Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовое регулирование информационного рынка в России





 

Информационный рынок давно рассматривается государствами и международным сообществом как объект правовых отношений. Очень широк круг проблем, связанных с информацией. Он включает в себя следующие вопросы:

1. Информация и результаты интеллектуальной деятельности;

2. Информационные ресурсы как объект правового регулирования;

3. Базы и банки данных в структуре информационных ресурсов;

4. Конфиденциальность информации;

5. Коммерческая информация, служебные, персональные и профессиональные данные;

6. Массовая информация и массмедиа;

7. Субъекты информационной деятельности;

8. Информационные сети и электронные документы;

9. Договорные связи в информационных отношениях;

10. Информационные ресурсы органов государственной власти и другое.

Первые правовые акты по регулированию проблем, относящихся к охране прав собственности на информацию, появились еще в XIX веке, то есть задолго до появления первых признаков информационного общества и формирования информационного рынка. Первыми шагами на этом пути были охрана авторских прав и регулирование патентных отношений. В настоящее время данные вопросы регулируются Законом «Об авторском праве и смежных правах», принятым в 1993 году. Уже на ранних этапах продвижения к информационному обществу проблемы правового информационного регулирования значительно обострились. Каждая страна идет в данном направлении своим путем, но с другой стороны правительствами и международными организациями прилагаются усилия по созданию в этой сфере международных признанных всеми правил. Юридические вопросы, связанные с информационной сферой, сложны и запутанны. Поэтому законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира.



В 1995 году был принят Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Данный закон частично разрешает вопросы правового регулирования на информационном рынке: проблему защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанного с порчей, уничтожением «персональной» информации. Закон создает условия для включения РФ в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В данном законе информационные ресурсы рассматриваются в двух аспектах:

1. Как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

2. Как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Наиболее важные статьи из данного закона:

Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов.

1. Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

2. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

· Порядок документирования информации;

· Право собственности на отдельные документы и на отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

· Категорию информации по уровню доступа к ней;

· Порядок правовой защиты информации.

Второй пункт содержит ссылки на многочисленные нормы, которые не устанавливаются самим законом. Часть норм не выработана и в настоящее время. Это подчеркивает сложность правового регулирования в информационной сфере.

Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности

3. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

4. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам.

Положения из данной статьи порождают юридическую основу для прав собственности на информацию и товарные отношения в этой сфере.

Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа.

1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

2. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

· Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их регистрации;

· Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне.

Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные)

1. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

2. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов.

1. Пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации.

Статья 13. Гарантии предоставления информации.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций.

Значение этих норм с учетом истории нашей страны очень велико, так как практически во все периоды власть старалась монополизировать право на информацию. Особое внимание нужно обратить на положение статьи 11, в которой содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может производиться лишь на основании решения суда), недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку.

Статья 20. Цели защиты.

Целями защиты являются:

· Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

· Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

· Обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Статья 24. Защита права на доступ к информации.

1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей. [6].

В целом данный закон является большим шагом вперед в построении правовой базы открытого демократического общества, а также большим шагом на пути к информационному обществу и формированию цивилизованного информационного рынка.

Важным элементом правовой системы РФ, связанным с информационным рынком , стал Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». Он дал юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Данный закон определил, что авторское право распространяется на вышеуказанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.

Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося отдельными пользователями и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Такое положение вещей мешает установлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов.

В 1996 году в Уголовный кодекс РФ был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». В данном разделе была определена мера наказания за некоторые виды преступлений, ставших распространенными:

1. Неправомерный доступ к компьютерной информации;

2. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;

3. Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.

Неправомерный доступ к компьютерной информации – это проникновение в чужую ЭВМ с целью использования имеющейся в ней информации (чаще всего в корыстных целях). Для такого проникновения обычно используются компьютерные сети (чаще всего Интернет или корпоративные сети). Людей, которые занимаются подобной деятельностью, называют хакерами. В РФ хакеры чаще всего атакуют банковские учреждения, пытаясь различными способами увести из них деньги.

О компьютерных вирусах знают все, кому приходится работать с компьютерами. Вирусы создаются специально для повреждения программ и данных и распространяются по сетям. Вирусная атака может иметь самые серьезные последствия, приносить огромные убытки как предприятиям и правительственным учреждениям, так и частным лицам. За создание и распространение вирусов, повлекшие тяжкие последствия, по закону в РФ можно получить наказание до 7 лет лишения свободы. В некоторых странах наказание за этот вид преступлений является более суровым.

Тяжкие последствия для информационных систем могут повлечь и ошибки обслуживающего их персонала, нарушившего правила эксплуатации системы. Если подобные ошибки повлекли за собой тяжкие последствия, наказание также может быть связано с лишением свободы. Данный факт является еще одним свидетельством того, что возросла ответственность людей, работающих в информационной сфере.

Правовое регулирование информационного рынка в силу его быстрого развития всегда будет отставать от жизни. Наиболее счастливо живет не то общество, где все действия людей регламентированы и наказания за все противоправные деяния прописаны, а то, в котором люди в первую очередь руководствуются этическими соображениями. Это означает, что государство не злоупотребляет информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом. Информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство в любом проявлении низким поступком, порочащим его самого. Общество должно стремиться именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества.[4, с. 326].

 


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.