулирование как макроэкономическая категория.

5. Совершенствование правовой базы государственного регулирования кризисов.

6. Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ.

7. Субъекты антикризисного менеджмента.

8. Диагностика кризисного состояния предприятия.

9. Банкротство предприятий: признаки и порядок установления.

10. Реструктуризация предприятий.

11. Антикризисное управления банком.

12. Ликвидация предприятия и процедуры ее осуществления.

13. Стратегический контроллинг.

14. Антикризисная кадровая политика.

15. Принципы управления персоналом кризисного предприятия. Методы построения системы управления персоналом.

16. Этапы арбитражного управления неплатежеспособными предприятиями.

17. Разработка и реализация плана финансового оздоровления предприятия.

18. Роль арбитражного суда и службы судебных приставов в процессе банкротства неплатежеспособного предприятия.

19. Оценка стоимости предприятия и его активов.

20. Реинжиниринг в антикризисном управлении неплатежеспособным предприятием.

21. Роль инноваций в антикризисном управлении.

22. Инвестиционная политика в антикризисном управлении.

23. Управление рисками в антикризисном управлении.

24. Досудебная санация и особенности ее проведения.

25. Наблюдение и финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий.

26. Внешнее управление неплатежеспособным предприятием.

27. Мировое соглашение и особенности его заключения.

28. Анализ деятельности Ф. Рузвельта по выводу американской экономики из кризиса.

29. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда.

30. Антикризисные аспекты современного государственного регулирования в США.

31. Антикризисные аспекты современного государственного регулирования в странах Западной Европы.

32. Арбитражный управляющий: назначение, функции, требования.

33. Конфликты и сотрудничество в антикризисном управлении.

34. Социальное партнерство в антикризисном управлении.

35. Рейдерство: понятие, признаки, методы защиты.

МАТЕРИАЛЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Причины кризисных явлений в экономике. (ОПК-2)

2. Внешние и внутренние факторы возникновения кризисов. (ПК-5)

3. Теория длинных волн Кондратьева. (ПК-5)

4. Кризисы в теории Шумпетера. (ПК-5)

5. Кризис в РФ 1998 года: причины возникновения и последствия для экономики.

6. Мировой финансовый кризис 2008 года: причины возникновения и последствия для экономики. (ОПК-2, ПК-5)

7. Основные положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». (ОПК-2, ПК-5)

8. Арбитражный управляющий. (ПК-7)

9. Процедура наблюдения: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего. (ПК-7)

10. Внешнее управление: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего, план внешнего управления. (ПК-7)

11. Финансовое оздоровление: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего. (ПК-7)

12. Конкурсное производство: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего. (ПК-7)

13. Мировое соглашение. (ПК-7)

14. Содержание Постановления Правительства РФ №367. (ОПК-2, ПК-5)

15. Содержание Постановления Правительства РФ №855. (ОПК-2, ПК-5)

16. Финансовые показатели и коэффициенты: методы расчета и интерпретация значений. (ОПК-2, ПК-5)

17. Зарубежные методы диагностики банкротства (Z счет Альтмана, коэффициент Бивера). (ОПК-2, ПК-5)

18. Цели и задачи реструктуризации как меры антикризисного управления. (ПК-7)

19. Реструктуризация капитала. (ПК-7)

20. Реструктуризация имущественного комплекса. (ПК-7)

21. Реструктуризация долга. (ПК-7)

22. Инвестиции: основные категории и определения. (ОПК-2, ПК-5)

23. Особенности инвестиционной политики в период кризиса. (ОПК-2, ПК-5)

24. Виды инвестиционных проектов. (ПК-7)

25. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. (ПК-7)

26. Оценка эффективности портфеля инвестиций. (ПК-7)

27. Организация финансирования инвестиционной деятельности в период кризиса. (ПК-7)

28. Цели и задачи интеграционных процессов в период кризиса. (ПК-7)

29. Слияния и поглощения. (ПК-5, ПК-7)

30. Основные мотивы корпоративных интеграций. (ПК-5)

31. Использование инструментов рынка ценных бумаг при интеграционных процессах. (ПК-5)

32. Рейдерство: сущность и содержание. (ПК-5)

33. Периодизация корпоративных захватов в истории экономики РФ. (ПК-5)

