Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Разрыв отношений Ватикана с Францией





Одновременно с укреплением ватикано-германских и ватикано-австрийских связей при Пие X обострялись отношения папского престола с Францией и Россией. Выше отмечалось, что такой поворот событий начался уже при Льве XIII, который избегал столкновений, тем более разрыва с Францией. Пий X и его статс-секретарь Мерри дель Валь повели курс на резкое обострение отношений с этой страной. К этому привела их не только логика ориентации папства на Тройственный союз, но и вражда Пия X к республиканскому строю: для него Франция являлась страной масонства, безбожия и демократии.

В марте 1904 г. во Франции был принят закон, запретивший религиозным конгрегациям заниматься учебной деятельностью, церковные школы должны были быть закрыты. Пий X осудил этот закон.

В конце апреля 1904 г. французский президент Лубе отдал ответный визит королю Италии в Риме. В Ватикане усмотрели в этом акте оскорбление достоинства папы. 28 апреля папа направил правительству Франции ноту протеста, в которой говорилось, что приезд президента католического государства в Рим не к папе, а к тому, кто захватил его государственную власть и стесняет свободу и независимость, является тяжелым оскорблением для главы церкви. Папская нота попала в руки Жореса и была опубликована им в социалистическом органе "Юманите". В прогрессивных кругах Франции папская нота вызвала возмущение, с которым правительство не могло не считаться, 30 июля Франция разорвала дипломатические отношения с Ватиканом.

5 декабря 1905 г. во Франции был издан закон об отделении церкви от государства. В католических кругах Франции и среди части епископов были сторонники признания закона. Пий X с этим не посчитался: в феврале, а затем в августе 1906 г. появились две папские энциклики против отделения церкви от государства и против принятия епископами практических мероприятий, предусматривавшихся законом. В начале 1907 г. французская печать опубликовала документы, найденные в помещении нунциатуры после удаления из Парижа хранителя ее архива, свидетельствующие о том, что папское представительство было организатором заговора клерикалов против республики. Все это еще больше обострило отношения с Ватиканом.

Чтобы разжечь религиозный фанатизм французских католиков и использовать его против республиканского строя, Пий X поспешил закончить процесс подготовки к канонизации Жанны д'Арк. Процесс этот длился уже около трех десятилетий. В апреле 1909 г. в соборе Св. Петра в Риме, в присутствии более 30 тыс. паломников из Франции было зачитано папское бреве (грамота) о причислении Жанны д' Арк к лику блаженных. В Ватикане решили использовать в своих интересах уважение французского народа к памяти этой героргческой крестьянской девушки, сожженной в 1431 г. католическими инквизиторами. В своем выступлении перед паломниками папа сказал, что любовь католиков может внушить к себе то отечество, которое находится в священном союзе с церковью. Из этого вытекало, что Франция не может притязать на любовь своих подданных. Враждебная позиция Ватикана к Французской республике и поддержка им наиболее реакционных элементов в стране в немалой степени способствовали росту отрицательного отношения широких масс французского народа к церкви и религии.

Отношения с Россией

При Пие X отношения Ватикана с Россией ухудшились, однако не дошли до разрыва, как с Францией. Объясняется это тем, что в России началась в эти годы народная революция. Ленин писал: "История поставила теперь перед нами ближайшую задачу, которая является наиболее революционной из всех ближайших задач пролетариата какой бы то ни было другой страны. Осуществление этой задачи, разрушение самого могучего оплота не только европейской, но также (можем мы сказать теперь) и азиатской реакции сделало бы русский пролетариат авангардом международного революционного пролетариата"[31]. Папский престол, разумеется, не хотел крушения царизма и поэтому счел нецелесообразным углублять существующие разногласия. Царизм в свою очередь видел в Ватикане союзника против революции.

Главной опорой царизма в борьбе против революции была православная церковь. В районах с католическим населением, преимущественно в польских областях, с царизмом активно сотрудничала католическая церковь, в других районах - духовенство протестантское, мусульманское, иудейское и др. Оказывая помощь властям, католическое духовенство руководствовалось не только своей враждой к освободительной борьбе трудящихся, но и директивами, которые шли из Ватикана.

