Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Результаты исследования по методике «Последовательность событий» контрольный этап





 

МЕСТО ДЛЯ ДИАГРАММЫ


Анализ результатов выполнения задания детьми экспериментальной группы показал, что дети экспериментальной группы с данным заданием справились лучше. На наш взгляд это связано, в первую очередь с тем, что дети экспериментальной группы упражнялись с подобными заданиями, что позволило поднять уровень развития связной речи детей на более высокий уровень.

Речь детей контрольной группы активизировалась. Дети стали больше использовать глагольную лексику, прилагательные используют мало, тогда, как дети экспериментальной группы хорошо объясняют причины событий, без труда устанавливают причинно-следственные связи, могут провести анализ объекта, выделить его существенные признаки.

Результаты исследования по методике «Характеристика описательной связной речи» показали, что у детей контрольной группы, описательная речь не
достигла нужного уровня. Для детей этой группы характерно малое
количество выделенных признаков, нелогичная структура и последовательность описания (дети перескакивают с одно объекта на другой), в речи преобладают в основном существительные и глаголы, прилагательных дети употребляют очень мало. Предложения по своей структуре простые. Образные средства языка отсутствуют. Отмечается большое количество пауз при составлении рассказа.

Тогда как у детей экспериментальной группы уровень описательной связной речи выше. Они используют в своих рассказах прилагательные, не только качественные, но и сравнительные прилагательные в превосходной степени. Речь их богата эпитетами, дети составляют и используют метафоры, загадки. Предложения детей в основном сложносочиненные и сложноподчиненные. Заметно проведение детьми анализа картины. Дети не просто перечисляют объекты на картине, но устанавливают причинно-следственные связи, находят взаимозависимости в расположении объектов.



Результаты обследования детей оформлены в таблицу и представлены в Приложении 2.

Сводные результаты обследования представлены на диаграмме 9

Диаграмма 9

Результаты исследования по методике «Характеристика описательной связной речи контрольный этап

 

МЕСТО ДЛЯ ДИАГРАММЫ

 

Таким образом, мы подвели итоги диагностики уровня развития связной речи методом пересказа у детей и отметили, что положительная динамика отмечается как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако динамика в экспериментальной группе заметнее. В сравнении с результатами констатирующего эксперимента у детей контрольной группы положительная динамика за этот период составляла 10%, тогда как у детей экспериментальной группы — 25%.

Речь детей экспериментальной группы более выразительна, так как под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова. Рассказы по картинам творческие, не похожие на другие.

Исходя из результатов контрольного этапа исследования, можно сделать вывод о том, что выбранные нами методы и приемы работы с детьми оказались эффективными.

 

Выводы по второй главе

1 .Результаты исследования, проведенные нами на констатирующем этапе исследования показали, что для детей контрольной и экспериментальной групп характерна быстрая истощаемость, неспособность быстро переключаться, трудности с принятием решения и выбора, составлением описательного рассказа. Общий уровень развития развития связной речи у детей контрольной и экспериментальной групп характеризуется как ниже среднего.

Особенно это отмечается при составлении описательного рассказа по картине. Рассказы детей схематичны, часто повторяют друг друга. Предложения по своей структуре простые, в основном состоят из подлежащего и сказуемого. Прилагательные в речи встречаются редко. Средства образной выразительности не используются.

2. Второй этап работы - формирующий. Цель данного этапа активизация развития связной речи детей при составлении описательного рассказа по картине. Нами была проведена формирующая работа с детьми по активизации развития связной речи при обучении рассказыванию по картине. Для этой цели нами были использованы следующие приемы: «Определение состава картины», «Установление взаимосвязей между объектами на картине» «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств» «Составление загадок и метафор по картине» «Смысловая характеристика картины» «Смысловая характеристика картины»

Данная работа была организована не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этой цели мы использовали игры и игровые упражнения. Для родителей был организован родительский всеобуч, на котором мы познакомили родителей с основными приемами активизации развития связной речи у детей при обучении рассказыванию по картине.