34. Методы защиты от рейдеров: реструктуризация, использование инструментов ценных бумаг, «белый рыцарь». (ПК-5)

35. Законодательные и нормативные акты регламентирующие оценочную деятельность в РФ. (ОПК-2, ПК-5)

36. Цели, задачи, объекты оценки в период кризиса. (ОПК-2, ПК-5)

37. Сложный процент и его функции в оценке. (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

38. Методы оценки: доходный подход. (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

39. Методы оценки: затратный подход. (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

40. Методы оценки: сравнительный подход. (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

41. Стратегический антикризисный менеджмент на микро и макро уровнях экономики. (ПК-7)

42. Методика формирования антикризисной стратегии с учетом кривой жизненного цикла предприятия. (ОПК-2, ПК-5)

43. Особенности антикризисного управления до арбитражного процесса, в процессе дела о банкротстве. (ОПК-2, ПК-5)

44. Особенности антикризисного управления на этапе конкурсного производства. (ОПК-2, ПК-5)

45. Стратегическое управление кризисными ситуациями предприятия. (ОПК-2, ПК-5)

46. Планирование деятельности организации в посткризисный период. (ОПК-2, ПК-5)

47. Обеспечение стабильности функционирования организации на основе разработки системы оценочных показателей. (ОПК-2, ПК-5)

48. Организация перехода к стабильному развитию: мероприятия финансового менеджмента. (ОПК-2, ПК-5)

49. Организация перехода к стабильному развитию: мероприятия в управленческой деятельности. (ОПК-2, ПК-5)

50. Организация перехода к стабильному развитию: мероприятия в операционной деятельности. (ОПК-2, ПК-5)

Типовая Контрольная работа № 1 (по темам 1,2,3) (ОПК-2, ПК-5, ПК-7):

1. Решите задачу: Разработайте анкету-опросник для увольняющегося персонала предприятия. Письменно обоснуйте актуальность исследования, выделите основные задачи исследования. Работу проводить группами по 4-5 человек.

2. Ответить на вопросы теста:

Задание 1.

На должность директора по персоналу приняли человека «со стороны». Перед новым сотрудником стояла задача создать новую систему компенсации. С первого рабочего дня новый директор по персоналу попытался досконально изучить существующую в организации, занимающейся продажами, монтажом и обслуживанием инженерного оборудования, систему заработной платы. За две недели он установил следующее: • из 204 сотрудников предприятия 176 получали почасовую заработную плату, рассчитываемую по ставкам семилетней давности, к которым применялись устанавливаемые генеральным директором коэффициенты; • число отработанных в течение месяца часов было постоянным - 41; сверхурочные не выплачивались; • почасовая ставка механика по обслуживанию составляла 1,1 ставки монтажника, в то время как на местном рынке труда монтажники зарабатывали в 1,5-1,7 раза больше, чем на предприятии; текучесть среди монтажников составляла 30% в год, среди механиков - 2%; почасовая ставка водителя составляла 120% от ставки механика по обслуживанию, в других организациях водители зарабатывали от 80 до 200% от зарплаты на предприятии; текучесть среди водителей составляла 50% в год;

• административный персонал предприятия получал должностные оклады, устанавливаемые генеральным директором и пересматриваемые "по мере возможности"; повышение заработной платы административного персонала не всегда совпадало с пересмотром почасовых ставок; текучесть административного персонала составляла 3% в год; • в течение полугода предприятие не могло заполнить вакантную должность начальника отдела продаж, для которой был установлен должностной оклад в 80% от оклада генерального директора.

Ответьте на вопросы:

1. Какие выводы можно сделать из информации, собранной новым директором по персоналу? В чем причины кадрового кризиса?

2. Что бы вы порекомендовали новому директору по персоналу в качестве первого шага создания новой системы компенсации?

3. Какая система наиболее подходит предприятию?

4. Как заполнить должность начальника отдела продаж?

Задание 2.

