Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Жизнь вечная — в свободе сынов Божьих





Как кстати было бы, если бы Иегова Бог сделал это наступающее седьмое тысячелетие временем субботы — отдыха и освобождения, великой юбилейной субботы, когда будет провозглашена свобода по всей земле, всем ее обитателям! Это было бы как нельзя вовремя для человечества. Это было бы очень логично и со стороны Бога, ведь, помните, у человечества еще впереди то, что последняя книга Священной Библии называет царствованием Иисуса Христа на протяжении тысячи лет, тысячелетним Правлением Христа. Иисус Христос, еще будучи на земле, девятнадцать столетий назад пророчески сказал о Себе: «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:8). И, если бы Правление Иисуса Христа, «Господина субботы», протекало бы параллельно седьмому тысячелетию человеческого существования, это не было бы простой случайностью, но произошло бы согласно полному любви замыслу Иеговы Бога.

 

 

Сказала ли организация «прямо, без обиняков», что 1975 год обозначит начало тысячелетия? Нет. Но приведенный отрывок был кульминацией всей тщательно построенной аргументации, которая была развита в той главе.

В связи с 1975 годом не было сделано никаких прямых, решительных предсказаний. Но автор готов был заявить, что было бы так «кстати», так «логично со стороны Бога», если бы Он начал новое тысячелетие именно в это время. Мне кажется, что, если несовершенный человек говорит, что было бы «кстати», а что «некстати» со стороны Бога Вседержителя, для этого он должен обладать немалой степенью уверенности и это, конечно, не является «просто высказанным мнением». Этого настоятельно просит, нет, даже требует благоразумие. Еще более сильным является следующее предложение о том, что «если бы Правление Иисуса Христа, «Господина субботы», протекало бы параллельно седьмому тысячелетию человеческого существования, это не было бы простой случайностью, но произошло бы согласно полному любви замыслу Иеговы Бога».

В том же 1966 году в журнале «Пробудись!» — приложении к «Сторожевой башне» — была напечатана статья под названием «Как долго это еще будет продолжаться?». В подзаголовке «6000 лет завершаются в 1975 году» говорилось, что тысячелетие — это последние 1000 лет в 7000 лет дня отдыха Бога. Далее в ней говорилось (сс. 19, 20):

 

Чрезвычайно важным является тот факт, что мы приближаемся к концу 6000 лет существования человечества. Является ли день отдыха Божьего параллельным тому времени, в течение которого человек находился на земле? По всей видимости, да. Из самых достоверных исследований библейской хронологии, совпадающих со многими общепринятыми датами мирской истории, мы узнаем, что Адам был сотворен осенью 4026 года до н. э. Где–то в том же году вполне могла быть сотворена Ева, после чего сразу начался период отдыха Божьего. Тогда в каком же году завершатся первые 6000 лет сушествования человека и первые 6000 лет Божьего отдыха? В 1975 году. На это стоит обратить внимание, особенно ввиду того, что «последние дни» начались в 1.914 году и что физические факты наших дней, свидетельствующие об исполнений пророчества, отмечают последнее поколение этого беззаконного мира. Можно ожидать, что ближайшее будущее наполнится волнующими событиями для тех, чья вера покоится в Боге и Его обетованиях. Это значит, что в течение ближайших нескольких лет мы станем свидетелями исполнения оставшихся пророчеств, касающихся «времени конца».

 

 

«Сторожевая башня» за 1 мая 1968 года продолжала поддерживать эти надежды. На с. 272 говорилось:

 

 

«Ближайшее будущее обязательно наполнится решающими событиями, ибо эта старая система близится к полному концу. Самое позднее через несколько лет исполнится завершающая часть библейских пророчеств, связанных с «последними днями», в результате чего произойдет освобождение уцелевшего человечества во время славного тысячелетнего Правления Христа. Какие трудные, но в то же время славные дни ожидают нас!» (курсив мой — Р. Ф.).

 

 

Спустя пятнадцать лет можно спросить: что означают слова «ближайшее будущее»? И через сколько — «самое позднее через несколько лет»?

