Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Использование материалов темы в исторических курсах





Истории правления династии Тюдор в курсе Всеобщей истории и истории России уделяется немало внимания. По большей части речь идет о правлении Елизаветы, последней представительницы династии, а политика Марии рассматривается лишь мельком. Связано это в первую очередь с тем, что отечественные историки в принципе очень поверхностно оценивали роль ее правления, ее внешнюю и внутреннюю политику, по сравнению с Елизаветой роль ее не так значительная, а связями с Россией знаменита именно Елизавета.

Ниже мы рассмотрим учебники по всеобщей истории для 7 класса и то, как в них отражается тема внешней политики Англии во второй половине XVI века .

1. 7 класс Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800», авторы: А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, изд. «Просвещение», - 340с, 2011.

Данный учебник предназначен для учащихся 7 классов средних общеобразовательных учреждений. Учебник охватывает период «Раннего нового времени» и «Нового времени», а именно с 1500 по 1800 гг.

Географические рамки охватывают территории Северной и Южной Америки, Европа, Ближний Восток и Азию.

Учебник состоит из введения, основной части и заключения. Во введении дается общая характеристика периода «Нового времени». Основная часть разделена на 4 главы, каждая из которых имеет параграфы. Каждый параграф учебника содержит обязательный для изучения текст и дополнительный. В конце каждого параграфа прилагаются задания и вопросы на закрепление изученной темы.

Исторический материал представлен в форме рассказа с частичным применением проблемного метода. Изложение материала дается по заданной проблеме.

В учебнике используются фрагменты письменных источников. К примеру, в главе 1, параграфа 1 «Технические открытия и выход к Мировому океану»[9,с 9] дается фрагмент источника «Трактат в защиту морской карты», Педра Ньюеса,[9,с18]; во 2 параграфе главы 1 «Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия» предлагается фрагмент из энциклопедии 1751г « Колонии – привилегированные рынки метрополий»[9,с 24]; в параграфе 14 главы 2 « Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции» приводится пример фрагмент «Нантского эдикта». Письменные источники представляют собой: фрагменты научных трактатов, документы делового характера, личная переписка между историческими деятелями, фрагменты художественных произведений. Письменные источники приводятся в конце каждого параграфа и служат для ознакомления с дополнительным материалом и для выполнения заданий.

Учебник снабжен изобразительным материалом. Содержится большое количество географических карт для помощи в изучении исторического материала. В главе 1, параграфа 1 «Технические открытия и выход к Мировому океану» приводится фрагмент карты Атлантического океана [9,с 15], в параграфе 13 главы 2 «Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях» дается фрагмент карты, на которой показан путь морского сражения и разгром «Непобедимой Армады»[9,с115], в конце учебника содержится цветной вкладыш карты: «Важнейшие путешествия XV- XVIII в.в» [9,с 337-340].

В текстах используются как цветные, так и черно - белые изображения памятников архитектуры и скульптуры, репродукций произведений искусства. Например: В главе 3 параграфа 22 «На пути к индустриальной эре» дается гравюра из книги Белидора «Гидравлические сооружения» XVIII века «Паровая машина Ньюкомена для откачки воды» [9,с 200], в главе 1, параграфа 2 предлагается изображение площади Биржи в Брюгге. С расположенными по бокам домами генуэзцов и флорейтинцев9,[с 41], в параграфе 6 «Повседневная жизнь» главы 1 дается изображение дома знаменитого дворянина[9,с 56].

Учебник содержит цветные вкладки с репродукциями произведений искусства[9,с 240]

В конце учебника приводится хронологическая таблица: основные даты и события [9,с 292-297], словарь понятий и терминов[9,с298-300],далее в учебнике дается список рекомендуемой литературы[9,с 303] и список ресурсов по истории Нового времени[9,с 305]. Данный дополнительный материал дает возможность поработать самостоятельно с изучаемым периодом, расширить и углубить свои знания по данному предмету.