 

Директор по персоналу торговой фирмы вернулся с семинара по управлению человеческими ресурсами с целым набором новых идей и энтузиазмом воплотить их в жизнь. Наиболее интересной ему показалась идея планирования и развития карьеры. Он рассказал о ней генеральному директору своей компании, объединяющей три крупных магазина в различных районах Москвы. Генеральный директор заинтересовался рассказом директора по персоналу и попросил его подготовить специальное занятие для высших руководителей. Через две недели директор по персоналу провел однодневный семинар с 12 высшими руководителями компании (генеральный директор принял в последнюю минуту решение не участвовать в семинаре, чтобы "не смущать подчиненных"). Семинар прошел успешно - руководители были активны, задавали много вопросов и проявили большой интерес к развитию карьеры.

На следующий день генеральный директор издал приказ, предписывающий всем руководителям компании подготовить в течение недели планы развития карьеры и сдать их директору по персоналу. В назначенный срок тот получил только два плана. В течение следующих двух недель - еще четыре. Остальные руководители обещали, что "принесут завтра", но ничего не приносили. Однако больше всего директора по персоналу расстроило содержание планов: они были написаны как будто под копирку и содержали один пункт - "хочу совершенствоваться в занимаемой должности".

Ответьте на вопросы:

1. В чем причина полученного директором по персоналу результата?

2. Как ему следовало поступить?

3. Что делать в сложившейся ситуации?

Тематический план для заочной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Формируемые компетенции
  Тема 1. Общие положения о возникновении кризиса в экономике     4* 2/2*         ОПК-2, ПК-5, ПК-7  
Тема 2. Основы законодательства о банкротстве
Тема 3. Диагностика кризиса и финансового состояния организации
Тема 4. Реструктуризация предприятия (организации)
Тема 5. Инвестиционная политика организации в условиях кризиса
  Тема 6. Интеграционные процессы в период кризиса     6*    
Тема 7. Методы противодействия корпоративным захватам
Тема 8. Основы оценочной деятельности
Тема 9. Выбор стратегии управления в условиях кризиса
  Зачет           ОПК-2, ПК-5, ПК-7
  Итого     10/4* 6/2*    

Краткое содержание тем дисциплины

Тема 1. Общие положения о возникновении кризиса в экономике

В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления. Эти проблемы якобы не являются следствием кризиса развития, не вызваны объективными тенденциями. Если подобным образом рассматривать развитие фирмы, то нет необходимости прогнозирования возможности кризиса. Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления любого предприятия. Исключите из риска вероятность неблагоприятного исхода, и пропадет острота риска, станут неожиданными не только кризисные, но и вполне обычные ошибки.

На проблему кризиса можно взглянуть с позиции теории цикличности. Для любой социально-экономической системы, будь то общественная формация, фирма или предприятие, характерны два фактора своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих качественную определенность, целостность, сущностные характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, подразумевающий определенность и закономерность наступления и завершения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и является его базисом, развитие прерывает различные процессы функционирования, но формирует предпосылки для его осуществления на новом качественном уровне. И возникает циклическое развитие, которое предполагает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. Кризисы могут возникать и в самих процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.) Таким образом, кризис – это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.

Существование социально-экономических систем представляет собой циклический процесс, для которого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов. Социально-экономическая система, под которой мы можем понимать гражданское общество, хозяйствующий субъект (предприятие), интегрированную структуру бизнеса, имеет две основные тенденции в существовании: функционирование и развитие. Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность системы и ее сущностные характеристики. Развитие — это приобретение нового качества, необходимого для прогрессивных перемен, приспособления к новым условиям среды, которое характеризует изменения в предметах, средствах труда и в самом человеке. Применение новых синтетических материалов, развитие микроэлектроники, робототехники, информационной и биотехнологии, использование электронной техники в комплексе со станками и роботами, все это является источником значительного роста производительности труда и качества изготавливаемых материальных благ. Однако, с другой стороны обновление технологической основы общественного воспроизводства является одной из причин, провоцирующих цикличность, а следовательно, и кризисные явления в функционировании системы. Экономика никогда не находится в состоянии покоя. Процветание не редко сменяется крахом, показатели национального дохода, уровня занятости, темпов роста производства, а также цены и прибыли понижаются. В конце концов, достигается нижняя точка, и опять начинается оживление. На более высоком витке раскручивающейся спирали истории, более прогрессивном по сравнению с предыдущим этапом, кризисы протекают с разной степенью остроты и их возможными проявлениями.

