Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Создание и деятельность 3HO (организация «Здоровые, Счастливые, Благословенные»).





Преподавая на тот момент кундалини-йогу в центре «Восток-Запад», находящемся в Лос-Анджелесе, Йоги Бхаджан сумел разругаться с его владелицей. Скорее всего, ей надоели толпы обкуренных хиппи, приезжавших словить кайф от кундалини-йоги. Для Йоги Бхаджана это была очень неприятная новость, так как он рассчитывал, что владелица центра станет его поручителем для получения гражданства США. Но через несколько дней с получением гражданства ему помог известный музыкант Джон Риверс, а один из посетителей его занятий предложил проводить классы у него в мебельном магазине. К тому времени количество посетителей его классов достигало 80 человек. [18]

Из-за оригинальных советов, например, о необходимости съедать в день по несколько зубчиков чеснока, или о том, что младенцы должны спать в одной кровати с родителями, он потерял немало последователей и в скором времени стал относиться к словам более осторожно. На классы Йоги Бхаджана стали приезжать студенты и из других городов США. Многие последователи объединялись в так называемые ашрамы. Группа из 4-10 студентов находила какой-нибудь заброшенной особняк, где и поселялась. Каждое утро (около 04:00 утра) они проводили практики, называемые садханы, на которых они долго пели мантры, данные Йоги Бхаджаном, выполняли ряд упражнений (ассан) и занимались дыхательными практиками. Жили студенты, как правило, в одном зале, спали прямо на полу. Разделения на мужские и женские комнаты не было, но сексуальные отношения были строго запрещены. В ашрамах всеми работами по уборке, приготовлению пищи и прочими насущными вопросами руководил лидер, - это был человек дольше всех знающий Йоги Бхаджана и умеющий вести классы по кундалини-йоге. Лидера не могли выбирать участники ашрама - он лично назначался самим Йоги Бхаджаном.



Когда таких ашрамов в стране насчитывались десятки Йоги Бхаджан понял, что пришло время создания централизованной организации, так как самостоятельно управлять всем было уже невозможно. И вот в 29 июля 1969 году в Калифорнии была зарегистрирована 3HO (Healthy, Happy, Holy Organization) - организация «Здоровые, Счастливые, Благословенные». Многие члены организации посчитали это название смешным и глупым, на что Йоги Бхаджан ответил, что уже заказал несколько тысяч визиток.

После этого условия пребывания в ашрамах стали носить поистине казарменный характер. Количество человек в некоторых ашрамах могло достигать нескольких сотен. Причем нередко на все это количество приходился всего один санузел и душ. В ашрамах предусматривались двухразовое вегетарианское питание и постоянная неоплачиваемая занятость всех участников, называемая «карма-йога». Вот как описывает опыт пребывания в ашраме одна из первых учениц Йоги Бхаджана Гурупрем Каур «Еду готовили в земляных канавах, на завтрак было банановое карри, включающее прожилки из банановой кожуры и чеснок. Карма йога предполагала поездки в открытых грузовиках по местным фермам, которые мы освобождали от сорняков. Все это было очищением. Когда у меня заложило нос от сильного воспаления, почтенный доктор Брунс, компаньон Йогиджи, большими пальцами уперся в мою челюсть и в течение пяти ужасных минут со всей своей силой водил ими к моим ушам и обратно, освобождая от токсинов мои опухшие гланды и исцеляя меня»[19]. Стоит заметить, что Гурупрем Каур описывает эти годы жизни с искренней радостью и до сих пор остается активным членом 3НО.

Йоги Бхаджан лично посещал, хотя бы раз в год каждый ашрам. К его визитам готовились заранее. Характер у Йоги Бхаджана был весьма скверный и он всегда очень резко и грубо высказывал свое не довольство, если видел, что-то не так. Как правило, в одном ашраме он прибывал три дня, общался лично с каждым его обитателем. Большинство из них панически его боялись, но минуты общения воспринимали как «высочайшее благословение».

Занятия у Йоги Бхаджана всегда были платные. Он сразу объяснил принцип, что тот, кто приходит с пустыми руками, пустым и уходит. Стоимость одного занятия в среднем составляла около 10 долларов. Учителя, подготовленные Йоги Бхаджаном, жертвовали десятину от заработка в центральный офис 3НО. Ашрамы содержались на деньги самих обитателей, которые зарабатывать им было попросту некогда. Все ашрамы едва сводили концы с концами. Главным праздником 3НО считался день «Летнего солнцестояния» или, как он стал называться в дальнейшем, «Йога Белой Тантры».

