|
Требования к оцениванию заданий раздела «Письмо» ЕГЭ
Критерии оценивания выполнения задания 39 (максимум 6 баллов)
Примечание. Критерий «Орфография и пунктуация» в разделе «Письмо» оценивается в 2 балла. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов. Критерии оценивания выполнения задания 40 высокого уровня сложности (максимум 14 баллов)
Примечание. Критерий «Орфография и пунктуация» в разделе «Письмо» оценивается
Таким образом, при оценивании ответов на задание 39 (личное письмо) применяются следующие критерии: · решение коммуникативной задачи; · организация текста; · правильность языкового оформления текста. При оценивании ответов на задание 40 (письменное высказывание с элементами рассуждения) применяются следующие критерии: · решение коммуникативной задачи; · организация текста; · лексическая грамотность; · грамматическая правильность речи; · правильность орфографии и пунктуации.
Под решением коммуникативной задачи понимается: · соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании и полнота раскрытия темы; · использование определенного стиля речи (официального, неофициального, нейтрального) в соответствии с указанной в коммуникативном задании ситуацией; · объем, т.е. соответствие высказывания заданному объему.
Под организацией текста понимается: · логичность в изложении материала; · связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями текста (союзы, вводные слова, местоимения и т. п.); · структурирование текста, т. е. логичное деление текста на абзацы, наличие вступления и заключения. Основная трудность в оценке данного аспекта состоит в том, что нужно одновременно оценить замысел, смысловую цельность высказывания и композиционную стройность, логику и связность изложения. Однако, как правило, эксперты удачно справляются с оцениванием этого критерия.
При оценивании лексической грамотности учитываются: · точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность их употребления в контексте; · правильность формирования лексических словосочетаний; соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка; · запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие высокому уровню (В2 по общеевропейской шкале). Практика проведения экзамена показала, что некоторые эксперты затрудняются при квалификации ошибок и иногда снижают баллы у учащихся за одни и те же ошибки как в разделе лексика, так и в разделе грамматика. Не всегда учитывается такой фактор, как типичность ошибки.
При оценивании грамматической правильности речи учитывается: · точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания; · разнообразие и корректность используемых грамматических средств; · сложность используемых конструкций.
При оценивании правильности орфографии и пунктуации учитывается: · соблюдение норм орфографии иностранного языка; · правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, восклицательный и вопросительный знаки). В случае исправлений оценивается последний, не зачёркнутый вариант. Если слово, повторяющееся в работе несколько раз, один раз написано правильно, а второй (третий и т.п.) – неправильно, это считается за одну ошибку. Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо буквы непонятны, то это считается ошибкой. Повторяющиеся ошибки, т.е. ошибки на одно и то же правило грамматики, лексики, орфографии, пунктуации, считаются как одна ошибка.
Довольно часто у учителей, обучающихся, экспертов возникают вопросы о том, как следует графически разделить текст на абзацы. В настоящее время такая графическая норма стала в английском языке очень размытой, поэтому от учащихся в рамках ЕГЭ требуется только одно – чтобы это деление на абзацы четко воспринималось глазом. Таким образом, возможны 3 варианта: 1) участник ЕГЭ использует «красную строку», отступая от края страницы (полей) на несколько знаков в начале каждого абзаца; 2) участник ЕГЭ не использует «красную строку», не отступает от края страницы (полей) на несколько знаков в начале каждого абзаца, левый край текста ровный, но при этом экзаменуемый пропускает между абзацами «лишнюю строку», делает больший пробел между последней строкой предшествующего абзаца и первой строкой последующего абзаца; 3) участник ЕГЭ одновременно и использует «красную строку», и делает больший пробел между последней строкой предшествующего абзаца и первой строкой последующего абзаца. Если говорить о логике деления на абзацы, то здесь законы едины для всех языков, это скорее законы логики, а не языка. Поэтому в задании 39 в основной части письма минимальное число абзацев включает:
1) благодарность..., ссылку на предыдущие контакты; 2) ответы на вопросы, содержащиеся в письме-стимуле (3 аспекта содержания); 3) 3 вопроса (1 аспект содержания). Подчеркнем, что это минимальное число абзацев. На самом деле п. 2 из перечисленных (ответы на вопросы друга по переписке) может содержать даже 3 абзаца и т. д. Однако абзац не может состоять из одного простого предложения, он может состоять из одного сложноподчиненного или сложносочиненного предложения, которое занимает не одну строчку. В задании 40 минимальное число абзацев соответствует числу пунктов плана.