В статье под названием «Что принесут 1970–е?» в журнале «Пробудись!» за 8 октября 1968 года вновь подчеркивалось, как коротко оставшееся время. В начале статьи на с. 13 говорилось:

 

 

«Тот факт, что прошло уже 54 года того времени, которое называется «последними днями», чрезвычайно важен. Он означает, что остается самое большее несколько лет до того момента, когда полная беззакония система вещей, преобладающая в мире, будет разрушена Богом».

 

 

Далее, говоря о 1975 годе как о завершающем моменте 6000–летнего периода человеческой истории, статья утверждала (с. 14):

 

 

«Есть и другой способ, помогающий подтвердить, что мы Действительно живем в завершающие несколько лет этого «времени конца» (Дан. 12:9). Библия показывает, что мы приближаемся к концу полных 6000 лет человеческой истории».

 

 

Снова и снова публикации «Сторожевой башни» приводили утверждения известных людей или «экспертов» в любой сфере деятельности, каким–либо образом упомянувших 1975 год, например, высказывание бывшего государственного секретаря США Дина Эйксона, сделанное в 1960 году:

 

 

«Я достаточно хорошо знаю, что происходит вокруг, чтобы уверить вас: через пятнадцать лет с сегодняшнего момента (т. е. к 1975 году) в этом мире будет слишком опасно жить».

 

 

Книга «Голод — 1975!», написанная двумя экспертами по продовольствию, цитировалась постоянно, особенно часто приводились следующие утверждения:

 

 

«К 1975 году мир столкнется с бедствием беспрецедентного масштаба. Голод, какого еще не было в истории, обрушится на неразвитые народы».

«Я предвижу конкретный срок, 1975 год, когда у нас наступит новый кризис во всей его необыкновенной важности».

«К 1975 году гражданские выступления, анархия, военные диктатуры, безудержная инфляция, крушения транспорта и беспорядочное волнение станут повседневной реальностью для многих голодных народов».

 

 

Через три года после первоначального упоминания о 1975 годе в книге «Жизнь вечная — в свободе сынов Божьих» ее автор, Фред Франц, написал новую работу под названием «Приближающийся тысячелетний покой»[145]. Кроме всего прочего, эта брошюра высказывалась еще более определенно и конкретно, чем предыдущие публикации. Она была выпущена в 1969 году и содержала следующие заявления (сс. 25, 26):

 

В недавние годы усердные исследователи Священной Библии еще раз проверили ее хронологию. Согласно их вычислениям, шесть тысячелетий жизни человечества на земле закончатся в середине 1970–х годов. Таким образом, седьмое тысячелетие со дня сотворения человека Иеговой Богом начнется менее чем через десять лет.

Чтобы Иисус Христос мог быть «Господином и субботы», Его Тысячелетнее правление должно быть седьмым в последовательности тысячелетних периодов (см. Мф. 12:8). Тогда это Правление будет Правлением субботним.

 

 

Аргументация здесь вполне ясная и прямая: как суббота являлась седьмым днем, следующим за шестью днями труда, так и Тысячелетнее правление Христа будет субботним седьмым тысячелетием, следующим за шестью тысячелетиями тяжкого труда и страданий. Эти утверждения никак нельзя назвать неопределенными или двусмысленными. Как говорится на с. 26:

 

 

«Чтобы Иисус Христос мог быть «Господином и субботы», Его Тысячелетнее правление должно быть седьмым в последовательности тысячелетних периодов».

 

 

Как раньше было обозначено, какие действия Бога были бы «кстати» или «логичными», так и теперь человеческие рассуждения выдвигают такое требование в адрес Сына Божьего: для того, чтобы Он мог остаться таким, каким Себя называет, «Господином субботы», Его правление «должно быть» седьмым тысячелетием в последовательности тысячелетий. Шесть тысяч лет завершаются в 1975 году; правление Христа, согласно этим аргументам, «должно быть седьмым», следующим тысячелетием. Таким образом, «верный и благоразумный раб» составил для своего Господина план, которого Он должен был придерживаться, если хотел остаться верным Своему Слову.

Хотя этот материал был лучше обработан, и его высказывания были более утонченными, по сути своей он был удивительно похож на буклет судьи Рутерфорда «Миллионы живущих теперь не умрут вовек», в которой он, по собственному признанию, сделал «ослиные» заявления. Кроме новой даты, все выглядело так, как будто часы были переведены на полстолетия назад, во времена, предшествовавшие 1925 году. Разница заключалась в том, что все, что говорилось тогда, теперь говорилось в связи с 1975 годом[146].

