|
РАБОТА НАД СЛОГАМИ СО СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХДанный вид слогов требует отдельной отработки. Упражнения Упражнение 1 Упражнение проводится в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги: — открытые и закрытые: КНА — АКН ГНА — АГН ДМО — ОДМ ТМО — ОТМ ПТУ — УПТ БМУ — УБМ СКЭ — ЭСК СТЫ — ЫСТ — с оппозиционными согласными: ТКО - ТКЁ ТКО - ДГО КМУ — КМЮ КМУ — ГМУ СПЫ — СПИ СПЫ — ЗБЫ ПТЭ — ПТЕ ПТЭ — БДЭ; — цепочки слогов: МНА — MHO — МНУ — МНЫ — МНЭ ГВА — ГВО — ГВУ — ГВЫ — ГВЭ ХВА — ХВИ — ХВЫ — ХВЕ ГМЕ — ГМЫ — ГМИ — ГМУ; — слоги со сменой позиции согласного: СКО - КСО ХТУ — ТХУ ЗБЫ — БЗЫ ПНЭ — НПЭ. Упражнение 2 Дополнительные задания. Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребенку предлагается: — проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки); — составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный); — придумать слог из двух согласных и одного гласного; — сравнить слоги: НА —КНА, АС — АКС, ИНТ —ЫНТ, УБР — УПР. РАБОТА НАД СЛОВАМИ I ЭТАП Упражнения на различение длинных и коротких слов Упражнение 1 У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску. Слова: сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар. Упражнение 2 Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы. Упражнение 3 Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, остальные проверяют. II ЭТАП Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава. Мы придерживаемся следующего порядка в работе. Упражнения на объяснение значений малознакомых слов Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, логопеду следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения). Упражнения на отраженное Скандированное повторение слов Изучаемого типа Упражнение 4 Тренировка умения делать паузы между слогами. После того как учитель назовет слово, ребенок должен по КО..... ЛЕ-НО (КО-ЛЕ...... НО) О-ЛЕ.... НИ (О...... ЛЕ-НИ) СИ..... НИ-ЦА (СИ-НИ....... ЦА). Далее ребенку предлагается после называния каждого слога делать поворот к другому углу комнаты (или на 360°) и после этого произнести следующий слог. Упражнение 5 Звуковой анализ и синтез. 1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой по просьбе логопеда. 2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов. 3. Выбор подходящей схемы слова. 4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения: 1) двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игла, овцы, елка, яхта, очки), затем — слова, начинающиеся на согласный звук (пятка, ногти, кухня, сумка, метла, полка, сосна, свекла, пушка, сундук, козлик, винтик, воздух, компот, лыжник, ландыш), после этого — слова с двумя стечениями согласных (ласточка, солнышко, бадминтон, листочки, кустарник, картинка);
