Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы исследования в психологии и педагогике.





Понятие «психика».

1.4. История возникновения и развития психологии.

 

 

Психология как наука

 

Своим названием и возникновением психология обязана греческой мифологии. Древние греки называли душу человека термином «психе».

Психология долгое время развивалась в русле философии. Слово «психология» впервые появилось в 17 веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Психология выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале 19 века.

Психология прошла длинный путь развития, в котором происходило изменение в понимании объекта, предмета, задач и целей.

Приведем основные этапы становления психологии как науки:

1 этап- психология как наука о душе.

2 этап- 17в. психология как наука о сознании.

3 этап-20в. психология как наука о поведении. В это время так же уделяется внимание изучению бессознательной части психики.

В настоящее время психология-это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и проявления психики человека. Психология изучает мир субъективных психических явлений, процессов и состояний, осознаваемых и неосознаваемых самим человеком. Каждая наука имеет свой объект, предмет, задачи. Объектом являются носители тех явлений и процессов, которые исследует наука, а предметом – специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Особенность психологии в том, что в ней как бы сливается объект и субъект познания. Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. Предмет психологии: психические процессы, состояния, свойства.

Основной задачей психологии является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений как отражения объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой ряд других задач: изучать качественные особенности психических явлений;

анализировать становление и развитие психических явлений в связи с детерменированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

исследует физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений;

содействует внедрению научных знаний психологии в практику жизни и деятельности людей.

Задачи, которые решает психология, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей. Отрасли психологии: общая психология, социальная психология, педагогическая психология, возрастная психология, инженерная психология, психология спорта, юридическая психология, военная психология, медицинская психология, психология личности, психология индивидуальных различий, психология религии, психофизиология, психология труда, авиационная и космическая психология и др.

Психология взаимосвязана со следующими отраслями научных знаний: философия, исторические науки, медицинские науки, социальные науки, науки о трудовой деятельности, педагогические науки и т.д.

Психология – достаточно молодая отрасль знаний и чрезвычайно перспективная, поскольку постоянно расширяет свои возможности, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

 

 

Методы исследования в психологи и педагогике

 

Сила науки во многом зависит от совершенства ее методов исследования.

Методы - это способы и приемы, с помощью которых исследователь получает достоверные факты и сведения. Методика - это детализация конкретного метода.

В психологии и педагогике используется много методов, направленных на исследование личности.

Рассмотрим основные, традиционные методы исследования, которыми являются наблюдение, беседа, анкета, тесты, эксперимент.

Наблюдение- это метод сбора информации путем непосредственного восприятия поведения человека или группы людей в соответствии с целью и задачами исследования. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное) и продолжительное, выборочное и сплошное, включенное и стороннее, стандартизированное (заранее составлена схема, определены единицы наблюдения) и свободное(нет строгого плана, лишь определен объект и ситуация наблюдения).Другой разновидностью наблюдения является самонаблюдение (интроспекция-это погружение в себя).

Беседа – это метод сбора информации в процессе личного общения с испытуемым, при этом испытуемый отвечает на ряд вопросов. Основные требования к беседе: составить программу беседы, установить контакт с испытуемым – расположить его к себе, вопросы задавать целенаправленно, исходить из контекста разговора, не задавать вопросы в подсказывающей или внушающей форме, не задавать одновременно два вопроса.

Интервью- вид беседы, это устный опрос по строгой схеме (вопросы обычно заранее составлены).

Анкета – письменный опрос, метод получения информации на основании специально подготовленных вопросов, составляющих анкету. Вопросы могут быть открытые (предполагают свободный ответ) и закрытые (предполагают подготовленные ответы). Отсюда название анкет: открытая анкета, закрытая анкета.

Тесты – методы психодиагностического исследования, позволяющие получить точную информацию об изучаемом явлении. Тесты предполагают четкую процедуру сбора информации (предлагается инструкция), ее последующую обработку и интерпретацию. Виды тестов: тест- опросник (основан на системе вопросов), тест-задание (основан на ряде заданий), проективный тест (адресован бессознательной части психики). Тесты должны быть научно обоснованы, надежны и валидны.

Эксперимент- метод сбора информации, при котором исследователь создает условия, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент бывает лабораторный (в специальных лабораторных условиях) и естественный (на месте учебы, труда людей).

Понятие « психика»

 

Головной мозг – это орган, деятельностью которого обусловлена психика. Психика есть системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающий объективный мир.

Психика – это субъективный образ объективной реальности.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных, - это сознание.

Сознание человека образует единство высших психических функций (мышление, память, восприятие и др.) Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная и духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Психика многообразна и сложна по своим проявлениям. Выделяют три группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

1. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Психические процессы подразделяются на: познавательные (память, мышление, ощущение, восприятие, воображение, речь, внимание), эмоциональные, волевые.

В психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

2. Психические состояния – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу, они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, стимулов из внешней среды.

Примеры психических состояний: эмоциональные состояния, общее психическое состояние (внимания, памяти и др.)

3. Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения человека. Свойства личности многообразны и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психического процесса на основе которого они формируются. Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека (наблюдательность, гибкость ума и др.), волевые (решительность, настойчивость и др.) эмоциональные (чуткость, страстность и другие).

Психические свойства синтезируются и представляют собой структурные образования личности, к котором относят:

· Жизненную позицию личности (направленность);

· Темперамент;

· Способности;

· Характер.

Каждое психическое свойство личности формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.