С наступлением 1970 года надежды продолжали укрепляться. Журнал «Пробудись!» за 8 октября 1971 года вновь говорил о шести временах труда и забот, за которыми следовало седьмое (субботнее) время покоя:

 

 

«Итак, во время этого десятилетия, тогда, когда мы приближаемся к завершению шести тысяч лет человеческого существования, у нас есть волнующая надежда, что великая Суббота покоя действительно близка».

 

 

Под этим заявлением находилась следующая схема:

 

В то время, как мы приближаемся к концу 6000 лет человеческой истории в середине 1970–х годов, у нас есть волнующая надежда великого покоя.

 

 

Все эти заявления определенно были направлены на поддержание надежд и упований. Они не предназначались для того, чтобы утихомирить или усмирить дух радостного ожидания. Действительно, многие из них сопровождались такими замечаниями, как «мы не говорим ничего совершенно определенного», или «не указываем конкретного срока», или «мы не знаем дня и часа». Но надо помнить, что в этом деле организация уже не была новичком. Вся ее история с самого зарождения состояла из того, что возбуждались людские надежды на определенные даты, а потом эти даты проходили, а надежды не оправдывались. В прежних случаях публикации Общества впоследствии пытались возложить всю ответственность за разочарование на тех, кто эту информацию получал, а не на тех, кто ее публиковал, говоря, что читатели ждали слишком многого. Конечно же, ответственные члены организации должны были к тому времени осознавать такую опасность, понимать природу человеческого естества, представлять, как легко возбудить в человеке сильную надежду.

Хотя эти ответственные люди тщательно избегали прямых Указаний на конкретную дату начала тысячелетия, они одобряли употребление таких фраз, как «самое большее через несколько лет», «всего через несколько лет, не позже», «последние несколько лет» в журналах «Сторожевая башня» и «Пробудись!», где о начале тысячелетнего правления всегда говорилось в контексте, включавшем дату 1975 года. Значили ли что–нибудь эти слова? Или они произносились небрежно, легкомысленно? Разве с планами и чувствами людей можно обращаться, как с игрушками? Тем не менее, «Сторожевая башня» за 15 августа 1968 года даже высказалась о том, что нужно остерегаться того, чтобы придавать слишком серьезный вес предупреждению Самого Иисуса.

 

 

«Одно точно наверняка. Библейская хронология, подкрепленная исполненными библейскими пророчествами, показывает, что шесть тысяч лет человеческого существования скоро завершатся, уже при жизни этого поколения (см. Мф. 24:34). Поэтому сейчас не время оставаться равнодушным или самодовольным. Не время играть словами Иисуса о том, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Напротив, сейчас каждый должен хорошо знать, что конец настоящей системы вещей быстро идет к своему ужасному завершению. Не сомневайтесь, достаточно того, что Сам Отец знает «день и час».

 

 

Как мог «верный и благоразумный раб» вообще такое сказать? Ведь получилось, что он заявил следующее: «Да, Господин это говорил, но не воспринимайте этого слишком серьезно; напротив, поймите, что то, что говорю вам я, должно стать направляющей силой вашей жизни».

Несколько самых прямых заявлений появились из служебного отдела штаб–квартиры, который выпускает ежемесячную газету «Служение Царствия», предназначенную только для Свидетелей, а не для широкой публики. В марте 1968 года эта газета призывала начать полновременное проповедническое служение («пионерскую деятельность»):

 

 

«Ввиду того, что осталось совсем немного времени, мы хотели бы делать это как можно чаще, так часто, как только могут позволить обстоятельства. Только подумайте, братья, осталось всего около девяноста месяцев до того, как завершатся шесть тысяч лет существования человека на земле».

 

 

В номере «Служение Царствия» за май 1974 года говорилось о том, насколько «мало осталось времени»:

 

 

«Есть сообщения, что братья продают дома и собственность, планируя провести оставшиеся дни этой системы в пионерском служении. Несомненно, это чудесный способ использовать короткое время, оставшееся до конца этого развращенного мира (см. 1 Ин. 2:17)».

 

 

Довольно много Свидетелей именно так и поступили. Некоторые бросили работу, продали дома, фермы и вместе с женами и детьми переехали служить туда, «где они были больше нужны», рассчитывая, что оставшихся средств хватит до 1975 года.

