Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ результатов исследования по тесту опроса на устойчивость и





Продуманность профотбора.

Обработка результатов:

Тест опрос на устойчивость и продуманность профотбора

  Вопрос 1 курс 3 курс
да нет да нет
1. Планируете ли Вы работать по специальности после окончания уч.заведения?
2. Что побудило Вас выбрать именно эту специальность? Знания Способности Или ничего
3. Планируете ли Вы получить в дальнейшем другую специальность?
4. Считаете ли Вы выбранную специальность перспективной, значимой?
5. Считаете ли Вы, что сделали правильный выбор профессии?
6. Был ли у Вас более широкий выбор уч.заведений для определения специальности?
7. Какие чувства к своей специальности Вы испытываете? Позитивные- Отрицательные-
8. Были ли у Вас варианты, пойти учится с другом или подругой?
9. Был ли у Вас выбор заведений при поступлении?
10. Есть ли у Вас наличия знаний о различных сторонах выбранной профессии?
11. Есть ли у Вас повышенный интерес и склонности к данной специальности?
12. Есть ли у вас личные качества, важные для выбранной профессии и профессионального развития?
13. Есть ли у Вас стремления добиться хороших результатов на работе после окончания уч.заведения?
14. Считаете ли Вы, что действуете на основе собственного выбора, а не на основе обязательств и принуждений?

 



Описание результатов.

Между студентами 1 и 3 курсов не наблюдались различия в ответах:

-испытывают позитивные чувства к выбранной профессии;

-в стремлении добиться хороших результатов на работе после окончания учебного заведения;

Это наблюдалось потому, что у каждого студента уровень притязаний ориентируется на мотив достижения успеха в профессиональной деятельности.

2. У студентов 1 курса высокий показатель получил положительный ответ:

-есть личные качества, важные для выбранной профессии и профессионального развития;

-считают выбранную специальность перспективной, значимой ;

-испытывают позитивные чувства;

-планируют работать по специальности.

Низкие показатели получились:

- в знании, способности;

- узкий выбор учебных заведений для определении специальности.

Это наблюдалось потому, что студенты анализируя альтернативные варианты выбора профессии считают выбранную специальность перспективной, значимой. Проявляют эмоциональное отношение к выбору профессии (внешние факторы).

3. У студентов 3 курса высокие показатели получились в ответах:

- наличии знаний о различных сторонах выбранной профессии;

- планируют получить другую специальность;

- в стремлении добиться хороших результатов на работе ;

-есть личные качества важные для выбранной профессии и для профессионального развития;

-действуют на основе собственного выбора, а не на основе принуждений.

Низкие показатели получились:

- повышенный интерес и склонности к данной специальности;

- считают, что сделали правильный выбор профессии.

Это наблюдалось потому, что студенты строят жизненный план и планируют получить другую специальность, не останавливаясь на выборе одной профессии, т.к. получили знания о различных сторонах выбранной специальности.

Выводы и предложения

Выводы по 1 главе

Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора (до 11 лет), при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития, стадия пробного выбора (до 16-19 лет), между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопросов с осведомлёнными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

В психологических периодизациях ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстактно-логическое мышление. В юношеском возрасте происходит расширение временной перспективы, переориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль, возрастает потребность в достижении целей.

Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни и жизненной позиции. Выбор профессии упорядочивает всю систему соподчинения разнообразных мотивов,от отдельного мотива, до все более расширенной системы мотивов. Высокий уровень профессионального самоопределения соответствует ведущему мотиву предпочтения профессии к объективному содержанию профессии. При низком уровне ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах.

Уровень личностных притязаний включает самооценку объективных возможностей, т. е. стремление к цели такой сложности, которая, по мнению личности, соответствует его способностям.

Самодетерменированный человек действует на основе собственного выбора, базируется на осознании своих потребностей и осуществляет гибкое взаимодействие с социальной средой.

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самоактуализации. Важен анализ опыта планирования жизни.

Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.Эмоциональная включенность в ситуацию выбора профессии во многом будет определять способность личности к преодолению кризисных этапов профессионального становления, связанных с поиском новых смыслов профессиональной деятельности.

В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. На основе адекватной оценки общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность.

Чем взрослее становится человек, тем яснее он осознает свою индивидуальность, неповторимость, отличие от окружающих, тем более четко может объяснить особенности своего поведения.

Основная цель профессионального самоопределения в юношеском возрасте – самостоятельно сформированная внутренняя мотивация к осознанному планированию, и умение реализовывать перспективы своего развития в профессиональной деятельности.