2) стечение в конце слова (кость, мост, бинт, волк, 3) стечение в начале слова (слон, ткань, стол, шлем, пляж, глаз, стул, плот, квас, джем, ключ, плащ); 4) односложные слова с двумя стечениями (столб, шланг, хвост, кремль, гвоздь); 5) многосложные слова со стечениями (скворечник, наперсток, кастрюля, лекарство, отвертка, библиотека, строительство, открывашка, салфетница, перекресток, демонстрация). Упражнение 6 Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке». Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования «Кто поднимется выше?» Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке — остановка. Если ребенок ошибается, то повторяет слово с более низкой ступеньки. Упражнение 7 Вариант игры «Идем по лесенке». Можно предложить ребенку повторить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по лесенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз: СУП — ДЫМ ГУСЬ — КОТ ДОМ — НОС МЕХ - СОН — ЛОБ ДУШ — ЛОСЬ — МЫШЬ КУБ — ЛЕС — ФЕН. Упражнение 8 Повторение рядов слов, близких по звуковому составу: — отличающихся гласными звуками: СУК — СОК МЕХ — МАХ — МОХ МЯЧ — МЕЧ ДОМ — ДЫМ — ДАМ КИТ — КОТ БЫК — БОК — БАК — БУК ЛЕС — ЛИС ТОК — ТУК - ТИК - ТАК
САМ — СОМ НОС — НЁС СОН — СЫН ТИР — ТЁР ГОЛ — ГУЛ МЫЛО — МАЛО ЮЛА — ЮЛЯ ЛУНА — ЛЕНА; - отличающихся согласными звуками: СУК — СУП ДУБ — КУБ — СУП — ЗУБ НОС — НОЖ КОНЬ — КОМ - КОТ — КОЛ МЕХ — МЕЛ МАК — МАЙ — МАХ — МАЛ
ВОТ — ТОТ - КОТ — ГОД
ЛЕС — ЛЕВ — ЛЕИ КИТ — ВИД — ЩИТ СОМ - СОК - СОН КОЛ — ГОЛ — ПОЛ БОК — ТОК – СОК ЛОСЬ — ЛОБ — ЛОМ ЛЫЖА — ЖИЖА СОВА — СОФА КОЗА — КОСА КУЧА — ТУЧА РУКИ — ЩУКИ МЫЛО — БЫЛО ДЕТИ — СЕТИ
— отличающихся согласным звуком и местом ударения: ЛУНА — ЛУПА КОЖА — КОЗА ВАТА — ФАТА ПОЗА — КОЗА УШИ — УЖИ РУКИ — ЖУКИ. Упражнения на повторение с Выделением ударного слога Г' I Упражнение 9 Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог: КО — ФЕ.......... КО — ФЕ, КО. ЛИ — СА........... ЛИ — СА, СА. Упражнение 10 Выкладываются две картинки. Их названия содержат одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (ДЫня — воДА, КУбики — сапоГИ, ВЕник — ба-НАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций количество слогов также может расти, опора на картинки уменьшаться: Ягоды — миМОза — колеСО ТАпочки — поДУшка — запаДНЯ ЖАворонок — меДВЕдица — остаНОвка — магнитоФОН. Упражнение 11 С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается: — угадать слово, которое отхлопал другой ученик; — придумать слово к схеме; — поставить ударения на схемах (в виде диктанта). Упражнение 12 Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога. роЖКИ — РОЖки ЗАмок — заМОК маЗКИ — МАски КАдки — каТКИ муКА — МУка глаЗКИ — ГЛАзки ГВОздики — гвоЗДИки. Упражнения с перестановкой слогов Упражнение 13 Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся новое слово. Например: ЖИ — ЛЫ — ЛЫ — ЖИ. Слова: ЛА — Ю КИ — ПЯТ ЛО — ЖА КА - ЧАЙ ЛЫ — КО НА — СОС ЛА — МА КИ — РА НА — ВЕС СКА — ЛА БАН — КА; Слоги: КА — МУ, КА — СУМ, ТЯ — КА, ШИ — У, ЛЯ — КО, ВА - ТЫК, МА - Я, ТИ - НОГ, МА - ДО, ТА — ПАС, ТЯ — ТЕ, ТЫ - КУС, ПА - ЛИ, ЖА - ЛУ; ГИ - НО, КА - MAC, Л А — МЕТ, КА — ПАЛ БА — ТРУ; КАН — КАП ДУК — СУН, НИК — ЛЫЖ, ДУХ — ВОЗ, ТУК — ФАР, ТИК - ЛАС, ДЫШ - ЛАН, ПОТ - КОМ, ТИК - ВИН, ЛИК — КОЗ.
Упражнение 14 Педагог произносит три слога. Дети должны составить из них слово. КУ - КИ - БИ, СА — ГИ — ПО, КА — НА - БИ, ГО — ВА -ЛО, МА — НА — ЛИ, ПО — НО — ЛЕ, О — КА — СО, ГА — ТА — ЗЕ, КО — СО — ЛЕ, ПО — НЫ — ГО, КО — НО — ЛЕ, Я - ДЫ — ГО, ВО - СЫ — ЛО, БО — ТО — ЛО. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|