Другие (в том числе и пожилые люди) взяли свои деньги по страховке и по имевшимся у них ценным бумагам. Некоторые отложили хирургические операции в надежде, что с приходом нового тысячелетия нужды в них уже не будет.

Когда 1975 год прошел, средства этих людей истощились, здоровье серьезно ухудшилось, и теперь им нужно было как–то справиться с жестокой реальностью и по возможности начать все сначала.

Что происходило в это время в Руководящей корпорации?

Некоторые из более пожилых членов пережили крах личных ожиданий, связанных с 1914, 1925 годами, а также крушение надежд, появившихся в начале 1940–х годов. Большинство, по моим наблюдениям, заняло позицию «подождем, посмотрим, что будет». Они не хотели призывать к сдержанности. Организация стремительно росла. Посмотрите на записи о крещении за период с 1960 по 1975 годы.

С 1960 по 1966 год рост организации замедлился и почти остановился. Но сразу после 1966 года, когда были даны предсказания по поводу 1975 года, началось феноменальное увеличение роста, как и видно из таблицы.

 

Год Число принявших крещение Год Число принявших крещение
       
       
       
       
       
       
       
       

С 1971 по 1974 год, во время работы в Руководящей корпорации, я не помню, чтобы члены организации проявляли озабоченность по поводу возраставших радостных ожиданий. Я не буду притворяться, что с самого начала тоже не испытывал волнения, когда в 1966 году вышла книга «Жизнь вечная — в свободе сынов Божьих», нарисовавшая сияющую картину приближавшегося тысячелетнего юбилея. Я не буду также говорить, что вообще не принимал никакого участия в начале кампании, призывавшей обратить все внимание на 1975 год. Но с каждым новым годом, начиная с 1966–го, мысль эта казалась все более нереальной. Чем больше я читал Писание, тем более мне казалось, что сама эта идея ему чужда; она не соответствовала словам Самого Иисуса Христа:

 

 

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один»

(Мф. 24:36).

 

 

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет»

(Мф. 24:42).

 

 

«Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий»

(Мф. 24:44).

 

 

«Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время»

(Мк. 13:33).

 

 

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти»

(Деян. 1:7).

 

 

Однако сделать что–либо было практически невозможно, поскольку часть штаб–квартиры пребывала в радостном возбуждении из–за потрясающего роста. Я постарался умерить пыл некоторых статей, попавших ко мне для редактирования, вот, пожалуй, и все. В моей личной деятельности, как при публичных выступлениях, так и в частных разговорах, я все же старался привлечь внимание к только что упомянутым отрывкам Писания.

Однажды воскресным вечером 1974 года после того, как мы с женой вернулись из поездки для выступлений в другой части страны, к нам пришел мой дядя, бывший тогда вице–президентом (поскольку у него было очень слабое зрение, мы каждую неделю читали ему вслух материалы «Сторожевой башни» по изучению Писания). Моя жена упомянула о том, что в своей речи в этот выходной я предостерег братьев от излишнего радостного ожидания в связи с 1975 годом. Дядя немедленно ответил: «А почему бы им не радоваться? Этому стоит радоваться».

У меня не возникает сомнений в том, что из всех членов Руководящей корпорации вице–президент был наиболее твердо убежден в истинности того, что писал в своих работах, на которые в дальнейшем опирались и другие. Однажды летним вечером 1975 года пожилой брат Петерсон (по национальности он был греком, его настоящая фамилия — Папагиропоулос), как обычно, присоединился к нашему чтению. После чтения дядя сказал Петерсону: «Знаешь, очень похоже было в 1914 году. Вплоть до лета все было тихо. А потом вдруг посыпались всякие события и началась война».

Еще раньше, в начале 1975 года, Президент Норр совершил кругосветную поездку и взял с собой вице–президента Франца. Речи вице–президента во всех посещаемых ими областях были построены вокруг прогнозов на 1975 год. По их возвращении члены Руководящие корпорации, узнав о том, какое сильное впечатление во многих странах произвели речи вице–президента, попросили разрешения послушать магнитофонную запись его выступления в Австралии[147].