Вывод по 2 главе.

Анализируя результаты исследования по методике Дж.Холланда у студентов 1 курса выбранная профессия логист и бухгалтер, главное содержание труда - расчеты, вычисления, работа с фактами, соответствует «Конвенциальный» тип, выражено только у 1 студента, а по результатам тестирования преобладающим фактором выявлен «Социальный» тип у 12 студентов, главное содержание труда – взаимодействие с людьми.

У студентов 3 курса выбранная профессия юрист и менеджер гостиничного сервиса соответствует профессиональная направленность «Предприимчивый» тип, выражено у 6 студентов. Люди этого типа находчивы и практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству, готовы рисковать, ищут острых ощущений. Преобладающим фактором по результатам выявлен «Артистичный» тип у 10 студентов, независимый в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь.

Таким образом

Анализируя результаты исследования по методике ДДО Климова, мы выяснили, что по результатам теста 13 студентов 1 курса отметили тип профессии «человек – человек» 13, что не соответствует выбранной специальности логист и бухгалтер тип профессии «человек – знаковая система» выбрали всего 3 студента.

По результатам теста 9 студентов 3 курса отметили «человек-художественный образ», что не соответствует выбранной специальности юрист и менеджер гостиничного сервиса тип профессии «человек – человек»– профессии, выбрали 8 студентов.

Таким образом,

Анализируя результаты исследования фактора значимости, мы выяснили, что у студентов 1 и 3 курсов разная оценка профессиональной значимости. У студентов 1 курса выражена потребность не столько в профессиональной деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах, т.е в престижности и материального благополучия.

У студентов 3 курса фактор привлекательности к выбранной профессии означает самостоятельно сформированную внутреннюю мотивацию, а 1 курса ее отсутствия.

Результаты исследования по тесту опросана устойчивость и продуманность профотбора.

Студенты 1 курса считают выбранную специальность перспективной, значимой, испытывают позитивные чувства, однако отмечают средние показатели в знаниях, способностях и низкие показатели в выборе профессионального самоопределения.

Студенты 3 курса считают, что у них достаточно знаний выбранной профессии и в дальнейшем планируют получить другую специальность, для профессионального развития. Готовы проявлять активность для достижения цели, и действуют на основе собственного выбора, а не на основе принуждений и обязательств.

Таким образом, психологически более зрелая личность студента к концу обучения и характерна мотивация достижения успеха.

 

Предложение

Полученные данные, выявленных в процессе диагностического исследования профессионального самоопределения лиц юношеского возраста можно использовать, прежде всего, в индивидуальной консультации, либо в групповой тренинговой работе. В качестве перспективных направлений исследования в данной области можно выделить изучение данных характеристик в психологической службе, психологами консультантами, психологам-педагогам в образовательной сфере, позволяющих определить профессиональные интересы и склонности раннего юношеского возраста. Психологи-педагоги должны помочь старшеклассникам с использованием по следующим направлениям:

- профессиограммы — краткие описания профессий (традиционные профессиограммы с трудом воспринимаются многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);

- экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);

- встречи школьников со специалистами по различным профессиям

- определение интересов, возможностей и способностей учащихся;

-формирование внутренней мотивации к профессиональной деятельности;

- выявление и решение проблем, связанных с выбором профильной программы обучения.

В целях профессионального консультирования и профессионального психологического отбора могут использоваться самые разнообразные психодиагностические методики, прогностическая ценность которых подтверждена специальными исследованиями, а так же методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения. Задача психолога - сформировать чувство ответственности у самоопределяющегося подростка.

Психологическая диагностика предполагает проведение тестирования для определения профессиональных интересов, склонностей и сформировавшихся способностей; выявление, измерение и объективизацию индивидуально-психологических особенностей личности, имеющих отношение к успешности выполнения той или иной профессиональной деятельности.

 

Заключение

Проблема профессионального становления личности в незавершенности или растянутости этого процесса во времени и во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией. Весь процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости.

