Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2: Практическая часть.





Формирование навыков видения и анализа социально-психологических явлений.

Упражнение 1.

Данное упражнение представляет собой игру, в процессе которой студенты могут увидеть, как социально-психологические явления могут быть описаны людьми в обыденной жизни. Кроме того, в завершение игры преподаватель может уточнить определения изученных понятий.

Подготовительный этап игры. Каждому студенту выдаются две чистые карточки, на которых он должен написать по одному социально-психологическому явлению. Следует обратить внимание на то, чтобы студенты не показывали друг другу свои записи. Затем преподаватель собирает все карточки, перемешивает их и складывает либо на тарелку, либо в шапку, как в игре «Фанты». Далее студентам предлагается разбиться на две группы, обязательным условием является, чтобы в каждой группе было одинаковое количество игроков. Группы располагаются в два ряда так, что образуются пары людей, сидящих друг напротив друга. Люди в парах работают вместе в ходе игры.

Ход игры. Каждый студент по кругу вытаскивает карточку и в течение 10 секунд должен объяснить написанное слово своему партнеру по игре, не используя при этом однокоренных слов. Например, вам попалось слово «конфликт», которое можно объяснить следующим образом: «Это столкновение интересов людей» или: «Это такие отношения между людьми, когда они ссорятся или недовольны друг другом». Если партнер угадывает слово и время при этом не закончилось, можно взять еще одну карточку и объяснить новое слово. При угадывании слова карточка остается у игроков. Если человек не успел объяснить, а его партнер – угадать, то карточка возвращается в игру. В завершении игры подсчитывается количество карточек (одна карточка равна одному баллу) у каждой пары. Победителем считается та пара, которая набрала наибольшее количество баллов. Преподаватель берет на себя роль ведущего, он следит за временем и выполнением правил игры. Игра продолжается до тех пор, пока все слова не будут объяснены. Обычно время варьируется от 15 до 25 минут.

Подводя итоги, преподаватель обращает внимание студентов на то, как они объясняли социально-психологические феномены обыденным языком, пользуясь житейскими психологическими знаниями.

Упражнение 2.

Анализ текста.

Основная цель упражнения – формирование навыков выявления социально-психологических явлений.

Форма работы: мини-группы по 3–4 человека, групповое обсуждение и презентация результатов работы мини-групп.

Каждой группе предлагаются отрывки текстов из художественной литературы, которые содержат описание взаимодействия или деятельности людей, сказочных героев (если это детская литература). Наиболее яркими являются тексты, содержащие диалоги героев. В своей практике мы используем отрывки текстов из детской книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Тексты обязательно должны быть напечатаны на отдельных листах.

Инструкция к упражнению:

– внимательно прочитать текст и выделить все социально-психологические явления, которые описаны в рассказе;

– зафиксировать результаты работы, используя следующую таблицу (в табл. представлен пример заполнения на основе работы с предлагаемыми текстами).

Тексты к тесту.

Текст 1

Коротышки были неодинаковыми: одни из них назывались малышами, другие – малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пестренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, поэтому волосы у них были короткие, а у малышек длинные и красивые. Малышки очень любили делать разные красивые прически, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, переходила на другую сторону. И хорошо делала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли пройти спокойно мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, еще хуже, за косу дернут. Конечно, не все малыши были такими, но ведь этого у них на лбу не написано, поэтому малышки считали, что лучше заранее перейти на другую сторону улицы и не попадаться навстречу. За это многие малыши называли малышек воображульками, а многие малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами.

 

Текст 2

– Слушай, Стекляшкин, – сказал ему Незнайка. – Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

– Что ты, Незнайка! Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь большое. Оно больше нашей Земли.

– Не может быть, – ответил Незнайка, – по-моему, солнце не больше тарелки.

– Это нам только кажется. Солнце очень далеко от нас. Если бы от солнца оторвался кусок и упал, он раздавил бы весь наш город.

– Ишь ты! – ответил Незнайка. – А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка, расскажу нашим, может быть, они еще не слыхали про это. А ты все-таки посмотри в свою трубу, вдруг солнце и в самом деле щербатое?

Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

– Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас раздавит. Ужас что будет! Вот пойдите, спросите Стекляшкина.

Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:

– Спасайся, братцы! Кусок летит!

– Какой кусок? – спрашивали его.

– Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется, и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!

– Что ты выдумываешь!

– Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.

– Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Всем сослепу стало казаться, что солнце и в самом деле щербатое. А Незнайка кричал:

– Спасайся, кто может! Беда!

Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточки, Гусля – свои инструменты: и скрипку, и балалайку, и медную трубу. Доктор Пилюлькин метался по дому и разыскивал походную аптечку. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:

– Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун? Все это он выдумал.

Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка и на самом деле все выдумал. Все смеялись над Незнайкой и говорили:

– Удивляемся, как мы тебе поверили!

Таблица. Схема анализа социально-психологических явлений.

Заключение.

Варианты определения места социальной психологии:

(«границы» с социологией и психологией)

Явления и процессы, изучаемые социальной психологией, многообразны и многогранны. Необходимо исследовать их, хорошо понимать, видеть и учитывать специфику их проявления в жизни и деятельности людей.

Знание социальной психологии позволяет:

— во-первых, правильно оценивать и прогнозировать развитие общественной жизни, ее непростых реалий и сложных отношений;

— во-вторых, всесторонне изучать и осмысливать другие общественные явления, что дает возможность регулировать характер взаимодействия, взаимоотношений и общения между людьми во всех видах их жизни и деятельности, снимать напряженность между ними, если она возникает, стимулировать их взаимопомощь и сотрудничество;

— в-третьих, понимать, какое влияние общественно-психологические явления и процессы оказывают на личность, ее статус и положение, специфику адаптации к окружающей действительности, особенности взаимоотношений с другими людьми, пути нахождения ею максимально эффективных возможностей для социализации и адаптации;

— в-четвертых, учитывать многоликость общественного бытия. И политика, и религия, и межэтнические отношения принимают в своем развитии самые разнообразные формы. Социальная психология показывает их влияние на людей, разъясняет направления их правильного анализа и осмысления и вырабатывает целесообразные рекомендации по учету в интересах общества;

— в-пятых, использовать закономерности функционирования и проявления социально-психологических явлений и процессов, что позволяет находить эффективные пути, средства и способы для воздействия на различные категории людей и их групп и в окончательном итоге дает возможность поддерживать гармонию человеческих отношений, создавать благоприятные условия для совместной деятельности.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.