В этой речи вице–президент назвал 1975 год «годом великих возможностей, потрясающих вероятностей». Он сказал слушателям, что, согласно еврейскому календарю, шел «уже пятый месяц 1975 года» и оставалось меньше семи месяцев до его завершения. Он несколько раз подчеркнул, что еврейский год закончится еврейским новым годом, Рош Хашана, 5 сентября 1975 года.

Признавая тот факт, что за это короткое время до всеобщего конца должно произойти очень многое, он говорил о том, что возможно несоответствие в год или около того из–за временного промежутка между сотворением Адама и Евы. Он упомянул крушение ожиданий в 1914 и 1925 годах, привел замечание Рутерфорда, «что он выставил себя сущим ослом». Норр сказал, что организация научилась не высказывать «очень смелых, крайних предсказаний». К концу речи он призвал слушателей не придерживаться неверных взглядов, не делать вывода о том, что грядущее разрушение может придти и «через много лет», и не сосредоточивать внимание на других вещах, таких как женитьба (или замужество), создание семьи, развитие крепких деловых предприятий или обучение в колледже или на инженерных курсах.

Прослушав запись, несколько членов Руководящей корпорации выразили озабоченность в связи с тем, что если на самом деле не делалось никаких «очень смелых, крайних предсказаний», то некоторые неявные предположения все же высказывались, и их действие было очевидно из нараставшего радостного ожидания.

Тогда впервые при обсуждении в Руководящей корпорации было выражено беспокойство. Но ничего не было предпринято, не появилось никакого решения. Вице–президент повторил многое из уже сказанного в своей речи 2 марта 1975 года на выпускной церемонии Школы Галаад[148].

1975 год прошел, как прошли 1881, 1914, 1918, 1920, 1925 и 1940–е годы. В прессе много говорилось о крахе ожиданий организации, связанных с 1975 годом, достаточно было разговоров и среди самих Свидетелей Иеговы. Но, по–моему, многое из того, что говорилось, не касалось самого важного вопроса.

Я чувствовал, что главное здесь заключалось не в точности или неточности чьих–то слов, даже не в надежности или ненадежности организации, не в благоразумии или легковерии ее членов. Мне казалось, что по–настоящему значительный фактор состоит в том, как такие предсказания, в конечном счете, относятся к Богу и Его Слову. Когда люди делают такие прогнозы и говорят, что делают их на основе Библии, извлекают для них доказательства из Библии, утверждают, что являются Божьим «каналом» общения, — что случается, когда их прогнозы оказываются неверными? Воздает ли это честь Богу, укрепляет ли веру в Него и в надежность Его Слова? Или получается как раз наоборот? Разве это не дает некоторым людям возможности оправдывать себя, если они придают мало значения библейскому посланию и учению? Те Свидетели, которые очень изменили свою жизнь, в большинстве случаев смогли собрать то, что у них осталось, и продолжать жить несмотря на разочарование. Но не все смогли это сделать. Однако в том и в другом случае серьезный ущерб был нанесен во многих смыслах.

В 1976 году, спустя год после широко провозглашавшейся даты, некоторые члены Руководящей корпорации заговорили о необходимости сделать какое–либо заявление, признающее, что организация ошибалась и вызвала ложные ожидания. Другие сказали, что, по их мнению, никакого заявления не надо делать, что такое заявление «только вооружит противников».

Мильтон Хеншель решил, что наиболее разумным будет просто об этом не упоминать и со временем братья перестанут об этом говорить. Было совершенно ясно, что предложение о необходимости заявления не получит достаточной поддержки и принято не будет. В том году в «Сторожевой башне» за 15 июля было упомянуто о неоправдавшихся ожиданиях, но автору статьи пришлось подчиниться преобладающему в Руководящей корпорации настроению и поэтому ни о каком открытом признании ответственности организации за случившееся не могло быть и речи.

В 1977 году этот вопрос вновь был поставлен на заседании. Хотя возникли те же возражения, было решено включить такое заявление в речь на конвенции, порученной Ллойду Барри. Я полагаю, что после этого заседания Тед Ярач и Мильтон Хеншель высказали Ллойду Барри свое мнение по этому вопросу. Но, как бы то ни было, когда речь была готова, в ней не содержалось никакого упоминания о 1975 годе, Я помню, что спросил об этом Ллойда, и он ответил, что не смог увязать это с основной темой речи. Прошло почти два года, и в 1979 году Руководящая корпорация вновь рассмотрела этот вопрос. К тому времени было ясно, что 1975 год стал причиной серьезного «кризиса доверия».

