Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Создание презентаций. Работа в MS Power Point





ТЕМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Направление подготовки______ 35.04.04-01 «Агрономия»

Магистерские программа «Общее земледелие»

Практическое занятие № 1-2

 

«Компьютерные технологии решения задач оптимизации (линейного программирования) с Excel: задачи о распределении ресурсов»

Цель работы – Познакомить с компьютерными технологиями решения задач оптимизации (линейного программирования) в Microsoft Excel.

Теоретические сведения: Вуколов Э.А. Основы статистического анализа…(см. Электронные книги). Глава 9, стр. 300-326.

Задача. Предприятие производит и продаёт продукцию двух видов: «1 Продукт» и «2 Продукт». Для производства продукции используются ресурсы двух категорий: А и В. Расходы ресурсов А и В на производство единицы продукции каждого вида, запасы ресурсов и цены продукции приведены в таблице 1.

Таблица 1

Ресурсы Расход ресурсов на ед. продукции Запасы ресурсов
1 Продукт 2 Продукт
А 1 2 3
В 3 1 3
Количество продукции  
Цены 2(ден. ед.) 1(ден. ед.)  

 

Выяснить, какое количество продукции каждого вида надо производить предприятию (составить план производства), чтобы получить максимум прибыли.

Задание. 1. Составить математическую модель задачи.

2. Решить задачу в Excel.

Решение. 1. Составить математическую модель задачи. Для составления математической модели задачи прежде всего введём переменные (неизвестные) задачи: - количество продукции 1-го вида, а - количество продукции 2-го вида, производимые предприятием.

Ограниченность запасов ресурсов приводит к ограничениям на и : ограничения на расход ресурса А ,

ограничения на расход ресурса В .

Кроме того, .

Качество решения задачи определяется с помощью целевой функции задачи - функции, определяющей доход предприятия от продажи продукции: .

Задача об определении плана производства продукции свелась к следующей математической задаче: найти вектор (план производства), координаты которого удовлетворяют системе ограничений

и условиям неотрицательности ,

который доставляет максимум целевой функции .

Эту математическую задачу принято записывать в виде

(1)

(2)

. (3)

и называть математической моделью данной производственной задачи.

Подобные задачи называются задачами линейного программирования. Они изучаются в разделе математики, называемом математическим программированием. Так как переменные и входят в систему ограничений (2) и целевую функцию (1) линейно, то эту задачу математического программирования называют задачей линейного программирования.

Множество точек декартовой плоскости , координаты которых удовлетворяют системе ограничений (2) и условиям неотрицательности (3), называется областью допустимых решений задачи линейного программирования(областью допустимых планов). В данной задаче она представляет собой выпуклый четырёхугольник. Значения и из области допустимых планов, при которых принимает наибольшее значение в этой области, называются оптимальными(оптимальный план), а соответствующее наибольшее значение является оптимальным значением прибыли. Таким образом, задача о распределении ресурсов является задачей оптимизации и её математической моделью служит задача линейного программирования, заключающаяся в поиске оптимального плана и оптимального значения целевой функции.

Задачей оптимизации может быть поиск наименьшего значения.

2. Решение задачи в Excel.

2.1. Ввод данных и формул в таблицу Excel. Открыть Книгу Excel, Лист1.

-Объединим ячейки В1 и С1. Для этого выделить ячейки, нажать правую кнопку мыши. В появившемся окне вызвать «Формат ячеек», затем «Выравнивание» и поставить галочку против опции «объединение ячеек», нажать ОК. В объединённые ячейки впишем заголовок «Переменные».

-В ячейку А2 вписать «Имя», в А3- «План», в ячейку А4 «Цена», в В2- «1 Продукт», в С2- «2 Продукт», в D2 «Прибыль».

-В ячейки В4 и С4 заносятся значения цен на продукцию.