С этим праздником связан эпизод, произошедший в1971 году, когда Йоги Бхаджан объявил, что его учитель кундалини-йоги Сант Хазар Сингх умер, умер и его ближайший ученик, и теперь титул махан-тантрика переходит именно ему. Разумеется добавил, что махан-тантриком может быть лишь один из живущих на Земле. Роль махан-тантрика заключалась в фильтрации всей негативной энергии собравшихся на «Йоге Белой Тантры» в энергию чистую, которая потом возвращается ко всем участникам мероприятия. Стоимость участия в главном событие года 3НО стоило в десятки раз выше обычных классов по кундалини-йоги. Жители ашрамов съезжались со всей страны, на стареньких микроавтобусах, следуя колоннами около 50 машин. По правилам организации, если останавливалась одна машина из-за поломки, необходимости купить воды, если у кого-то были проблемы с маленькими детьми (а их возили с собой) или если кто-то поранил руку, и его срочно нужно было везти в больницу, то решать эту проблему ехали всей автоколонной. Всем участникам путешествия предписывалось всю дорогу петь мантры, а состав людей машине должен был все время меняться.

Но, не смотря на все вышеописанное, насильно в ашрамах не держали никого, а за малейшие провинности выгоняли. Так, например, на двери туалета в каждом ашраме был список участников и количество посещенных ими обязательных ежедневных садхан. Все списки отправлялись в 3НО, там тщательно проверялись, а после решалась судьба прогульщиков.

Йоги Бхаджан понимал, что для дальнейшего процветания 3HO потребуются деньги, а подобная организация жизни в ашрамах попросту не могла их приносить. Поэтому Йоги Бхаджан сменил тактику и стал объяснять своим последователем о необходимости процветания, а лучшим способом для этого он считал открытие собственного бизнеса. Бывшие жители ашрамов стали перебираться в свои дома, и заниматься добычей денег. Большинство из них продолжало просыпаться в 3:30 утра и делать личную ежедневную садхану. Раз в неделю эта садхана проводилась коллективно в старом здании ашрама, либо, если позволяли средства, в новом, арендуемом специально для этих целей помещении. При этом Йоги Бхаджан объяснял всем последователям о необходимости обязательной уплаты «гурудакшины» - 10% процентов от доходов в 3HO. Так под покровительством Йоги Бхаджана были основаны такие крупные компании, как Yogi Tea Company, сеть ресторанов Golden Temple, косметическая компанию Soothing Touch, несколько крупных центров йоги и даже охранная организация Akal Security. К концу жизни личное состояние Йоги Бхаджана оценивалось в несколько миллионов долларов. По-видимому, это и было то, зачем он приехал в США.

В 1972 году Йоги Бхаджан смог добиться участия 3НО в государственной наркологической программе, начатой президентом США Никсоном. Буквально на следующий год в рамках этой программы он открывает наркологическийо центр 3HO SuperHealth в штате Техас. За основу лечения была взята модель ашрамов 3HO ‑ вегетарианское питание и занятия кундалини-йогой с её асанами, дыхательными упражнениями и долгим пением мантр. Только теперь это все было перенесено в чистые кабинеты с профессиональным медицинским персоналом.

Вместе с появлением наркологического центра 3HO SuperHealth множество изменений приносилось и в остальные ашрамы. Часть из них стали летними детскими лагерями. Появились и специальные лагеря для женщин, удивительным образом сочетающие в себе психологическую реабилитацию, курсы по самообороне, и изучение практики естественных родов. Но большая часть ашрамов были превращены в некую гибридную смесь центров йоги и сикхских гурудвар (мест для молитвенных собраний сикхов).

Конечно в деятельности 3HO, не обошлось без расколов внутри организации. Так еще в 1969 году один из первых учеников Йоги Бхаджана Джим Бейкер, более известный, как Бабаджи, Йохава или Отец Йод, объявив себя богом, увлек за собой последователей нескольких ашрамов. Вместе с ними он основал свою секту на Гаваях, но просуществовала она весьма недолго, так как Бабаджи в скором времени разбился на дельтаплане, а его последователи рассеялись.

