Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философия Нового время и ее особенности.





Предпосылки:

1) бурное развитие мануфактурного производства

2) формируется центр национальный рынок

3) заявляет о себе буржуазное государство

4) формируется гражданское общество (совокупность независимых организаций)

 

Задачи:

1) методологические задачи (надо объяснить возникновение знаний)

2) обоснование верности знаний

3) раскрытие сущности социальных структур

Предмет философии по-прежнему делили на три части: Бог, природа, человек. Для философов Нового времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект – творец техники, культуры и государственности.

Основная задача новоевропейской философии - создание целостной системы знаний о Вселенной и открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы действенным основанием практической философии, усиливали бы власть человека над природой, способствуя учреждению подлинного царства человека.

Основные направления:

1) Эмпиризм – взгляды английского философа Френсис Бэкон (1561-1626). «Новый Органон» - все предшествующее развитие науки и знаний недостаточно,

1) там есть масса неверных вещей,

2) там нет метода познания.

Идолы познания:

1) идолы рода (мешают всем и характерны всем)

2) идолы пещеры (ошибки, свойственные части людей)

3) идолы площади (хар-р общения)

4) идолы театра (ложные представления, штампы)

 

2) Рационализм – Рене Декарт (1596-1650)



Позиции:

1) критикует всю предшествующую схоластическую традицию и утверждает, что в поисках истины надо руководствоваться разумом, надо пересмотреть старую систему знаний. Радикальное сомнение – уходят чувства, образы, понятия. Р. Декарт сформулировал его важнейшую идею – («мыслю, следовательно, существую»), положил в основу философии принцип очевидности и автономии рационально мыслящего и самосознающего субъекта.

Отец европейского рационализма был убежден в том, что правильно рассуждающий ум обладает огромной эвристической силой.

Четыре правила рационалистического метода:

1) принцип интеллектуальной интуиции (т.е. допускать в качестве истинных положений очевидное)

2) мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы выстроить иерархию между ними

3) последовательное движение мысли при осуществлении вывода научных положений из первичных и самоочевидных принципов (методическая энумерация).

4) Не допускать пропусков в изложении

Таким образом, в новоевропейском рационализме научное познание уподоблялось конструированию гигантского механизма, состоящего из простейших элементов – ясных и отчетливых идей, которые интеллектуальная интуиция усматривает в человеческом разуме. Инструмент такого конструирования – рационалистический метод. Именно он должен вывести науку за узкие рамки кустарного промысла и превратить в организованное, планомерное производство новых знаний, столь необходимых молодой капиталистической промышленности.

 

10.Немецкая классическая философия и ее место в историко-культурном процессе. Философия Канта.

Опделенный период в развитии немецкой философской мысли - с середины 18 до середины 19 в., представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Одновременно Н. К. Ф. - это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма и т. н. философской классики.При всем разнообразии идей и концепций, Н. К. Ф. представляет собой преемственный ряд систем философского идеализма, органически связанных между собой: каждый из мыслителей этого направления целиком опирался на идеи своего предшественника. Более того, приверженность Н. К. Ф. на протяжении всего этапа собственного развития ряду существенных принципов позволяет говорить о ней как об относительно целостном, едином духовном образовании

К числу такого рода принципов следует отнести:

1) сходное понимание всеми немецкими мыслителями роли самой философии в истории человеческого общества: "философия, - писал Гегель, - есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении";

2) формирование качественно нового облика этой философии осуществлялось ее авторами в виде более дифференцированой, тщательно отработанной в категориально-понятийном плане, специальной системы дисциплин, характеризующейся высокой степенью обобщенности и абстрагированности;

3) ориентация на создание (впервые в истории философской мысли) целостной диалектической концепции развития;

4) наличие ряда общих подходов к трактовке социально-исторической проблематики - обоснование исторической закономерности, принципов свободы и гуманизма. Н. К. Ф. обогатила духовную мысль новым способом философствования, взяв в качестве особого, исходного его пункта сосредоточение всех интеллектуальных интересов гл. о. на гносеологической проблематике. В отличие от предшествующей философской метафизики Н. К. Ф., стремилась дать именно познавательную оценку всему существующему, отправляясь в своих рассуждениях от рассмотрения познавательного процесса и установления границ его компетенции. Поэтому Н. К. Ф. - это еще и критическая философия, четко осознающая диапазон познавательных сил и подвергающая все и вся суду разума. Развитие этой тенденции привело, однако, к своеобразной гипертрофированной оценке рассудочности и абстрактного рационализма и обернулось впоследствии радикальной внутрифилософской переориентацией, выразившейся в протесте против рационалистической гармонизации мира и его панлогического усечения (см. Иррационализм). Н. К. Ф. явилась значительным этапом в истории мировой философской мысли, оказав чрезвычайно важное и глубокое воздействие на духовную историю человечества. Общечеловеческое значение Н. К. Ф. определяется ее стремлением дать ответы на вечные вопросы философии, а, следовательно, и человеческого бытия. И хотя ответы, данные виднейшими немецкими мыслителями, во многом обусловлены современной им эпохой, они шли далеко за пределы 18-19 столетий. Один из наиболее ярких представителей Н.К.Ф. является И. Кант.

 

Два этапа Кантовской философии:

Докритический

В первый период интересы философа сосредоточены главным образом на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера. Кант занимается вопросами природы. Он выступал как учёный, астроном и географ.

2) Критический этап начинается с 1770 года.

-"Критики чистого разума"

-Гносеология – главное произведение данного периода

-"Критики практического разума" - этика

-"Критики способности суждения" - эстетика. Философское творчество Канта представляет собой синтез двух основных традиций европейской философии – эмпиризма и рационализма. Кант ввел понятие априорных форм чувственности и рассудка. Введение понятие «априорные формы чувственности и рассудка» меняло познавательную ситуацию, по существу. Доступ к вещам самим по себе оказался невозможен из-за этих форм. Мы можем знать лишь мир явлений, внутренние же содержимое вещей непознаваемо, т.е.

2 понятия по Канту:

- вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;

- вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире.

Таким образом, вещь сама по себе является субъектом и человек может знать только явления, т. е. вещь остаётся "вещью в себе" (непознанной и нераскрытой вещью).

Категорический императив Канта - человек должен вести себя так, чтобы его поведение стало законом для других людей.

Различие мира явлений и мира вещей Кант связывал с понятиями трансцендентального и трансцендентного. Первый термин означает, что явление имеет признаки априорности, второй – указывает на нахождение чего-либо за границами опыта. Свою этику Кант строил с учетом результатов критики теоретического разума. Данной проблеме посвящен основной труд философа «Критика практического разума». Главным законом своей этики немецкий философ провозгласил формальное внутреннее повеление – категорический императив. Категорический императив Канта предполагает наличие свободы воли, воли как свободной причины наших поступков. Государство, по мнению Канта, должно обеспечить такое положение, когда свободное проявление произвола одного совместимо со свободой каждого.

Т.о., критическим исследованием разума Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Философия же в целом признана отвечать на фундаментальные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек?»

В самом субъекте Кант различает 2 уровня:

-эмпирический (опытный);

-трансцендентальный (находится по ту сторону опыта).

Философия по Канту не должна изучать природу, мир, человека, но и открывать законы разума и познавательной деятельности.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.