Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приоритетные направления и проблемы развития социального предпринимательства в современных российских условиях





В настоящее время «социальное предпринимательство все чаще признается экспертами новым перспективным направлением развития и интеграции бизнеса, административных ресурсов и креативных инициатив для решения социальных задач»[35]. Находясь на уровне становления, данный вид предпринимательской деятельности нуждается в установлении приоритетных направлений, а также определении проблем развития предпринимательства для возможности более эффективно поддерживать социальное предпринимательство законодательно, а также с помощью различных мер поддержки.

Социальное предпринимательство призвано для решения социальных проблем на базе бизнеса, которые зачастую невозможно решить стандартными механизмами вмешательства государства или же через некоммерческие организации. Так, «основными направлениями деятельности социального предпринимательства в мире являются»[36]: создание новой продукции на основе переработки отходов производства; создание молодежных организаций, ориентированных на активный образ жизни; создание организаций по микрокредитованию малого бизнеса; предоставление услуг малоимущим семьям; создание предприятий для предоставления мест длительно безработным.

«Приоритетными направлениями для социального предпринимательства в России принято считать следующие»[37]: профилактика социального сиротства; поддержка материнства и детства; социальная адаптация инвалидов и их семей; повышение качества жизни людей пожилого возраста; развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии; развитие межнационального сотрудничества.



Фонд «Наше будущее» определяет следующие приоритетные направления социального предпринимательства в России: дошкольное образование (42%); оказание социально значимых услуг (16%); трудоустройство людей в сложной жизненной ситуации (15%); повышение качества и доступности медицинских услуг (8%); выпуск социально значимой продукции (7%); экология (4%); оказание гериатрических услуг населения (3%); развитие сельского хозяйства в регионах России (3%); сохранение и возрождение культурного и исторического наследия России (3%).

Как ни парадоксально, но «развитию социального предпринимательства сопутствуют большое число социальных проблем»[38]. Спектр задач, которые надеются решить представители бизнеса, чрезвычайно широк. Это — создание рабочих мест для тех, кто не может в полной мере конкурировать на рынке труда: люди с ограниченными возможностями, многодетные и одинокие матери. Это — социализация бывших заключенных и воспитанников детских домов. Преодоление дефицита социальных услуг: недостатка мест в детских садах или обустройство жизни больных. Экологические проблемы, наконец. На данном виде предпринимательства все эти неустройства сказываются острее, чем на обычном, ведь этот бизнес низкомаржинален в принципе. Его цели не будут реализованы, если применять некоторые естественные для обычного бизнеса средства увеличения прибыльности: например, повышать цены на оказание социальных услуг.

На сегодняшний день, «эксперты определили широкий спектр проблем, возникающих на пути развития социального предпринимательства»[39] в России.

Первая группа проблем, которую упомянули практически все эксперты, связана с непониманием природы социального предпринимательства со стороны основных групп общества. Социальное предпринимательство является на сегодняшний день новым явлением, его логику не понимают ни общество, ни основные субъекты общественных отношений, в том числе органы налогового и законодательного регулирования, и именно с этим связаны основные барьеры на пути его развития. Так, в общественном сознании существуют стереотипы о несовместимости предпринимательства и общественных организаций.

Серьезной проблемой могут стать также высокие издержки во взаимоотношениях с властью. Многие эксперты отмечали вероятность появления дополнительных проблем с налогообложением и коммуникацией с контролирующими и проверяющими органами. Эти опасения вызваны тем, что даже в текущей практике представители ресурсных центров зачастую не находят понимания своей деятельности со стороны налоговых органов. Кроме того, необходима работа по правильному позиционированию в местном сообществе, интеграция в которое является одним из условий успешности работы социального предприятия, а также среди самих НКО.

Вторая группа проблем отражает трудности законодательного и административного продвижения идеи социального предпринимательства. Во-первых, от принятия законов на федеральном уровне до их внедрения на уровне регионов, местных сообществ обычно проходит очень много времени; а во-вторых, на местах просто может не оказаться достаточных ресурсов для реализации законодательных актов. Ряд экспертов считает, что для реального внедрения и развития практики социального предпринимательства необходимы: законодательная база, поддержка на уровне налоговой системы и продвижение, обучение со стороны организаций и общественных институтов. Программа будет успешной только при наличии всех трех составляющих.

Третья группа проблем связана с противоречиями в психологии социального предпринимательства, а именно с объективными различиями в логике предпринимательской и общественной деятельности, которые, соответственно, воплощаются в разном типе людей, склонных ими заниматься.

Наконец, четвертая группа проблем, также отмеченная многими экспертами – проблема привлечения финансовых средств на первом этапе развития предпринимательства, отсутствие специальных кредитных и займовых программ. В некоторых регионах существуют и свои дополнительные «локальные» трудности, например, крайне высокие ставки арендной платы в регионе.

Калугина Т.Г. к числу основных препятствий, сдерживающих развитие социального предпринимательства, относит «отсутствие необходимых знаний и навыков предпринимательской деятельности»[40].

Среди наиболее «актуальных проблем, обозначенных социальными предпринимателями и экспертами в области социального предпринимательства»[41], были названы: высокие ставки арендных платежей; высокий уровень налогообложения; проблема нехватки квалифицированных кадров; защита интеллектуальной собственности; дефицит финансовых ресурсов; недостаток информационной и консультационной поддержки социальным предпринимателям; популяризация социального предпринимательства; необходимость совершенствования институциональной среды в части развития инфраструктуры поддерживающих организаций СП; несовершенство нормативно-правовых документов в области социального предпринимательства.

Основной проблемой в развитии собственного дела сыктывкарские начинающие и действующие социальные предприниматели на первом месте отмечают административные барьеры (22%), далее идут трудности с финансовой поддержкой от государства (20%), недостаточное информационное обеспечение (20%), отсутствие финансов (20%), затем предприниматели отметили трудности с продвижением товаров (14%), а также трудности с помещением (10%) и снижение покупательского спроса (8%). Затем идут высокие процентные ставки по кредитам (6%), психологические проблемы (6%), отсутствие государственной поддержки (4%), несовершенство законов (4%), экономический кризис (4%). 2% респондентов отметили высокий уровень налогообложения, неразвитость инфраструктуры бизнеса, пожарные и прочие проверки, дорогую рекламу, защиту интеллектуальной собственности, трудности с лицензированием, неразвитость транспортной инфраструктуры.

Социальное предпринимательство для нашей страны - понятие достаточно новое, и в этом заключается проблема, говорит директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Наталья Ларионова. "На сегодняшнем этапе необходима популяризация концепции социального предпринимательства, причем не только в среде предпринимательского сообщества, но и у региональной и местной власти, а также всего общества", - отмечает она. Ведь, все сильнее люди осознают проблемы ухудшения окружающей среды, укоренившейся нищеты, недостатки системы здравоохранения и образования и др. Число тех, кто будет своей деятельностью стараться решать актуальные социальные проблемы, увеличится. Тем более что и спрос на социальное предпринимательство в нашем обществе есть.

«Граждане не в полной мере удовлетворены качеством услуг, оказываемыми бюджетными учреждениями»[42]. Поэтому существует гигантская ниша для социально ориентированного малого и среднего бизнеса. Чем больше будет таких "необычных" компаний, тем выше шансы на успешное решение актуальных социальных проблем

Изучение приоритетных направлений и проблем развития социального предпринимательства позволит наиболее эффективно оказывать поддержку со стороны государства, вызовет приток новых идей и технологий, а также ускорит развитие инфраструктуры поддержки социального предпринимательства в регионах.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.