Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие информационного ресурса и информационного рынка





Понятие и характерные черты информационного рынка

Становление и текущее состояние информационного рынка в России

Проблемы и перспективы развития информационного рынка

Перспективы развития информационного рынка

 

Проблемы информационного рынка как экономического объекта в целом совпадают с проблемами рынков товаров и услуг. В первую очередь, это недостаточно четкая нормативная база. Однако на информационном рынке данная проблема стоит особенно остро, поскольку для данного вида рынка гораздо более важен вопрос с авторским правом. Адекватным, четким правовым регулированием невозможно решить все проблемы информационного рынка в силу его быстрого развития. Данную проблему можно решить лишь путем постепенного изменения общественного сознания: люди не будут нарушать закон в информационной сфере лишь тогда, когда такой поступок они сами будут считать низким, порочащим их. Данный вопрос связан не только с общественным сознанием, но и с политикой ценообразования на информационном рынке. Именно высокая цена на них подталкивает людей, например, к использованию «пиратского» программного обеспечения. Поэтому для дальнейшего развития информационного рынка необходимо формирование государством благоприятных экономических условий для развития производства в информационной сфере. Увеличение количества производителей данного вида продукции повлечет за собой снижение его цены. Тогда мелких нарушений закона в информационной сфере станет гораздо меньше.

Большой проблемой на информационном рынке остается проблема конфиденциальности информации. В связи с этим необходимо изменение законодательства: ужесточение наказаний за разглашение или распространение конфиденциальной информации. В последнее время нередкими стали случаи распространения конфиденциальной информации из государственной сферы. В связи с этим необходимо ужесточение наказаний в сфере должностных преступлений. Меры государственного вмешательства по ужесточению наказаний за преступления в информационной сфере не являются идеальными. Однако они могут повлиять на общественное сознание.




 

Заключение

 

В современном обществе одним из видов ресурсов являются информационные ресурсы. На информационном рынке они становятся товаром.

Понятие информационный ресурс не совсем однозначно: по юридическому толкованию это документы в информационных системах, но люди относят сюда и технические знания, произведения литературы, искусства и другое.

По значимости информационные ресурсы сейчас аналогичны материальным.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы, то есть информационные ресурсы, принадлежащие конкретной стране.

Российский информационный рынок пока уступает информационному рынку развитых стран и по структуре, и по номенклатуре товаров. Одна из причин этого – массовое «пиратское» копирование программ (если информация – товар, то за нее надо платить, иначе разрушается основа рынка.).

Информационный рынок можно условно разделить на 3 части: техническая (аппаратные средства), программная (программные средства) и коммуникативная (сети и передача данных).

Информационный рынок является объектом правовых отношений. Основными законами, регулирующими в настоящее время информационный рынок в России, являются Закон «Об авторском праве и смежных правах», Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». В целом нормативно – правовая база по информационному рынку в России не является совершенной. Основным методом снижения и искоренения преступности в данной сфере является изменение общественного сознания. А на это может повлиять ужесточение законодательства.

В связи с развитием информационного рынка возникают и глобальные проблемы. Это информационное противоборство и информационные войны. Страны проводят такие действия в адрес друг друга с целью получения выигрыша в материальной сфере. Основными объектами воздействия в информационном противоборстве являются информационная инфраструктура и психология противника. Информационное противоборство осуществляется через дезинформацию, сокрытие информации, создание многократно избыточной информации. Основными объектами воздействия в информационной войне являются сети связи, информационно – вычислительные сети, военная информационная инфраструктура, информационные и управляющие структуры банков, предприятий, средства массовой информации. К проблемам информационного общества относится и вопрос о защите права личности, общества и государства на конфиденциальность информации. Наличие большого объема информации приводит к сложности отбора достоверной и качественной информации. В связи с виртуальной реальностью у некоторых людей появляются психологические отклонения. При переходе к информационному обществу усиливается социальное расслоение в нем. В экономике развитых стран происходит сокращение числа рабочих мест в связи с развитием информационной сферы. Таким образом развитие информационного рынка в стране приводит как к множеству положительных, так и к отрицательным последствиям.


 

Литература

 

1. Готт В.С., Семенюк Э.П., Уршул А.Д. Социальная роль информатики – М.: Знание, 1999 – 429 с. – ISBN 5 – 75965 – 308 – 4.

