Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дидактические требования применения модульных технологий, в подготовке мастера производственного обучения





В качестве основных принципов, на которые опираются в ходе разработки технологии модульного обучения, П.А. Юцявичене называет: []

•Принцип модульности (обучение строится по модулям);

•Структуризации содержания обучения (деление материала на небольшие обособленные элементы);

•Опоры на методы деятельности участников учебного процесса (формирование оперативных и действенных знаний);

•Динамичности (свободное изменение содержания модуля);

•Гибкости (приспособление содержания и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых);

•Осознанной перспективы (понимание целей учения);

•Паритетности (субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающегося);

• Разносторонности методического консультирования [http://helpiks.org/3-67429.html].

Принцип модульностиопределяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучении строится по отдельным функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Однако, трактование принципов построения модуля воспринимается учеными не однозначно:

· в начальный период развития этот типа обучения трактовался исходя из набора различных материалов, при помощи которых ученик мог сам организовывать свою самостоятельную деятельность;

· А.А.Гуцинский утверждает, что принцип модульности требует выражения самостоятельной группы знаний, которые передаются по дидактическим каналам.

· М.Гариева , считает, что этот принцип соответствует интеграции различных видов и форм обучения, подчиненных одной определенной теме или разделу курса [http://studopedia.ru/3_82610_printsipi-modulnogo-obucheniya.html].

Принимая во внимание, эти подходы и основываясь на теоретические исследования, П.А.Юцявичене определил следующие педагогические правила для реализации принципа модульности:

· учебный материал надо подбирать и конструировать таким образом, чтобы он мог бы обеспечивать достижение обучающимся дидактической цели, вызывать интерес к изучению;

· материал должен быть представлен законченным блоком, что обеспечит возможность конструирования единого содержания обучения;

· в соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.

· взаимосвязь различных форм обучения при модульной организации учебного процесса позволяет целенаправленно управлять научно-методической работой преподавателя.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, модуль имеет четкую структуру [Взгляд неравнодушного профессора на проблемы высшей школы, МНГР]

Точки зрения отдельных исследователей на структуризацию содержания обучения значительно различаются.

И.Прокопенко выделяет в качестве наименьшей единицы содержания обучения аргумент темы, отвечающей конкретно дидактической цели, называя ее элементом, реализуется принцип системности знаний.

Дж. Рассел - наименьшей единицей считает определенную тему конкретного курса, которую он называет модулем, что не исключает варианта, потери целостности модуля, ученики не смогу связывать фрагменты между собой, что у И.Прокопенко исключается, т.к. у него этот принцип соотносится с принципом деления учебного материала на части в программированном обучении. В программном обучении, необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные обязательно в порядке постепенного их усложнения части

В модульном обучении строгий порядок изложения модуля не обязателен, более того они должны быть относительно независимы друг от друга и представлять логически законченный блок информации. Перед каждым элементом ставиться дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение. Элементы могут быть как взаимосвязанными, так и самостоятельными.
Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педагогических правил:

· в интегрированной дидактической цели надо выделять структуру частных целей;

· достижение каждой из цели должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;

· совокупность элементов, служащих для достижения отдельных частных целей, одной интегрированной дидактической цели, должна составлять один модуль

Таким образом, содержание обучения представлено в относительно самостоятельных крупных блоках и характеризуется структурой, обеспечивающей целостное восприятие изучаемого элемента на уровне ведущих идей, зависимостей и принципов, определяющих его характерные особенности.Принцип действенности и оперативности.

· оперативные знания приобретаются успешнее при условии, если обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых и для которых они приобретались;

· .знания будут осмысленными, если обучающийся умеет систематизировать и обобщать, результатом чего может стать построение обобщенной модели, рисунка, схемы и других средств выявления системы зависимостей;

· построение моделей обеспечивает совокупность взаимосвязанных функций: связывающей, организующей, ориентирующей;

· о системе действенных и оперативных знаний говорить можно при их неразрывном единения с умениями ( система общенаучных, общетехнических и специальных знаний и умений, которую обучающий может свободно и самостоятельно применять в практической деятельности (М.Г.Тересявичене).

