Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гендерный подход в физическом развитии дошкольника





Гендерный подход в физическом развитии дошкольника

Составила и провела инструктор по физической культуре

Маслова Е.Л.

Февраль 2018

 

Анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек

Э. К. Суслова, Т. Репина отмечают, что половые различия закладываются уже на ранних этапах эмбрионального развития, а именно с 6-й недели внутриутробной жизни. Уже на 8—10-й неделе формируются внутренние половые органы, и начинают продуцироваться зародышевые половые гормоны. Под их влияни­ем происходит формирование не только анатомических особен­ностей пола, но и особенностей развития мозга, различных для женщин и мужчин, — половое дифференцирование мозга. Таким образом подготавливается основа для дальнейшего психосексуаль­ного развития плода.

Созревание скелета у девочек происходит раньше, чем у мальчиков. Костный возраст девочек в период детства опережа­ет костный возраст мальчиков примерно на 18 месяцев, хотя ни вес, ни длина тела у них не больше, чем у мальчиков. Более того, мальчики впервые 6 месяцев после рождения растут бы­стрее девочек, и это преобладание в длине тела сохраняется до четырех лет.

У детей с 3 до 7 лет потребность организма ребенка в кисло­роде возрастает. Обеспечивается это во многом за счет пере­стройки функции внешнего дыхания. Если у детей 2—3 лет пре­обладающим является брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Увеличивается и жизненная ем­кость легких, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У девочек несколько выше частота дыхания и меньше глубина и минутный объем дыхания, а также потребление кис­лорода.

 

Психологические особенности мальчиков и девочек

Установлено, что психологические различия полов характерны не только для взрослых. Они выявляются уже в раннем детстве, усиливаются с возрастом и достигают своего максимума в зрелые годы, что в известной мере подтверждает мысль об их биологи­ческой обусловленности.

Ряд исследователей (Д.Н.Исаев и В. Е. Каган, Э.К.Суслова) отмечают, что различия между мальчиками и девочками про­являются очень рано. Даже в утробе матери плод в зависимости от половой принадлежности ведет себя по-разному.

Первые различия в игровом поведении обнаруживаются при­мерно в 13 месяцев. В этом возрасте девочки неохотно уходят с рук матери, чаще возвращаются к ней или смотрят на нее, больше времени проводят с матерью, тяготеют к пассивным играм, тогда как мальчики более активны.

Крик мальчика настойчивее, агрессивнее. Отделенный барь­ером стульев от матери, он с года и двух месяцев гневно разрушает преграду, а девочка с плачем будет ждать, когда это сделает мать.

Интересы мальчиков больше скло­няются к технике, подвижным и военным играм, в которых при­сутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и по­ражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициа­тивные. Девочки чаще играют небольшими группами, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстети­ческим оформлением. Как отмечает Е. А. Кудрявцева, девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчи­ки — на сам ход игры.

В.Д.Еремеева и Т. П.Хризман обращают внимание на то, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забира­ются на шкаф.

В. И. Гарбузов отмечает, что, по мнению матерей, мальчики более разносторонни, и это хорошо видно уже после пяти лет. Они оптимистичнее и простодушнее, откровеннее девочек. Они всегда «более дети», чем девочки, которые в пять лет уже «женщины», видящие много больше мальчиков, лучше пони­мающие, что творится в семье, лучше разбирающиеся в людях, уже со скрытностью, уже с недоброжелательностью к более яркой девочке, уже интересующиеся, во что одета подружка. Из бесед со многими наблюдательными матерями складывается впечатление, что мальчики хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стремятся произвести наилучшее впечатле­ние, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

 

История педагогики показывает, что во все периоды разви­тия общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, кото­рые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацеле­но на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины. Учет половых особенностей детей осуществлялся еще в первобытном обществе.

Сегодня, основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., дошкольное учреждение, организуя процесс физического воспитания детей, не может не учитывать их половые особенности.

