Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности становления изобразительной культуры в первобытном обществе. Основные исторические объекты, отражающие искусство первобытного общества.





Особенности становления изобразительной культуры в первобытном обществе. Основные исторические объекты, отражающие искусство первобытного общества.

1. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Каменный век (свыше 2 млн. лет назад н. э.), делится на палеолит, мезолит и неолит. Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад. Самыми древними скульптурными изображениями являются палеолитические венеры - примитивные женские фигурки. Помимо женщин изображали животных из камня или кости. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины. Позднее первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами. В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвета, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные полотна, покрывшие своды глубоких пещер. На стенах пещер изображены десятки крупных животных: мамонты и пещерные медведи. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. (пещера Альтаира, Пещера Ласко)

2. Искусство эпохи мезолита. В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), в прибрежных горных районах восточной Испании находят фигуры людей, изображённые в стремительном движении, многофигурные композиции и сцены охоты, нарисованные яичным белком, кровью, мёдом.

3. Искусство эпохи неолита (5000-3000 гг. до н. э.) Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы, спирали и т. д.), изображения оружия и средств передвижения (лодки и корабли). Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Адджер, Тибести, Феццана и др.)

4. Бронзовый век (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе около четырёх тысяч лет назад. в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. В III-II тысячелетиях до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, менгиры - вертикально стоящие камни высотой более двух метров (полуостров Бретань во Франции), дольмены - несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины в Англии недалеко от города Солсбери - т. н. Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров.

Методы обучения рисованию в Древнем Египте

6. В древнем Египте возникла и укрепилась специальная художественная школа, обучение проходило систематически. Метод и система обучения у всех педагогов были едиными, т.к. утвержденные каноны предписывали строжайшее соблюдение установленных норм. Египтяне первыми в истории человеческой культуры положили начало теоретическому обоснованию рисования. Обучение рисованию строилось на заучивании выработанных правил и канонов. Хотя каноны облегчали изучение приемов рисования, но они сковывали художника, не давали ему изобразить мир таким, каким он его видит. Рисование в древнем Египте было общеобразовательным предметом, тесно связанным с обучением письменной грамоте. Ведущей школой древнего царства была Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов, она являлась художественным центром, вокруг которого формировались другие школы. Существовал даже институт, где обучались юноши. Педагоги пользовались специальными методическими таблицами. Принципы и методы основывались на фронтальности, все рисунки носили линейный характер, отсутствовала трехмерность, перспектива, светотень, существовали пропорции стоящей, сидящей и др. фигур. Много ценного и интересного материала для изучения методов обучения изобразительному искусству дают памятники египетской культуры: росписи на стенах гробниц, дворцов, храмов, на предметах домашнего обихода, рисунки для рельефов, и, наконец, рисунки на папирусах. Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. В задачу художника древнего Египта не входило реальное изображение жизни. Жизнь для них была, как временное явление, основное существование начиналось после смерти. Художник совмещает в пределах одного изображения разные точки зрения на предмет: одни части фигуры изображаются в профиль (голова, ноги), другие - в анфас (глаз, плечи). Особенности древнеегипетской живописи являлись, по существу, раскраской и в течение ряда веков сводились к заполнению силуэта одним цветом, без введения дополнительных тонов и цветных теней.

Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века (Биогенетическая концепция изобразительного творчества детей и теория свободного воспитания. К.Риччи, К.Лампрехт, Г.Кершенштейнер).

Художественное образование рассматривается, как часть художественной культуры. Детский рисунок является частью художественной культуры, а ребенок - действующим лицом культурного процесса. Книга Георга Кершенштейнера «Развитие художественного творчества ребенка», изданная в России в 1914 году стала первым фундаментальным исследованием рисунков детей школьного возраста от 6 до 13 лет. Особое внимание уделяется художественному выражению, которое проявляется в свободном и декоративном рисовании в разные возрасты детей. Целью исследования было изучение развития способности рисования.

Немецким ученым установлено: дифференциация полов в смысле художественной одаренности; различное отношение детей города и деревни; связь интеллектуального развития со способностью графического изображения.

Для России конца 19 начала 20 века был характерен повышенный интерес к методам преподавания рисования, как в специальных, так и в общеобразовательных учебных заведениях.