Многие члены штаб–квартиры высказывались в этом русле. Один из них назвал 1975 год «обузой», висящей у нас на шее. Роберт Уоллен, секретарь Руководящей корпорации, написал следующее:

 

 

«Я являюсь крещеным Свидетелем вот уже на протяжении 39 лет и с помощью Иеговы буду и дальше Его верным рабом. Но было бы неискренним сказать, что я не чувствую разочарования: я знаю, что все мои чувства по отношению к 1975 году возникли при чтении различных публикаций, а потом мне говорят, что я сам сделал неверные выводы, и это кажется мне несправедливым и нечестным. Все мы не являемся непогрешимыми, и я считаю, что когда несовершенные, но богобоязненные люди совершают ошибку, было бы только справедливо, обнаружив, исправить ее».

 

 

Реймонд Ричардсон из писательского отдела сказал:

 

 

«Разве людей не привлекает смирение, разве они не с большей готовностью доверяются вам, если чувствуют откровенность? Сама Библия есть величайший пример откровенности. Это одна из самых значительных причин, по которым мы верим в ее истинность».

 

 

Фред Раск (тоже из писательского отдела) заметил:

 

 

«Несмотря на все осторожные утверждения, которые присутствовали в публикациях и увещевали братьев не говорить о том, что Армагеддон придет в 1975 году, факт остается фактом: в журналах и других публикациях было достаточное количество статей, прозрачно намекавших на то, что старая система будет заменена новой, системой Иеговы в середине 1970–х годов».

 

 

Мертон Кемпбелл из служебного отдела писал:

 

 

«На днях со своей работы позвонила одна сестра из Массачусетса. Она и ее муж работают, чтобы оплатить счета, накопившиеся из–за болезни. По ее словам, она была так уверена, что 1975 год принесет с собой конец всего, что и она, и ее муж не могли и не хотели больше иметь дело с требованиями этой системы. Этот пример типичен для многих братьев, с которыми мы встречаемся».

 

 

Харольд Джексон (также из служебного отдела) сказал:

 

 

«Сейчас необходимо не столько заявление о нашей ошибке в связи с 1975 годом, сколько объяснение того, почему все это замалчивалось в то время, как было затронуто столько жизней. Сейчас мы находимся в кризисе доверия, который может оказаться катастрофическим. Если мы будем вообще что–то говорить, давайте говорить прямо и быть открытыми и честными по отношению к братьям».

 

 

Ховард Зенке из того же отдела говорил:

 

 

«Конечно же, мы не хотим, чтобы братья прочитали или Услышали что–то, а потом подумали, что наш подход к делу напоминает «Уотергейт».

 

 

Другие выразили подобные соображения. По иронии судьбы, именно те, кто сейчас критиковал очень сурово, до 1975 года громче всех говорили об этой дате и о той «неотложности», к: которой она призывала, даже написали некоторые из приведенных статей, одобряя высказывания журнала «Служение Царствия», поддерживавшие тех, кто при приближении 1975 года продавал дома и собственность. Многие самые непреклонные утверждения были высказаны разъездными представителями (окружными и районными надзирателями), полностью находящиеся под непосредственным руководством служебного отдела.

На заседании Руководящей корпорации 6 марта 1979 года были выдвинуты те же аргументы в доказательство того, что ничего публиковать не надо, потому что в результате этого организация подвергнется еще большей критике со стороны противников; что прошло уже слишком много времени, чтобы извиняться; что извинение ничего не изменит. Однако даже те, кто высказывал эти соображения, были не так непреклонны, как на предыдущих заседаниях. Это произошло по одной конкретной причине: по всему миру было зарегистрировано серьезное падение роста организации за последние два года.

Годовые отчеты о количестве людей, активно участвующих в деятельности Свидетелей, показывают следующее:

 

 

Год Общее число отчитывающихся о деятельности Процент роста по сравнению с предыдущим годом
    10,2
    9,1
    5,7
    3,8
    13,5
    9,7
    3,7
    — 1,0
    — 1,4

Это падение роста, по–видимому, больше, чем что–либо другое, имело вес для членов Руководящей корпорации. 15 человек проголосовали за то, чтобы сделать заявление, признающее, что организация также несет ответственность за допущенную ошибку (три человека были против). Оно было напечатано в «Сторожевой башне» за 15 марта 1980 года.

