Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе.





В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа: проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях; организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения; аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы [ 22 ].

Целесообразно позаботиться о включении в проект широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие [ 19 ] .

Для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей, учета результатов системного анализа социокультурной ситуации при проектировании внеурочной деятельности; диагностики способностей и интересов детей; комплексного обеспечения самой деятельности ( кадрового, программно-методического, материально-технического) [ 24 ] .



Работа организатора внеурочной деятельности – многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и исполнение нормативных документов, методических материалов по организации внеурочной деятельности. Необходимо отметить, что в рамках ФГОС общего образования уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе с позиции духовно-нравственного развития и воспитания, предусматривающее системность, комплексность в его реализации [18].

При организации внеурочной деятельности можно принять за основу следующие модели, которые являются вариантами предложенных моделей на федеральном уровне ( Приложение 2).

Первая модель предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, в том числе на основе принципа проектирования воспитывающей среды. В рамках данной модели специалистами общеобразовательной организации разрабатывается спектр программ внеурочной деятельности различного типа по направлениям развития личности. При этом программы предусматривают все формы и виды деятельности школьников. Программы внеурочной деятельности обучающихся в данной модели могут также разрабатываются по всем направлениям развития личности с учетом наличия площадок их реализации. При этом площадками могут являться специализированные кабинеты, библиотека, спортивные залы (спортивные площадки и комплексы), музей, игровые комнаты, актовый зал, лаборатории и др. помещения общеобразовательной организации [ 21 ] .

В данном аспекте модели акцентуируются социальная направленность всех программ, освоение ребенком среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие. Программы внеурочной деятельности следует формировать по модульному принципу (как для одного года, так и для нескольких лет обучения), что обеспечит возможность для перехода школьников из одной программы в другую на разных этапах обучения [ 18 ] .

Во второй модели организации внеурочной деятельности важная роль принадлежит тьютору и (или) педагогу-организатору. Модель может быть реализована в общеобразовательной организации, в которых созданы соответствующие условия: развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами (в том числе с учреждениями дополнительного образования детей); школа обеспечена соответствующими кадрами. В условиях реализации модели с акцентом на воспитывающую среду, а значит широкое привлечение социальных партнеров, школе необходимо обеспечить заключение договоров о принципах, формах и содержании взаимодействия [ 5 ] .

Преимуществами данной модели являются следующие обстоятельства: создание условий обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности; обеспечение возможности обучающимся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года); обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности [ 7 ] .

Третья модель основана на использовании метода проектов. Содержание и формы проведения занятий должны быть выстроены на основе изучения мнения родителей. Содержательные аспекты модели выбираются в соответствии с основными направлениями развития личности, традициями общеобразовательной организации, условиями реализации образовательного процесса, наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ внеурочной деятельности. Содержание каждого проекта обеспечивает реализацию направлений развития личности. Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей (конференции, диспуты, соревнования, олимпиады, экскурсии и др.) и формы представления результатов (презентации результатов проектов на родительских собраниях, педагогических советах, в стенной газете, оформлении специального стенда и на сайте школы) [ 24 ] .

Организационной особенностью модели является развертывание проектов последовательно или параллельно в течение учебного года. Модель предусматривает ее реализацию, как для классов, так и для групп детей. Преимуществом модели: является то, что она может быть реализована в любых условиях организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов школ (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов). Занятия в рамках внеурочной деятельности могут проводить учителя-предметники, тьюторы, педагоги дополнительного образования. В рамках данной модели обеспечивается включенность в процесс всех учащихся и согласованность всех целей внеурочной деятельности [ 13].

Существуют и другие модели организации внеурочной деятельности. К таким моделям относятся: модель " Школы полного дня", оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель [ 4 ].

Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности учителями групп продленного дня ( Приложение 3).

Данную модель характеризует:

- создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;

- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего

процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

- создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение

санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

- построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных

программ [ 27 ] .

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для

успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель внеурочной деятельности создается на основе оптимизации всех имеющихся внутренних ресурсов образовательного учреждения ( Приложение 4). В ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения [ 28 ].

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся [ 23 ].

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений [ 10 ].

Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении ( Приложение 5).

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами [ 29 ].

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. У обучающихся формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности. Организация внеурочной деятельности является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей [ 20 ].

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.