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесий в ней. Может возникнуть ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающихся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса.

Кризисы можно определить по факторам их проявления — наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. В отличие от фактора симптом кризиса — это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.

Если есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – одну или несколько подсистем.

По проблематике кризиса следует указать макро– и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса.

Типология кризисов включает отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, демографических, экологических, распределяемых таким образом, по структуре отношений в социально-экономической системе, по проблематике ее развития. Причем разные типы кризисов можно представить как цепочку, в которой разрыв одного звена, т. е. появление фактора одного из типов кризиса тянет за собой возникновение факторов других типов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации. Это кризисы перепроизводства, падения продаж, противоречий во взаимоотношениях экономических агентов рынка, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ и разорения предприятий.

Основными факторами экономического кризиса являются сокращение общего объема промышленного производства, производственных мощностей, рост уровня инфляции, гиперинфляция, снижение ВВП, внешнеторгового оборота, падение курсов ценных бумаг, развал в сельском хозяйстве, снижение инновационной активности предприятий, рост числа банкротств компаний.

Политические кризисы характеризуются острыми противоречиями в политическом устройстве общества, затрагивающими интересы различных социальных групп, правящих элит, оппозиционных партий. Факторами политических кризисов являются: резкое снижение легитимности власти, ее обесценивание в глазах граждан, отсутствие у власти способности управления происходящими в обществе процессами, смена правящей верхушки, отставка правительства, "министерская чехарда", резкое обострение социальных конфликтов, приобретающих ярко выраженный политический характер. Острый политический кризис может протекать как: конституционно-правовой, связанный с прекращением действия или ограничением основного закона страны; кризис партийной системы, вызванный расколом в партиях, ведущих общественных силах; правительственный кризис, связанный с ограничением или невозможностью государственно-административного воздействия; внешнеполитический кризис, вызванный нарастанием внешних угроз, войн, падения международного авторитета страны.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий и столкновении интересов различных социальных групп и часто являются продолжением экономических кризисов, потому что последние сопровождаются такими негативными социальными проявлениями, как падение уровня занятости, рост цен на потребительские товары, снижение уровня жизни граждан, сокращение государственных ассигнований на образование и здравоохранение. Основными факторами социальных кризисов являются: значительное снижение качества жизни граждан, безработица, нищета, рост числа серьезных заболеваний, ухудшение криминогенной обстановки, утечка умов, коррумпированность общества, полное разрушение системы ценностей, в том числе и духовных. Разновидностью социального кризиса является демографический кризис, негативными проявлениями которого является превышение показателей смертности над показателями рождаемости, негативные миграционные процессы, вызывающие отток квалифицированных специалистов, нехватку производительных кадров в экономике, неблагоприятные изменения в половозрастной структуре населения.

Самым непосредственным образом социальные и демографические кризисы связаны с психологическими кризисами, которые наиболее ярко проявляются в периоды больших перемен в обществе, в условиях нестабильности и падения уровня жизни людей. Факторы психологического кризиса: это появление неврозов, приобретающих массовый характер, рост неудовлетворенности граждан своим социальным положением, эмоциональная опустошенность у людей, усталость от перемен, обострение чувств неуверенности, страха, массовый рост числа сердечно-сосудистых и других заболеваний вследствие усиливающейся стрессовой нагрузки, ухудшение социально-психологического климата в обществе (в коллективе предприятия). В бизнесе психологический кризис проявляется как отсутствие у предпринимателей желания инвестировать в бизнес, производство, неверие в улучшение ситуации, стремление вывести капиталы из страны.

В организационном устройстве социально-экономической системы могут обостряться отношения, связанные со структурным построением, разделением и интеграцией деятельности, распределением функций, регламентацией деятельности подразделений, административных единиц, регионов, филиалов, дочерних фирм, представительств. Возникают организационные кризисы. Их основными факторами являются: застойность и бюрократизация структур, участившиеся конфликты между подразделениями, менеджерами разных уровней управления, неразбериха, безответственность, хаос и потеря контроля над рядом структурных единиц. А также отток ресурсов и серьезные проблемы в финансово-хозяйственной деятельности организации вследствие намеренных или ошибочных действий некоторых администраторов, разбалансированность общей системы управления, снижение уровня координирования и интеграции деятельности разных служб.

