Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отечественные и зарубежные исследования по проблеме профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте





Изучением юношеского возраста занимались Л.И. Божович, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, И.В. Шаповаленко и др. Исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [20].

В исследованиях Л.И. Божович, проблема профессионального самоопределения изучалась в контексте исследований психологических закономерностей формирования личности. Было показано, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников, а самоопределение – «мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему». Л.И. Божович отмечает, что решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. «На стадии фантастического выбора (до 11 лет), ребёнок, размышляя о будущем, ещё не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития подросток или юноша всё больше интересуется условиями реальности, но ещё не уверен в своих способностях - стадия пробного выбора (до 16-19 лет). Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопросов с осведомлёнными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира». Л.И. Божович утверждает, что самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора [1].



И.С.Кон изучал юношеский возраст с точки зрения социальной ситуации развития, которая характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это период, в котором осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает именно профессиональное становление студентов, которое осуществляется в рамках учебной деятельности [8].

И.Ю.Кулагиной юношеский возраст характеризуется как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания [11].

В.С. Мухиной изучались особенности развития самосознания в юношеском возрасте. Ученый предлагает также выделять юность как период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, т.е. как раннюю молодость. Именно в юности, по ее мнению, происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению, к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. B.C. Мухина также подчеркивает, что в юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни [14].

И.В. Шаповаленко изучал данный возрастной период с точки зрения смены внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. По его мнению, «психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремлённость в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы. Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых - главное приобретение юности» [23].

Юношеский возраст по Э. Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. Э. Эриксон ввел важное понятие психосоциального моратория, обозначающего временной интервал между подростковым периодом и взрослостью. Он говорил о том, что практически в каждом современном обществе существует и часто законодательно закреплена, отсрочка в принятии подростками взрослых ролей. Психосоциальный мораторий может быть представлен в форме системы после школьного образования. Получая образование, молодой человек имеет возможность и время попробовать различные социальные и профессиональные роли и осуществить свой выбор [3].

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность [21].

И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению [20].

В работах С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева проблема самоопределения рассматривалась в связи с исследованиями жизненного пути человека. С.Л. Рубинштейн, в частности, показал, что проблема самоопределения не может быть разрешена в отрыве от проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром, ибо отношение человека к самому себе, являющееся ключевым моментом в понимании феномена самоопределения, в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему [19].

С.Л. Рубинштейн решая проблему детерминации поведения и в целом жизнедеятельности человека, он вводит понятие субъекта жизненного пути, через которое рассматривается соотношение внешней и внутренней обусловленности активности человека. Эта внутренняя обусловленность, через которую преломляются внешние воздействия, и является ключом к пониманию самоопределения. Для С.Л. Рубинштейна самоопределение личности - это самодетерминация, и специфика существования человека заключается в «мере соотнесения самоопределения и определения другим». Именно активное самоопределение, выражающееся в реальных действиях, ведет к формированию и развитию тех внутренних условий, которые создают возможность дальнейшего самоопределения. «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается.В этом ключ к пониманию личности - того, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Ее психические способности не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний» [19].







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.