|
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровьяПолитика Российской Федерации в сфере образования обучающихся Включение детей с инвалидностью и ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. В системе образования службы (центры) по оказанию ранней коррекционной помощи могут создаваться на базе дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – ППМС-центр). В 2018 году в системе образования функционировали 4 314 подобных служб.Основная их часть создана на базе ДОО: 3 253 службы ранней коррекционной помощи, что на 76 служб больше, чем в 2017 году. На базе общеобразовательных организаций открыто 712 служб ранней коррекционной помощи, что на 273 службы больше по сравнению с 2017 годом. Остальные 349 служб ранней коррекционной помощи действуют как структурные подразделения на базе региональных и муниципальных ППМС-центров. Общее количество обращений в службы ранней коррекционной помощи По данным формы федерального статистического наблюдения № 85-К, в 2018 году из 7,6млн. детей, посещающих ДОО, 598693 ребенка (7,9%) являются детьми с ОВЗ или детьми-инвалидами:519 542– дети с ОВЗ По сравнению с 2017 годом количество детей с ОВЗ, посещающих ДОО, увеличилось на 8,3% и составилов 2018 году 6,9% от общего количества детей, посещающих ДОО (2017 г. – 6,4%; 2016 г. – 5,5%), а количество детей-инвалидов увеличилось на 5,9% и составило 1% от общего количества детей, посещающих ДОО (2017 г.– 1,0%; 2016 г. – 0,9%). В 2018 году количество групп комбинированной и компенсирующей направленностей в ДОО составило 45 669, что на 7,4% больше, чем в 2017 году (2017 г. – 42 517 групп; 2016 г. – 38 125 групп). Одновременно на 10,9% Ежегодно увеличивается количество обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. В 2018 году таких обучающихся насчитывалось 600 339 (2017 г. – 540 993 человека; 2016 г.– 479 578 человек). Инклюзивно в 2018 году обучались 407,8 тыс. обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов (2017 г. – около 349 тыс. обучающихся; 2016 г. – около 241 тыс. обучающихся). Количество специальных коррекционных классов в 2018 году составило На начало 2018/19 учебного года по программам общего образования на дому обучаются 86 092 ребенка с ОВЗ, из них 63 268 также имеют статус ребенка-инвалида, и 15 908 детей-инвалидов (в 2017/18 учебном году – 79 849 обучающихся с ОВЗ и 15 979 детей-инвалидов; в 2016/17 учебном году – 71 333 обучающихся с ОВЗ и 16 311 детей-инвалидов). С применением дистанционных образовательных технологий в 2018 году обучались 23 381 ребенок с ОВЗ (из них 10 908 имеют также статус ребенка-инвалида) и 5 015 детей-инвалидов (2017 г. – 17 956 обучающихся с ОВЗ и 4 626 детей-инвалидов; 2016 г. – 17 108 обучающихся и 5 228 детей-инвалидов). В субъектах Российской Федерации ведется работа по созданию условий для обучения детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах (далее – ДДИ) системы социальной защиты: открываются структурные подразделения образовательных организаций, организуется подвоз детей в близлежащие образовательные организации или организуется индивидуальное обучение по месту проживания детей. В 2018 году численность необучающихся воспитанников ДДИ школьного возраста составила 170 человек (2017 г. – 217 человек; 2016 г. – 775 человек). На создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (создание в образовательных организациях универсальной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом) направлены мероприятия государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. В 2018 году мероприятия по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей условий для получения детьми-инвалидами качественного образования были реализованы в 80 субъектах Российской Федерации В 2018 году участниками государственной программы «Доступная среда» стали 617 образовательных организаций Российской Федерации, из них: 348 ДОО, 162 общеобразовательных организаций и 107 организаций дополнительного образования детей (2017 г. – 507 ДОО, 323 общеобразовательных организаций и 147 организаций дополнительного образования детей; 2016 г. – 279 ДОО, 247 общеобразовательных организаций и 88 организаций дополнительного образования детей). Всего в 2016-2018 годах условия для качественного образования детей-инвалидов созданы в 2 208 образовательных организациях: 1 134 ДОО, 732 общеобразовательных организациях и 342 организациях дополнительного образования детей, что позволило достичь предусмотренных государственной программой «Доступная среда» показателей: в 2018 г. – в 22,8% общеобразовательных организаций, 18% ДОО; в 2017 г. – в 22,4% общеобразовательных организаций, 17,1% ДОО; в 2016 г. – в 22,43% общеобразовательных организаций, 16,34% ДОО. В 2018 году продолжилась работа по внедрению ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с которыми с 1 сентября 2018 года получают образование все обучающиеся с ОВЗ первых дополнительных, первых, вторых и третьих классов. Приказом Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 был утвержден новый федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в который вошло 133 единицы учебников (на 55 учебников (41,35%) больше, чем в перечне, утвержденном ранее приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253). В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов, занятых в своей деятельности в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, повышения эффективности введения стандартов