2. Громов Р.Г. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования – М.: Наука, 2002 – 364 с. – ISBN 5 – 64037 – 836 – 7.

3. Кастельс М.П. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура – М.: Высшая Школа Экономики, 2005 – 526 с. – ISBN 5 – 28507 – 537 – 3.

4. Информатика: учебник/ под ред. Н.В. Макаровой. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 768 с. – ISBN 5 – 279 – 02202 – 0.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ресурс

6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15130

7. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: МГУ, 2006 – 530 с. – ISBN 5 – 62056 – 648 – 7.

8. Могилев А.В. Информатика – М.: Издательский центр «Академия», 2005, 438 с. – ISBN 5 – 64896 – 936 – 6.

9. Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, 645 с. - ISBN 5 – 75643 – 934 – 5.

 

Понятие и характерные черты информационного рынка

Понятие информационного ресурса и информационного рынка

 

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия информационного рынка, нужно выяснить, что такое информационный ресурс. В целом ресурс – это запас или источник некоторых средств. Любое общество, государство, фирма, частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности.

В современном обществе одним из основных видов ресурсов являются информационные ресурсы. Их значимость постоянно увеличивается.

Можно выделить несколько основных подходов к понятию информационных ресурсов. Юридическое толкование информационных ресурсов принято в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Оно заключается в следующем: «Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Данное определение позволяет юридически решить проблему охраны информационных ресурсов. В вышеуказанных документах и массивах документов в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Очень часто эти знания уникальны, их использование позволяет экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения.

Юридическое определение информационных ресурсов сильно сужает данное понятие. Люди воспринимают его гораздо шире. К информационным ресурсам нужно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, другую информацию общественной или государственной значимости, которая зафиксирована в любой форме, на любом носителе.

В настоящее время информационные ресурсы по значимости аналогичны материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым, финансовым ресурсам. Информационные ресурсы сейчас рассматриваются как стратегические. Однако существует одно принципиальное различие между материальными и информационными ресурсами: материальный ресурс после использования исчезает (например, топливо сжигается, финансы расходуются), а информационный ресурс остается, копируется без ограничений, его можно многократно использовать. По мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как его использование редко носит пассивный характер, чаще к нему прибавляется дополнительная информация. Информационный ресурс не является самостоятельным. Сам по себе он имеет лишь потенциальное значение. Информационный ресурс реализуется как что – то материальное только при соединении с другими ресурсами (техникой, энергией, сырьем).[2, с. 245]

Любая классификация информационных ресурсов является неполной. В основу классификации можно положить следующие принципы:

1. Отраслевой принцип: по виду науки, промышленности, социальной сферы;

2. Форма представления: по виду носителей, по степени формализованности, по наличию дополнительного описания.

Внутри каждого класса можно проводить более детальное разделение: например, ресурсы сети Интернет можно разделить по назначению и по формам представления (сервисная информация, программное обеспечение, библиографическая информация, видео).

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Это понятие сформировалось в начале 1980 – х годов в связи с растущей зависимостью развитых стран от объемов информации, от уровня развития средств передачи и обработки информации.

Возможный способ классификации национальных информационных ресурсов:

1. Библиотечные ресурсы;

2. Архивные ресурсы;

3. Научно – техническая информация;

4. Правовая информация;

5. Информация государственных структур;

6. Отраслевая информация;

7. Финансовая и экономическая информация;

8. Информация о природных ресурсах;

9. Информация предприятий и учреждений и другое [6].

В развитых странах огромное количество информационных ресурсов находится в библиотеках. Преобладает бумажная форма их представления, однако все большее количество библиотечных ресурсов переводится в цифровую форму.

В архивах находятся материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны. Часто скорость их накопления превышает скорость обработки.

В развитых странах существуют специализированные системы научно – технической информации. Они включают в себя специализированные издания, патентные службы и другое. Такая информация часто является дорогостоящим товаром.

Ни одно государство не может существовать без сводов законов, кодексов, нормативных актов и других видов правовой информации.

Свои отраслевые информационные ресурсы есть у любой сферы общества: социальной, аграрной, промышленной и других. Огромны информационные ресурсы в сфере военно–промышленного комплекса и системе образования.

Кроме национальных информационных ресурсов можно выделить информационные ресурсы предприятия, информационные ресурсы частного лица и другое. Эти категории уже не обладают такой общностью. Они зависят от вида организации, от специальности конкретного лица, его интересов и другого [3, с.249].