-Для переменных и отводятся ячейки В3 и С3. Это изменяемые(рабочие) ячейки, В них исходные данные не заносятся и в результате решения задачи в эти ячейки будут вписаны оптимальные значения. Таблица данных будет иметь вид

-В ячейке D4 после окончания решения задачи будет указана оптимальное значение прибыли(целевая ячейка). С этой целью в ячейку D4 вводится формула для вычисления значений целевой функции . Для этого надо выполнить следующие операции:

1) курсор в D4, выделить эту ячейку,

2) щёлкнув по кнопке вызвать Мастера функций, в открывшемся окне в категории «10 недавно использовавшихся» выбрать «Математические», а затем «СУММПРОИЗВ», ОК.

 

В появившемся окне «Аргументы функции» в поле «Массив 1» ввести адреса изменяемых ячеек В3:С3(протаскивая курсор мыши по ячейкам), в поле «Массив 2» вводятся адреса ячеек с ценами на продукцию В4:С4, «Массив 3» игнорируется. Нажать ОК. В ячейке D4 появится число 0.

-Объединить ячейки В5 и С5 и вписать «Ограничения», в А6- «Ресурсы», в В6 и С6 и , в D6 «Расход», в Е6 «Запасы», А7 и А8 значки ресурсов,

в поле В7:С8- нормы расхода ресурсов.

-В ячейку D7 вводится формула вычисления израсходованного ресурса А , в ячейку D8- формула израсходованного ресурса В

(также, как и формула целевой функции).

- В ячейки Е7 и Е8 вносим размеры запасов ресурсов.

Данные и формулы введены. Интерфейс задачи будет иметь вид

2.2. Использование надстройки Excel «Поиск решения».

Надстройка Excel «Поиск решения» при первом использовании должна быть предварительно активирована. Открыв Excel, нажать кнопки «Office» «Параметры Excel» «Надстройки» «Неактивные надстройки приложений» выделить строку «Поиск решения» «Управление: надстройки Excel» «перейти» ОК.

Щёлкнув на ленте кнопку «Данные», затем «Поиск решений» откроем окно «Поиск решений».

-В поле «Установить целевую ячейку» ввести адрес целевой ячейки D4, щёлкнув по ней курсором мыши.

-Выбрать «равной максимальному значению».

-В поле «изменяя ячейки» указать адреса В3:С3.

-В поле «Ограничения» щёлкнуть «Добавить». После появления поля «Добавление ограничения» в поле «Ссылка на ячейку:» сделать ссылку на ячейку D7, выбрать знак , в поле «Ограничение:» ввести адрес ячейки с запасом ресурса А- Е7. Вновь выбрать «Добавить» провести ввод ограничения по ресурсу В, затем по ограничению . После этого нажать ОК.

2.3. Настройка параметров решения задачи.

Выбрав в окне «Поиск решений» опцию «Параметры» в появившемся окне «Параметры поиска решения»установить флажок в поле «Линейная модель». При таком выборе при решении задачи будет использоваться симплекс-метод. Остальные значения можно оставить без изменения. Нажать ОК.

2.3. Завершение решения задачи и просмотр результатов.

В окне «Поиск решений» нажимаем кнопку «Выполнить». Появляется окно «Результаты поиска решения». Можно выбрать тип отчёта, сохранить найденное решение или восстановить исходные значения, ОК.

В ячейках В3 и С3 появятся оптимальные значения плана 0,6 и 1,2, а в ячейке D4 оптимальное значение прибыли 2,4. Задача решена.

 

 

 

 

Практическое занятие № 3-4

 

«Компьютерные технологии методов математической статистики в агрономии. Изучение взаимосвязи социально-экономических явлений, элементы корреляционно-регрессионного анализа. Линейный коэффициент корреляции и регрессионный анализ, отыскание параметров регрессии методом наименьших квадратов с Excel.

Цель работы – Познакомить с компьютерными технологиями статистических методов исследования взаимосвязи в агрономии с Microsoft Excel.

Теоретические сведения: Лялин В.С., Зверева И.Г., Никифорова Н.Г. – Статистика. Теория и практика в Excel. 2010…(см. Электронные книги). Глава 7, стр. 228-233, 243-265.

