Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация фактографических автоматизированных систем





С точки зрения разработки автоматизированных систем в области права выделяются классификации на документированную и фактографическую правовую информацию.

Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Указанные реквизиты являются основными основаниями для классификации обрабатываемой информации.

В документальных системах объектами обработки, хранения и поиска являются определенные документы (книги, статьи, патенты и прочие информационные материалы). Д окументальные информационные системы обрабатывают слабоструктурируемую текстовую информацию.

Фактографическая информация - это описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информационной системе. Для каждой характеристики должна быть точно определена форма ее представления в системе (текстовая, графическая, звуковая и т.д.). Вид хранимой и обрабатываемой автоматизированной системой информации во многом определяет ее программно-техническое решение.

Фактографические информационные системы обрабатывают жестко структурируемую информацию. Фактографические АИС накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров структурных элементов или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию и т. д., отделенному (вычлененному) от всех прочих сведений и фактов.

В соответствии с классификацией АИС по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации принято в общем случае выделять:

автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

автоматизированные рабочие места (АРМ);

автоматизированные системы управления (АСУ);

автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.

Из этих видов только 4 из них (частично или полностью) используют фактографическое представление данных. К ним относятся:

1) фактографические АИПС (не следует путать с документальными АИПС);

2) автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

3) автоматизированные системы управления (АСУ);

4) автоматизированные рабочие места (АРМ).

Фактографический поиск - это

процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу.
К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так и вторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

1. Документально-фактографический, заключается в поиске в документах фрагментов текста, содержащих факты.

2. Фактологический (описание фактов), предполагающий создание новых фактографических описаний в процессе поиска путем логической переработки найденной фактографической информации.

Информационный поиск — большая междисциплинарная область науки, стоящая на пересечении когнитивной психологии, информатики, информационного дизайна, лингвистики, семиотики, и библиотечного дела.

Поиск информации — процесс выявления в массиве информации записей, удовлетворяющих заранее определенному условию поиска или запросу.

ИП рассматривает поиск информации в документах, поиск самих документов, извлечение метаданных из документов, поиск текста, изображений, видео и звука в локальных реляционных базах данных, в гипертекстовых базах данных таких, как Интернет и локальных интранет-системах.

Существует некоторая путаница, связанная с понятиями поиска данных, поиска документов, информационного поиска и текстового поиска. Тем не менее, каждое из этих направлений исследования обладает собственными методиками, практическими наработками и литературой.

В настоящее время ИП — это бурно развивающаяся область науки, популярность которой обусловлена экспоненциальным ростом объемов информации, в частности в сети Интернет. ИП посвящена обширная литература и множество конференций. Одной из наиболее известных является TREC, организованной в 1992 Министерством обороны США совместно с Институтом Стандартов и Технологий (NIST) с целью консолидации исследовательского сообщества и развития методик оценки качества ИП.

Запрос и объект запроса

Говоря о системах ИП, употребляют термины запрос и объект запроса.

Запрос — это формализованный способ выражения информационных потребностей пользователем системы. Для выражения информационной потребности используется язык поисковых запросов, синтаксис варьируется от системы к системе. Кроме специального языка запросов, современные поисковые системы позволяют вводить запрос на естественном языке.

Объект запроса — это информационная сущность, которая хранится в базе автоматизированной системы поиска. Несмотря на то, что наиболее распространенным объектом запроса является текстовый документ, не существует никаких принципиальных ограничений. В частности, возможен поиск изображений, музыки и другой мультимедиа информации. Процесс занесения объектов поиска в ИПС называется индексацией. Далеко не всегда ИПС хранит точную копию объекта, нередко вместо неё хранится суррогат.

Задачи информационного поиска

Центральная задача ИП — помочь пользователю удовлетворить его информационную потребность. Так как описать информационные потребности пользователя технически непросто, они формулируются как некоторый запрос, представляющий из себя набор ключевых слов, характеризующий то, что ищет пользователь.

Классическая задача ИП, с которой началось развитие этой области, — это поиск документов, удовлетворяющих запросу, в рамках некоторой статической коллекции документов. Но список задач ИП постоянно расширяется и теперь включает:

· Вопросы моделирования;

· Классификация документов;

· Фильтрация документов;

· Кластеризация документов;

· Проектирование архитектур поисковых систем и пользовательских интерфейсов;

· Извлечение информации, в частности аннотирования и реферирования документов;

· Языки запросов и др.

Также, перед современным ИП ставятся некоторые задачи по обработке естественных языков, что включает в себя морфологический анализ, разрешение лексической многозначности и так далее.

 

Фактографические АИПС.

 

В информационном обеспечении (ИО) органов внутренних дел (ОВД) централь­ное место занимают учеты, которые используются для регистрации пер­вичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших,

Учет это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах. Учеты = БД и/или БЗ.

Базы данных (учеты) реализованы на фактографичесом принципе построения автоматизированных систем.

Первоначально учеты назывались уголовной регистрацией, что от­ражало суть деятельности по регистрации преступников.

Информацию о лицах упорядочивали по определенным группам при­знаков, что способствовало своевременному поиску необходимых сведе­нии. В последующем учитывать стали не только самих преступников, но и предметы, следы, имевшие отношение к совершенному преступлению.

