Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика социального предпринимательства в Республике Коми: масштабы и основные направления деятельности





Социальное предпринимательство — деятельность, направленная на решение или смягчение актуальных социальных проблем, и — самое главное — находится на пересечении благотворительности и бизнеса. Для Республики Коми это очень актуальный вопрос. Огромные расстояния, отсутствие инфраструктуры, недостаток кадров в социальной сфере способствуют тому, что жители испытывают нехватку государственных услуг или страдают от качества их исполнения, — рассказала куратор Центра инноваций социальной сферы Республики Коми Нина Нестерова.

Социальное предпринимательство в Республике Коми активно развивается. Это доказывает статистика социальных проектов ГУП РК «Бизнес-инкубатор»: в 2012 году – 11 социальных проектов; 2013 – 14; 2014 – 12; 2015 – 38.

В 2012 году Агентство стратегических инициатив приступает к созданию сети Центров инноваций социальной сферы (ЦИСС). В Республике Коми в 2014 году был создан Центр инноваций социальной сферы при Коми республиканской академии государственной службы и управления по государственному заданию Министерства образования Республики Коми. Его основная цель - поддержка гражданских инициатив для эффективного развития социального предпринимательства в регионе.

С 5 ноября 2015 года в Сыктывкаре Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС) совместно с Коми республиканской академией государственной службы и управления запустили новый проект - Школа социального предпринимательства. Обучение проводили эксперты из Омска на примерах успешно реализованных практик в этой области. Важно также отметить, что в 2016 году ЦИССом выпущен каталог лучших социальных тиражируемых проектов Республики Коми. Также ГУП РК «Республиканское предприятие Бизнес-инкубатор» проводит курсы по программе «Социальный предприниматель и оказывает помощь и поддержку начинающим и действующим предпринимателям.



Нужно отметить также деятельность ТОСов, которые в последнее время вышли на новый уровень, в разряд социального предпринимательства. Реализация проектов социального предпринимательства через ТОСы имеет большой потенциал в республике. Координацией их деятельности занимается Ассоциация органов территориального общественного самоуправления Республики Коми (АТОС РК), которая является «общественной организацией, созданной с целью развития органов ТОС на территории Республики Коми, стремящаяся к внедрению новых информационных и управленческих технологий способствующих активному проявлению и реализации гражданских инициатив местных сообществ»[69].

Общественные организации Республики Коми также переходят к системе оказания платных социальных услуг. В качестве примера можно упомянуть об общественной организации «Женщины города Сыктывкара», для которой была разработана «Концепция организационного и сетевого развития на 2016-2018 годы»[70], в соответствии с которой организации было предложено несколько направлений оказания платных социальных услуг.

На сегодняшний день все министерства ведут реестр поставщиков социальных услуг. В реестре Министерства труда и социальной защиты находится 60 таких поставщиков и все они государственные. Но некоторые организации уже ведут активную работу по вступлению в реестр, так как это дает поставщику социальных услуг компенсацию затрат на предоставление социальных услуг из средств регионального бюджета, а также освобождает от налога на прибыль. Основная цель создания Реестра - формирование единого официального источника полной и достоверной информации о поставщиках социальных услуг, осуществляющих деятельность по оказанию социальных услуг в регионе. В соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[71] поставщиками социальных услуг являются юридические лица, независимо от их организационно - правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. Негосударственные поставщики социальных услуг теперь могут функционировать наравне с государственными учреждениями, но вместе с возможностями установлены обязанности и их ответственность.

Республика Коми является регионом, успешно внедряющим механизм ГЧП в социальное обслуживания населения: два проекта являются положительным опытом внедрения государственно-частного партнерства в сферу социального обслуживания: одно из учреждений уже открыто и осуществляет свою деятельность, это «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты Усть-Куломского района, а другое – построено, но еще ведутся отделочные работы и начало функционирования запланировано на II полугодие 2016 г., это проект по строительству пансионата для проживания пожилых людей в посёлке Максаковка.

Важно и то, что в последнее время активно проводятся различные информационные и консультационные площадки, на которых обсуждаются актуальные вопросы социального предпринимательства. К таким можно отнести прошедший круглый стол в Общественной палате Республики Коми на тему «Социальное предпринимательство в Республике Коми как механизм позитивного развития территорий», первый форум социального предпринимательства в Республике Коми, форум «Предпринимательская инициатива – 2016». Все это убедительно доказывает, что начинает формироваться понимание важности и необходимости изучения и внедрения социального предпринимательства в систему оказания социальных услуг.