Наличие огромного количества информационных ресурсов и возможность их представления в электронном виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов. Существуют признаки формирования развитого мирового рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. Этот рынок во многом похож на рынок традиционных ресурсов, так как имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых выступают информационные продукты и услуги:

1. Информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам и их стоимости;

2. Информация научно-технического характера (патенты, научные статьи);

3. Информационные технологии, компьютерные программы;

4. Базы данных, информационные системы и другое.

Как и на любом рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть продавцы и покупатели. Продавцами обычно являются производители информации или ее собственники:

1. Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

2. Службы связи и телекоммуникации;

3. Бытовые службы;

4. Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей – продажей информации (рекламные агентства);

5. Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары, а в качестве дополнительной продукции – информацию о них;

6. Консультационные (консалтинговые) фирмы;

7. Биржи;

8. Частные лица (например, программисты) и другие.

Информационные услуги – это особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является подбор литературы по теме, нужной заказчику, в библиотеке. Оказание информационных услуг возможно лишь при наличии баз данных по соответствующим темам (как в компьютерном, так и не в компьютерном варианте) [6].

Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают научно – техническую информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию. Без таких услуг практически невозможна деятельность ученых и специалистов.

Информационные услуги в сфере бизнеса заключаются в предоставлении определенной деловой информации, консультациях по нужным заказчику темам. Информационные услуги в сфере коммуникаций оказывают операторы связи и провайдеры сети Интернет (организации, которые за плату осуществляют доступ пользователей во Всемирные сети и их обслуживание). Некоторые виды услуг по обучению и повышению квалификации также можно рассматривать как информационные (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).

Уровень развитости сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности общества к информационному.

В своем развитии рынок информационных товаров и услуг прошел несколько стадий. Его формирование по времени совпало с появлением первых ЭВМ (это происходило во второй половине XX века). Это совпадение в значительной степени является случайным, поскольку первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. Бурный расцвет науки и техники в то время привел к созданию первых профессиональных информационных служб в различных областях деятельности. Соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.

По – настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и телекоммуникационных систем, основанных на использовании микрокомпьютеров. Решающую роль в формировании рынка информационных товаров и услуг сыграло создание баз данных по множеству областей знаний и человеческой деятельности. Массовый характер этот процесс принял в 1980 – е годы. К этому времени появились первые признаки глобализации информационного рынка, и начался международный обмен информацией. Ведущими странами на информационном рынке в настоящее время являются США, Япония и некоторые страны Западной Европы.

В настоящее время формирование информационного рынка происходит и в России. Важнейшими компонентами российского рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Значительную часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения. Существуют специальные службы обработки информации по заказу клиентов, службы продажи билетов и другое. Немало на данном рынке финансовой и статистической информации, есть информация по образовательным услугам и организации досуга.

Российский информационный рынок пока значительно уступает рынку развитых стран и по структуре, и по номенклатуре товаров. Очень ограничен доступ к первоисточникам научно – технической информации (статьям, рефератам специального назначения, библиографической литературе, библиотекам). Без этого не может быть устойчивого развития в соответствующих областях.

Постепенно в обществе начинает формироваться следующий факт: если информация – товар, то за нее надо платить, иначе разрушается сама основа рынка. Рынок программного обеспечения, а РФ мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ. По мере совершенствования социально – экономических отношений подобная практика должна уйти в прошлое[2].

Компьютерное «пиратство» - это глобальное явление. Нет ни одной страны мира, где не использовались бы незаконно скопированные программы. По абсолютной стоимости используемого «пиратского» программного обеспечения лидируют США. По оценкам независимых экспертов, в странах Европы до 40% используемого программного обеспечения является незаконными копиями. В РФ эта цифра значительно больше: по объемам использования «пиратского» программного обеспечения РФ находится на 11 месте в мире.

Информационные ресурсы являются предметом торговли на информационном рынке.

Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда.

Информационный ресурс на информационном рынке рассматривается в двух акспектах:

1. Как материальный продукт, который можно продавать и покупать;

2. Как интеллектуальный продукт с авторским правом.

Информационный рынок является частным случаем рынка товаров и услуг. На информационном рынке действуют абсолютно все экономические законы, которые присутствуют на всех рынках товаров и услуг.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.