Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности средневековой христианской философии.





Средневековая философия – это религиозная философия, а для религиозного мыслителя, какой бы религии он ни был приверженцем, есть истины, не подвергаемые сомнению. Идейная основа средневековой европейской философии — христианское учение, христианская вера.

Изначально христианство — учение непосредственных учеников Христа — не было философской системой. Его новые адепты, язычники, вносили в христианские общины идеи, которые были разработаны языческой философией. Некоторые фрагменты христианского взгляда на мир не были в целом обозначены в изначальной вере. Другие проблемы были определены верой, но требовали объяснения и понятийной формулировки. Очень широко в этот период использовались идеи Платона, Аристотеля, стоиков, киников, а впоследствии и идеи неоплатоников; под их влиянием формировалась философия христиан.

Христианская философия опиралась на античное философское наследие. Священая книга христиан — Библия содержит в себе целую серию фундаментальных идей философского плана.

Личностный характер нашего бытия, свобода, способность к речи, к разумной мысли, к любви. Вот это богообразные черты человека. Но, к сожалению, все эти черты человек может использовать во зло. Совсем другой природы новое библейское понятие любви (агапэ). Для грека естественным было полагать, что тот, кто любит — это человек. Для христианина любит Бог. Более того, Бог и есть Любовь. Христианство переоценило многие ценности: идеалом жизни мудреца в античной философии виделась горделивая автаркия (самодостаточность). В христианском понимании смерть – это прежде всего духовное явление. Смерть– это отделенность человека от жизни, то есть от Бога. Грех повредил всего человека, не только тело стало смертным, но и душа повредилась. Сам человек (своими собственными силами) не в состоянии справиться с грехом и спасти свою душу. Христианство внесло новое в понимание души и тела.



2. Патристика. Прежде всего необходимо отметить, что невозможно провести чёткую границу между христианской философией и христианским богословием. Христианская философия началась с патристики. Патристика (лат. patres — отцы) — направление философско- теологической мысли 2—8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов — Отцов Церкви.

В эволюции патристики могут быть выделены три содержательных этапа: (1) — ранняя патристика, или апологетика (2—3 вв.), связанная с деятельностью таких авторов, как Юстин; Тертуллиан; Климент Александрийский’; Ориген.

Центральная проблема патристикипроблема соотношения христианства с античным наследием, в рамках решения которой оформились как направление, ориентированное на гармонический синтез христианской идеи откровения с философской традицией античного рационализма (Юстин, Климент Александрийский и др.), так и направление, прокламировавшее их несовместимость и резко дистанцирующее христианство как ‘мудрость варваров’ (Татиан) эллинской книжной учености (Татиан, Тертуллиан и др.).

Климент Александрийский впервые поставил проблему соотношения философии и религии, веры и разума. Он считает философию и религию не противоречащими друг другу, а дополняющими друг друга. Христианство, по его мнению, объединило в себе древнегреческую философию и Ветхий Завет.

Татиан был ярым врагом античной культуры и философии в частности.

Василий Великий Кесарийский и др., синтезировавшие христианское вероучение и философские методы античности; а на латинском Западе — в деятельности Августина.

Центральное направление в развитии патристики этого периода — борьба с ересями (арианство, монтанизм, докетизм, монофизитство, гностицизм и др.), что связано с обретением христианством статуса государственной религии и официальной формулировкой христианского Символа веры на Никейском вселенском Соборе (325), конституировавшем основные догматы вероучения.

В рамках зрелой патристики оформляются тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита (‘Ареопагитики’), заложившие основы апофатической теологии и христианской мистики в целом. Апогеем латинской (написанной на латыни) патристики считается творчество Августина Аврелия (Августина Блаженного 354-430). Его самые известные произведения «Исповедь» и «О граде Божьем». Согласно Августину Бог не только сотворил природу, но и постоянно поддерживает её существование: Бог непрерывно воспроизводит мир посредством непрерывного творения природы.

Третий период патристики — поздняя патристика (5—8 вв.), центрирующаяся на проблеме систематизации христианского вероучения. Ключевая фигура — Иоанн Дамаскин (ок. 675—753) — византийский богослов и поэт, завершивший систематическое оформление основ христианской теологии; также Леонтий (ок. 475—543) на Востоке и Боэций (Анций Манилий Торкват Северин, ок. 480—525, осн. соч.: ‘Утешение философией’) на Западе. Систематизаторская деятельность Иоанна Дамаскина и ориентация Боэция на античную философскую традицию (прежде всего, комментарии к Аристотелю и Порфирию) заложили основы средневековой схоластики.

Философское понимание бытия. Основные формы бытия.

Иерархическая структура бытия.

Бытие - категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие целостности мира формировалось спонтанно: благодаря богатому духовному опыту развития мифологии, религии, искусства ему предшествовали промежуточные понятия и концепции. В результате возникла новая установка в познании и понимании окружающего мира. Если для греческих натурфилософов раннего периода действительность - многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то для их последователей (первый древнегреческий мыслитель Парменид) это вопрос всеобщей и постоянной основы этих изменений, которая и была названа бытием. («Бытие» производно от слов «быть», «есть»)

Учение о бытии - онтология, это важный элемент философского знания.

В основе Понятия «бытие» - убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия.

Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.

Основные формы бытия.

По способу существования бытие разделяется на два мира, на два способа существования или две реальности:

· Мир физических состояний или материальный природный мир.

· Мир сознания, идеальный мир.

Эти два мира тесно связаны друг с другом. Их комбинации позволяют выделить несколько форм бытия.

Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:

1) материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;

2) идеалистической. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложены сознание и душа человека.

Бытие человека:

1) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь);

2) специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум).

Бытие духовного, идеального:

1) индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;

2) объективно существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

Бытие социальное:

1) бытие человека;

2) бытие человека в обществе.

10.Расцвет средневековой философии. Схоластика, её основные представители.

Слово «схоластик» происходит от слова «школьный» - этой философии обучали в школах при монастырях и в средневековых университетах.

схоластика стала «вполне» христианской средневековой философией: Ее начало приходится на IX в., а развитие шло вплоть до XIV в.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.