Впервые учеты были применены во Франции А. Бертильоном в на­чалеXIX века. В предложенном им криминалистическом учете фотосним­ки преступников группировались по определенным признакам. Впоследст­вии Р. А. Рейсом была разработана система ведения картотеки с антропо­логическим описанием личности, в которую заносились такие характери­стики, как рост, цвет глаз, параметры головы и др. Наиболее эффективной оказалась немецкая система учета, состоявшая из трех взаимосвязанных частей для регистрации признаков внешности преступников - альбома фо­тографий, картотеки особых примет и фототеки.

Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные и автоматизированные.

В практической работе правоохранительных органов автоматизированные учеты реализуются с помощью ряда фактографических АИПС[1]:

· АИПС «КАРТОТЕКА» – обеспечивает автоматизированный пофамильный и дактилоскопический учет, который служит для получения сведений о гражданах РФ, иностранцах и лиц без гражданства:

1) о судимости, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения, о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, амнистии, о месте жительства и работе до осуждения;

2) о розыске лиц, задержанных за бродяжничество, перемещении осужденных;

3) о группе крови, дактилоскопической формуле.

· АИПС «ОПОЗНАНИЕ» – выдает информацию о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях – гражданах Российской федерации, СНГ и лицах без гражданства.

· АИПС «ФР-ОПОВЕЩЕНИЕ» – обеспечивает учет преступников, разыскиваемых по искам предприятий и организаций (госдолжников) или граждан (неплательщиков алиментов), пропавших без вести, отрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске, а также готовит циркуляры на объявление или прекращение розыска.

· АИПС «ОРУЖИЕ» – позволяет вести учет утраченного (похищенного, утерянного) и выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения (стрелковое оружие, гранатометы, артиллерийские системы и др.).

· АИПС «АВТОПОИСК» – содержит информацию о легковых и грузовых автомобилях, автобусах, полуприцепах отечественного и иностранного производства со следующими установочными данными – госномер, номера двигателя, кузова, шасси. В информационных центрах МВД, УВД дополнительно осуществляется регистрация мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок.

· АИПС «АНТИКВАРИАТ» – выдает сведения об утраченных и выявленных предметах, представляющих историческую, художественную или научную ценность. К ним относятся археологические находки, предметы древности, антропологические и этнографические предметы, исторические реликвии, художественные произведения и предметы искусства.

· АИПС «ВЕЩЬ» – информирует пользователя о похищенных и изъятых номерных вещах, а также документах, ценных бумагах общего государственного обращения в связи с совершенными преступлениями.

· АИПС «СЕЙФ» – позволяет осуществлять сбор, обработку и выдачу информации о преступлениях, при совершении которых взламывались металлические хранилища.

· АИПС «ДОСЬЕ» – позволяет получить сведения об особо опасных рецидивистах, «ворах в законе», «авторитетах» преступного мира и др.: установочные данные, приметы, место работы, жительства, связи, привычки и т.п.

· АИПС «НАСИЛИЕ» – такими сведениями о тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях, связанных с насилием против личности, как предмет посягательства, место, время и способ совершения, описание изъятых следов и др.

 

Для учета правонарушений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства разработана АИПС «КРИМИНАЛ-И», включающая пять подсистем:

а) АИПС «Криминал-И Адмпрактика» – содержит сведения об иностранцах лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения;

б) АИПС «Криминал-И Преступление» – выдает сведения о происшествиях и преступлениях с участием иностранцев и ЛБГ;

в) АИПС «Криминал-И ДТП» – обеспечивает сведениями об иностранцах и ЛБГ, участниках ДТП на территории России;

г) АИПС «Криминал-И Розыск» – содержит данные о находящихся в розыске или разыскиваемых иностранцах;

д) АИПС «Криминал-И Наказание» – содержит сведения об иностранцах и гражданах России, постоянно проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории РФ.

В АИПС вся поступающая информация учитывается и систематизируется таким образом, чтобы:

·организовать неоднократное обращение к ней различных аппаратов и служб ОВД;

·постоянно пополнять ее новой и удалять устаревшую информацию;

·обеспечить однократный ввод информации и последующее ее многократное использование;

·организовать сбор, обработку и выдачу данных в строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующими ведение оперативно-розыскных и профилактических учетов органами внутренних дел.

Учеты классифицируют по двум признакам.

1.По функциональному признаку различают три группы учета:

а) оперативно-справочные;

б) розыскные;

в) криминалистические.

2. По объектовому признаку учеты разделяют тоже на три группы:

а) лиц;

б) преступлений (правонарушений);

в) предметов.

Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируются в горрайлинорганах. При этом:

· часть информации оседает на месте в локальных учетах горрайлинорганов (на местном уровне ведется до 60 учетов[2]);

· другая часть – направляется на региональный уровень (в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по субъекту федерации), а также на федеральный уровень (в ГИАЦ МВД) для формирования федеральной базы, где ведется 14 учетов [4]. Эти учеты являются ресурсом общего пользования, к которому обеспечивается регламентированный доступ. Доступ обеспечивается сотрудникам не только федерального и регионального уровня, но территориального уровня.

Реализация такого подхода обеспечивает выполнение принципа централизации учетов.

Первые АИПС появились в полиции США в начале 1950-х гг. и предназначались для обеспечения розыска угнанных автомашин. В Европе АИПС стали эксплуатироваться с средины 1950-х гг. в полиции ФРГ. В настоящее время во всех развитых странах компьютерные системы применяются для решения широкого круга полицейских задач.

В России (на современном этапе) внедрение АИПС тесно связано с ЕИТКС, которую мы рассмотрим при изучении 13- й темы.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.