Минпросвещения России проводятся мероприятия по повышению квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам их реализации. Ежегодно в рамках государственной программы «Доступная среда» за счет бюджетных средств организуются курсы повышения квалификации специалистов дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, ППМС-центров, психолого-медико-педагогических комиссий. В 2018 году обеспечено повышение квалификации более 5 тыс. человек из числа педагогического и административного персонала образовательных организаций и представителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам организации образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ОВЗ (2017 г. – более 17 тыс. человек; 2016 г. – 1,6 тыс. человек). На повышение квалификации специалистов образовательных организаций Российской Федерации также направлена деятельность 4 федеральных ресурсных центров: по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (функционирует с 2016 года на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»); по развитию системы комплексного сопровождения детей по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением зрения (функционирует с 2018 года на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»); по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (функционирует с 2018 года на базе ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»). Помимо проведения обучающих мероприятий (курсов повышения квалификации, стажировок, семинаров, конференций), которые в 2018 году посетили более 7,5 тыс. педагогических и административных работников образовательных организаций, федеральные ресурсные центры также оказывают методическую поддержку сотрудникам образовательных организаций и родителям по вопросам сопровождения обучающихся, осуществляют консультативно-диагностическое сопровождение детей из всех субъектов Российской Федерации. С целью выявления и транслирования лучших практик коррекционной помощи обучающимся с инвалидностью и с ОВЗ, повышения престижа профессии учителя-дефектолога в 2018 году состоялся I Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2018». Награждение победителя Конкурса – учителя-логопеда из Камчатского края Черновой Наталья Александровны – состоялось 5 октября 2018 года в Государственном Кремлевском дворце в рамках подведения итогов Всероссийского конкурса «Учитель года России». Кроме того, в 2018 году проведены: V Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России», который проводился по двум номинациям: «Лучшая инклюзивная школа» и «Лучший инклюзивный детский сад». В федеральном этапе приняли участие 144 дошкольные и общеобразовательные организации из 44 субъектов Российской Федерации (2017 г. –131 образовательная организация из 61 субъекта Российской Федерации; 2016 г. – 95 образовательных организаций из 56 субъектов Российской Федерации). II Всероссийский конкурс среди образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам «Школа – территория здоровья», который проводился по двум номинациям: «Лучшая здоровьесберегающая школа»; «Лучший конспект урока / учебного занятия с применением здоровьесберегающих технологий». В 2017 году завершилась реализация межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2016-2017 годы. Правительством Российской Федерации в 2018 году утвержден аналогичный межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и с ОВЗ В развитие указанного плана Минпросвещения России разработан план мероприятий на 2018-2020 годы, в который включены мероприятия, направленные на решение задач, связанных с проблемами обучения, реабилитации и социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ. Повышение доступности и качества получаемого детьми-инвалидами В рамках федерального проекта «Современная школа» к 2024 году запланировано обновление инфраструктуры не менее 800 отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (около 50% от общего количества таких школ), которые получат субсидии из федерального бюджета в первую очередь на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей. Приоритетным направлением расходования средств является обновление базы трудовых мастерских с учетом специфики каждой конкретной образовательной организации, контингента ее учащихся и рынка труда субъекта Российской Федерации, чтобы в дальнейшем выпускники могли получить профессиональное образование и трудоустроиться. Обновленная инфраструктура образовательных организаций – участников мероприятия позволит создать современную здоровьесберегающую среду, подстраивающуюся под особенности и возможности каждого ребенка. Будет обновлено содержание адаптированных образовательных программ, требований к максимально допустимой учебной нагрузке для обучающихся с ОВЗ. Ежегодно на реализацию мероприятия будет выделяться по 1млрд. рублей из федерального бюджета (всего – 6 млрд. рублей из федерального бюджета за период реализации национального проекта «Образование»). В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»предусмотрены мероприятия, направленные на создание условий для вовлечения детей с инвалидностью и ОВЗ в дополнительное образование. К 2024 году до 70% от общего числа детей указанной категории будет охвачено программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого будут реализованы мероприятия по развитию инфраструктуры для детей с инвалидностью и ОВЗ в организациях дополнительного образования