Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приемы и методы управления инновационной деятельностью





 

Методы управления — совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления. Понятие «метод» означает также способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством и др.).

При управлении инновационной деятельностью для повышения ее эффективности применяются как общенаучные методы анализа, синтеза, оптимизации и др., так и специфические методы управления, к которым относятся научные подходы, методы исследования операций, функционально-системный анализ, а также методы управления персоналом.

В мировой практике наработаны универсальные методы инновационного менеджмента, прошедшие апробацию во многих странах. Выделим наиболее главные из них:

1.«Все новое создается отдельно от старого». Все попытки превратить уже существующее подразделение на производстве в основного исполнителя по реализации инновационного проекта, идеи и т. д. заканчиваются, как правило, провалом. Особенно ярко эта тенденция проявляется в отношении крупных предприятий, но она характерна и для средних и даже малых. Причин тому несколько:

– во-первых, на действующем предприятии силы и время его работников в первую очередь направлены на выполнение традиционных для них текущих задач, когда все отлажено, отрегулировано, привычно, знакомо и т. д. Все новое выглядит поначалу малоубедительным и наталкивается на вполне понятное сопротивление. Поэтому его реализация зачастую откладывается до более подходящего момента, который, естественно, так никогда и не приходит;

– во-вторых, самое большое, на что способно функционирующее подразделение — это расширять, модернизировать, приспосабливать то, что уже существует, работает, но не экспериментировать. В связи с этим инновационным проектом должна заниматься структура, специально созданная для этого.

2. Внутри предприятия должен быть создан некий анклав предпринимательско-инновацинной деятельности, направленный в день завтрашний. Эта работа не может носить директивный характер, но вместе с тем она требует четкой разработки и систематического анализа инновационных возможностей со стороны людей, пользующихся на предприятии очень высоким авторитетом. Об инновационных идеях следует информировать на предприятии тех, кто непосредственно руководит инновационной работой. Линейных руководителей, отвечающих за текущее производство, «озадачивать» инновационными вопросами ни в коем случае не рекомендуется. Они просто начнут тихо саботировать этот процесс. Конечно, на большинстве предприятий такое утверждение будет встречено «в штыки», как отступление от общепринятых норм. Это, как говорят, их проблемы. Новый проект является, в сущности, «младенцем», которому нужна благоприятная для развития среда. Линейный руководитель, отвечающий за текущее положение дел, вовсе не склонен тратить свое время на «младенца», которого, кстати, не считает своим и не понимает. Зачем ему лишние хлопоты? Нельзя сказать, что ему совсем чужда идея новизны, но он слишком ответствен за традиционную продукцию, и понять его можно.

Обособление инновационного проекта с самого начала в отдельную производственную структуру является наилучшим, а, возможно, и вообще единственным способом, позволяющим спасти и развить инновационные цели, устремленные в завтра.

Поэтому на предприятиях всех форм собственности должен быть лидер-новатор, готовый выделить ресурсы на разработку новой продукции, и постоянно заинтересованный в инновациях персонал. Предприятиям необходимо проводить постоянный мониторинг развития науки и техники для внедрения последних достижений в этих областях в производственный процесс и своевременного отказа от используемой устаревшей продукции и технологии производства.

Источниками информации могут служить отраслевые конференции, сеть научной информации, профессиональные совещания и другие каналы. Для адаптации инновационных решений необходимо: проведение маркетинговых исследований по выявлению потребительских предпочтений и изменений на рынке продукции, разработки индивидуальной политики предприятия на рынке, сегментирование, позиционирование, определение потенциала развития предприятия и выявление «узких мест».

3. Ограждение любого инновационного мероприятия от непосильных нагрузок. Отдача от реализации инновационного проекта существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. В обоих случаях прибыль измеряется по-разному. Применительно к традиционной продукции или услугам сегодня, например, можно рассчитывать минимум на 15 % прибыли (без учета налога) и на рост в 10 %. Но эта фраза будет звучать бессмысленно относительно проекта, где рассчитать результат по процентам просто невозможно. Вложения в разработку новых ви­дов продукции или услуг и приносимые при их реализа­ции доходы не должны включаться в проводимый на пред­приятии анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые виды продукции или услуги не продержатся на рынке в течение нескольких лет.

Конечно, новаторские начинания приносят предприятию позитивные результаты (прибыль) далеко не сразу, в течение длительного времени они требуют только ресурсов. Более того, если инновационная идея, будучи внедренной в производство, не дает как минимум пятидесятикратной отдачи на вложенный капитал, можно считать ее неудачей. Инновации начинаются с малого, но результаты их должны быть масштабными, вырастать в крупное производство, а не быть в роли некоего усовершенствования существующей продукции или услуг.

4. Четкое определение круга ответственных за инновации лиц. На средних, растущих предприятиях ответственность лежит, как правило, на директоре-распорядителе, в крупных — на одном из высших руководителей. На мелких же предприятиях работник, отвечающий за эту деятельность, может иметь ряд параллельных обязанностей.

Политика стратегических принципов, изложенных выше, может быть по многим мотивам и отвергнута. Не исключено, что кто-то посчитает эти принципы обузой, которая, наоборот, сдерживает дух творчества, инновационного предпринимательства и т. д. Но в таком случае не стоит уповать на большие и устойчивые успехи. Сомнительно, чтобы руководители предприятия сами, не прибегая к копилке тех знаний, которыми богата мировая практика, успешно организовали инновационно-предпринимательскую деятельность. Одно желание начать такую деятельность может быть достаточным фактором только лишь у руководителя новых и небольших по размеру, рисковых (венчурных) предприятий. На крупных предприятиях этого условия мало. Нужен солидный кол­лектив специалистов, желающих и умеющих работать. Необходимо должным образом сконцентрировать и направить их усилия, а главное — организовать процесс систематической оценки эффективности инновационно-предпринимательской деятельности и внедрять систему инновационного менеджмента. Без этого любое производство со временем начнет необратимо терять свои позиции на рынках. Причем осознание этого фактора приходит к руководству предприятия, как правило, слишком поздно.

В целом, анализ состояния теории инноваций и существующих проблем организации управления инновационными процессами на предприятиях показывает, что эффективность инновационной деятельности во многом зависит от того, насколько грамотно она организована. При этом организация управления инновациями на конкретном предприятии сама становится одной из серьезнейших проблем. В настоящее время существует широкий спектр подходов к организации инновационного процесса, каждый из которых может быть применим полностью или частично, в зависимости от условий существования предприятия и его особенностей.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.