Понадобилось почти четыре года, чтобы организация через свое руководство, наконец, признала, что совершила ошибку и в течение десятилетия пробуждала ложные надежды. Не то, чтобы можно было написать такое откровенное, хоть и верное, заявление. Все написанное должно было быть принято к публикации всей Руководящей корпорацией в целом. Я знаю об этом, потому что заявление было поручено написать мне, и так же, как в других подобных случаях, мне приходилось руководствоваться не тем, что я хотел бы сказать, даже не тем, что, как мне казалось, должны были услышать братья, — а тем, что можно было сказать, что могло быть одобрено большинством Руководящей корпорации в две трети.

Сегодня все десятилетние призывы и надежды в связи с 1975 годом отброшены, как не имеющие особого значения. Организация вновь повторяет сущность сказанного Рутерфордом в 1916 году: это, «безусловно, возымело очень стимулирующее и освящающее действие на тысячи людей, которые могут славить Господа — даже за ошибку».

 

ГОД И «РОД СЕЙ»

 

«Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него»

(Ис. 28:20).

 

Руководящая корпорация Свидетелей Иеговы испытывает большую неловкость в связи с остающимся в организации главным пророчеством о сроках. Для его исполнения и осуществления всего предсказанного временные рамки оказываются слишком короткими и узкими, и каждый уходящий год только добавляет чувства неловкости.

1914 год, бывший на протяжении трех десятилетий конечной временной отметкой пророчеств организации о сроках, теперь является временем начала исполнения пророчества и основным стимулом «неотложности» деятельности Свидетелей Иеговы. Утверждается, что исполнение слов Иисуса Христа «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет» началось с 1914 года. Обратите внимание на подчеркнутые (курсив) слова:

 

 

«Иисус определенно говорил о тех, кто был достаточно взрослым, чтобы понимать все, что начало происходить с наступлением «последних дней». Иисус имел в виду, что некоторые из тех, кто жил во время появления «знамения последних дней», все еще будут живы, когда Бог приведет эту систему к концу.

Даже если предположить, что молодежь в возрасте 15 лет способна усвоить важность происшедшего в 1914 году, все равно самому младшему представителю «рода сего» сегодня будет около 70 лет. Таким образом, большая часть поколения, о котором говорил Иисус, уже ушла из жизни. Оставитеся приближающиеся к старости. Но вспомните, Иисус говорил, что конец этого нечестивого мира наступит до того, как род сей уйдет из жизни. Это само по себе говорит нам, что до предсказанного конца не может оставаться много времени».

 

 

Когда пятнадцать лет назад, еще до 1975 года, это появилось в журнале «Пробудись!» за 8 октября 1968 года (сс. 13, 14), упор делался на то, как скоро должно исчезнуть поколение 1914 года, как мало времени осталось для жизни «рода сего». Если бы кто–то из Свидетелей Иеговы предположил, что конец может наступить и через 20–30 лет, его упрекнули бы в недостатке веры, в плохом отношении к делу.

Когда прошел 1975 год, акценты сместились. Теперь усилия были направлены на то, чтобы доказать, что время, оставшееся для жизни поколения 1914 года, не так уж и коротко, как может показаться, что их жизнь может продлиться еще довольно долго.

Так, в «Сторожевой башне» за 1 октября 1978 года говорилось уже не о тех, кто видел «с пониманием все, что происходило» в 1914 году, а о тех, кто «мог наблюдать» события, начавшиеся в том году. Простое наблюдение значительно отличается от понимания. Логически это позволяет понизить минимальный возраст тех, кто составляет «род сей».

Продолжая эту нить, два года спустя в «Сторожевой башне» за 15 октября 1980 года была процитирована статья из журнала «Ю.С. Ньюз энд Уорлд Репорт» о том, что десять лет от рождения может считаться тем временем, когда события начинают накладывать «длительный отпечаток на память человека». В статье говорилось, что если это так, «то сегодня существует более 13 миллионов американцев, помнящих Первую мировую войну».