Задания для подготовки к оцениванию раздела «Письмо» ЗАДАНИЕ 1. Подготовьте краткое сообщение на тему «Требования Федерального компонента ГОС к уровню подготовки выпускников, обучавшихся на базовом и профильном уровнях, в области письменной речи».
ЗАДАНИЕ 2. Обсудите в парах, чем отличаются: а) письменная речь от устной; б) требования базового уровня от требований профильного уровня согласно Федеральному компоненту ГОС и примерным программам; в) задание базового уровня от задания высокого уровня раздела «Письмо» в КИМ ЕГЭ.
ЗАДАНИЕ 3. Обсудите в парах или группах, чем отличается написание личного письма от написания: а) открытки; б) делового письма; в) сочинения. ЗАДАНИЕ 4. Какие из перечисленных ниже умений необходимы для успешного выполнения: а) и задания 39 и задания 40 б) только 39 (личное письмо) в) только 40 (письменное высказывание с элементами рассуждения) г) других письменных продуктов
1) выписывание из текста ключевых слов; 2) нахождение ошибок в словах и предложениях; 3) оформление адреса отправителя; 4) деление на абзацы; 5) приведение примеров; 6) передача/запрос информации; 7) описание/повествование; 8) рассуждение, аргументирование; 9) выражение благодарности; ссылка на предыдущий контакт; 10) варьирование лексических и грамматических структур; 11) использование различных приемов логической организации и связи в тексте; 12) аннотирование; 13) соответствие содержания коммуникативной задаче; 14) адекватность языковых средств коммуникативной задаче; 15) подпись; 16) разворачивание тезиса/проблемы; 17) обобщение и изложение выводов; 18) высказывание своего мнения; 19) написание даты; 20) реферирование.
а)________________; б)_______________; в)_______________; г)______________.
ЗАДАНИЕ 5. Определите, в начале или в конце письма будет использоваться каждая из нижеприведенных фраз, и какую функцию она выполняет. Заполните колонки соответствующими фразами (или их номерами).
В начале письма
В конце письма
1. Dear Ann, 2. Write back soon. 3. Much love, 4. I guess it’s time I got on with that studying I’ve been avoiding 5. My darling, 6. Take care, 7. It was great to hear from you again. 8. Dear Ms Miller, 9. Keep in touch. 10. Best wishes, 11. Lots of love, 12. Hope to hear from you soon. 13. All the best, 14. Anyway, I must go and get on with my work. 15. I was very glad to get your letter again. 16. Sorry, my mum is calling me. 17. Thanks for your recent letter. 18. Dear Uncle Jerry, 19. Yours, 20. Drop me a line. ЗАДАНИЕ 6. Выберите обращения, которые могут быть использованы в личном письме. Dear Richard, Dear Madam, Dear Aunt Mary, Dear Mr Fountain, Dear Alice, To whom it may concern Dear Sir, Dear Editor.
ЗАДАНИЕ 7. Выберите завершающие фразы, которые могут быть использованы в личном письме. Yours faithfully Love Yours sincerely Best wishes Yours Much love All the best Yours truly Sincerely Best regards
ЗАДАНИЕ 8. а) Соотнесите названия частей личного письма с их расположением на схеме:
1. благодарность за полученное письмо; 2. ссылка на предыдущие контакты; 3. подпись;
б)Нарисуйте схему делового письма. Напишите названия каждого элемента схемы (такого задания на данный момент нет в ЕГЭ по иностранным языкам, но программа профильного уровня включает его, что означает возможность его использования в ЕГЭ в дальнейшем).
