Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Педагогика как наука: предмет и задачи.





История развития педагогики.

Педагогика – как наука: предмет и задачи

Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении людей.

Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение человека.

В широком, социальном смысле, воспитание – это передача накопленного опыта от старшего поколения младшему.

В узком смысле воспитание – это целенаправленное воздействие на человека с целью воспитания личности, т.е. формирование у человека определенных взглядов, знаний, убеждений и другого.

Воспитание осуществляется в социальных институтах: в семье, в школе, вузе, производственном коллективе.

Воспитание происходит через межличностное общение людей, его цель – развитие мировоззрения, морали, мотивации и характера личности. Воспитание имеет дело с чувствами и межличностными отношениями людей.

Обучение – это процесс, основная цель которого – развитие способностей личности. Обучение ориентировано на интеллектуальное и когнитивное развитие человека.

Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая цели, содержание и методы обучения.

Образование – это результат обучения, это система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Образование включает в себя обучение и воспитание.

Классификация образования по ступеням: дошкольное, школьное, среднее специальное, высшее с различными уровнями – магистратура, аспирантура, докторантура.



Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления.

Педагогика рассматривает цели и задачи обучения и воспитания, их методы, правила и принципы, способы их реализации на практике.

Задачи педагогики – познание законов воспитания и обучения, накопление систематических научных знаний и на этой основе применение знаний на практике, а так же оперативное решение проблем воспитания и обучения, возникающих в обществе.

История развития педагогики

 

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Уже в первобытном обществе мальчики учились охоте и рыбной ловле, а девочек учили собирать урожай и готовить пищу.

С появлением частной собственности наступило расслоение общества. Господствующие классы стремились сосредоточить в своих руках знания. Для передачи знаний стали создаваться школы, образование в которых стало уделом избранных.

В Индии на протяжении тысячелетий сохраняет свое существование общинная школа, созданная общинами простых землевладельцев. Но наряду с этими школами престижнее были школы в городах при храмах для детей богатых семей.

В древнем Китае также существовали высшие и низшие школы. В высших школах детей обучали грамоте и философии, в низших – ремеслу.

Система образования в Древней Греции обслуживала только детей рабовладельцев. Главная задача в школах для высших слоев общества – сильная физическая подготовка.

Проводилось нравственное и политическое воспитание во время специальных бесед государственных руководителей с молодежью.

Виднейшие представители древнегреческой философии создали труды во многих областях знаний, в том числе и в педагогике. Демокрит полагал, что хорошими люди становятся больше от воспитания, чем от природы. Аристотель выделил три стороны воспитания: физическую, умственную, нравственную. Марк Квентилиан создал труд об обучении ораторов, считая, что ораторскому искусству надо обучать с раннего возраста.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» -дитя и «аго» - вести. В дословном переводе « пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать.

В период средневековья церковь монополизировала жизнь общества и направила нравственное обучение и воспитание в религиозное русло. В это время педагогика потеряла свою прогрессивную направленность античных времен.

Эпоха возрождения дала ряд ярких мыслителей-гуманистов. В области педагогики этот период ценен тем, что был провозглашен принцип всеобщего обучения.

С 17 века педагогика выделяется из русла философии в самостоятельную научную дисциплину. Это связано с именем чешского педагога Яна Коменского, который написал первую научно-педагогическую книгу «Великая дидактика». Он предложил классно-урочную систему обучения, а также методы и принципы обучения.

Английский педагог и философ Джон Локк сосредоточил внимание на теории воспитания. Считал, что душа человека – чистая доска. Он был противником телесных наказаний и школ с зубрежками.

Жан Жак Руссо занимался вопросами воспитания, был убежден, что детей тружеников воспитывать не нужно, их воспитывает жизнь. Женщины должны воспитываться как покорные существа, не следует давать женщинам серьезных умственных задач.

Песталоций понимал учение как творческое дело самого учащегося. Неразрывно связывал воспитание и обучение.

Дидро был сторонникам широкого обучения масс. Полагал, что воспитывать надо, опираясь на возрастные особенности психики ребенка.

Огромный вклад в педагогику принадлежит Каптерову, который проанализировал труды великих педагогов и систематизировал научные знания. Предложил соединить знания педагогики и психологии.

С 19 века педагогика, используя знания психологии, начинает активно развиваться. Интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно сместился центр педагогической мысли. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк, прославившиеся исследованиями процесса обучения и созданием весьма действенных технологий. Бине создает методику отбора детей в школу.

В отечественной педагогике изучение детских коллективов имеет давнюю традицию. Большой вклад внес Л.Толстой.

Активное участие в изысканиях советской педагогики принял С. Т. Шацкий, который руководил первым учереждением по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебников по социалистической педагогике были П.П. Блонский и А.П. Пинкевич.

Известность отечественной педагогике принесли теоретические поиски Н.К. Крупской, которые затрагивали проблемы формирования новой школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождабщегося пионерского движения.

А.С. Макаренко выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей.

В.А. Сухомлинский исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.

Современная педагогика активно и широко использует психологические знания в создании и применении методов воспитания и обучения.

 

 

 

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Вопросы:







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.