Для того, чтобы «помнить», можно быть гораздо моложе того возраста, кода начинается понимание (присущее, согласно журналу «Пробудись!» за 1968 год, «молодежи в возрасте 15 лет»). Вообще, Первая мировая война продолжалась до 1918 года, Америка вступила в нее только в 1917 году. Так что предложенный в журнале новостей возраст в 10 лет необязательно относится к 1914 году.

Хотя тут и там с помощью различных измерений можно добавить год–другой, очевидно, что поколение 1914 года уходит из жизни, так как процент смертности среди людей пожилого возраста всегда является самым высоким. Руководящей корпорации об этом известно, ибо вопрос поднимался на заседаниях уже не один раз.

Вопрос возник на заседании Руководящей корпорации от 7 июня 1978 года. К этому привели предшествовавшие события. Состоявший в Руководящей корпорации Альберт Шредер распространил среди ее членов копии демографических данных для Соединенных Штатов, в которых показывалось, что к 1978 году в живых оставалось меньше одного процента тех, кто в 1914 году вышел из подросткового возраста. Но фактор, привлекший еще более пристальное внимание, был связан с утверждениями, высказанными Шредером во время посещения некоторых европейских стран.

До Бруклина дошли сообщения, что Шредер говорил другим о том, что слова «род сей», произнесенные Иисусом в Мф. 24:34, относились к поколению «помазанных» и что пока кто–то из них остается в живых, «род сей» не прейдет. Это, конечно, противоречило учениям организации, и Руководящая корпорация не уполномочила его делать подобные заявления.

По возвращении Шредера вопрос об этом был поставлен на обсуждение, а предложенное им толкование отвергнуто; было решено, что в ближайшем номере «Сторожевой башни» в рубрике «Вопросы читателей» необходимо еще раз подтвердить общепринятое в организации учение о «роде сем»[149]. Интересно, что в адрес члена Руководящей корпорации Альберта Шредера не прозвучало никаких нареканий или упреков за самовольное высказывание в Европе точки зрения, противоречащей общим взлядам.

Вопрос вновь возник на заседаниях, состоявшихся 6 марта и 14 ноября 1979 года. Поскольку все внимание было сосредоточено на этом предмете, я сделал ксерокопии первых 20 страниц материала, присланного старейшиной из Швеции, где подробно рассматривалась история хронологических изысканий и указывалось истинное происхождение вычислений, связанных с 2520 годами и 1914 годом. Каждый член Руководящей корпорации получил такую копию. Материал целиком не обсуждался, обговорили только отдельные замечания.

Лайман Суингл, как глава писательского отдела, уже ознакомился с этим материалОхМ. Он обратил внимание Руководящей корпорации на некоторые категоричные, настоятельные утверждения, опубликованные в «Сторожевой башне» за 1922 год, зачитав их вслух. Он сказал, что в 1914 году он был слишком (ему было четыре года), чтобы о нем помнить, но хранит в памяти все обсуждения у себя дома в связи с 1925 годом[150]. Затем он сообщил, что знает о происшедшем в 1975 году и что лично он предпочитает, чтобы его больше не вводили в заблужение относительно нового срока.

Во время заседания я указал на то, что 607 год до н. э., принятый Обществом в качестве точки отсчета, не имел под собой никаких исторических оснований. Что касается 1914 года и поколения, жившего тогда, у меня был вопрос: если традиционное учение организации истинно, как вообще можно применить к людям, жившим в 1914 году, следующие слова Иисуса: «Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» и «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Публикации постоянно утверждали, что эти слова начали сбываться с 1914 года для тех христиан, что жили в 1914 году. Но если это так, то к кому из них они относились? К тем, кому было 50 лет? Но им, если они еще живы (к моменту обсуждения, к 1979 году), должно быть по 115 лет. К тем, кому было 40 лет? Им было бы 105 лет. Даже тридцатилетним к 1979 году исполнилось бы уже 95, а тем, кто в 1914 году только что вышел из подросткового возраста, в 1979 году было бы уже 85 (а сейчас, если бы они были живы, им исполнилось бы около ста лет).

Если эти волнующие слова — «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше», оно «при дверях» — на самом деле относились к людям 1914 года и значили, что они могут надеяться увидеть завершение всего, к ним нужно было бы добавить разъяснение: «Да, вы можете все это увидеть — но только если вы сейч







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.