Проанализировав данный учебник, можно сказать, что он создан на основе цивилизационного подхода.

В учебнике, рассматриваемая нами тема поднимается в разделе «Мир в начале Нового времени», а именно в параграфе «Королевская власть и реформация в Англии. Борьба за господство на морях». Правлению Марии, как мы и говорили, уделяется лишь пара абзацев, причем, речь в них идет о реформах церкви и жестокости ее внутренней политики. Правлению Елизаветы и ее политике уделено куда больше внимания, а именно речь идет о морских войнах с Испанией, укреплении Англии как морской державы, укрепление связей с Шотландией. Проблематика темы ВКР отражена в этом же параграфе. В пункте «Борьба с Испанией за морское первенство» [9,с115] обозначена проблема взаимоотношений между двумя державами, борьбы за выход на морскую арену.

В целом, можно сказать, что тема ВКР представлена в данном учебнике не в полном объеме для того, чтобы получить представление о внешней политике Англии во второй половине XVI в. На наш взгляд, учителю просто необходимо дополнить информацию учебника фактами о внешней политике и внешнеполитических связях Елизаветы, пользуясь дополнительными материалами и источниками. Примером такого источника может служить «Переписка Елизаветы Тюдор с Иваном Грозным»[13].

2.Учебник Дмитриева О.В. «Всеобщая история. История Нового времени конец XV – XVIII век». 7 класс – Москва, «Русское слово» - 2007- 320 с.

Дмитриева Ольга Владимировна является кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории средних веков исторического факультета МГУ. Область научных интересов – история Англии в Средние века и раннее Новое время, культура Англии в эпоху Ренессанса; парламент и парламентаризм; политическая мысль.

Этот учебник предназначен для изучения курса «Истории нового времени» в 7 классах и охватывает период с XV по XVIII вв. Делится данный учебник на период «Раннего нового времени» с конца XV – первая половина XVII вв. и период «Нового времени» со второй половины XVII- XVIII вв.

Географические рамки территорий, изучаемых в учебнике: Европа, Северная и Южная Америка, Ближний Восток, Азия.

Учебник делится на две части, в которых есть главы и параграфы. Состоит учебник из вступления и основной части, заключение отсутствует. Во вступлении дается общая характеристика эпохи. Даются рамки периода Нового времени и выделяются этапы. Далее дается краткая последовательность основных событий, предстоящих узнать учащимся в этом году.

Основная часть состоит из двух периодов, первый имеет 7 глав и 20 параграфов, а второй состоит из 4 глав и 14 параграфов.

Исторический материал представлен в форме рассказа с частичным применением проблемного метода. Материал каждого параграфа изложен четко и выражает заданную проблему.

Учебник оснащен дополнительным материалом. Часто применяются исторические источники письменного и изобразительного характера. К примеру, в параграфе 33 «Борьба за сердце Азии», главы 11 приводится пример письменного источника: фрагмент «Записок французского путешественника Франсуа Бернье 1670г»[10,c291], фрагмент документа из речи Пико Делла Мирадоллы «О достоинстве человека» и в том же параграфе приводится пример изобразительных источников: монгольских миниатюр «Сценка из придворной жизни» и «Сыновья шаха Джохана», XVII в.[10,c 286] Данные источники даются для того, чтобы ученик легче запоминал информацию и имел представление об исторических событиях более детально. Источники служат как иллюстрациями к объяснению, так представляют и исходный момент объяснения. Фрагменты источников приведены почти в каждом параграфе.