Также, в последнее время, наметилась интересная тенденция по передаче части социальных услуг в негосударственный сектор, так называемый аутсорсинг социальных услуг. Однако далеко не всегда непрофильная социальная услуга, переданная предприятием коммерсанту, оказывается дешевле и лучше. Представители учебных заведений Княжпогостского района доказали, что передача на аутсорсинг школьных автобусов обойдется в два-три раза дороже для бюджета по сравнению с использованием собственных автобусов. Однако есть и положительный опыт, по словам главврача Усть-Куломской ЦРБ Ирины Книгницкой, больница неплохо выиграла, отказавшись от содержания своей прачечной, а с 2016 года и транспорт ЦРБ хотят переводить на систему аутсорсинга. А вот опыт с переводом в коммерческий сектор услуг по питанию себя не оправдал. Предприниматели с требуемыми стандартами не справляются.

По данным Министерства экономического развития Республики Коми объемы финансовой поддержки следующие: «с 2012 года государственную поддержку получили более 330 НКО и общий объем средств на поддержку составил 115 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 42 млн рублей; в 2015 году на поддержку СО НКО из республиканского бюджета было выделено 32 млн рублей, из которых 11, 5 млн рублей из федерального бюджета. В том числе по Министерствам Республики Коми: Министерство экономики – 19 млн рублей, Министерство труда занятости и социальной защиты – 7 млн рублей, Министерство национальной политики – 3, 2 млн рублей, Министерство массовых коммуникаций, информатизации и связи – 2 млн рублей, Министерство культуры – чуть меньше 1 млн рублей»[72].

В соответствии с Постановлением Правительства об утверждении порядка предоставления на конкурсной основе субсидий СО НКО не менее 50% по требованию Министерства экономики России от общего объема субсидий, выделяемых на республику – 9,9 млн рублей, обязательно направить на те проекты, которые реализуются в области замещения социальных услуг. В декабре 2015 года на государственную поддержку подобных проектов было выделено - 5, 2 млн рублей.

Продолжена работа организаций, поддерживающих малое и среднее предпринимательство, которые курируют Министерства экономики РК, таких как Микрофинансовая организация РК (выдает кредиты на льготных условиях, выдано 52 кредита на сумму 29,9 млн рублей, 10% из которых – социальное предпринимательство) и Гарантийный фонд РК (оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, в 2015 году – 12 поручительств на общую сумму 28,2, 1 социальный проект).

Имущественная поддержка предусматривается предоставление льгот по оплате аренды за пользование помещением. Данная поддержка оказывается на территории ГУП РК «Бизнес-инкубатор»[73]: 1 год – 25% от общей стоимости аренды помещения; 2 год – 50% и 3 год – 75%. 1 ноября 2015 года на территории бизнес-инкубатора осуществляли деятельность – 55 субъектов малого и среднего предпринимательства, 10 из них это социальные предприниматели.

Однако, несмотря на существующие меры поддержки, по данным социологического исследования, большинство начинающих и действующих социальных предпринимателей г. Сыктывкара не знают о мерах государственной поддержки (Диаграмма), а испытывают потребность в поддержке практически все (Диаграмма). В основном, им требуется финансовая помощь (Диаграмма). Также выяснилось, что большинство социальных предпринимателей не взаимодействуют с органами власти (Диаграмма), а если и приходилось, то в основном, в конкурсах на получение гранта (Диаграмма). Вследствие этого получают государственную поддержку очень малая доля социальных предпринимателей (Диаграмма), такую как: субсидирование 20% расходов на аренду помещения; возмещение части затрат по оплате труда с целью сохранения рабочих мест для инвалидов, находящихся под угрозой увольнения; льготная аренда помещений, предоставление муниципального помещения, грантовая поддержка. Наиболее эффективными мерами государственной поддержки считают: льготную аренду помещения; устранение административных барьеров, компенсацию понесенных затрат и другие (Диаграмма). Но, к сожалению, большинство социальных предпринимателей считают уровень существующей государственной поддержки недостаточным (Диаграмма).