Изучается детская психология. К. Риччи в 1911 году обратил внимание на то, что дети одним из центральных объектов изображения выбирали человека. Риччи сравнил детское творчество с искусством доисторических и примитивных эпох, что послужило основанием применения биогенетической теории объяснения развития изобразительного творчества детей. Сравнение детского творчества с историей искусства привело к выделению общих для всех детей стадий развития, разработанных в исследованиях Кершенштейнера в 1914 году, которые впоследствии были истолкованы Лампрехтом, как открытие форм детского рисунка: 1 ступень: схемы - бесформенные каракули и примитив. 2 ступень: чувство формы и линии, смесь формального и схематического, 3 ступень: правдоподобное изображение - силуэты и контуры. 4 ступень: пластическое изображение. Кершенштейнер оценивал рисунки детей по социальным признакам - городские или деревенские, утверждал, что развитие рисунка должно пройти все 4 ступени. Отрицание обучающего начала приводило к отсутствию построения изображения. Он был против геометрального метода. Преобладание теории свободного воспитания.

Исследуя методы преподавания рисования на рубеже веков, надо учитывать, что в это время рисование включало в себя - рисование с натуры, декоративное, тематическое и беседы. Этот период бы очень сложный и противоречивый. Четкость и строгость рисунка заметно снижается. Появляется разногласие между сторонниками геометрального и натурального метода, представители геометрального отстаивают академическое направление, представители натурального метода придерживаются теории свободного воспитания. Во многих школах строгая система преподавания нарушена, рисование, как общеобразовательный предмет теряет свое значение. Пикассо писал: нас уверяют, что детям надо дать свободу, а на самом деле их принуждают делать детские рисунки. Учат этому. Формалистическое буржуазное искусство оказало свое влияние на методику преподавания в общеобразовательных школах. Вся система и методика преподавания этого периода была направлена на развитие индивидуальности каждого ученика и неприкосновенности его художественной личности. Школа не нужна - в школе художник теряет свои природные качества. Многие в строгом реалистическом рисунке видели оковы, ограничивающие творческие возможности художника. Приверженцы свободного воспитания выступали против академического штудирования натуры, против школы вообще. Все, начиная с импрессионистов и кончая абстракционистами идут под лозунгом - долой школу, свободу - творчеству. Формалистические течения оказали пагубное влияние на художественную школу и на методы обучения рисунку. Отрывая форму от содержания, отрицая познавательное значение искусства, они привели искусство к бессмыслице. Но были школы и отдельные художники, которые продолжали отстаивать принципы реалистического искусства.

 

Советский период художественного образования. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе 20-х - 30-х годов. Становление системы высшего графического образования. Педагогическая система Д. Н. Кардовского

Советское общество 20-х - 30-х годов ощущает недостатки в системе художественного образования. Ослабление связей с традициями академической школы изобразительного искусства. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Абстрактно - схематичное направление образования не только сводили на нет значение методики, но и искажали цели и задачи преподавания рисования в общеобразовательной школе. Рисование не только ничего не давало детям для умственного развития, но по существу мешало их эстетическому воспитанию. В 20-е годы велась разработка методики рисования в школах по различным направлениям, но из них широкое распространение получили два: методика развития "свободного творчества" и "комплексный" метод обучения.

В нашей стране были созданы все условия для развития изобразительного искусства и художественного образования. Отмена сословности, демократизация школы, отделение школы от церкви повели за собой перестройку всего школьного обучения. Перед работниками народного просвещения были поставлены задачи перестройки содержания, форм и методов преподавания. Ярким представителем "свободного воспитания" и лежащий в ее основе биогенетической теории был А. В. Бакушинский.

В конце 20-х годов формалистические методы стали подвергаться справедливой критике. Пересмотр содержания программ и учебных планов привел к перестройке методов преподавания рисования в школе. В основу программы 1931 года было положено рисование с натуры. Наряду с ним программа отводила место рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию. Важное значение придавалось беседам об искусстве. Художественная школа встала на путь реалистического искусства. Был поднят вопрос о создании новой академии художеств. Твердая линия в построении новой школы, новой системы преподавания потребовала обратить серьезное внимание и на подготовку педагогических кадров.

