|
Тест «Восприятие индивидом группы»⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28 Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего. Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь. Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы. По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую вашу точку зрения. 1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто: а) знает больше, чем я; б) все вопросы стремится решать сообща; в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий. 2. Лучшими преподавателями являются те, которые: а) имеют индивидуальный подход к обучающимся; б) создают условия для помощи со стороны других; в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем. 3. Я рад, когда мои друзья: а) знают больше, чем я, и могут мне помочь; б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов; в) помогают другим, когда в них нуждаются. 4. Больше всего мне нравится, когда в группе: а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться; б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других; в) остальные слабее подготовлены, чем я. 5. Мне кажется, что я способен на многое, когда: а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других; б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены; в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле. 6. Мне нравится группа, в которой: а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех; б) каждый занят своим делом и не мешает другим; в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необходимость. 7. Я не удовлетворен преподавателями, которые: а) создают дух соперничества; б) не занимаются увлеченно своей наукой; в) создают условия напряжения и жесткого контроля. 8. Я больше удовлетворен жизнью, если: а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое; б) общаюсь и отдыхаю; в) нужен кому-то и полезен. 9. Основная роль учебного заведения должна заключаться: а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности; б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности; в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека. 10. Если в группе возникает проблема, то я: а) предпочитаю не вмешиваться; б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других; в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы. 11. Я бы лучше учился, если бы преподаватели: а) подходили ко мне индивидуально; б) создавали условия для оказания помощи; в) создавали условия для успеха, условия свободы выбора. 12. Я испытываю плохое состояние, когда: а) не добиваюсь успеха в намеченном деле; б) чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или любимому; в) тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего. 13. Больше всего я ценю: а) успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных; б) общий успех близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга; в) свой собственный личный успех. 14. Я предпочитаю работать: а) вместе с товарищами; б) самостоятельно; в) с ведущими в данной области преподавателями и специалистами. Обработка результатов. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы n 1,И + n 2П + n 3К, где n 1, п 2, п 3 — количество набранных баллов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистскому». Ключ для обработки результатов представлен в табл. 17.9. Таблица 17.9 Ключ для обработки результатов Методики «Тип восприятия индивидом группы»
ЛИТЕРАТУРА
К РАЗДЕЛУ «ПЕДАГОГИКА»
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV¾XVII вв. — М.: Педагогика, 1985. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. — М.: Педагогика, 1990. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х томах. — М., 1994. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. — М., 1996. Будущему учителю о проблемах педагогики. — Волгоград, 1995. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. — М., 1996. Гессен С.И. Основы педагогики. — М., 1995. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПбГУ, 1992. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. — М.: Просвещение, 1993. Джуринский Л.Н. История зарубежной педагогики. — М., 1998. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 1999. История педагогики. — М.: Просвещение, 1982. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. — СПб., 1999. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986. Лиферов А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ). — Рязань, 1997. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия. — М., 1997. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. — М., 1997. Миронов В.Б. Век образования. — М.: Педагогика, 1990. Образование и культура Северо-Запада России / Под ред. Н.В. Бордовской. — СПб., 1999. ¾ Вып. 4. Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. — М., 1997. Окот В. Введение в общую дидактику. — М., 1990. Основы вузовской педагогики. — ЛГУ, 1972. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов/н/Д.,1998. Педагогика школы. — М.: Просвещение, 1977. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.-Воронеж, 1996. Психология и педагогика. — М., 1998. Психология и педагогика. — М., 1996. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. — М., 1990. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов/н/Д., 1996. Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М., 1997. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. — М., 1997. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. — М., 1998. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2-х томах. — М., 1974. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1997. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. — М.: Педагогика, 1981. Якунин В.А. Педагогическая психология. — СПб., 1998.
[1] Цит. по: Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М., 1976. – С. 165. [2] Эффект незавершенного действия, установленный ученицей К. Левина, ставшей впоследствии профессором МГУ, Б.В. Зейгарник. Смысл закономерности в том, что незавершенные действия запоминаются значительно лучше, чем завершенные. [3] Русский язык. Учебник для 5—9 классов. — М., 1987. — С. 187. [4] Чехов А. П. Собр. соч. В 12-ти т. Т. 11. ¾ М., 1956. ¾ С. 83¾84. [5] Писарев Д. И. Соч. В 4-х т. Т. 3. — М., 1956. — С. 127. [6] Фрагмент из книги: Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1985 [7] Франклин Б. Избр. произв. — М., 1956. — С. 482—483. [8] Фрагмент урока Ш, А. Амонашвили — урока прощания с букварем. [9] Существует несколько модификаций данной методики (Сосновский Б.А., 1979; Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др., 1984). ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|