В 1976 году в рамках 3НО открывается некоммерческая организация ‑ Институт Исследования Кундалини (KRI). За свою жизнь Йоги Бхаджан успел оставить более 8000 видео-лекций, написать более полусотни книг. KRI в свою очередь стал заниматься охраной этой интеллектуальной собственности, но основным его назначением стало обучение и сертификация учителей кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана.

Известный православный писатель иеромонах Серафим (Роуз) дает следующий отзыв о членах 3HO: «от всех последователей требуется, чтобы они состояли в браке, имели прочную семью, состояли на службе и участвовали в общественной жизни… и хотя этот культ провозглашает относительно нормальную жизнь человека в обществе, он является таким же "знамением времени", как и индуистские культы, насаждающим явный эскапизм, он подготавливает нас к "здоровой, счастливой, святой" Америке, ни словом не обмолвившись о Христе»[20].

Действительно найти какие-либо компрометирующие материалы, касающиеся деятельности Йоги Бхаджан и 3HO, не так просто. Йоги Бхаджан имел влиятельных друзей в конгрессе США, активно участвовал в программах за ядерное разоружение, и в итоге к 1994 году смог добиться того, что 3HO стала неправительственной организацией ООН, в качестве консультанта Экономического и социального совета по вопросам образования и альтернативных систем в медицине. Буквально через несколько лет 3HO пополнила списки французской Межминистерской комиссии по борьбе с сектами, возглавляемой Аланом Вивьеном. Это произошло из-за того, что при выходе из организации, один из бывших членов 3HO получал определенного рода угрозы.

Йоги Бхаджан и Нью Эйдж

После Второй мировой войны в западных странах возникло большое количество групп и течений оккультного, эзотерического и синкретического характера, совокупность которых впоследствии получила название «Нью Эйдж» (англ. New Age) [21].

Можно выделить следующие положения мировоззрения Нью Эйдж:

· Безличный Бог (сила)

· Вечная вселенная

· Иллюзорная природа материи

· Цикличная природа жизни

· Необходимость реинкарнации

· Эволюция человека в Божество

· Продолжающиеся откровения от неземных существ

· Тождество человека с Богом

· Необходимость медитации (или других способов изменения сознания)

· Оккультные практики (астрология, медиумизм и т. д.)

· Вегетарианство и холистические взгляды на здоровье

· Пацифизм (антивоенная деятельность)

· Всемирный (глобальный) порядок

· Синкретизм (соединение различных религий).

Йоги Бхаджан познакомился с идеологией Нью Эйдж через музыканта Джона Риверза, часто посещавшего его классы в Лос-Анджелесе. Группа Джона Риверза «Пятое измерение» (The 5th Dimension) весной 1969 года прославилась на всю Америку своим хитом «Водолей/Впустите солнечный свет» (Aquarius/Let the Sunshine In). Йоги Бхаджан увидел немало сходств между основными положениями Нью Эйдж и изначальной проповедью Гуру Нанака и провозгласил, что Гуру Нанак был «Гуру Эпохи Водолея». Также Йоги Бхаджан стал активно изучать западную астрологию, совершенно чуждую для сикхской традиции. Но астрология, в отличие от сикхизма, на тот момент была слишком популярна в США, и отказаться от нее значило бы потерять большую часть своих учеников. Астрология вошла в учение кундалини-йоги весьма формально, так как в учебнике «Учитель Эпохи Водолея» нет ни одного упоминания об астрологии, как дисциплине. Зато Йоги Бхаджан в своем учении позаимствовал немало астрологических терминов «Учитель-Сатурна», «Мудра Венеры», «Эпоха Водолея» и так далее. Именно идея об астрологической смене эпох с Эпохи Рыб на Эпоху Водолея и послужила фундаментом для распространения учения Йоги Бхаджана.

По мнению Йоги Бхаджана, Эпоха Рыб была самой отвратительной эпохой, в которой женщина пребывала в оторванности от своих корней и всеми мыслимыми способами эксплуатировалась мужчиной. Эра, когда отношения между мужчиной и женщиной не имели силы, поэтому в XX веке женщины производили на свет полных страхов и неуверенности мужчин, сексуально не состоятельных, либо одержимых, и сексуальных отклонений было больше, чем когда-либо за последние три тысячи лет. Другими словами мужчины и женщины не могли создать союз.