 

Развитие движений у мальчиков и девочек

Особенности развития движений у до­школьников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е. Г.Леви-Гориневская. Ею были получены данные, сви­детельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам большинства контрольных упражнении.

Т. Ю. Логвина считает, что наиболее благоприятным для дево­чек 5—6 лет является режим средней двигательной активности (до 2,5 часов в неделю занятий физическими упражнениями), а для мальчиков этого возраста — режим большой двигательной актив­ности (до 3,5 часов в неделю).

Большинство педагогов, организующих двигательную деятель­ность детей, отмечают, что существует ряд движений, темпы овладения которыми различаются у мальчиков и девочек. Наиболее яркими примерами могут служить отличия в сроках овладения метанием (вызывающим затруднения у девочек) и прыжками через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков).

Исследования А. П. Усовой свидетельствуют о высокой степе­ни достоверности половых различий в обучении метанию на даль­ность у детей 7 лет. Прирост показателей у девочек с 6 до 7 лет составил, по данным автора, всего 2,5%, в то время как у маль­чиков — 17%. При этом следует учитывать, что метание истори­чески было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они чаще самостоятельно тренируются в этом виде движений.

О. Г. Аракелян и Л. В. Карманова указывают, что уже в пяти­летнем возрасте отмечается значительная разница между мальчи­ками и девочками в прыжках через скакалку. Они считают, что это также можно объяснить предпочтением этих упражнений де­вочками, в то время как мальчики практически не используют этот вид движений в самостоятельной деятельности. Авторы от­мечают, что при отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках через скакалку у мальчиков и девочек 6—7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, совершая одиночные перепрыгивания; девочки же осваивают раз­нообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.

 

Подбор упражнений.

Подбор упражнений зависит от избран­ного способа организации занятий. Организация занятий, учиты­вающих особенности мальчиков и девочек, может иметь два сле­дующие варианта.

- Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На эти занятия целесообразно планировать изучение упражнений, которые требуют раз­ных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, метание) и упражнения, вызываю­щие интерес у данной группы детей (например, для маль­чиков — футбол, хоккей, для девочек — упражнения с лен­тами). Сюжетное занятие или использование большой те­матической игры также может носить ярко выраженную окраску в зависимости от пола занимающихся (например, для мальчиков — тематическая игра «Спасатели», для де­вочек — тематическая игра «Театр кукол»).

- Все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:

- в подготовительной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;

- на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях — исходные положения; в по­лосе препятствий — условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании — расстояние до цели; в ритмической гимнастике — рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц — до­зировка). При этом варианте организации занятий, для того чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки-задания, графически отображающие дей­ствия мальчиков и девочек.

 

Инвентарь и оборудование.

Инвентарь и оборудование физ­культурного зала должно предусматривать удовлетворение потреб­ности ребенка в движении, обусловленное его полом. В зале долж­ны быть предметы, которые дети могут выбрать для самостоятель­ных занятий, а также атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками.

Методика обучения ряду упражнений предусматривает разные условия для мальчиков и девочек. Например, для детей 6 лет при метании в цель оптимальным расстоянием для девочек будет 2,5 м, а для мальчиков — 3,0 м; для детей 7 лет расстояние до цели для девочек — 3,0 м, для мальчиков — 3,5 м. Этим требова­ниям должна соответствовать разметка в зале.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для формирования полоролевого поведения ребенка. Большинство исследователей, изучавших вопросы дифференцированного под­хода к воспитанию девочек и мальчиков, справедливо отмечают, что если педагогический процесс в этом направлении начинается с опозданием, то это уже перевоспитание, которое не может в полной мере компенсировать проблемы, допущенные на предыду­щих этапах.

Гуманизация образования предполагает, что в процессе фор­мирования личности ребенка педагог учитывает все его особен­ности, в том числе и его пол. Мы убеждены, что занятия физи­ческими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в форми­ровании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников позволит педагогу, ор­ганизующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

 

 

Гендерный подход в физическом развитии дошкольника

Составила и провела инструктор по физической культуре

Маслова Е.Л.

Февраль 2018

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.