Также стоит отметить роль муниципальных образований в развитии социального предпринимательства. На их территориях организуются различные площадки, на которых обсуждаются актуальные вопросы данного явления. Города и районы республики активно привлекают инвестиции в свой район, создают рабочие места, а Министерство экономики это направление обеспечивает через софинансирование муниципальных программ, на которые в 2015 году было затрачено 2 млн рублей и позволило привлечь 6 млн рублей из муниципальных бюджетов. 13 муниципальных образований получили помощь (Ухта, Усинск, Печора, Вуктыл, Сыктывдинский район, Сысольский, Койгородский, Корткеросский, Усть-Куломский, Усть-Цилемский, Удорский, Ижемский, Троицко-Печорский). Отдельно стоит отметить Прилузский район, на территории которого сосредоточены самые активные организации, которые постоянно участвуют в конкурсах на получение субсидий. На финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства 14 муниципальным районам было направлено почти 90 млн рублей из 114 млн.

В регионе «высокими темпами развиваются различные формы предпринимательской деятельности в сфере оказания социальных услуг для социально слабо защищенных категорий населения, в сфере культуры и народных ремесел, дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения и др. с опорой на органы территориального общественного самоуправления в тесном межсекторном взаимодействии в рамках формулы «государство-общество-бизнес»[74]. Также стоит отметить, что, особой популярностью пользуется социальное предпринимательство в сфере дошкольного образования, особенно в возрастном сегменте детей от двух месяцев до трех лет. Только в Сыктывкаре индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в количестве 11 человек создано 16 групп по уходу и присмотру за детьми, которые посещают 299 детей.

По основным направлениям социального предпринимательства в городе Сыктывкаре, ситуация следующая: оказание социальных услуг (52%), сохранение и возрождение культурного и исторического наследия России (22%), дошкольное образование (16%), трудоустройство людей в трудной жизненной ситуации (10%), развитие сельского хозяйства в регионах России (6%), оказание гериатрических услуг (4%), 2% заняли выпуск социально-значимой продукции и повышение качества и доступности медицинских услуг.

Большинство социальных проектов направлены на детей (38%), далее идет молодежь (34%), 20% направлены на пожилых людей и жителей определенных территорий, 20% направлены на взрослых людей с инвалидностью и женщин, а также на детей с инвалидностью (16%). Малая доля социальных проектов ориентирована на многодетные семьи (10%), малообеспеченные слои населения (6%), люди, нуждающиеся в лечении (4%), бездомные (2%), безработные (2%), осужденные, бывшие осужденные (2%), определенные национальные группы (2%). Среди услуг, оказываемых социальными предпринимателями на первом месте услуги по обеспечению досуга (46%), немного отстают образовательные (44%), значительную роль также занимает производство товаров (24%). 10 % занимают услуги социально-реабилитационные и физкультурно-оздоровительные, 8% психологические, социально-бытовые и информационные. Далее идут консультационные услуги (6%), юридические (4%).

Однако, по данным социологического исследования, серьезным препятствием на пути к социально-предпринимательской деятельности являются административные барьеры (Диаграмма). За год прокуратура Республики Коми выявила 1300 нарушений, допущенных муниципальными властями по отношению к предпринимателям, по словам руководителя исполкома отделения ОНФ Ольги Севастьяновой, значительное число таких нарушений связано с отсутствием персональной ответственности чиновников, а также с тем, что на муниципальном уровне пока нет понимания того, что экономика муниципального образования зависит в подавляющем большинстве от предпринимательства.

Стоит отметить также социально-демографическую характеристику социального предпринимателя г. Сыктывкара по данным социологического исследования: женщины превалируют над мужчинами (70% и 30% соответственно), образование, в основном, высшее (74%), возраст от 30 до 39 лет (42%).

Принимавшая активное участие в работе конференции эксперт Фонда «Наше будущее» Рада Ворович отметила, что «видит в Республике Коми очень перспективный регион»[75], потому что сегодня многое делается для поддержки социального предпринимательства. Это и создание центра инноваций социальной сферы, призванного помогать и поддерживать социальных предпринимателей, это и проведение различных информационных и обучающих площадок. Данные мероприятия показывают важность и актуальность данной темы для региона, а также необходимость модернизации предоставления социальных услуг.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.