Для этого принципа также существуют педагогические правила:

· цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности и способов действий;

· для достижения поставленных целей, возможно и дисциплинарное, и междис-циплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной и практической деятельности;

· обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к освоению знаний, чтобы обеспечивалась творческое отношение к учению;

· обязательным условием является наличие положительных мотивов самостоятельной познавательной деятельности;

· необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одной сферы деятельности в другую, т.е. у обучаемых должны формироваться межпредметные связи.

Принцип динамичности:

· обеспечивает свободное изменение содержания модулей, модуль должен быть построен так, чтобы через некоторое время его можно было или дополнить, или обновить без ущерба для других модулей.

Ф.Кумбс связывает причины мирового кризиса образования:

· с разрывом, существующим между учебным материалом и реальной жизнью;

· инертностью, присущей содержанию обучения;

· темпы научно-технического прогресса растут, а содержание курса в большинстве своем не меняется, а должно происходить ежегодно.

· Решение проблемы:

· содержание каждого модуля можно изменять или дополнять;

· конструируя элементы различных модулей, создавать новые модули;

· модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли легко быть заменимы.

Принцип гибкости: требует построения модульной программы и, соответственно, модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.

Модульное обучение открывает возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения его рационализации без обязательного уменьшения числа учащихся в классе, но и без повышения эффективности педагогического труда. Суть рационализации состоит в обеспечении гибкости и простоты выбора учащимися оригинальных путей и собственного темпа его усвоения.

Реализация принципа гибкости требует соблюдения следующих педагогических правил:

· при индивидуализации содержания обучения по критерию базовой подготовленности, необходима исходная диагностика знаний;

· она должна быть организована таким образом, чтобы по ее результатам можно было легко построить индивидуализированную структуру конкретного модуля;

· для индивидуализации содержания обучения, исходя из индивидуальных целей в обучении, необходим анализ потребности обучения со стороны обучаемого или других заинтересованных лиц;

· важно соблюдать индивидуальный темп усвоения, т.е. нельзя подгонять учащегося, но и нельзя давать ему неограниченное количество времени для подготовки;

· методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии обучения;

· требуется индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.

Таким образом, принцип гибкости дает ученику развиваться и обучаться, основываясь на своих реальных знаниях, способностях и умениях.

Принцип осознанной перспективытребует глубокого понимания учащимися близких, средних и отдаленных стимулов учения. Как заметил Ю.К.Бабанский, необходимо найти оптимальную меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности обучаемых. В модульном обучении они должны выступать в качестве значимых результатов деятельности, поэтому должны осознаваться обучающимися как перспективы познавательной и практической деятельности.
При реализации этого принципа следует соблюдать педагогические правила:

· Каждому студенту надо предоставить всю модульную программу, разработанную на продолжительный этап обучения, чтобы он представлял, что ему надо изучить и что для него наиболее интересно.

· В ней точно указывается комплексная дидактическая цель

· В нее входит программа учебных действий для достижения намеченной цели, а обучающийся обеспечивается путеводителем для достижения перспектив.

· В начале каждого элемента следует точно указать частные цели учения в качестве результатов деятельности.

Принцип разносторонности методического консультированиятребует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности. На эффективность учения влияет множество факторов, прежде всего соответствие содержания обучения возможностям учащихся, а также существует проблема и а деятельности педагогов, например, из-за нехватки мастерства, неумения, применять все методы обучения и выбирать наиболее приемлемые для данных условий или их сочетания.

Пути решения проблем раскрывают педагогические правила:

· учебный материал должен представляться в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации;

· должны быть предложены различные методы и пути усвоения содержания обучения, чтобы был выбор наиболее подходящих путей и методов ;

· должно осуществлять методическое консультирование педагога по организации процесса обучения;

Педагог может свободно выбирать предложенные методы и организационные схемы обучения или работать по своим оригинальным методам и схемам. Но если педагог впервые приступает к обучению по модульной технологии, то ему целесообразней разработать свои схемы (если нет подходящих) на основе уже существующих и проработать их до мелочей, т.к. от этого будут зависеть результаты обучения. Следует обмениваться опытом с другими педагогами. В результате этого можно узнать много нового и интересного, а также не повторять ошибки, уже совершенные другими.