Экологические кризисы вызваны природными, стихийными явлениями, такими как: землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения, а также часто они являются результатами жизнедеятельности человека.

Кризисы могут протекать явно и легко обнаруживаться, а могут быть малозаметными и идти в скрытой форме. Наиболее опасны кризисы, затрагивающие систему в целом. В такой ситуации образуется вереница сложных проблем, решение которых зависит от своевременности их выявления и профессионализма в управлении организацией, муниципальным образованием, государством.

В настоящее время стало особенно актуально прогнозирование, а также распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических, возникающих при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека; истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия. Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).

Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития – необходимости модернизации производства, бизнеспроцессов под воздействием макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социальноэкономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые – скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

Причины кризиса могут быть: объективными — связанными с циклическим развитием системы, потребностями модернизации, реструктуризации, воздействием внешних факторов, и субъективными отражающими ошибки менеджеров в управлении, недостатки в организации производства, несовершенство инновационной и инвестиционной политики.

Последствия кризиса представляют собой возможные состояния системы, ситуации и проблемы, для которых характерны: резкие изменения или последовательная трансформация, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса определяются его характером, типом, уровнем проявления негативных циклических факторов, выбором методик антикризисного управления, которое может сгладить негативные тенденции, способствовать преодолению неблагоприятных факторов, а может, напротив, спровоцировать новый кризис.

Антикризисное управление — это совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса.

Технология антикризисного управления включает в себя ряд последовательных шагов по реализации механизма воздействия на систему с целью предупреждения, смягчения и преодоления кризисов разных типов. Менеджеру по антикризисному управлению важно иметь системное видение, уметь целиком охватить взглядом ряд взаимосвязанных проблем, которые, к примеру, могут привести организацию к банкротству, или резко ухудшить социальное положение людей. Методы антикризисного управления на уровне государственного регулирования включают: выработку нормативных, законодательных актов, определение направленной финансовой и социальной политики, содействие малому бизнесу, инновационной активности предприятий и конкурентоспособности страны на мировом рынке. На уровне менеджмента организации антикризисное управление — это разработка стратегий, позволяющих достигать конкурентных преимуществ на рынке с учетом рисков; формирование антикризисной команды менеджеров и реализация программы по выходу из кризиса; проведение мероприятий, направленных на привлечение финансовых ресурсов в организацию и реструктуризация кредиторской задолженности; своевременное решение конфликтов и выбор оптимальной кадровой политики, проведение реорганизации на сложном этапе банкротства.

Профессор А.Г. Грязнова в книге "Антикризисный менеджмент" характеризует антикризисное управление, как систему управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер. Она направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.

 

Задачи реструктуризации

· Защита имущественных интересов владельцев бизнеса и построение эффективной системы правового контроля;

· Обеспечение безопасности бизнеса (защита от недружественного поглощения);

· Построение эффективной структуры компании / группы компаний в соответствии со стратегией развития;

· Оптимизация бизнес-процессов;

· Эффективное использование ресурсов (материальных, интеллектуальных и др.);

· Снижение вероятности банкротства;

· Оптимизация налогообложения и финансовых потоков;

· Увеличение прибыльности бизнеса;

· Освобождение бизнеса от неликвидных активов.

Предпосылки

Разные рынки и потребители;

· Разное техническое, технологическое и финансовое состояние производства продукции;

· Разная степень конкурентоспособности производств и товаров;

· Разная степень инвестиционной привлекательности;

· Разный уровень качества продукции.[2]

Мотивы сделок

С конца 1980-х годов широкую известность получила «теория гордыни» (англ. hubris theory) Ричарда Ролла, согласно которой поглощения компаний часто объясняются действиями покупателей, убеждённых в том, что все их действия правильны, а предусмотрительность безупречна. В результате они платят слишком высокую цену за достижение своих целей.

Теория агентских издержек акцентирует внимание на конфликте интересов акционеров и менеджеров, который существует, конечно же, не только в слияниях и поглощениях. Наличие собственных интересов может порождать у менеджмента особые мотивы для слияний и поглощений, противоречащие интересам акционеров и не связанные с экономической целесообразностью.

Можно выделить следующие основные мотивы сли







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.