Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава I. Теоретические обоснования применения модульных технологий в подготовке мастера производственного обучения.





1.1. Теоретические аспекты применения модульных технологий в профессиональном образовании в современном контексте.

Технология модульного обучения в своем первоначальном виде зародилась в 60–х годах XX века в колледжах и университетах США. Сначала она быстро и широко распространилась в англоязычных странах, а затем нашла своих сторонников и в европейских учебных заведения [Статья К.п.н. Овчинниковой Л.П. Самарский государственный университет путей сообщения, Российская Федерация

Использование модульной технологии в образовательном процессе]. В отечественное образование технология модульного обучения пришла в начале 80–х годов прошлого столетия, благодаря исследованию Юцявичене П. А. Он понимал под модулем «целевой функционал», в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Он понимал под модулем «целевой функционал», в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. движение обучающегося по схеме "всеобщее - общее - единичное" с постепенным погружением в детали и переводом циклов познания в циклы деятельности. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению (О.В. Киричук, В.М. Монахов, А.В. Фурман).

Близки к такому мнению и В.М. Гараев, С.И. Куликов, Е.М. Дурко, которые выделяют "интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно - технической проблеме" [Статья Речкалова Н.И. Модульное обучение как педагогическая технология. Методическая разработка.].



На современном этапе развития профессиональное образование как часть общей педагогической системы должна быть нацелена главным образом на подготовку профессионалов, умеющих эффективно, быстро и качественно адаптироваться в сложной профессиональной обстановке и принимать верные решения в любых, самых критических ситуациях. Инновационные педагогические методики на сегодняшний день создаются на основе концепции модульного обучения. Такие методики уже требуют новых организационных форм обучения, которые становятся все более личностно ориентированными и переходят в индивидуальное обучение. Широко внедряются активные методы обучения, нацеленные на получение мобильного знания, формирование гибкого критического мышления у будущих специалистов. Разрабатываются и используются новые, более объективные способы контроля знаний студентов, позволяющие установить оптимальную обратную связь. Все эти составляющие характерны для модульных технологий. Модульная технология в различных вариантах применяется не только в вузах, но и в средних общеобразовательных школах, профессиональном обучении, институтах повышения квалификации. Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы организовать учебную деятельность в соответствии с модульной учебной программой. В рамках модульного обучения содержание образования представляется в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся «банком» информации и методическим руководством по его усвоению. [Современные образовательные технологии: учебное пособие/ коллектив авторов; под ред. Н.Б. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011.-432 с.]

Модульная система производственного обучения впервые была разработана Международной организацией труда в 70-х гг. прошлого века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира и получила быстрое распростране ние по всему миру. Модульная система профессиональной подготовки была рекомендована Международной организацией труда как наиболее гибкая из всех существующих педагогических систем [Авторы: Кенжалиева Светлана Заировна, Григорьев Александр Владимирович, Журнал: Филология и культура Статья: МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ СОВРЕМЕННОСТИ, с 241 ].

В России профессиональное образование зародилось более 3-х веков назад. На каждой вехе развития перед профессиональным образованием ставились различные задачи. Ныне стоят задачи не только подготовки для рынка труда компетентных специалистов, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности.

Профессиональное образование — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович) [wikipedia.org].

Современное профессиональное образование отличается высоким уровнем нововведений, основной предпосылкой которых являются экономические и политические процессы современного мира, а именно: а) глобализация в политической, экономической, межкультурной сторонах жизни человека; б) изменение системы ценностей общества — в наше время одной из наиболее значимых ценностей является информация, способность специалиста к поиску, обработке и использованию полученной информации играет определяющую роль. Тот специалист, что обладает большими навыками использования современных технологий, а также более развитыми коммуникативными способностями, пользуется большим спросом. Следовательно, выпускник учебного заведения профессионального образования, владеющий академическими знаниями и базовым опытом работы должен быть:

− коммуникативным, способным четко излагать свои мысли, владеющим современными информационными технологиями;

− способным к своевременному повышению своей квалификации, то есть у специалиста должна быть сформирована потребность в непрерывном образовании, что обеспечивает большую конкурентоспособность на рынке труда;

− способным к активной коммуникации в процессе работы (т.е. умеет работать в команде);

− креативным, инициативным, самодисциплинированным, работоспособным;

− стрессоустойчивым, поликультурным, умеет получать удовлетворение от работы в условиях постоянной конкуренции; -

− нацеленным на результат и не боящимся принимать самостоятельные решения

Новые требования экономики и общества ставят перед учебными заведениями задачу сочетания специального образования с формированием вышеперечисленных качеств, что может стать возможным только при условии пересмотра не только содержания образования, но и методов и приемов, используемых в процессе подготовки специалистов, за счет увеличения объемов самостоятельной работы, использования активных методов обучения, увеличения роли и значения профессиональных практик, которые делают процесс более эффективным, позволяют обучаемому осознанно подходить к своей учебе, выбору профиля специализации, а также предметов по выбору студента.

Мастер производственного обучения (мастер ПО) — педагогический работник в учреждениях начального и среднего профессионального образования России (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования") мастер производственного обучения относится к должностям педагогических работников, осуществляющий проведение учебной практики— обучение учащихся практическим навыкам какой-либо профессии, что закреплено в Приказе Минобрнауки РФ от 26.11.2009 N 673 "Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования".

В настоящее время образовательная деятельность заведений среднего профессионального образования регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 10 » ноября 2009 г. № 574 по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям). В соответствии с ФГОС объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

− задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс профессионального обучения, руководства учебной и производственной практикой (по отраслям);

− задачи, методы, средства и процесс воспитания обучающихся при подготовке, переподготовке и повышении квалификации по профессиям рабочих (служащих) (по отраслям);

Раздел V настоящего документа определяет требования к результатам освоения основной профессиональной программы, например, такие:

− Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

− Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

− Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

− Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

− Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

− Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

− Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

− Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

Кроме требований к результатам освоения образовательной программы ФГОС СПО определяет профессиональные компетенции мастера производственного обучения, такие как: определение целей и задач, планирование занятия, организация практики обучающихся в учебно-производственных мастерских и на производстве, осуществление педагогического контроля, оценивание процесса и результатов деятельности обучающихся, осуществление педагогической поддержки формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ, разработка учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных, систематизация и оценивание педагогического опыта и образовательных технологий в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов и другие

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определены квалификационные требования к должности «Мастер производственного обучения». Мастер производственного обучения «..проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства…Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству….»

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что специалист – выпускник учреждения профессионального образования, в том числе мастер производственного обучения, как педагог, обязан обладать теми качествами и компетенциями, что приведены выше. Только тогда он сможет в полной мере выполнять свои должностные обязанности, свою задачу перед обществом.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.