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем. Предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. На данном этапе юношеского возраста решение принимались случайно, под влиянием внешних факторов друг или подруга посоветовали, низкая информированность учебных заведений для поступления и в определении специальности, а так же внутренних факторов средние знания, способности, и т.д. Современная молодежь, в отличие от предшествующих поколений, значительно большее значение придает условиям жизни, что вполне объяснимо, учитывая возросший уровень благосостояния и комфорта. В будущем многие юноши и девушки предполагают иметь столь же, если не более благоприятные условия жизни. Затем полученная, но нелюбимая профессия становится пунктиром на жизненном пути. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, заниженную самооценку, проблема в трудоустройстве и т.д. Позднее человек на собственном опыте убеждается в его ошибочности, но происходит это уже после того, как выбор профессии осуществлен и слишком «дорогую цену» приходится платить и личности, и обществу за исправление подобных ошибок.

Поэтому характерным приобретением юности является формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой.

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения в юношеском возрасте - сформированная внутренняя готовность самостоятельно и умение осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

В процессе профессионального самоопределения в юношеском возрасте устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. В юношеском возрасте происходит пробный выбор будущей профессии, когда из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых, между которыми и предстоит выбирать.

При изучении факторов профессионального самоопределения юношеского возраста мы опирались на теорию и практику профессионального самоопределения Е. А. Климова, который выделяет основы профессионального выбора и называет три главные составляющие — «три кита» профориентации:

1) учет желания работать по данной профессии («хочу»);

2) учет способностей и возможности освоить данную профессию, а также способности продуктивно работать в дальнейшем («могу»);

3) учет потребностей рынка в выбираемой профессии («надо»).

На основе обзора научных работ мы предлагаем системную классификацию факторов профессионального самоопределения:

1) объективные факторы - средовой фактор (социальное окружение, случайный фактор) и специальные факторы (содержание и условия профессиональной деятельности);

2) субъективные факторы профессионального самоопределения объединяют когнитивный, эмоционально-волевой, коммуникативный и мотивационный компоненты.

Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Большая часть из них разочарована в правильности своего выбора на третьем году обучения.

Таким образом, из проведенной нами диагностики существующего уровня профессионального самоопределения гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, отсутствием грамотным профессиональным самоопределением лиц юношеского возраста.

Студенты 1 курса проявляют эмоциональное отношение к выбору профессии. Низкий уровень ведущего мотива выражает потребность не столько в профессиональной деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах. Студенты показывают несформированность психологической готовности к выбору жизненного пути и вообще к профессии в частности. По итогам исследования можно определить тех учащихся, с кем необходима дополнительная профориентационная работа (многие не могут определиться с выбором сферы деятельности или в малой степени знакомы с миром профессий).

Студенты 3 курса планируют повысить профессиональные знания в высшем учебном заведении уже выбранной профессии, либо получить дополнительную специальность для профессионального развития, для этого у нихсформировались психологические образования и механизмы, обеспечивающих возможность профессионального роста личности сейчас и в будущем.

В связи с небольшим объемом выборки полученные результаты нельзя признать окончательными, для получения более достоверных данных требуются значительно большее количество выборки.

Список литературы

 

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. - М., 1995. - 345 с.

2. Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. Опросник профессиональных предпочтений. М.: Когито-Центр, 2001.

3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. В.Е. Клочко.-М.: Владос Гуманитарный издательский центр, Владос-Пр., 2003.- 264 с.

4. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1979.-96с.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-122с.

6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984.-160с.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов на Дону, 1996.-512с.

8. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.-207с.

9. Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста. /Учебное пособие/2001. - 128 с.

10. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002.-562с.

11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.

12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.,Москва.1976.- 576 с.

13. Майерс Д. Социальная психология/Перев. с англ. СПб: Питер, 1997г. - 688 с.

14. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.- 432с.

15. Прусова Н. В., Боронова Г. Х., Психология труда. Конспект лекций. 2008г.

16. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. – М., 2001.

17. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М.: Москва, 1999-108с..

18. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Психология и педагогика.2002.

19. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — В кн.: Проблемы общей психологии. М., 1973.- 424 с.

20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб,: ООО «Речь», 2003.-350с.

21. Симоненко В. Д., Суровицкая Т. Б., Ретивых М. В. Профессиональное самоопределение школьников: Уч. пособие- Брянск: БГПУ, 1995.- 100 с.

22. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.- 976с.

23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005.-349с.

24. Сайт. Pro-Psixology.ru - о психологии. Психологические особенности поздней юности (18-25 лет).

25. Сайт. Энциклопедия практической психологии. Психологос. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория.

26. Сайт. Наука в ноу «Деловая волна». Критерии психологической готовности личности к выбору профессии: свобода и детерминизм.

 

 

Приложение №1

Лист опрос

Тест Дж.Холланда







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.