· Принцип паритетноститребует от ученика и педагога максимального взаимодействия. И ученик должен самостоятельно организовывать усвоение нового материала и приходить на каждую педагогическую встречу подготовленным, решая проблемные вопросы, участвуя в исследовательской деятельности. Этот принцип требует соблюдения следующих педагогических правил:

· модульная обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающихся до определенного уровня;

· педагог не должен непосредственно давать материал на уроке, а ученик его только воспринимать, не прилагая никаких усилий, должен создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции;

· модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути обучения;

Из вышеизложенного следует, что в учебной дисциплине модуляция обучения представляет собой разделение содержания на относительно самостоятельные и независимые друг от друга составляющие модули. Учебный модуль – это единица содержания, которая обладает относительную самостоятельность и целостность на уровне учебного плана и учебной программы. [Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2011. – 431с., с 5.]

Отличительные характеристики модульной технологии обучения:

1. Содержание обучения представляется в самостоятельных информационных модулях (или блоках, так как иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы на блоки) в соответствии с поставленной дидактической целью, определяющей объем изучаемого материала и уровень его усвоения, а также имеется указание, где студент может найти необходимый учебный материал и рекомендации, как его использовать.

2. Изменение формы общения студента и преподавателя - общение осуществляется через модули и индивидуально при личном общении.

3. Студент работает самостоятельно и самостоятельно достигает конкретных целей изучаемого модуля. При этом студент учится ставить цель, самостоятельно планировать, организовать, контролировать, оценивать свою деятельность. Это позволяет ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоенных знаний, увидеть недостатки в своих знаниях и умениях.

4. Представление учебной дисциплины в виде модулей позволяет преподавателю работать с каждым студентом индивидуально, управлять его учебно-познавательной деятельностью, оказывать в случае необходимости помощь

При большом объеме самостоятельной и ограниченном количестве аудиторной работы необходимо организовать постоянный контакт обучаемых и преподавателя.

Прежде всего, надо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупностей модулей, обеспечивающих достижение этой цели.

Надо выделить основные научные идеи курса, структурировать учебное содержание вокруг этой идеи в определенные блоки. После этого формулируется комплексная дидактическая цель. Она имеет два уровня: усвоение учебного содержания и его использование в практике.

Важное значение имеет принцип обратной связи, т.е. контроль, анализ и коррекция.

Контроль учителем осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль в модуле. Кроме этого, осуществляется текущий контроль. Формы контроля могут быть самыми разными: тестирование, индивидуальное собеседование, контрольная или творческая работа и т.д.

Для успешного применения модульных программ необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Начиная работу с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний.

2. Важно также осуществлять текущий и промежуточный контроль после изучения каждого учебного элемента.

3. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль.

Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль показывает уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.

В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости (листе оценок), на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций модульной технологии. Учащийся чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности. Сформировать балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля помогает рейтинговая система оценки знаний.

Рейтинговая система контроля и оценки знаний школьников может быть представлена в виде электронного журнала учета и контроля. В качестве его основных достоинств необходимо указать следующие возможности:

· во-первых, одновременного фиксирования всех видов контроля, проводимых в учебных планах согласно тематическому плану и расписанию занятий;

· во-вторых, персонального учета успеваемости всех учеников с построением индивидуального рейтинга;

· в-третьих, вычисления не только итогового, но и промежуточного рейтинга любого обучающегося;

· в-четвертых, быстрого и оперативного внесения любых изменений с одновременным пересчетом всех показателей рейтинга.

При применении модульного обучения задача преподавателя состоит в том, чтобы мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать. Учитель готовится не к тому, как лучше объяснить материал, а к тому, как лучше управлять деятельностью учащихся. Надо грамотно выделять интегрирующие цели, так как управление осуществляется через модули. Процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь профессионального самосовершенствования преподавателя, возможность для его самореализации.

Модуль может быть представлен как учебный элемент, состоящий из следующих компонентов:

1. Точно сформированная учебная цель.

2. Список необходимого оборудования, материалов и инструментов.

3. Список смежных учебных элементов из теоретического оборудования.

4. Собственно учебный материал в виде краткого конкретного элемента, сопровождаемого подробными инструктажами.

5. Практические занятия для обработки необходимых умений и навыков, относящихся к данному учебному элементу.

6. Контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе.

7. Компоненты учебного элемента не являются жестко фиксированными и могут варьироваться в зависимости от конкретной темы производственного обучения.

Инвариантными компонентами в структуре модуле могут выступать:

1. Учебный план.

2. Руководство к обучению.

3. Консультация учителя.


 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.