Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Результаты исследования по методике «Характеристика описательной связной речи констатирующий эксперимент





МЕСТО ДЛЯ ДИАГРАММЫ

 

 

Таким образом, подводя итоги результатов исследования можно отметить, что для детей контрольной и экспериментальной групп характерна быстрая истощаемость, неспособность быстро переключаться, трудности с принятием решения и выбора, составлением описательного рассказа. Общий уровень развития развития связной речи у детей контрольной и экспериментальной групп характеризуется как ниже среднего.

Особенно это отмечается при составлении описательного рассказа по картине. Рассказы детей схематичны, часто повторяют друг друга. Предложения по своей структуре простые, в основном состоят из подлежащего и сказуемого. Прилагательные в речи встречаются редко. Средства образной выразительности не используются.

Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о недостаточно развитой развития связной речи дошкольников.

Следовательно, необходимо организовать работу по активизации развития связной речи у детей.

Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи методом пересказа у детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности

Цель: Провести формирующую работу по активизации развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении составлению рассказов по картине.

Данная работа проводилась по типу формирующего эксперимента в учебном 2016 году с детьми экспериментальной группы (дети в возрасте 6 лет, посещающие детский сад МДОУ № 30).

Анализ психолого-педагогической литературы, данные констатирующего эксперимента, подвели нас к мысли о том, что необходимо активизировать мыслительную деятельность детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию по картине. Для этого следует отобрать более интересные методы и приёмы обучения, способные вызвать интерес к занятию с первых минут и удерживающие этот интерес на всём его протяжении.

В программе «Радуга», по которой работает ДОУ, определен перечень картин, с которыми мы должны познакомить детей старшего дошкольного возраста. На основе этого списка мы составили тематическое планирование по развитию связной речи на весь период учебного года.

Для развития связной речи мы использовали следующие сюжетные и пейзажные картины: «Ежи», «Купание медвежат»; «Верблюды»; «Кролики»; «Кошка с котятами»; «Спасаем мяч», «Как подружки котёнка спасли». Пейзажные картины И. Шишкина «Зима», И Левитан «Золотая осень» . Саврасов «Грачи прилетели» Мы систематизировали и конкретизировали практический материал, составили помесячное планирование занятий с детьми, подобрали игры и игровые упражнения, художественное слово, а также при обучении составлению рассказыванию по картине мы использовали нетрадиционные методы, способствующие активизации развития связной речи.

Рассмотрим на примере, как можно использовать нетрадиционные методы и приемы, активизирующие мыслительную деятельность детей.

Например, при рассматривании картины «Спасаем мяч» из серии «Мы играем» мы так использовали приемы активизации развития связной речи

Прием перечисления объектов на картине

Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Например,Воспитатель: Пришел в гости волшебник Деления и предлагает посмотреть на картину. Просит перечислить объекты, которые находятся на ней. Посмотрим, кто самый внимательный и больше всех увидит и назовет разных предметов. А я буду обозначать их на доске.

(Воспитатель, по мере называния объектов, обозначает их схемами).

Дети: девочка, еще девочка...

Воспитатель: давайте их назовем.

Дети: Девочка Света, которая держит куклу и девочка Таня, которая плачет. Мальчика зовут Сережа...

Воспитатель: Кто еще, что видит?

Дети: лужа, прутик, мяч, кукла, елочка, еще елочка...

Воспитатель: Хорошо, много елочек: одна слева, другая в правой части картины.

Дети: Цветы, много цветов разных, больше всего ромашек. Небо, земля, трава... Кофта, юбка...

Затем воспитатель просит повторить объекты, которые нарисованы на картине.

В повседневной жизни для обучения детей выделению признаков объекта на картине можно использовать дидактические игры.

Таблица

Название игры, цель Методические рекомендации
«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов. Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.
«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.  
«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

Прием. Описания возможных ощущений, полученных с помощью

Разных органов чувств.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.

Волшебник «Я слышу» - описание возможных ощущений полученных с помощью слуха.

Воспитатель предлагает детям представить, что они слышат на картине. Картина «Спасаем мяч»

Ответы детей:

Таня Э.»Я слышу, как мяч шлепнулся в лужу: плюх!»

Игорь П. «Я слышу, как прутик постукивает мячик».

Оля С. «Я слышу, как Таня плачет, а мальчик ее успокаивает и говорит: «Тише, Танечка, не плач: не утонет в луже мяч».

Олеся О.»Я слышу, как Сережа говорит: «Не плач, сейчас я достану прутиком твой мяч, и мы опять будем играть».

Эльвира «Я слышу, как шумит ветерок, и щебечут птички».

Дарима С. «Я слышу, как мама зовет Таню домой».

Волшебник «Я ощущаю лицом и руками» - описание возможных ощущений полученных с помощью тактильных анализаторов.

Лена П. «Я чувству, какой мячик мокрый, скользкий и теплый. Ведь лето, жарко и вода в луже совсем не холодная».

Мижит Р. «Я чувствую, что прутик твердый, немного шершавый и упругий».

Дарима Ф. «Я чувствую, какая травка мягкая, шелковистая, немного влажная. Особенно около лужи».

Сандан Р. «Я чувствую, как солнце припекает и жарко греет, но ветерок при этом приятно ласкает и обдувает».

Баир М. «Я чувствую, какая елочка колючая и веточки у нее как маленькие ежики».

Волшебник «Я нюхаю» - описание возможных ощущений полученных через органы обоняния.

Олеся О. «Пахнет свежестью и травой, потому что только что прошел дождик».

Мижит Р.»Елочка пахнет очень приятно, чувствую запах цветов и меда».

Дарима Ф. «Я чувствую, как мяч пахнет резиной. Его ведь купили в магазине, и он новый».







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.