В 1937 году были открыты Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и Московский институт изобразительных искусств. В этих учебных заведениях академический рисунок занял ведущее место. Большинство художников-педагогов приходит к выводу, что в основу всякого метода обучения должно быть положено рисование с натуры, которое обеспечивает высокую профессиональную подготовку художников.

Художник и педагог Кардовский Д. Н. внес большой вклад в методику, призывал учеников строить на плоскости объемную форму и анализировать ее. Вначале рисунка нужно стремиться разбить всю фигуру на плоскости, обрубить форму, пока не вырисуется большая форма, не нужно вырисовывать детали. Особенно большое значение придает конструктивной связи между частями форм предметов. Кардовский был противником бездумного срисовывания светотени. Кардовский мужественно отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма. Благодаря своим твердым убеждениям, ясной и методически разработанной системе преподавания рисунка Кардовский имел большое количество учеников и горячих последователей

Становление отечественной системы высшего художественно-графического образования. Методы преподавания изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до 60-х годов XX века (Научно-исследовательские работы в области изобразительной деятельности детей – Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко).

 

После Великой Отечественной в нашей стране была проведена реформа художественного образования. 5 августа 1947 года было принято постановление Совета Министров СССР "О преобразовании Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР". Правительство возложило на Академию художеств задачу: неуклонно развивать советское изобразительное искусство во всех его формах на "базе последовательного осуществления принципов социалистического реализма и дальнейшего развития лучших прогрессивных традиций искусства народов СССР, и, в частности, русской реалистической школы". В этот период рисунок стал признаваться основой основ изобразительного искусства. Обучение ему должно начаться сколь возможно раньше. Как правило, начало его должно предшествовать обучению живописи и скульптуре. В систему преподавания рисунка должно обязательно входить "регулярное рисование с позирующей обнаженной натуры в специально созданной для этого обстановке, не преследующей никаких иных целей, кроме приобретения мастерства в рисунке", то есть специфически "академическое" рисование. В целях упорядочения методической работы в школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей. С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах.

Изучению проблем восприятия в процессе изобразительной деятельности посвятили свои работы Н. Ю. Вергилес, Н. Н. Волков, В. С. Кузин, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев и другие. В данных работах восприятие определяется, как творческая способность выделения предмета из его окружения, постижение наиболее значимых деталей, характерных признаков предмета, а также обнаружение структурных связей, ведущих к созданию ясного образа.

Российская школа и художественная педагогика с 60-х годов и до настоящего времени получила развитие в трудах многих художников-педагогов.

Борис Михайлович Неменский - художник, педагог, лауреат государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук. Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент некоторые школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд». Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э. И. Кубышкина, В. С. Кузин, Т. С. Комарова, Б. М. Неменский, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, А. С. Хворостов, Т. Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Особенности становления изобразительной культуры в первобытном обществе. Основные исторические объекты, отражающие искусство первобытного общества.

1. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Каменный век (свыше 2 млн. лет назад н. э.), делится на палеолит, мезолит и неолит. Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад. Самыми древними скульптурными изображениями являются палеолитические венеры - примитивные женские фигурки. Помимо женщин изображали животных из камня или кости. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины. Позднее первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами. В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвета, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные полотна, покрывшие своды глубоких пещер. На стенах пещер изображены десятки крупных животных: мамонты и пещерные медведи. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. (пещера Альтаира, Пещера Ласко)

2. Искусство эпохи мезолита. В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), в прибрежных горных районах восточной Испании находят фигуры людей, изображённые в стремительном движении, многофигурные композиции и сцены охоты, нарисованные яичным белком, кровью, мёдом.

3. Искусство эпохи неолита (5000-3000 гг. до н. э.) Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы, спирали и т. д.), изображения оружия и средств передвижения (лодки и корабли). Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Адджер, Тибести, Феццана и др.)

4. Бронзовый век (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе около четырёх тысяч лет назад. в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. В III-II тысячелетиях до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, менгиры - вертикально стоящие камни высотой более двух метров (полуостров Бретань во Франции), дольмены - несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины в Англии недалеко от города Солсбери - т. н. Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.