Учебник оснащен в полной мере изобразительным материалом: каратами, изображениями памятников архитектуры и скульптуры, репродукциями произведений искусства. В начале книги в части первой под заголовком помещено изображение «Сикстинской мадонны» Рафаэля[10,c5]. Изобразительный материал представлен почти в каждом параграфе учебника. Здесь присутствуют и бесцветные карты мира [10,c 7], параграф 1 «Карта мира» XI в, «Великий шелковый путь»[10,с 8], цветные карты «Великие географические открытия», [10, c14 и с15], «Реконструкция карты Атлантического океана, П.Тосканелли», [10,c16]; бесцветные гравюры :« Производство сахара из сахарного тростника»,[10,с31], изображение «Могильщики во время Чумы», [10,с 34], цветные изображения: «Стул. Англия XVI век»,[10,с 39] репродукция картины «Сон Св. Урсуллы» художника Карпаччо,[10,c 37], изображение схемы устройств доменной печи [10,с 51].

В конце учебника находится хронологическая таблица. В ней приведены даты жизни различных исторических деятелей. После хронологической таблицы следует словарь исторических понятий.

Можно подметить и то, что в каждом параграфе присутствуют важные даты, выделенные ярким цветом или уточняющая информация, обозначенная курсивом. После каждого параграфа даны вопросы для закрепления пройденной темы. Учебник создан на основе цивилизационного подхода.

Проблема внешней политики Англии при Елизавете Тюдор рассматривается в параграфе 16 главы VI «Британия – владычица морей». Проблематика темы ВКР прослеживается в пункте 1 «Обрученная с нацией». В нем говорится о том, что именно при этой королеве было положено начало торговле Ост - Индийской компании, было сделано большое количество торговых экспедиций, и, даже сама королева состояла членом ряда компаний [10, с141], в пункте 2 «Англия против Испании: столкновение в Антлантике» затрагивается проблема отношений между двумя державами за господство на море.

В пункте 3 «Кругосветный рейд английского Дракона» поднимается проблема захватнической колониальной политики Англии. В пункте 4 «Победа над Великой Армадой» ставится вопрос о гегемонии Англии над Испанией. Информация подкреплена изобразительным материалом: изображение Морского сражения с Великой Армадой у берегов Англии,[10,с 143], портрет Френсиса Дрейка,[10,с 142], а так же представлена бесцветная гравюра XVI века «Английский флот сражается с Испанским»[10,с 141]. В параграфе даются задания по внешней политике Англии. Пример: «Проследите по карте маршрут путешествия Дрейка. Чью монополию он нарушал, пересекая Тихий океан? Индийский океан?» [10,с 142]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебник содержит достаточное количество материала. В учебнике отводится место темы данной ВКР в достаточно полном объеме. И, больший уклон делается на внешнюю политику именно при Елизавете Тюдор. Данный учебник оснащен источниками письменного и изобразительного характера, хронологической таблицей, картами, дополнительными заданиями и вопросами, что помогает ученикам эффективней разобраться в той или иной теме данного периода.

3. «Всеобщая история. История Нового времени». 7 класс, авторы: В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин. – 246с; - Дрофа. Москва; 2013

В учебнике освещаются политика и дипломатия, экономика и культура первого периода Нового времени (конец XV – конец XVII века)[].

Учебник состоит из вступления, основной части и заключения. Данное учебное пособие не делится на части, имеет 8 глав и 28 параграфов. Введение дает нам общую характеристику изучаемой эпохи: периодизацию и хронологические рамки материала. Так же, в нем суммируются основные события, освещенные в учебнике.

Параграф делится на пункты. После каждого параграфа подводятся итоги, приводятся вопросы для закрепления материала, и даются задания по пройденной теме. А так же, после каждого параграфа изложены основные даты и понятия, употребляемые в теме. Исторический материал представлен в форме рассказа с частичным применением проблемного метода.

Излагается материал по заданной проблеме, которую можно выделить из предисловия к самой главе. К примеру, главы 2: «Как событие важное и в политическом, и в культурном, и в социальном отношениях, и притом событие с характером общеевропейским, Реформация в истории Нового времени может быть сопоставлена только с Французской революцией». Русский ученый Н. И. Кареев. [11,с35] или в название самой второй главы: «Европейские государства в XVI–XVII веках: реформация и абсолютизм.