детей, разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования. Кроме того, во всех субъектах Российской Федерации должны быть созданы региональные модельные центры дополнительного образования, выполняющие функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе образования. В рамках деятельности таких региональных центров будут созданы региональные навигаторы по дополнительным общеобразовательным программам с функцией записи в кружки и секции и позволяющие семьям выбирать образовательные программы, соответствующие индивидуальным запросам и уровню подготовки детей, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Для создания условий для участия обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в олимпиадном движении, во все положения о проведении всероссийских предметных олимпиад будут включены специальные условия, а концепция Кванториумов предполагает их полную доступность для детей с особыми образовательными потребностями. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» направлен на оказание методической, психолого-педагогической, консультационной помощи и обеспечение ее доступности семьям независимо от места проживания, в том числе родителям детей с ОВЗ В рамках государственной программы «Доступная среда» в 2018 году выделены средства федерального бюджета в объеме 272 890,0 тыс. рублей на создание базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов (далее – БПОО). В БПОО обеспечены условия, позволяющие инвалидам и лицам с ОВЗ получать СПО. Учебные кабинеты и лаборатории оснащены специальным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, адаптированные образовательные программы реализуются с учетом особенностей различных нозологий. К 2020 году планируется создание БПОО на территории каждого субъекта Российской Федерации. Проведен отбор субъектов Российской Федерации на предоставление РУМЦ концентрируют ресурсы по востребованным рынком труда профессиям и специальностям для инвалидов и лиц с ОВЗ и призваны осуществлять координацию и методическое обеспечение реализации программ СПО. В период с 21 по 23 ноября 2018 года проведен IV Национальный чемпионат «Абилимпикс» (далее – чемпионат «Абилимпикс») по 57 основным На главной площадке чемпионата «Абилимпикс» (75 павильон ВДНХ) Для проведения соревнований по 22 компетенциям были задействованы дополнительно 6 площадок на базе колледжей города Москвы в части компетенций со сложным оборудованием (сварочные технологии, токарные работы, слесарное дело, сухое строительство и штукатурные работы, малярное дело). В соревнованиях чемпионата «Абилимпикс» приняли участие 1 157 человек в возрасте от 14 до 65 лет из 83 субъектов Российской Федерации по основным компетенциям (2017 г. – 930 человек из 73 субъектов Российской Федерации), в том числе 186 специалистов, 733 студента и 238 школьников. В презентационных компетенциях соревновались 94 участника. В 2018 году региональные конкурсы «Абилимпикс» проведены в 84 субъектах Российской Федерации, в которых приняли участие 9 004 человека, в том числе 1 379 специалистов (15,3%), 4 953 студента (55%), 2 673 школьника (29,7%), по 101 компетенции, в том числе по57 компетенциям чемпионата «Абилимпикс». По результатам соревнований чемпионата «Абилимпикс» вручено Важным направлением социальной политики государства является поддержка лиц с ОВЗ, инвалидов и детей-инвалидов, создание условий для их успешной интеграции в различные сферы общественной жизни путем повышения качества и доступности высшего образования, содействия в трудоустройстве, создания и развития ассистивных технологий. В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС для указанных лиц или же в них включаются специальные требования. Например, ФГОС высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика, утвержденный приказом Министерства науки и образования Российской Федерации при их обучении по индивидуальному плану срок получения образования по программе бакалавриата может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения; электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах; в отношении них организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья; выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние их здоровья и требования по доступности для них; при разработке образовательных программ высшего образования обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ; обеспечение печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных для инвалидов и лиц с ОВЗ. Кроме того, отдельными ФГОС в рамках ряда укрупненных групп направлений подготовки («Сестринское дело», «Психологические науки», «Социология и социальная работа», «Образование и педагогические науки», «Физическая культура и спорт») предусмотрена реализация дисциплин (модулей), ориентированных на формирование компетенций в области эффективных методов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием специальных знаний и способов их рационального применения в специальных медицинских группах в организациях общего и среднего профессионального образования и формирования осознанного отношения к занятиям адаптированной физической культурой, здоровому образу жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться. Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ и инвалидов закреплены Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от 14 октября вступительные испытания для абитуриентов с ОВЗ и инвалидов проводятся в отдельной аудитории; число абитуриентов с ОВЗ и инвалидов в одной аудитории не должно превышать при сдаче вступительного испытания в письменной форме – 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме – 6 человек; допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего абитуриентам с ОВЗ и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание; продолжительность вступительного испытания для абитуриентов с ОВЗ и инвалидов увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа; абитуриенты с ОВЗ и инвалиды могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями; организация может проводить для абитуриентов с ОВЗ и инвалидов вступительные испытания с использованием дистанционных технологий. Инвалидам предоставлены особые права при приеме на обучение. Так, прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, осуществляется в пределах установленной квоты, размер которой составляет не менее 10% от объема контрольных цифр по каждой совокупности условий поступления на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета. Федеральным законом от 27 июня 2018 г. № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» было исключено положение о подаче указанными лицами заявления в одну образовательную организацию высшего образования на одну образовательную программу высшего образования. Таким образом, абитуриенты-инвалиды могут поступать по особой квоте одновременно в 5 образовательных организаций высшего образования на 3 специальности в каждой. Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп также имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Меры по развитию инклюзивного образования и созданию равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ОВЗ и инвалидам, в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности реализуются в рамках национального проекта «Образование». Так, федеральным проектом «Новые возможности для каждого» предусмотрен комплекс мероприятий, направленный на увеличение числаобразовательных организаций высшего образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидами, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. 1. Грантовая поддержка образовательных организаций высшего образования на конкурсной основе с целью формирования и внедрения современных программ непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения), обеспечивающих личностный рост, расширение и обновление профессиональных знаний граждан и приобретения ими новых профессиональных навыков в соответствии с быстро меняющимися технологиями и условиями. 2. Подготовка научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования. Обучение научно-педагогических работников предусматривает овладение современными образовательными технологиями обучения взрослых, изучение возрастно-психологических и индивидуально-психологических особенностей граждан, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидов, а также стажировки на высокотехнологичных производствах, в организациях секторов экономики, значимых для региона (всего порядка 30 тыс. преподавателей). Обучение работников организаций-работодателей направлено на овладение современными образовательными технологиями обучения взрослых, изучение возрастно-психологических и индивидуально-психологических особенностей граждан, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидов, а также на формирование компетенций наставников для молодых специалистов. Федеральным проектом «Молодые профессионалы» предусмотрено создание и введение в 2020 году в эксплуатацию государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда» на базе информационного ресурса (портала), обеспечивающего доступ по принципу «одного окна» к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами с целью широкого и качественного внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс, расширения возможностей реализации персональных образовательных траекторий, что будет способствовать развитию виртуальной академической мобильности инвалидови упрощению доступа к образовательному контенту с использованием ресурсов вузов, в том числе обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню. Доступность высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования обеспечивается созданной сетью РУМЦ по обучению лиц с ОВЗ и инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования. Основными задачами деятельности сети РУМЦ являются: - повышение информированности лиц с ОВЗ и инвалидов о возможностях получения высшего образования; - увеличение количества лиц с ОВЗ и инвалидов, поступивших в образовательные организации высшего образования; - увеличение количества лиц с ОВЗ и инвалидов, успешно завершивших обучение по программам высшего образования; - увеличение количества трудоустроенных выпускников с ОВЗ и инвалидов; - формирование системы сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по реализации и развитию инклюзивного образования. Деятельность сети РУМЦ обеспечивает поддержку образовательных организаций высшего образования по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов, расположенных во всех субъектах РоссийскойФедерации, в том числе имеющих различную ведомственную принадлежность. Результаты деятельности РУМЦ составляют основу для формирования комплексной модели организации обучения и сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов в образовательных организациях высшего образования. Структура модели состоит из трех компонентов: профориентации; обучение и сопровождения; содействия трудоустройству обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Компонент профориентации направлен на анализ рынка труда, образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидов, информирование и консультирование по выбору вуза и специальности, разработку методики их профконсультирования и профтестирования. Благодаря порталу информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидов «Инклюзивноеобразование.