Задание: получены данные измерений количественных характеристик признаков (от общего количества в процентах) вида X и вида Y за 6 лет. Найти 1) линейный коэффициент корреляции, 2) сделать заключение о наличии и характере связи между величинами X и Y; 3) по исходным данным составить уравнение линейной регрессии Y на X; 4) найти параметры линейной регрессии.

Решение выполнить с Excel.

1. Исходные данные занести в столбцы А и В.

2. Ячейку D16 отвести для коэффициента корреляции и вставить в неё формулу (из категории функций – статистические) =КОРРЕЛ(A5:A11;B5:B11): в первый массив указать адреса ячеек A5:A11, во второй массив B5:B11. Нажать ОК.

3. В ячейке D16 появится значение линейного коэффициента корреляции.

4. Сделать заключение о наличии и характере связи между величинами X и Y.

5. Выделив столбцы исходных данных создать диаграмму «Точечная», выбрав первую из точечных. Добавить линейный тренд, поставить галочки в окнах вывода уравнения тренда и уровня достоверности. Отформатировать диаграмму в соответствие с рисунком.

6. В столбец С ввести формулу =-2,5714*х+79,157. В этом столбце появятся значения Y, найденные по теоретической линейной регрессии Y на X (столбцы А и В представляют эмпирическую регрессию).

 

 

Практическое занятие № 5-6

Вводная лабораторная работа

Этот параграф предназначен для первого знакомства с приемами работы в среде MathCAD. Здесь приведено подробное описание того, как в MathCAD можно выполнить простейшие арифметические вычисления, ввести выражение, содержащее переменные, определить функцию и построить её график, решить уравнение или систему уравнений. Выполняйте последовательно все действия, указанные в решениях. Выполнив предписанное, читатель сам сообразит, что произошло, и каким способом достигнут результат. Для сокращения записи условимся обозначать клавиши, которые нужно нажимать на клавиатуре, угловыми скобками: например, <x> означает, что необходимо нажать клавишу х; <Shift>+<x> означает, что нужно нажать клавишу Shift и, не отпуская её, - клавишу х; <Space> - пробел; <Backspace> - удаление влево.

Итак, на рабочем столе щелкните мышью кнопку Пуск, наведите мышь на строку Программы, далее – на строку Mathsoft Apps и щелкните по строке MathCAD 2000 Professional. Появится заставка программы. Затем появится рабочее окно пакета, и приступайте к работе. Если после заставки на фоне рабочего документа появится окно Tip of Day, закройте его. Обратите внимание на белое пространство на экране. Это окно рабочего документа MathCAD – пространство, в котором располагаются все введенные команды и выражения, куда MathCAD выводит результаты вычислений и графики. Содержание этого окна можно редактировать, форматировать, сохранять в файлах, печатать и др.

 

Задание

 

 

 

ТЕМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Направление подготовки______ 35.04.04-01 «Агрономия»

Магистерские программа «Общее земледелие»

Практическое занятие № 1-2

 

«Компьютерные технологии решения задач оптимизации (линейного программирования) с Excel: задачи о распределении ресурсов»

Цель работы – Познакомить с компьютерными технологиями решения задач оптимизации (линейного программирования) в Microsoft Excel.

Теоретические сведения: Вуколов Э.А. Основы статистического анализа…(см. Электронные книги). Глава 9, стр. 300-326.

Задача. Предприятие производит и продаёт продукцию двух видов: «1 Продукт» и «2 Продукт». Для производства продукции используются ресурсы двух категорий: А и В. Расходы ресурсов А и В на производство единицы продукции каждого вида, запасы ресурсов и цены продукции приведены в таблице 1.

Таблица 1

Ресурсы Расход ресурсов на ед. продукции Запасы ресурсов
1 Продукт 2 Продукт
А 1 2 3
В 3 1 3
Количество продукции  
Цены 2(ден. ед.) 1(ден. ед.)  

 

Выяснить, какое количество продукции каждого вида надо производить предприятию (составить план производства), чтобы получить максимум прибыли.

Задание. 1. Составить математическую модель задачи.

2. Решить задачу в Excel.