Однако, самым плохим из произошедшего в прошлой Эпохе Рыб, Йоги Бхаджан считал то, что человек стал искать Бога за пределами себя. «Человек забыл, что Бог есть творящий Бог, Карта Пуркх, который, как сказал Нанак, творит и дышит в нас. Он часть нас, Он неотделим. Мы были слепы. Не видя присутствия Бога повсюду»[22]. По его мнению, из «жизни в Истине религия превратилась в уродливый фанатизм. Часто для удержания власти элитой использовались чувство вины и страх[23]». Как следствие депрессия и связанные с утомлением психические заболевания достигли эпидемических масштабов и стали распространяться с постоянно увеличивающейся скоростью.

Йоги Бхаджан считал, что 11 ноября 1991 года был пройден последний этап смены эпох. И если в уходящую Эпоху Рыб доминировали машины и принцип иерархии, то новая Эпоха Водолея управляется осознанностью, информацией и энергией. В то время как в Эпоху Рыб главной ценностью считалось получение достоверной информации, в Эпоху Водолея для Йоги Бхаджана основной силой являлась сила слова и возможность осознанно его проецировать.

Йоги Бхаджан выделяет 10 основных характеристик Эпохи Водолея и 10 соответствующих моделей поведения в них:

1. Изменение и познание происходят непрерывно и длятся всю жизнь.

Необходимо поддерживать ментальную, эмоциональную и физическую гибкость.

2. Интеллекта не достаточно. Необходимо выстроить новые отношения с интуицией, эмоциями и инстинктом.

3. Информации и знаний не достаточно. Необходима мудрость.

4. Простого познания недостаточно. Необходимо научиться познавать.

5. Сложности нарастают. Необходимо с ними справляться.

6. Изменяется самоопределение. Необходимо понять, на чем оно основано.

7. Эпоха Водолея - это эпоха парадоксов. Больше глобального и больше индивидуального. Меньше границ и больше требований политической разграниченности. Все убыстряется, а времени становится меньше. Необходимо гораздо больше любви и единства, так как появляется больше страхов и усиливается чувства незащищенности.

8. Выносливость и способность постоянно трудиться с максимальной производительностью стали привычным критерием оценки людей и их работы. Необходимо идти внутрь себя и восстанавливаться.

9. Духовная сторона жизни не согласована с технологической и материальной сторонами. Необходимо обрести духовную силу, способность определять истинные ценности и значимость.

10. Изоляции нет. Необходимо рассматривать каждое действие с экологической и глобальной точки зрения, так как каждый человек действительно оказывает влияние, прямое или косвенное, на большое количество людей, других живых существ, а так же на окружающее пространство.

Йоги Бхаджан считал, что основным инструментом осознанности в наступающей Эпохе Водолея служит нейтральный ум. Это способность управлять своим мозгом, умом и состояниями сознания через фильтр интуиции и мудрости. Иными словами - некая способность человека изначально знать правильный ответ в любой ситуации. Основной помехой возможности пользоваться нейтральным умом, он считал счастье. То счастье, которое каждый сам для себя придумал, но что на самом деле таковым не является. Подлинное же счастье человек способен для себя раскрыть лишь путем праведной жизни. Так и хочется закончить словами «Со Христом», но, как пишет один из учеников Йоги Бхаджана Карпала Сингх в своей автобиографической книге «У стоп Йога»: «Представление о том, что Иисус был единственным посредником между всем человечеством и Богом, противоречило моему очень ограниченному пониманию и весьма меня беспокоило»[24].

Иным практическим руководством по образу жизни для всех последователей учения Йоги Бхаджана стала гуманология – прикладная психология человека с точки зрения кундалини-йоги. Гуманология включает в себя советы и рекомендации на протяжении не только всей жизни человека, но даже описывает некоторые посмертные состояния. Йоги Бхаджан считал, что его последователи ‑ не человеческие существа, рожденные для духовного опыта, а духовные существа, рожденные для человеческой жизни. Девизом гуманологии можно назвать, часто используемую на занятиях кундалини-йогой мантру «Бог и я, я и Бог едины». Кроме этого гуманология описывает жизненные циклы человека, отношения мужчины и женщины, матери и ребенка, учит секретам успеха и процветания в жизни, и даже организации процесса пробуждения и отхода ко сну. Гуманология представляет для себя типичный образ жизни, схожий у всех последователей культуры Нью Эйдж. Но основная идея гуманологии Бхаджана сосредоточена на сикхской дхарме – основном религиозном аспекте кундалини-йоги.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.