17 (30) декабря 1905 г. папа в беседе с Нарышкиным (министр-резидент царского правительства) "горячо порицал" революционное движение и заявил, что он "почел долгом обратиться со словами успокоения к римско-католическому духовенству в России, вменяя ему в священную обязанность наставлять свою паству в духе повиновения русским властям..."[32] В декабре 1905 г. была опубликована папская энциклика ("Полониэ популум"), адресованная к архиепископам и епископам католической церкви в России. Папа предлагал польским епископам увещевать верующих повиноваться властям, а от поляков-католиков он требовал отказаться от поддержки революционных партий, от революционной борьбы, больше думать о "загробном счастье": "Католическое учение наставляет нас, что искание вечных благ должно стоять выше каких бы то ни было преходящих земных выгод..." Энциклика заканчивалась славословием Николаю II.

Выступление папы было с радостью встречено в правящих кругах России. 8 декабря 1905 г. министр иностранных дел Ламздорф сообщал министру внутренних дел Дурново о папской энциклике и предлагал широко распространить это послание среди католического населения России, так как этот акт папы является "в высшей степени важным с политической точки зрения"[33].

Польские епископы поспешили выразить папе благодарность за его послание, среди поляков же это послание вызвало недовольство и протест: требовать от поляков верности царизму значило предавать коренные интересы польского народа, врагом которого был царизм. Кроме того, в энциклике содержалось и прямое осуждение национального движения поляков.

Так сотрудничали Ватикан и польская иерархия с российским царизмом, когда дело касалось борьбы с революционным движением.

В докладной записке от 3 января 1906 г. Николаю II министр иностранных дел Ламздорф предлагал вести совместно с правительством Германии, Ватиканом и единственной "централистически организованной и также всемирной" католической церковью борьбу против социализма в международном масштабе. Ламздорф писал, что протестантское правительство Германии уже давно сотрудничает в делах, относящихся к его внешней политике, с Ватиканом, защищая "стародавние устои", а во внутренней политике опирается на католическую партию центра. Что касается России, то "дружественное содействие Ватикана" в борьбе против социализма "могло бы точно так же оказаться чрезвычайно важным: не говоря уже об умеряющем влиянии св. престола через местное духовенство специально на наши польские дела, - в каковом направлении последняя энциклика папы к епископам Польши является весьма знаменательным шагом навстречу пожеланиям русского правительства, - Ватикан мог бы оказать неоцененную услугу в смысле сообщения русскому правительству... о сосредоточенных в Париже нитях разрушительной... организации, фактических данных по вопросу об указанной организации и ее разветвлениях, за которыми в Ватикане не могут не следить самым бдительным образом". Совет Ламздорфа понравился царю, и на его докладной записке Николай II написал: "Следует приступить к переговорам безотлагательно. Вполне разделяю высказанные здесь мысли"[34].

19 октября (1 ноября) 1906 г. министр-резидент при Ватикане Сазонов доносил в Петербург о своей беседе с кардиналом Мерри дель Валем о русско-ватиканских отношениях. Кардинал настаивал на учреждении в Петербурге нунциатуры или папского представительства в какой-либо иной форме, чего добивался еще Лев XIII. Сазонов доказывал в своем донесении, что правительству России выгодно сохранить хорошие отношения с Ватиканом и допустить в страну его представителя. Он сослался при этом на совпадение интересов царизма и папского престола: "Как та, так и другая власть по существу своему консервативна", как та, так и другая власть подвергается нападкам "врагов гражданского порядка"[35].

В апреле 1906 г. при вручении Пию X верительных грамот Сазонов имел с ним беседу, в частности о положении в польских областях. Папа, пишет Сазонов, сказал, что "его величество может вполне положиться на искренность его желания препятствовать польской пропаганде, которую он признает крайне опасной с точки зрения настоятельно необходимого в настоящее тяжелое время умиротворения Польши и прилегающих к ней губерний..."[36].