Решение. 1. Составить математическую модель задачи. Для составления математической модели задачи прежде всего введём переменные (неизвестные) задачи: - количество продукции 1-го вида, а - количество продукции 2-го вида, производимые предприятием.

Ограниченность запасов ресурсов приводит к ограничениям на и : ограничения на расход ресурса А ,

ограничения на расход ресурса В .

Кроме того, .

Качество решения задачи определяется с помощью целевой функции задачи - функции, определяющей доход предприятия от продажи продукции: .

Задача об определении плана производства продукции свелась к следующей математической задаче: найти вектор (план производства), координаты которого удовлетворяют системе ограничений

и условиям неотрицательности ,

который доставляет максимум целевой функции .

Эту математическую задачу принято записывать в виде

(1)

(2)

. (3)

и называть математической моделью данной производственной задачи.

Подобные задачи называются задачами линейного программирования. Они изучаются в разделе математики, называемом математическим программированием. Так как переменные и входят в систему ограничений (2) и целевую функцию (1) линейно, то эту задачу математического программирования называют задачей линейного программирования.

Множество точек декартовой плоскости , координаты которых удовлетворяют системе ограничений (2) и условиям неотрицательности (3), называется областью допустимых решений задачи линейного программирования(областью допустимых планов). В данной задаче она представляет собой выпуклый четырёхугольник. Значения и из области допустимых планов, при которых принимает наибольшее значение в этой области, называются оптимальными(оптимальный план), а соответствующее наибольшее значение является оптимальным значением прибыли. Таким образом, задача о распределении ресурсов является задачей оптимизации и её математической моделью служит задача линейного программирования, заключающаяся в поиске оптимального плана и оптимального значения целевой функции.

Задачей оптимизации может быть поиск наименьшего значения.

2. Решение задачи в Excel.

2.1. Ввод данных и формул в таблицу Excel. Открыть Книгу Excel, Лист1.

-Объединим ячейки В1 и С1. Для этого выделить ячейки, нажать правую кнопку мыши. В появившемся окне вызвать «Формат ячеек», затем «Выравнивание» и поставить галочку против опции «объединение ячеек», нажать ОК. В объединённые ячейки впишем заголовок «Переменные».

-В ячейку А2 вписать «Имя», в А3- «План», в ячейку А4 «Цена», в В2- «1 Продукт», в С2- «2 Продукт», в D2 «Прибыль».

-В ячейки В4 и С4 заносятся значения цен на продукцию.

-Для переменных и отводятся ячейки В3 и С3. Это изменяемые(рабочие) ячейки, В них исходные данные не заносятся и в результате решения задачи в эти ячейки будут вписаны оптимальные значения. Таблица данных будет иметь вид

-В ячейке D4 после окончания решения задачи будет указана оптимальное значение прибыли(целевая ячейка). С этой целью в ячейку D4 вводится формула для вычисления значений целевой функции . Для этого надо выполнить следующие операции:

1) курсор в D4, выделить эту ячейку,

2) щёлкнув по кнопке вызвать Мастера функций, в открывшемся окне в категории «10 недавно использовавшихся» выбрать «Математические», а затем «СУММПРОИЗВ», ОК.

 

В появившемся окне «Аргументы функции» в поле «Массив 1» ввести адреса изменяемых ячеек В3:С3(протаскивая курсор мыши по ячейкам), в поле «Массив 2» вводятся адреса ячеек с ценами на продукцию В4:С4, «Массив 3» игнорируется. Нажать ОК. В ячейке D4 появится число 0.

-Объединить ячейки В5 и С5 и вписать «Ограничения», в А6- «Ресурсы», в В6 и С6 и , в D6 «Расход», в Е6 «Запасы», А7 и А8 значки ресурсов,

в поле В7:С8- нормы расхода ресурсов.

-В ячейку D7 вводится формула вычисления израсходованного ресурса А , в ячейку D8- формула израсходованного ресурса В

(также, как и формула целевой функции).

- В ячейки Е7 и Е8 вносим размеры запасов ресурсов.