Географические рамки представленных в учебнике территорий для изучения охватывают Северную и Южную Америку, Европа, Азию и Ближний Восток.

В учебнике имеются фрагменты письменных источников. Приведем примеры: в 7 параграфе 2 главы даются фрагменты письменных источников из произведений авторов XVI в., посвященных огораживаниям, принадлежащий Томасу Мору и агроному Томасу Тассеру [11,с71]; Отрывки из отчета о приговоренных к наказанию в Севилье в 1579 г [11,с 80]; В параграфе 9 той же главы приводится обращение герцога Альбы к жителям Нидерландов (1573г)[11,с87]. В основном, все письменные источники приводятся после параграфа в разделе «Заданий». В то же время, изобразительные источники находятся в самих параграфах и служат для наглядности и для наиболее простого усвоения материала. В параграфе 13 «Англия во второй половине XVII в» приводится изображение образца парадный доспехов Англии XVII в.[11,с 118]; в параграфе 17 «Литература и искусство XVII в» дается изображение картины «Ночной дозор» художника Рембрандта[11,с 138]; в параграфе 16 «Образ мира: наука и философия в XVI–XVII веках» - изображение Галилео Галилея с учеником, художника Ф. Парра [11,с 143]. Учебник наполнен источниками разного характера, которые позволяют расширять и углублять знания по истории. Учебник основан на цивилизационном подходе.

Учебник оснащен большим количеством карт: от карты XV в., которая отражает представления античного ученого Птолемея, считавшего, что Атлантический и Индийский океаны не соединены друг с другом, а потому морского пути из Европы в Индию не существует[11,с 5] до карты, обозначающей военные действия во время войны за независимость английских колоний в Северной Америке [11,с 215]. Карты представлены как в крупном, так и в мелком масштабе.

В полном объеме присутствует изобразительный материал. Большим успехом пользуются репродукции произведений искусства. Особенно много примеров приводится в главе 4: «Дама с горностаем», художника Леонардо да Винчи[11,с 125], «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» художника Рафаэля[11,c 127]; Много изображений памятников архитектуры и скульптуры: «Экстаз св. Терезы», скульптора Л. Бернини[11,с 136], «Пьета (Оплакивание Христа)»,скульптора Микеланджело[11,с 126]. Достаточно много места в этом учебнике отводится быту, науке, культуре и литературе. Но для систематизации картины мира в данный период, авторы рассматривают и внешнеполитические и внутриполитические события, экономические и социальные аспекты истории.

В данном учебнике выделяется отдельный параграф «Англия в эпоху Тюдоров». Посмотрим, насколько полно в ней представлена информация по рассматриваемой нами теме. Прежде всего, бросается в глаза, что политике Марии не уделяется внимания вообще, кроме как заметки о ее кровавых расправах, за что она получила свое прозвище. Елизавете, как влиятельной правительнице уделяется внимание в связи с завоеванием морей, укреплением Англии как морской державы, связями с Шотландией. Проблематика темы поднимается только в пункте «Англия становится владычицей морей»[11,с 67]. В нем кратко освещаются взаимоотношения Англии с сильнейшими державами Европы – Испанией и Францией. Безусловно, этого недостаточно для усвоения информации по внешней политике Англии второй половины XVI века. В изложении данной темы, можно привлечь материал из параграфа 8 «Могущество и упадок Испании» той же главы и из параграфа 27 главы 9 «Индия», в пункте «Начало завоевания Индии»[11,с 232] и пунктах 3 и 4 «Укрепление позиций английской Ост-Индской компании»[11,с 233] и «Ограбление Индии»[11,с 235].

Делая выводы по этому учебнику, мы можем сказать, что на наш взгляд тема внешней политики династии Тюдор рассмотрена достаточно слабо, есть много белых пятен, которые учитель может самостоятельно восполнить с использованием дополнительного материала.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.