рф» в настоящее время любой абитуриент, имеющий доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», может воспользоваться онлайн-сервисом профессионального тестирования, учитывающим особые требования лиц с ОВЗ и инвалидов к образовательному процессу и будущей профессии. Помимо этого, абитуриентам доступна возможность осуществить выбор образовательной организации высшего образования по нескольким критериям поиска: по региону, по ограничениям здоровья, по перечню направлений подготовки и специальностям. База образовательных организаций высшего образования на Портале постоянно обновляется и пополняется. По результатам деятельности РУМЦ с 2016 года удалось достигнуть увеличения количества лиц с ОВЗ и инвалидов, поступающих в образовательные организации высшего образования: Основными направлениями деятельности РУМЦ являются: - Повышение информированности лиц с ОВЗ и инвалидов возможности получения высшего образования, информирование и консультирование о выборе профессии, в том числе с использованием портала информационной поддержки инклюзивного высшего образования инклюзивноеобразование.рф. Согласно данным мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидов, РУМЦ проводят мероприятия по профессиональному консультированию. В 2018 году было проведено более 50 мероприятий на базе 102 образовательных организаций высшего образования с участием более 6 000 абитуриентов. - Создание специальных условий для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, под которыми понимается не только создание архитектурной доступности, но и оснащение специальными техническими средствами обучения (созданы и оснащены 16 центров коллективного пользования специальными техническими средствами), подготовка сотрудников образовательных организаций высшего образования к работе с лицами с ОВЗ и инвалидами и оказанию им необходимой помощи (обучено более 5 730 человек), подготовка волонтеров для сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов (обучено более 2 730 обучающихся из 225 образовательных организаций высшего образования), формирование библиотеки адаптированных учебно-методических материалов, online курсов. - Содействие выпускникам с ОВЗ и инвалидам в последующем трудоустройстве, осуществляемое на основе данных опроса о востребованных формах сопровождения при трудоустройстве. В целях удовлетворения запроса выпускников с ОВЗ и инвалидов сеть РУМЦ реализует 16 online курсов по вопросам самопрезентации, самостоятельного трудоустройства и построения карьеры, проводится мониторинг регионального рынка труда и квотированных рабочих мест. Проводятся встречи с представителями работодателей, мастер-классы, тренинги и ярмарки вакансий, информация о мероприятиях размещается на портале инклюзивноеобразование.рф. В 2018 году проведено 52 мероприятия с участием 3 988 обучающихся из 246 образовательных организаций высшего образования. В последнее время все активнее продвигается модель инклюзивного общества, доступности для людей с инвалидностью образования и услуг, определяющих качество жизни. Однако при внедрении данной модели нужно понимать, что инклюзия – это не только создание безбарьерной среды, архитектурной и социальной, это еще и обеспечение доступности услуг, в том числе образования. Получение высшего образования является одним из основных способов интеграции инвалидов в социальную-экономическую жизнь страны. Преодоление физических и ментальных барьеров доступности качественного образования для всех групп инвалидов с различными нозологиями происходит в рамках создания безбарьерной среды, в том числе посредством адаптации образовательных программ высшего образования. Поддержка одаренных детей Работа с талантливыми детьми и молодежью является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. С целью создания на федеральном и региональном уровнях системы дальнейшего сопровождения и поддержки талантливой молодежи, привлечения их потенциала к решению актуальных задач научно-технического прогресса в 2018 году было продолжено осуществление государственной поддержки талантливой молодежи. В соответствии с Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 (далее – Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности), выявление детей, проявивших выдающиеся способности, осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной деятельности. Приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 197 утвержден перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной деятельности В соответствии с пунктом 7 Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, организаторы мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной деятельности, направляют информацию об одаренных детях, являющихся победителями и призерами мероприятий, в организацию, осуществляющую выявление, сопровождение и мониторинг дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности, – Образовательный Фонд «Талант < ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|