ЗАДАНИЕ 9. Определите, какой из приведенных ниже планов относится к: 1) письменному высказыванию с элементами рассуждения «За и против»; 2) письменному высказыванию с элементами рассуждения «Мое мнение». Объясните на основе предложенных планов, в чем специфика этого типа письменного высказывания. (Несмотря на то, что в КИМ ЕГЭ последних лет используется только тип задания «Мое мнение», учащиеся часто неверно строят свое высказывание, так как свое мнение формулируют невнятно и фактически следуют плану высказывания формата «За и против», хотя этот формат в ЕГЭ 2010–2019 гг. не используется. В результате выполненная работа не решает поставленной в задании коммуникативной задачи – высказать личное мнение.)
A. 1. Make an introduction (state the problem paraphrasing the given statement) 2. Express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion 3. Express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion 4. Explain why you don’t agree with the opposing opinion 5. Make a conclusion restating your position
B. 1. Introduction (State the problem) 2. Arguments “for” 3. Arguments “against” 4. Conclusion А._____, В.______. ЗАДАНИЕ 10. Какие из нижеприведенных слов и выражений вводят сравнение/контраст, результат/вывод, аргумент в поддержку высказанной мысли. Заполните таблицу (в списке есть лишние слова): what’s more, firstly; in summary; in spite of; thus, lastly, however, in addition, apart from that, in consequence, moreover, despite; on the other hand, in contrast to this; as a result, because of that, although, whatever, as, and so; nevertheless; in conclusion, besides, while, even if, and yet, equally, to put it briefly.
ЗАДАНИЕ 11. В каждой строке связующих слов и выражений есть одно лишнее. Найдите его: 1) when, whenever, moreover, before, until, while, as soon as, after; 2) finally, lastly, all in all, in conclusion, in addition, to sum up; 3) and, also, too, moreover, what is more, in addition, furthermore, therefore; 4) although, because, but, however, on the other hand.
1) __________, 2)______________, 3)______________, 4)_____________
ЗАДАНИЕ 12. Какие из нижеприведенных слов и выражений могут быть использованы (характерны) для введения, основной части, заключения письменного высказывания с элементами рассуждения? Заполните таблицу. Firstly, to begin with, furthermore, moreover, also, In my opinion, I believe, I think, As I see it, In today’s world it is important…, many people believe… but to my mind, However, on the other hand, though, in conclusion, all in all, to sum up, All things considered I believe…, In conclusion it is important to remind/add/point out that…the issue is far from solving/resolving yet but I think…, there is no doubt, there is a dispute, discussion/no agreement…, the problem/issue/phenomenon of…is/appears to be/has always been… many people think that…, on the one hand, on the other hand, To begin with, Firstly, secondly, finally, in addition, Besides, Moreover, in spite of this, in fact, As a result, consequently. One major advantage is, As advocates of… claim/argue, as critics point out, There are a number of disadvantages/drawbacks, To sum it up, one can come to the conclusion that…., To conclude, it appears that….
ЗАДАНИЕ 13. Согласитесь либо не согласитесь со следующими высказываниями.Подумайте, какие аргументы могут привести учащиеся. Назовите не менее 3 аргументов «за» и 3 аргументов «против» и сформулируйте собственное мнение. Исходя из этого мнения, дайте контраргументы против аргументов оппонента. 1) Having a pet is good for a family. 2) Living in a big city is better than in a village. 3) Being famous is wonderful. 4) It’s better to travel with friends than alone. 5) Internet makes people lazy. ЗАДАНИЕ 14. Сформулируйте 5 вопросов по проблеме критериев оценивания письма и письменного высказывания с элементами рассуждения и задайте их своему коллеге. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РЕФЛЕКСИЯ
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|