Данные и формулы введены. Интерфейс задачи будет иметь вид

2.2. Использование надстройки Excel «Поиск решения».

Надстройка Excel «Поиск решения» при первом использовании должна быть предварительно активирована. Открыв Excel, нажать кнопки «Office» «Параметры Excel» «Надстройки» «Неактивные надстройки приложений» выделить строку «Поиск решения» «Управление: надстройки Excel» «перейти» ОК.

Щёлкнув на ленте кнопку «Данные», затем «Поиск решений» откроем окно «Поиск решений».

-В поле «Установить целевую ячейку» ввести адрес целевой ячейки D4, щёлкнув по ней курсором мыши.

-Выбрать «равной максимальному значению».

-В поле «изменяя ячейки» указать адреса В3:С3.

-В поле «Ограничения» щёлкнуть «Добавить». После появления поля «Добавление ограничения» в поле «Ссылка на ячейку:» сделать ссылку на ячейку D7, выбрать знак , в поле «Ограничение:» ввести адрес ячейки с запасом ресурса А- Е7. Вновь выбрать «Добавить» провести ввод ограничения по ресурсу В, затем по ограничению . После этого нажать ОК.

2.3. Настройка параметров решения задачи.

Выбрав в окне «Поиск решений» опцию «Параметры» в появившемся окне «Параметры поиска решения»установить флажок в поле «Линейная модель». При таком выборе при решении задачи будет использоваться симплекс-метод. Остальные значения можно оставить без изменения. Нажать ОК.

2.3. Завершение решения задачи и просмотр результатов.

В окне «Поиск решений» нажимаем кнопку «Выполнить». Появляется окно «Результаты поиска решения». Можно выбрать тип отчёта, сохранить найденное решение или восстановить исходные значения, ОК.

В ячейках В3 и С3 появятся оптимальные значения плана 0,6 и 1,2, а в ячейке D4 оптимальное значение прибыли 2,4. Задача решена.

 

 

 

 

Практическое занятие № 3-4

 

«Компьютерные технологии методов математической статистики в агрономии. Изучение взаимосвязи социально-экономических явлений, элементы корреляционно-регрессионного анализа. Линейный коэффициент корреляции и регрессионный анализ, отыскание параметров регрессии методом наименьших квадратов с Excel.

Цель работы – Познакомить с компьютерными технологиями статистических методов исследования взаимосвязи в агрономии с Microsoft Excel.

Теоретические сведения: Лялин В.С., Зверева И.Г., Никифорова Н.Г. – Статистика. Теория и практика в Excel. 2010…(см. Электронные книги). Глава 7, стр. 228-233, 243-265.

Задание: получены данные измерений количественных характеристик признаков (от общего количества в процентах) вида X и вида Y за 6 лет. Найти 1) линейный коэффициент корреляции, 2) сделать заключение о наличии и характере связи между величинами X и Y; 3) по исходным данным составить уравнение линейной регрессии Y на X; 4) найти параметры линейной регрессии.

Решение выполнить с Excel.

1. Исходные данные занести в столбцы А и В.

2. Ячейку D16 отвести для коэффициента корреляции и вставить в неё формулу (из категории функций – статистические) =КОРРЕЛ(A5:A11;B5:B11): в первый массив указать адреса ячеек A5:A11, во второй массив B5:B11. Нажать ОК.

3. В ячейке D16 появится значение линейного коэффициента корреляции.

4. Сделать заключение о наличии и характере связи между величинами X и Y.

5. Выделив столбцы исходных данных создать диаграмму «Точечная», выбрав первую из точечных. Добавить линейный тренд, поставить галочки в окнах вывода уравнения тренда и уровня достоверности. Отформатировать диаграмму в соответствие с рисунком.

6. В столбец С ввести формулу =-2,5714*х+79,157. В этом столбце появятся значения Y, найденные по теоретической линейной регрессии Y на X (столбцы А и В представляют эмпирическую регрессию).

 

 

Практическое занятие № 5-6

Создание презентаций. Работа в MS Power Point

Цель работы – уточнить правила создания презентаций в Microsoft Power Point.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.