С педагогами детского сада был организован семинар, проведены для них открытые занятия.


3. На контрольном этапе мы подвели итоги диагностики уровня развития связной речи методом пересказа у детей и отметили, что положительная динамика отмечается как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако динамика в экспериментальной группе заметнее. В сравнении с результатами констатирующего эксперимента у детей контрольной группы положительная динамика за этот период составляла 10%, тогда как у детей экспериментальной группы - 25%.

Речь детей экспериментальной группы более выразительна, так как под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова. Рассказы по картинам творческие, не похожие на другие, дети используют образные средства языка (метафоры, загадки, пословицы, поговорки, художественное слово). Значительно расширился словарный запас. В речи детей преобладают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они больше употребляют прилагательные как в сравнительной, так и в превосходной степени.

Исходя из результатов контрольного этапа исследования, можно сделать вывод о том, что выбранные нами методы и приемы работы с детьми оказались эффективными.


Заключение

Проблема связной речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики и психолингвистики.

Речь сопровождает каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг ребенка благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществить целенаправленное формирование конкретных речевых умений и развитие развития связной речи.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста -необходимая предпосылка для успешного обучения в школе.

В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С. Рубенштейна, Д.Б. Эльконина и др. определены теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

По определению Н.Н. Поддъякова, мыслительная деятельность — это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в предметах и явлениях существенного и несущественного, общего и единичного отличает мышление от других познавательных процессов.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Анализ методической литературы показывает (Н. М. Зубарева, М. М. Конина, Э. П. Короткова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина), что в основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей,


вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Однако исследования ученых, данные практических работников, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов - повторов («ну», «потом», «вот»... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

Использование нетрадиционных методов активизации развития связной речи при обучении рассказыванию по картине, таких как тексты фантастического характера, преобразование объектов во времени, приемы, эмпатии, составление загадок и метафор по картинам, прием «вхождения в картину» и т.д., как показал анализ литературы, позволит не только активизировать мыслительную деятельность детей, но добиваться более выразительной речи, при составлении рассказа по картине.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была организована экспериментальная работа, которая проходила на базе МДОУ _______

Экспериментальная работа состояла из нескольких этапов: констатирующий эксперимент - изучение уровня развития связной речи методом пересказа и описательной связной речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи методик «Исключение предметов», «Сравнение понятий», «Последовательность событий», «Характеристика описательной связной речи».

Результаты данного исследования показали, что у 30 % обследуемых детей выявлен низкий уровень развития развития связной речи. Этим детям свойственны некритичность мышления, слабость мыслительных операций анализа и синтеза, неумение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, бедность речи.

Исходя из данного констатирующего эксперимента, нами была организована формирующая работа по активизации развития связной речи детей при обучении детей составлению рассказов по картине с использованием нетрадиционных методов.

Данная работа проходила на занятиях развитию речи, в свободной детской деятельности.

На данном этапе нами систематизирован и конкретизирован практический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению рассказа по картине и активизации развития связной речи, нами составлены и апробированы занятия с детьми, подобраны дидактические игры, также нами была проведена работа по педагогическому просвещению педагогов и родителей по данному направлению. Длительность данного этапа - 4 месяца.

После завершения обучающего эксперимента нами был проведен количественно-качественный анализ результатов работы, который подтвердил результативность нашей работы (повысился уровень развития развития связной речи на 25 % у детей экспериментальной группы), что и подтверждает нашу гипотезу о том, что использование нетрадиционных методов и приемов при обучении детей составлению рассказов по картине будет способствовать активизации развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, если:

- применять эти методы и приемы непосредственно на занятиях по
развитию речи;

- использовать игры и упражнения, содержащие приемы, содержащие
приемы активизации развития связной речи в процессе подготовке к
составлению рассказа по картине.

Таким образом, эффективность нетрадиционных приемов очевидна, что свидетельствует о правильности нашего выбора. Мы планируем не останавливаться на достигнутом, а продолжать работу в данном направлении.

Список литературы

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.