Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.





 

 

Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Организация внеурочной деятельности учащихся в любой школе является очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми во внеурочное время, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, решающее значение для их развития и воспитания [ 14 ]. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями. Для того, чтобы достичь такого результата, конечно необходимо знать, как следует организовать внеурочную деятельность [ 23 ].

В первой главе мы обращали внимание на следующие виды внеурочной деятельности,которые возможны в школе, а именно: игровая, познавательная, художественно-эстетическая, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, общественно-полезная, военно-патриотическая, проектная, проблемно-ценностное общение, досуговое общение [ 4 ]. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей и результатов, к которым должен стремиться педагог ( Приложение 6 ).

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д. [ 8 ].



Виды внеурочной деятельности, направленные на формирование ценностных ориентаций учащихся, а именно, формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет большие возможности для формирования таких ориентаций у учащихся в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Не стоит исключать то, что усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности [ 11 ].

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, утренники, праздники [ 28 ].

Художественно - эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру и способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое [ 22 ].

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать учащимся, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах. К таким формам относятся игры, праздники, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и в других формах [ 21 ].

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Форму внеурочной воспитательной работыс детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. Мы постарались упорядочить формы воспитательной работы, опираясь на психолого-педагогическую литературу и периодические издания, путем выделения преобладающего, главного, компонента внеурочной деятельности. Мы выделили пять основных компонентов: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические [ 23 ].

Словесно-логические формы.Основным средством взаимодействия с учащимися является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учащихся, учителей, родителей и других взрослых, обсуждение проблем. Технология проведения таких форм внеурочной деятельности может быть различной [ 15 ].

Образно-художественные формы.Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Основной задачей здесь будет - вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Педагоги, психологи определили огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, способных и на разрушительные возможности. Педагог должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п. [ 18 ].

Необходимо при выборе форм организации внеурочной деятельности обратить внимание и на то, что в современной жизни, очень много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе [ 9 ].

Трудовые формы внеурочной работы.Положительно воздействует на учащихся совместная работа, совместная трудовая деятельность. Здесь можно выделить такие формы: от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков способствует работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парками, памятником, лесополосами и т.п. Это также всевозможная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания [ 20 ].

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда. Применяются такие формы как оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений», фотовыставка " Храним богатства нашей природы" и др. [ 28 ].

Игровые (досуговые) формы работы. Роль игры в организации внеурочной деятельности занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм внеурочной деятельности, нередко совмещают различные средства: слово, образ, чувства, работу [ 1 ]. Игра поможет учителю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки [ 3 ].

Особое внимание следует обратить на психологические формыработы с учащимися. В формах этого типа основными средствами взаимодействия с учащимися являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют специальных знаний и умений учителя, психолога [ 11 ].

Таким образом, все представленные нами формы организации внеурочной деятельности должны способствовать личностному становлению учащихся, развитию их творческих способностей, предоставить возможность самореализации ими в различных видах деятельности, способствовать формированию коллективной деятельности в детских коллективах. Они помогают проводить и организационную, психолого-педагогическую подготовку учащихся. Различные формы работы по всем направлениям внеурочной деятельности мы представили в виде таблицы ( Приложение 7).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.