12 (25) июня 1907 г. Сазонов сообщал об отношении к полякам в Ватикане следующее: со времени Пия IX отношение к полякам здесь изменилось, и "положение, занимаемое поляками в настоящее время в Риме, представляется сильно поколебленным. Политические вожделения польских националистов не встречают ни в папе, ни в курии никакого сочувствия... Я не боюсь ошибиться, сказав, что среди всех народностей, входящих в состав римской церкви, поляки пользуются в настоящее время наименьшим расположением св. престола... Мне неоднократно приходилось слушать, - продолжал Сазонов, - как от кардинала статс-секретаря, так и от его сотрудников горькие сетования по адресу "ни в чем не знающих меры поляков""[37].

В депеше от 18 сентября (1 октября) 1907 г. поверенный в делах России при Ватикане барон Шиллинг писал министру иностранных дел, что папа Пий X "совершенно равнодушен к осуществлению национальных вожделений поляков. Всегда готовый поддержать последних во всем, что касается их веры, он часто упрекает их в склонности подчинить интересы католической церкви своим личным целям. Образчиком последнего могут служить недавно произнесенные папой слова, которые были сообщены мне вполне достоверным источником... Принимая одного прелата и беседуя с ним о положении в Познани, Пий X, со свойственным ему иногда пылом, воскликнул: "Уж эти поляки; они прежде всего - поляки, затем снова поляки и в третьих - поляки, и только потом немного католики...""[38]

Несмотря на объединявшую их вражду к революции, отношения между Ватиканом и Россией все более и более ухудшались. В августе 1912 г. и в 1913 г. Ватикан предъявил царскому правительству меморандумы о положении католической церкви в России. В этих документах папский престол добивался расширения деятельности католической церкви, учреждения митрополичьей кафедры и папской нунциатуры в Петербурге, изменения порядка публикации в России папских посланий и других документов, расширения католического религиозного обучения и т. д. Эти требования курии сталкивались с политикой царизма, рассчитанной на сохранение господствующего положения православной церкви. К тому же царские власти не доверяли католическому духовенству, подозревая его в сочувствии польскому национальному движению, несмотря на то, что и Ватикан и католические епископы в России готовы были делать все, чтобы ослабить влияние польских националистических кругов на католическое духовенство.

Расхождения по вопросам церковного устройства были, однако, не единственной причиной ухудшения ватикано-русских отношений. Эти расхождения существовали и раньше, но ни одна из сторон в интересах сотрудничества против революции не хотела углублять их. В годы же, предшествовавшие первой мировой войне, на взаимоотношениях Ватикана и России стало все больше сказываться то обстоятельство, что папский престол связал себя с Германией и Австро-Венгрией.

Ватикан, разделявший ненависть царизма к социализму и помогавший ему бороться с ним, предпочитал связать судьбы папства с государством, которое, по его мнению, наиболее успешно может справиться с ролью жандарма Европы. Таким он считал не Францию, где проводились антиклерикальные мероприятия и где в широких массах заметно было явно отрицательное отношение к церкви, не протестантскую Англию и не Россию, где народная революция расшатывала царизм и оказывала огромное влияние на другие страны, а кайзеровскую Германию, реакционный режим которой Ватикану казался незыблемым и где связанная с Ватиканом католическая партия центра стала с начала XX в. одной из ведущих партий германского империализма и правительственной партией.

Но и в этих условиях царское правительство ценило антиреволюционную роль Ватикана и считало необходимым договориться с ним. В январе 1914 г. министр иностранных дел Сазонов одобрил составленную в его министерстве записку, в которой доказывалось, что "использование громадной консервативной силы католической церкви для борьбы с все усиливающимися ныне социалистическим и противоправительственными течениями в народе не может не отвечать самым существенным интересам государства".

В записке в качестве примера приводилось то обстоятельство, что в Германии католические организации ведут сильную борьбу с социалистическими организациями и что в Италии антиклерикальное правительство тайно заключило соглашение с католическими организациями во время последних парламентских выборов.

Далее в записке говорилось, что соглашение с Ватиканом - лучший путь, чтобы воздействовать на католическое епархиальное начальство и духовенство в России; кроме того, указывалось в записке, "не исключена и возможность, в случае нахождения на святом престоле крупной политической личности вроде Льва XIII и использования международной силы и влияния католической церкви в смысле достижения чисто светских целей мировой политики..."[39]







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.